Жизнь страшно интересная
Сомнамбула |
Стилизация 2.
Сомнамбула.
Вместо эпиграфа:
«Существует огромная разница между: 1) прекрасным, свободным, ничем не омраченным миром природы, таким спокойным, тихим и непостижимым, и 2) нашей повседневной суетой, с её скорбными тревогами, переживаниями и спорами…».
«Описание цветка с любовью к природе - гораздо более заключает в себе гражданского чувства, чем обличение взяточничества, ибо тут соприкосновение с природой, с любовью к природе». (Достоевский).
Просыпаясь, видим мы остатки снов. Сонный мозг совсем отказывается от обыкновенных мыслей, туманится и удерживает одни только сказочные, фантастические образы. Эти образы имеют такое удобство, что как-то сами собою, без всяких хлопот со стороны думающего, - зарождаются в мозгу. И, неожиданно, сами собою же - стоит только хорошенько тряхнуть головой - исчезают бесследно. Да и все кругом, не сразу располагает к обыкновенным мыслям: теплая постель и холодный, подразумевающийся, пол. Отсюда, - хочется полежать….
Из сна-воспоминания.
Направо темнеют холмы и овраги - это край, высокий конец нашей деревни, затерянной среди лесов. Налево всё небо над горизонтом залито багровым заревом - восходящее солнце, невидимое за густым лесом, окрашивает вершины высоких елей, стоящих ровным строем сразу за опушкой. И трудно сразу понять смысл этого зарева. Был ли это далекий пожар, или, действительно, собирается восходить солнышко, его не видно. Вот такая была особенность утренней зари в нашей деревеньке, с претензионным названием «Старая».
Постепенно, даль становиться видна, как днем и её нежная лилово-розовая окраска пропадает. Тогда и поля за оврагами теряются, пропадают, в утренней дымке тумана. Словно укрывшись одеялом, даль скрывается в этом белом мареве.
По весне, ночи напролет щелкают и щебечут в кустарниках ивняка вдоль оврагов птицы, и поют соловьи, выдавая свои невообразимые трели. А под утро, в туман, вдруг, всё смолкает, - ожидая первых лучей Солнца, готового этот туман разогнать, согревая сонную природу. Это затишье завораживает своей таинственностью. Вот, только что, даже когда небо над лесом с востока окрашивалось - щебет птиц, соловьиные трели, стрекот кузнечиков доносился со всех сторон. Но, вдруг, природа замирала вся на некоторое время. И только-только из-за высоких елей блеснул луч солнца и быстро осветил окрестности - сразу, и гомон, гвалт, шум и шевеление словно вырывалось из плена. Перекликались птицы на подлеске опушки, перелетая с ветки на ветку, с березки на березку. Вороны, каркая, летели куда-то по делам. За ними и галки добавляли свои голоса, прыгая по веткам. А в березняке затрещали сороки-соседки, разговаривая-разбираясь в своих житейских делах.
День начинался весело. Природа не знает грусти.
И человек, грустивший сонно у костра - тоже просыпается окончательно и оптимистично настроенный идет за сухими дровишками, чтобы разжечь костер и согреться. В туманное утро всегда чуточку веет прохладой. Тем более у реки.
(Отступление) Природа и искусство - это две составляющие, - как материал и творение. Сопрягая творение и материал - мир создал красоту. Даже красоте надобно помогать: даже прекрасное предстанет уродством, ежели не будет украшено искусством. Ибо оно удаляет изъяны и полирует достоинства, и недостатки обращает в красивое.
Природа бросает нас на произвол судьбы - стоит прибегнуть к искусству! Без него и превосходная натура останется несовершенной.
Деревня расположилась на пологом спуске к реке. И не у моста же рыбачить, где движение, где люди ходят. И решили мы идти к дальним омутам. Под вечер в субботу и вышли. Там, за лесом, река поворачивала и образовала большие ямы-омута, с круговоротами воды возле упавших в воду деревьев.
Места те были отменные и не только ради рыбалки. Та с высокого холма видна была вся долина реки. И наша деревенька проглядывалась. Этот холм почему-то выделялся во всей нашей равнинной местности. И лес тут, на холме, рос хлипкий, низенький - одни осинки да березки. А всё дело в том, что холм был не земляной. Это была гора каменная и из нее брали камень-песчаник для строительства фундаментов домов со всех окрестных деревень. Интересно было проходить мимо карьера-разработки камня, сейчас уже заброшенного.
