Александровская колонна на Дворцовой площади |
Рассказывают, что графиня Толстая всегда приказывала кучеру объезжать Дворцовую площадь стороной - боялась, что Александровская колонна, ничем не закрепленная и удерживаемая на месте только силой своей тяжести, свалится прямо на нее. Того же опасались и некоторые петербуржцы. Поэтому архитектор Огюст Монферран каждый вечер демонстративно выгуливал любимую собачку вокруг своего шедевра. Постепенно страхи улеглись. И ныне Александровская колонна - одна из самых ярких и узнаваемых достопримечательностей Северной столицы, с которой связано много загадок . Вот некоторые из них...
На фотографии - реставрационные работы. Реставрировалась она несколько раз.
По официальной версии, Александровская колонна в центре Дворцовой площади Санкт-Петербурга воздвигнута в 1834 году архитектором Огюстом Монферраном по указу императора Николая I в память о победе его старшего брата Александра I над Наполеоном. При этом царь непременно хотел, чтобы монумент был выше Вандомской колонны в Париже, возвеличивающей французского императора.
Это пожелание было выполнено с помощью колоссального труда.
Подходящую гранитную скалу, из которой вытесывался ствол колонны, нашли в Финляндии, в Пютерлакской каменоломне. Мастера-каменотесы С. В. Колодкин и В. А. Яковлев обследовали ее и пришли к выводу, что камень вполне пригоден.
А ОНИ сумели! Трудились не менее трех лет, используя методику Самсона Ксенофонтовича Суханова - личности легендарной, артель которого возвела почти все гранитные шедевры Северной столицы. Это и огромные шары на стрелке Васильевского острова, и колонны Казанского собора, и знаменитую Царь-ванну, ныне, к сожалению, находящуюся в руинах Баболовского дворца в Царском Селе…
О работе артели Суханова писал один иностранный путешественник: «Им, этим мужикам в простых рваных полушубках, не нужно было прибегать к различным измерительным инструментам; пытливо взглянув на указанный им план или модель, они точно и изящно их копировали. Глазомер этих людей чрезвычайно точен».
К сожалению, секреты этой методики впоследствии были забыты, как и имя самого гениального мастера, закончившего дни жизни в нищете.
Литография «Подъём Александровской колонны в 1832 году». Автор Бишебуа Луи Пьер Альфонс, Байо Адольф Жан Батист.
Вторую ощутимую «пробоину» сделал рисунок. На нем изображена Александровская колонна в лесах, а подпись под ним гласит: D'aperes nature р. le P-le Grigoire Gagarine. Priutino, се 4 juine 1833. То есть в переводе с французского: «С натуры князем Григорием Гагариным. Дописано в Приютино. Сего 4 июня 1833». На рисунке ствол колонны как бы вырастает из какого-то капитального строения, похожего на церковь. Некоторые историки пытаются доказать, что это временная подсобка, которой пользовались строители в следующие два года после установки колонны.
Можно бы согласиться с этой точкой зрения, если бы не толщина стен, явно чрезмерная для времянки. Можно также предположить, что художник, отдавая дань романтизму, облагородил невзрачное сооружение, придав ему вид старинных руин. Но, а если это и на самом деле остатки древнего храма?
Эта картина никак не стыкуется с вышестоящей. Подъем Александровской колонны, 1832 год. Автор Александр Гаврилович Денисов (1811—1834).
Ангел с лицом Александра I…? Не похож на мужское лицо.
Много вопросов вызывает фигура ангела с крестом, выполненная скульптором Борисом Ивановичем Орловским. Историки утверждают, что лицу ангела приданы черты императора Александра I. Потому и колонна зовется Александровской. Но легко убедиться, что даже приблизительного сходства у ангела с императором нет, большинство исследователей не пытаются оспорить общепринятую точку зрения.
Профиль у статуи - греческий. Грудь, бедра, плавные изгибы тела - все говорит о том, что это женщина. Кстати, есть версия, что натурщицей для скульптуры послужила петербургская талантливая поэтесса и переводчица, которая знала 11 языков и которую высоко ценили Гете и Пушкин, - Елисавета Кульман (1808 – 1825 г.г.) . Это объясняло бы особенности фигуры ангела, но ее лицо также не слишком похоже на известный скульптурный портрет поэтессы.
Существует другая версия: колонну венчает статуя древней богини, лишь немного «усовершенствованная» в угоду монаршей особе, - у фигуры в руках четырехконечный латинский крест, основанием которого ангел попирает змею, что символизирует победу над «антихристом» Наполеоном.
Скрин-шот из фильма "Реставрация Александровской колонны".
Есть предположения, что Орловский изваял просто оригинальную скульптуру. При этом вполне можно предположить, что колонна гораздо древнее, чем считается. Известны рисунки Дворцовой площади, сделанные раньше 1830 года: колонна стоит, и ангел на месте, только без креста, и змеи не было видно. А если это, действительно, изваяние богини, дошедшее до нас от цивилизации, то значительно более древней, чем греческая и даже египетская?
Но как бы то нибыло "Столпник-ангел вознесён", - как писал Осип Мандельштам, который считается непревзойденным строением и достопримечательностью Санкт- Петербурга.
Рубрики: | Виртуальные путешествия/Санкт - Петербург |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |