На днях культурную столицу возмутило бескультурное ЧП. Компания молодых людей задумала развести огонь и приготовить шашлык прямо на памятнике "Медному всаднику".
И, увы, земля не содрогнулась под под копытом железного коня.
Холодный бронзовый памятник оживает только в художественном пространстве ...
Петр стоит на берегу дикой реки, на волнах которой качается утлая лодочка, а вокруг шумят дремучие сумрачные леса, кое-где торчат убогие избы «чухонцев». Но мысленным взором основатель северной столицы уже видит «дивный город», вознесшийся «горделиво» и «пышно» над одетой в гранит Невой, город, связанный с будущими государственными успехами и великими свершениями. Таким хранит образ Петра памятник.
Василий Суриков Медный всадник
Произведение Пушкина «Медный Всадник» стало началом мистической череды «петербургских» повестей и романов.
После выхода в свет поэмы Александра Пушкина, героем которой поэт сделал именно этот памятник, скульптуру нарекли Медным Всадником, хотя всадник на самом деле из бронзы. В определении заложена аллегория - сравнение с библейским "Золотым тельцом". Да, медь, а не золото, что конечно принижает значение божества, если таковым можно назвать Петра. Якобы есть этот подтекст у Пушкина, но если и так, то он подзабыт.
Максим Воробьев, "Исаакиевский собор и памятник Петру I.1844"
Открытие памятника Петру Великому на Сенатской площади в Санкт-Петербурге состоялось в конце лета 1782 года.
Монумент, впечатляющий грацией и величием, был поставлен Екатериной Второй. Над созданием конной статуи трудились французские скульпторы Этьен Фальконе (по рекомендации Дени Дидро), Мари Анн Колло и русский мастер Федор Гордеев, изваявший бронзовую змею под неистовым копытом Петрова скакуна.
Медный Всадник выполнен в античном стиле. Петр скачет на коне в сандалиях и лёгкой накидке, с коротким римским мечом в ножнах.
В одной из складок плаща Петра скульптор разметил надпись: «Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778 года», хотя создателя на открытие, состоявшееся через 16 лет, не пригласили.
Место расположения памятника Петру I выбрано не случайно. Рядом находятся основанное императором Адмиралтейство, здание главного законодательного органа царской России — Сената.
Екатерина II настаивала на размещении памятника в центре Сенатской площади. Автор скульптуры, Этьен-Морис Фальконе, поступил по своему, установив «Медный всадник» ближе к Неве.
Французский скульптор Этьен-Морис Фальконе, считавшийся лучшим в то время, потратил 2 года на создание проекта памятника. По мнению петербургских сановников он казался слишком несговорчивым и в его услугах перестали нуждаться, отправив обратно во Францию.
В подножие статуи установили монолит, прозванный гром-камнем,
Неотесанный камень призван был символизировать допетровскую Русь, которую «обработал» царь-реформатор.
Гром-камень был обнаружен в 1768 году казенным крестьянином Семеном Вешняковым в Ижорских лесах. А почему гром? По легенде потому что в него ударила молния.
Вес гром-камня был немногим меньше двух с половиной тонн (весь памятник весит около 22 тонн). С места, где глыба была обнаружена и признана подходящей для монумента, камень бережно везли около четырех месяцев.
Может быть история Гром-камня действительно символизирует историю русского народа, который, вытащенный из лесов, стал постаментом для монархов-реформаторов.
Поэт Василий Рубин в год открытия памятника написал:
Нерукотворная здесь Росская гора,
Вняв гласу Божию из уст Екатерины,
Прешла во град Петров чрез Невския пучины
И пала под стопы Великого Петра.
Сторонники Петра говорили, что монумент символизирует собой величие и славу Российской империи, и что Россия останется таковой, пока всадник не сойдет со своего пьедестала.
Вид на Медный всадник Художник Александрина Ирина Геннадьевна.
Во время войны с Наполеоном, Александр I, памятуя о предсказании, отменил свое решение об эвакуации памятника. Медного всадника не снимали с постамента и во время блокады и бомбардировок Великой отечественной, а лишь спрятали в гигантский деревянный короб и укрыли мешками с землёй и песком.
Легенд о памятнике ходило немало.
Например есть версия, что это сам окаменевший Петр. Якобы он развлекался тем, что перепрыгивал на своем коне с одного берега Невы на другой. В первый раз он воскликнул: "Все Божье и мое!", и перепрыгнул через реку. Во второй раз повторил: "Все Божье и мое!", и снова прыжок оказался удачным. Однако в третий раз император перепутал слова, и сказал: "Все мое и Божье!" В этот момент его настигла Божья кара: он окаменел и навечно остался памятником самому себе.
Этьен-Морис Фальконе задумывал «Медный всадник» без ограды. Но она всё же была создана, но до наших дней не сохранилась. Теперь благодаря вандалам, оставляющим на гром-камне и самой скульптуре свои автографы, а теперь и вовсе превратившим Медного всадника в место для летнего пикника, вскоре может быть реализована идея восстановления ограды.
А кто знает, может и у памятников терпение не безгранично. И гулко помчит Медный всадник по мостовой, преследуя очередного любителя пожарить шашлык на гром-камне...
P.S. Штраф за осквернение памятников по Российскому законодательству составляет 500 руб. Именно на эту сумму и были оштрафованы незадачливые шашлычники.