Не очень высоко - метров на 5 или 8 поднималась стена, словно выложенная пластами камней. Вся история Земли была видна. Миллионы лет назад тут, вероятно, было море-океан, и ракушки отмирали и падали на дно, образуя все эти пласты и превращаясь в камень.
Но чтобы дойти до реки, нам пришлось преодолеть бурелом - беспорядочно сваленные ураганами деревья. И ветер всегда здесь завывал в вершинах вновь выросших деревьев. Поэтому «холм» этот считался древним мистическим местом. Раньше тут проводились языческие обряды. Но мы проходили с другой стороны и на древнее капище не попадали.
Дорога петляла, потому что обходила вырванные корни елей и сосен. В этих ямах, под корнями были видны лёжки зверей: будто натасканные специально кучи сухих листьев и травы, примятые так, что видно было, как лежал тут кто-то из зверей. Где примято небольшое пятно - тут мог быть заяц или, наоборот лисица. А где продавлено большое место - мог залегать и медведь. Мы знали дорогу и срезали её повороты и петли, проходя по девственному лесу на спуск с холма. Вот и наблюдали звериные лёжки.
Только сойдя с горы, вышли мы вновь на широкую тропу, на дорогу к реке. И лес тут, в низине, был гуще, и будто бы потемнело сразу. Высокие кроны деревьев загораживали нам закатное солнце. К реке мы вышли уже в полных сумерках. Солнце было уже за горой и за лесом.
На песчаном берегу сразу собрали костер и поставили котелок с водой кипятить, заваривать чай. Чай травяной - из смородиновых листов с цветками смородины, растущей в изобилии по берегу реки. Начались приготовления к рыбалке.
Успел я в сумерках наладить «закидушки» свои и поставил их на ночь. Ночная ловля рыбы иногда тоже бывала успешной. Года два назад мы тут сома поймали, большого…. И в этот раз я закинул далеко в омут хорошо отлаженную снасть с толстой леской, с явным расчетом.
После чая, друг мой, назовем его Митрич, решил спать и стал устраиваться возле костра. Он скептически относился к закидушкам моим и колокольчикам. Он был заядлый спиннингист, даже в соревнованиях участвовал по спортивному рыболовству. И ходил он вдоль реки и вверх и вниз по течению, обследуя все коряги и ямки. А я же, как страстный рыболов-любитель, сижу с поплавочными удочками на заранее выбранном месте. Но вот понравились мне закидушки-донки. Колокольчики звенят, подвешенные на натянутой леске, сообщая о поклевке. И я даже литературу соответствующую прочитал. В нашей библиотеке, в разделе «Сельское хозяйство», был еще подраздел «Рыбоводство», а среди этих книг о разведении рыбы в прудах были книжки про любительское рыболовство. И там же, в книжках о рыбалке, я вычитал, что можно ловить ночью. «Ночная ловля леща» - к примеру, так и называлась одна маленькая брошюра.
Так вот, пока я возился на берегу, закидывая свои закидушки, - мой Митрич уже сходил за лапником, за еловыми ветками. Он передвинул костер в сторону, а лапник постелил на нагретый горячий песок. Я подошел и прогревал замерзшие холодные руки, протягивая их к костру. Митрич полулежал на согретом лапнике, закуривая сигарету.
- Вот и будешь тут всю ночь ходить, как это - лунатик! - говорил Митрич, выдыхая дым после первой затяжки.
- А это болезнь такая, - сомнамбулизм - называется. - констатировал он в конце, «блеснув» познаниями.
Я пока молчал в ответ, отворачиваясь от дыма костра. Крутил головой в стороны, потирал руки и вновь протягивал их к огню, приятно согревающему. Весенняя вода была очень холодная, да и похолодало к вечеру. Это в середине мая: вроде, когда черёмуха цветет, то и заморозки бывают. Весной всегда так….
- А как же «ловля леща по ночам»? - напомнил я Митричу. Ему я тоже давал почитать такую книжку.
- Ха! Там про зимнюю рыбалку было. - помнил Митрич. - А ты думаешь, рыбы по ночам что - не спят? -
- Ну, не знаю, - ответил я без юмора на улыбку Митрича.
- Не будет ночью рыбалки тебе. Все про сома того вспоминаешь(?!) - напомнил мне Митрич старую рыбалку - И то, тот сом под утро попался. Так что брось. Устраивайся вот. Я тебе и лапник принес. - и показал мне Митрич место устеленное лапником рядом с собой. Мы прилегли ногами к реке. Митрич смотрел на костер. А я смотрел на звезды, лежа на спине. Приятно грело спину, тепло проходило сквозь лапник от горячего песка.
- А смотри как интересно получается: сом, и «сом-намбула», - сказал я вслух, после некоторого молчания. - Вдруг, он не спит. Вдруг, по ночам он лазит по дну и ищет добычу себе, а? - обращался я к Митричу.
- Да ну! И то: сома надо на лягушку ловить, а у тебя что - черви!?! - сказал он скептически в ответ.
- Ага! Вот я сейчас попробую поймать лягушку. - и я стал подниматься.
- Её надо наверное «придавить» немного. Сом же «падаль» любит - мертвечину?! - спросил я совета у Митрича.
- Вот ты пристал - «сомнамбула». - шевельнулся Митрич, уже было устроившись спать и накрывшись снятой курткой. - Ну, придави чуть, чтоб не совсем сдохла сразу. Иди, лови своего «сом-намбулу», а я спать буду, не мешай! - и Митрич прикрылся своей курточкой с головой.
Так я оставил Митрича у костра, а сам пошел налаживать снасть на сома, - на своего «сом-намбулу». Поймать лягушку было не трудно, тут же на берегу реки. И вскоре снасть была успешно закинута в омуток, ближе к его середине.
Рыба все-таки не спала. Из четырех моих закидушек «срабатывали» две постоянно. Только тихонько позвякивали колокольчики, и я вскакивал от своего «созерцания» красот природы и ночного неба. Ловилась в основном мелочь: ерши чаще всего болтались на крючках. Но поймались и несколько хороших голавлей и подлещиков на ту закидушку, которая была закинута на стремнину, на переходе переката в яму.
И, вдруг, «основная», на сома снасть, подала «сигнал». Вероятно было уже за полночь: «Вот он, - «сом-намбула», и попался», - подумал я, уже приготовившись вываживать крупную рыбу.
Сом был. И, вываживая его я провозился долго, было сильное сопротивление, несколько раз я в воду заходил, боясь, что порвет леску от натуги.
Услышал всплески и Митрич, - он прибежал ко мне и держал на изготовке подсачек, который нам и не понадобился. Сом бы не влез в него. Вымотавшись, за 10-15 минут сопротивления, сом будто действительно уснувший, сонный, спокойно позволил подтянуть себя к песчаному берегу. Митрич увидел огромных размеров рыбину и вошел в воду сбоку от сома; он подхватил его руками около жабер и вынес подальше на берег и бросил на песок. Только тут сом начал прыгать и изгибаться. Мне пришлось взять подвернувшуюся палку и ударить его по голове, чтобы окончательно успокоить.
Дома мы узнали что сом, наш «сом-намбула», весил 7 килограммов и длина его около двух метров с хвостом….
Конец.
Метки: из личных архивов |
Турпоход на рыбалку |
Метки: из личных архивов |
Рассказ Калавай |
|
Разговор |
Получил интереную заявку от друга пишущего рассказы, писателя.
"Я собираюсь записать рассказ о том как Христос отбыл свой жизненный этап на Земле.я пока еще не знаю всех масштабов, но думаю, мы б с Булгаковым друг друга поняли".
И это было показательно, поэтому решил ответить адекватно, то есть по существу!:
"Замахиваться на большое рискованно! Но надо стремиться к большему, конечно. А еще вам дам подсказку: есть отличия переводов Библии. На русском языке озвучено немного не так, как написано в самом подлиннике. И на английском языке есть свой перевод Священного писания: перевод Короля Иакова! так называется.
Так вот! Есть у меня и тот и другой перевод. И при учебе в Семинарии я читал, имел возможность узнать и подлинник и другие переводы: немецкий, например, и еврейский.Так что. "Дух ходит где хочет" - так в русском переводе звучит. А на самом деле эта фраза в подлиннике другая!!!
Тут у вас будет большая трудность. Вы не знаете как на самом деле написано в Септуагинте и в Вульгате. Это древнегреческий и древнелатинский тексты Священного Писания! Они тоже имеют некоторые отличия.
История жизни Христа очень сложная! Если вам про чудеса писать, которые творил Христос, совсем опасно. Потому что только в Евангелии Ионна есть мистическое. А Лука и Матфей практики и писали четко и ясно!
Это сложная тема вами задумана. Сначала узнайте: чем отличается Вульгата - латинская, от Септуагинты древнегреческой! Раз!
Потом переводы Английский от русского! Два!
Немецкий от русского и английского! Три!
И увидите, что там, где Христос спросил Петра: Любишь ли ты меня? - он отвечал трижды: Ты знаешь, Господи! А Христос ему сказал в ответ разное, в разных переводах! В Русском: Паси овец моих! В Английском: веди корабль Мой! В немецком еще по другому! В Вульгате совсем другое.
Так и с чудесами: ходил ли Христос по воде? В Русском - он ступал по воде, в других переводах парил-летел над водой! И это только то говорю, что сразу вспомнил! А на деле там столько разночтений, что Католики воевали и до сих пор воюют за то, что, якобы они-то, мол, точно перевели и они правы! а Александр Невский побил крестоносцев на Чудском озере! Не согласившись с тем, что Христос летал над водой. Русские утверждают, что Он ступал по воде, ходил!Так что ваш замах серьезный! надо идти в архив, в хранилище-библиотеку и сследовать вопрос, чтобы правдиво и точно написать историю Христа! Вольтер как-то всю жизнь изучал эту историю и разуверился напроч и написал критическую книгу: Занимательное Евангелие, так примерно звучит".
Вот ведь какие серьезные сегодня писатели у нас бывают. Это к тому, что непросто в нашем полку писательском. Выводы делать надо самим.
Метки: из личных архивов |
Обращение |
Рассуждения вместо выводов.
Всем людям надо учиться. И всякому делу тоже надо учиться, чтобы дело, изученное, и нравилось и, знакомо делалось хорошо.
****
«Всему надо учиться. Только просвещенные и святые люди бывают интересны, такие люди и нужны. Ведь чем больше будет таких людей, тем скорее настанет «царствие божие на земле», о котором мечтают верующие», - так мечтали еще в 19 веке, во времена Достоевского и народовольцев. Они мечтали о новом мире:
«От наших плохих городов и разрушающихся домов не останется камня на камне - все переменится, все изменится как по волшебству. И будут тогда в новых городах большие, великолепные дома из стекла и бетона, чудесные сады и скверы, фонтаны необыкновенные, замечательные люди, гуляющие по городу…. Но главное не это. Главное что не будет толпы, в нашем смысле, в каком она есть теперь. Толпа неуправляемая, а направляемая туда куда надо «власть предержащим» - этого зла тогда не будет, когда много будет людей грамотных и ученых. Потому что каждый человек будет веровать, и каждый человек будет знать, - для чего он живет, и ни один не будет искать опоры в толпе: «как все делают, и я; как все живут и я». Милые люди, начинайте уже учиться. Покажите всем, что эта сегодняшняя неподвижная жизнь, - серая, грешная жизнь вам надоела. Начните учиться хотя бы ради самих себя, для себя!»
И конечно, все они осуждали «бездействующих» богатых землевладельцев - дворян и помещиков:
«Как бы там ни было, надо подумать, надо однажды понять, как нечиста, как безнравственна эта наша праздная жизнь, когда мы пользуемся всем готовым, не задумываясь - откуда все это берется. Поймите же, ведь если вы ничего не знаете и ничего не делаете, - то, значит, за вас работает другой, а вы заедаете чью-то чужую жизнь. А разве это чисто и правильно, - это грязно! Все надо менять. Надо учиться», - это слова народовольцев.
****
Это странное наивное рассуждение. И в таких мечтах, во всех этих чудесных садах, фонтанах необыкновенных чувствуется что-то нелепое. Но почему-то в этой наивности есть что-то прекрасное, что впору начать учиться. А ведь это заветы знаменитого Ильича, товарища Ленина, он решил воплотить мечты народовольцев. Ой-ой-ой! Все хорошо только методы, насильственного обучения счастливой «будущей жизни» неприемлет человек, неприжилось.
Идея хороша на вид, но в природе так не бывает. Кто-то кого-то ест: и овцы целы и волки сыты - в сказках. Жизнь много-много сложна, и требует жертв. Наблюдения за природой и жизнь на природе будет располагать человека к себе.
Используя знаменитую фразу: учиться… (трижды), я ходил в читальный зал Центральной библиотеки. Учился я конечно по своему профилю. Но когда увлекся рыбалкой - решил и тут, по тому же принципу, - учиться. Нашел через каталог, что все книги о рыбалке и рыболовстве находятся в отделе «сельского хозяйства». И я стал постоянным посетителем Сельхоз отдела. Сразу же, ну естественно, я заказал из хранения толстый том Сабанеева «Рыбы России». А потом начал читать книги и любительского рыболовства, в отличие от рыболовства промыслового. Всего я прочел 40 книг о рыбалке. И многое узнал, мне неведомое. Открыл для себя мир, в котором жили реальные люди. Выдумщики и изобретатели: представьте, что ночью опускают лампочку на дно и ловят рыбу, пришедшую на свет. При этом: надо все изолировать, провода подключить к батарее электрической. А зимой холодно, и делается все это в палатке на льду: сверлят две лунки, - одну для удочки другую для света. Светит лампочка от фонарика над самым дном, в 10-ти сантиметрах. А уж сколько изобретательных снастей описано было в книгах рыбаков-любителей….
Но главное все-таки, я заметил, во всех рассказах было красивое красочное описание природы. Описывались те места, где рыбаки ловили рыбу, всегда с огромной любовью. Все они любили природу!
****
Литература и искусство в современном мире утрачивает свою исключительную роль. Наука вступила в прямой конфликт с искусством. В отношении к искусству как к чему-то ненужному, либо чуждому - видно преломление процессов отрыва культуры от широких слоев народа, людей труда. Культура отрывается от людей, несмотря на то, что современное буржуазное общество создало массовую коммерческую культуру, которая представляет собой не что иное, - как суррогат, имитацию подлинных культурных ценностей.
Интересные факты разобщения культуры от рабочих слоев общества узнаем из исследований зарубежных социологов искусствоведов.
Каждый второй француз, как сообщает социолог, вообще не читает книг. То есть половина народа книг не знает, а у нас сегодня только школьники и студенты берут в руки книги иногда.
Среди рабочих и крестьян процент не имеющих возможностей и не пользующихся книгами значительно выше: трое из четырех рабочих, и четверо из пяти крестьян. 30 департаментов Франции не имеют библиотек с выдачей книг на дом.
Во всем современном мире телевизор стал всеобщим заменителем культуры. И при этом, несмотря на его широкую распространенность, значительные слои населения не пользуются им. Существенно и то, что большое число телезрителей в мире не владеют элементарной грамотностью. Грамотность населения и в нашей стране снижается заметно. Если анекдот про тупых неграмотных блондинок смешил раньше людей, то сегодня анекдотические персонажи живут в нашей реальности во множестве и всюду, в городах неграмотных еще больше чем в деревне. Наступили времена Фонвизина: «дверь она если на петлях висит, открывается - то она существительная! А ежели ее с петель снять, да к стене приложить - то дверь уже будет прилагательная!» И такое могут себе думать наши блондинки с купленным дипломом о высшем образовании! А зачем им географию учить - навигаторы сейчас есть, это тебе не извозчики, какие были до революции.
Какую культуру можно нести в такие массы!
Им нужно что-то шокирующее. Когда искусство скомпрометировано перед историей и обществом, в самих художниках рождается стремление разрушить его. И они разрушают все. Переделывают в пошлость классиков, оправдываясь - «это новое мое видение», «я так вижу» - снова анекдот!
Но и грамотность далеко не всегда служит средством приобщения к культуре. Например, социологи Италии по опросам телезрителей, - не утешают: из 100 телезрителей - 65 никогда не читают газет и книг. 15 ч. пользуются книгой крайне редко; 43ч. не читают газет…. Большинство итальянских телезрителей (51%) никогда не ходят в кино в кинотеатры, им хватает сериалов на телевидении.
Но суть вопроса не сводится к простой констатации такого факта. Из них можно сделать разные выводы. Исторически оправдан только такой вывод: передовую культуру надо сделать достоянием народа, а для этого надо изменить социальный порядок, мешающий приобщению людей труда к освоению лучших культурных ценностей.
Явно, что искусство переоценено. На фильм, в кинотеатр, рабочему человеку нельзя сходить - потому что стоимость билета равна прожиточному уровню трех дней человека труда. На открытие Большого театра, например, билеты на спектакль стоили больше чем месячная зарплата человека труда. Книги и газеты тоже дороги. Искусство переоценено, потому что не имеет поддержки ни от меценатов, ни от государства. Государство должно понять, что оглупляя свой народ, возвращая его к первобытному состоянию, не удержит власть свою, а получит новое восстание Спартака, или новую Бастилию.
Происходит сближение искусства с наукой, этакая «компьютеризация» искусства. Для документального направления это может быть как-то еще приемлемо: когда он-лайн общение происходит через интернет. Но нет оснований полагать, что границы между наукой и искусством в современную эпоху стираются или даже существенно смещаются, что они сближаются друг с другом. Наука не изменяется под воздействием искусства - это наглядно понятно. Тогда, значит, литература и искусство движутся в сторону науки, стремясь освоить ее способы познания мира. Явление это сложное и его никак нельзя оценивать однозначно.
Явления сближения найти очень трудно. В самом деле, - о каком сближении с наукой может идти речь, например, в музыке, в оперном театре, в балете, живописи и скульптуре.
При всех оценках действенность искусства не зависит от меры его приближения к науке. Искусство определяется тем, насколько глубоко и объемно художники раскрывают характерные черты жизни, ярко и впечатляюще они воплощают свои творческие открытия. Образное освоение мира - вот что было и остается основным свойством искусства, его энергией и мощью.
Если же, как сегодня, - искусство теряет свою самобытность, оно утрачивают и свою настоящую силу. Прямолинейное «сближение» искусства и науки обычно приводит к созданию таких произведений, которые: "ничем не обогащают научную мысль, и перестают быть явлением искусства".
Таким образом, сегодня можно говорить - о содружестве искусства и науки, нежели об их сближении. Известный физик Р. Оппенгеймер сказал: «Человек науки и человек искусства живут на краю непостижимого…. В работе и в жизни они должны помогать друг другу и всем людям». И в этом надо согласиться с большим ученым.
Конец.
Метки: из личных архивов |
Рассказ "Страх". |
Страх -
(рабочее название).
«Мой школьный товарищ, после школы поступил в сельскохозяйственный техникум. После службы в армии, (его забирали со второго курса), он не стал его заканчивать, а сразу уехал в деревню. Там он работу нашел в совхозе трактористом и быстро женился и, построив свой дом, обзавелся крестьянским хозяйством».
Так рассказывал мне мой приятель Николай, у костра у реки. Мы с Николаем частенько выезжали на природу, на рыбалку, просто «подышать свежим воздухом». Рыбалка была поводом, да и «подышать воздухом» - тоже, в основном, было поводом встретиться и пообщаться, пооткровенничать с моим другом. Он был истинный любитель рыбалки, но также был хорошим рассказчиком. А я был ему «оппонентом», как он выражался, - спорщиком, но и слушателем прилежным одновременно.
- Итак. Все вроде было у моего школьного товарища хорошо. Но что-то было не так - продолжил рассказ Николай.
- Хорошо жить в деревне: молоко, запах сена, природа вокруг. И сытый всегда и здоровый…. Может быть в этом и состоит счастье, в относительном спокойствии и достатке? - рассудил я в ответ.
Но друг принял спор, никогда он со мной не соглашался.
- Ты в этом уверен? - возразил он. - Счастье ожидает тебя в тихой деревне? Может быть, еще и крылышками машет, как фея, от нетерпения: «приезжайте все в деревню!» - так и ждет оно там! Еще, может быть, оно говорит: «где ты дружище, почему ты не идешь ко мне, к счастью своему. Нет! Это надо быть психом, чтобы делать такие выводы. Счастье никого не поджидает. Оно бродит по свету в длинных белых одеждах, распевая детскую песенку: «лети-лети лепесток, через запад на восток…». Но это наивное счастье надо ловить, ему надо еще понравиться, за ним надо еще и ухаживать, чтобы оно не убежало, не покинуло тебя. Так что не в том дело: что у человека все неплохо образовалось - житье-бытье в деревне, жена молодая и проч. Но был он, почему-то несчастен и, как-то так, - все одинок или отгораживал себя от всего света.
- Ну и что. Что тут удивительного! - сказал я. - Помнишь, я тебе рассказывал историю про женщину, которая жила одна и нелюдимо. Марфа такая, женщина здоровая и неглупая, во всю жизнь нигде не была дальше своего села. Она не видела города, не представляла себе суету улиц, с движением машин, а последние годы сидела у печи и только по ночам выходила на улицу. Её почитали «черницей», чуть ли не святой и ухаживали всем селом.
- Да. Нет удивительного в этом! - сказал Николай. - Людей одиноких по натуре, которые как рак отшельник или улитка, стараются уйти в свою скорлупу, на этом свете бывает немало. Может быть это атавизм такой, возвращение к прошлому времени, когда человек не был еще общественным животным и жил одиноко в своей берлоге. Но может быть это разновидность человеческого характера.
Но товарищ мой, кстати, его зовут Сергей Петрович, как и тебя! Тезка и по отчеству… - сказал мне Николай, желая продолжить свой рассказ.
Я не отозвался сразу, потому что глаза мне наполнил дым от костра. Я палкой помешивал в костре и подложил несколько новых полешек.
Места наши, в далекой провинции, были глухие, и реки еще полны были рыбой. Вот и сейчас всплески на реке были слышны в темноте ночи. Немного отвлеклись мы от разговоров. Я ходил к реке проверять свои донные снасти: на ночь забрасывал я на середину омутка закидушку с двумя крючками. Настораживал на леске колокольчик. Однажды, под утро мне попался сом, большой метр с лишним длины. С той поры я и ставлю на ночь по две донных снасти и не жалея насаживаю пучок червей, по два три штуки на крючок.
Вернувшись к костру, я продолжил разговор.
- Ты помнишь, как я сома поймал ночью. Вот и сейчас, червяка объели. Мелочь, наверное, в глубине ерши могут быть.
- Утром было, ты говорил, - сказал Николай.
- Да. Рано утром. А раз попался мне карп - часа два гонял меня по берегу. Видит, податься ему не куда и подошел сам к берегу. Здоровый был, я сам видел, но как-то, шут его знает, сорвался.
- Да, ну ладно, - попив чайку, Николай отставил кружку и удобно устроился у костра.
- Вот я и говорю. Был мой школьный товарищ нелюдимый. Когда встречал он меня около ворот во двор, всегда был грустный такой, как будто замученный работой. Я бывал у него часто и оставался дня два-три. Днем на рыбалку уходил, а вечерами мы общались и о многом говорили.
На реке и кое-где на лугу перед лесом поднимался туман. В свете полной луны, серебристый его верхний край красиво отсвечивал на фоне темного леса. Узкие клочья тумана, густые и белые, как молоко, бродили высоко над рекой, заслоняя отражение звезд в затихшей воде и цепляясь за прибрежные кусты. Они каждую минуту меняли свой вид: туманные облака, казалось, обнимались друг с другом, другие кланялись, третьи поднимали к небу руки с широкими поповскими рукавами, как будто молились… Они, эти облака тумана в лунном свете ночи, наводили на мысль о привидениях и покойниках. Потому что, начав рассказ о своем школьном товарище, Николай обратился ко мне:
- Скажи-ка мне, тезка Сергей Петрович, почему это, когда мы хотим рассказать что-нибудь страшное, таинственное и фантастическое, то говорим не из жизни, а обязательно из мира приведений и загробных ужасов. -
- Страшно бывает человеку то, что непонятно. Это же из детских практик: дети боятся темной комнаты, потому что не знают, что там внутри, - парировал я, вновь начиная спор с Николаем.
- А разве жизнь нам понятна? Вот скажи: разве жизнь мы понимаем больше, чем загробный мир? - и Николай начал свой обычный разговор.
Так мы всегда общались во время наших встреч. Мы могли откровенничать, потому что мы были искренними друзьями. Такую точную и редкую дружбу посылает нам Небо, для того, чтобы мы могли высказываться и спасаться от тайн, которые угнетают людей, пока они не откроются.
Рассказ - разговор Николая иногда прерывался моими репликами и возражениями, но я приведу его полностью, чтобы было связно и понятно.
- Наша жизнь и загробный мир одинаково непонятны и страшны. Кто-то боится привидений и покойников на кладбищах, а кто-то боится жизни - этих огней в небе, этого тумана на реке….
Если подумать в жизни есть много больше непостижимого и фантастичного, чем выходцы с того света - призраки и привидения.
Все знают монолог Гамлета: быть или не быть, ведь это перед самоубийством, когда он хочет его совершить, но не совершает. Он почему не убивал себя - да, просто он боялся тех видений, которые, быть может, посетили бы его в смертном сне. Этот знаменитый монолог хорош, как литературный шедевр Шекспира, но он меня не трогает.
Как другу признаюсь, иногда, в тоскливые минуты мне тоже рисуется смертный час. Моя фантазия изобретает самые мрачные видения. Все боятся смерти и того, что за ней будет. Конечно как дети, ведь Человеку тоже мало лет. Мы уже говорили об этом. По сравнению с динозаврами, которые прожили на земле 120 миллионов лет, Человек живет всего 4,2 или 4,8 миллионов. Ну в общем, пока наука думает, всего 5 лет Человеку. А Динозавры правили землей и жили 120лет. Все конечно в миллионах, но сути дела не меняет. Эволюция, то есть развитие продолжается. Человек переходит из младенчества к подростковому возрасту, становится не грудником-младенцем, а отроком. Не так давно Человек научился самостоятельно ходить. Ведь раньше он целиком зависел от природы. Не мог противостоять ни жаре, ни холоду. Приспосабливался, то шкуры наденет и прочее.
Теперь, вроде бы, Человек может уже жить в любую погоду и выжить может даже в открытом космосе. Но все это приспособление человечества на грани детской игры. Ведь все равно - в основной своей массе человечество не может выживать ни в жаре, ни в холоде. Как были мы младенцами природы матери, так до сих пор маленькие дети её. И мы должны бояться жизни, и многие боятся жить на белом свете.
Наверное, это считается психической болезнью. Нормальному, здоровому человеку кажется, что он понимает все, что видит и слышит. А вот такой человек, который боится жизни, утерял это «кажется» и изо дня в день отравляет себя страхом. Есть болезни - мании, боязнь замкнутого пространства и т. д., так вот, - есть болезнь «боязнь жизни». Когда человек лежа смотрит на траву и долго смотрит на козявку, которая родилась только вчера и ничего не понимает, то ему кажется, что ее жизнь состоит из сплошного ужаса и в ней, в этой козявке, человек видит себя.
- Что же, конкретно, страшного в этой жизни? - спросил я.
- А страшно все. Человек от природы мало знающий о загробном мире, о том, что такое судьба - вообще, редко обращается ввысь, в поднебесную. Бог отвлекает от страха перед обыденностью, от которой никто не может спрятаться. Лишенный веры в богов, человек поражается боязнью жизни, хотя боится себе в этом признаться.
Вот и хотел я рассказать тебе о моем школьном товарище, который был болен этой относительно новой болезнью человеческой, от которой не придумали лекарства.
Во-первых, он не способен был различать, что в его поступках было правдой и что ложь. И его тревожило это. Он осознал, вдруг, что условия жизни и воспитание заключили его в тесный круг лжи и обмана, и вся его жизнь стала ежедневной заботой, чтобы обманывать себя и людей и делать вид, не замечать этого. И ему стало страшно от мысли, что он до самой смерти не выберется из этого круга лжи.
- Так он поделился со мной своими переживаниями в последний мой приезд к нему.-
Вот он сделает сегодня что-нибудь, а завтра уже не понимает, зачем он это сделал. Жил, где родился, в городе, - поступил в Сельхозтехникум и испугался, приехал в деревню, чтобы заняться сельским хозяйством и снова испугался….
«Я понял, что мы мало знаем и поэтому каждый день ошибаемся, а от этого бываем друг ко другу несправедливыми, клевещем и обманываем других. Расходуем все свои силы на чепуху, которая нам не нужна и мешает нам жить, и это мне страшно, потому что я не понимаю, для чего и кому это нужно. Я не понимаю людей и боюсь их. Мне страшно смотреть на мужиков, я не знаю, для чего, для каких таких высших целей они страдают и мучаются и для чего вообще живут».
- Вот так он говорил, и я увидел все симптомы этой новой психической болезни. Жаль что я не медик, наверное, это какое-то маленькое открытие в медицинской науке. -
«Если жизнь - есть наслаждение, то работяги-мужики были, по его мнению, лишние, никчемные люди; ведь их жизнь в нужде и непроходимом, безнадежном невежестве. И непонятно, кому и для чего нужна эта каторга жизни: труд, мучения. Никого и ничего нельзя понять». - В тот раз он находился в таком необычном настроении, что говорил еще долго, а кончилось тем, что нас прервали, нашлись дела по хозяйству. И я только через месяц узнал, что друг мой умер, повесившись в сарае. Тогда я понял, почему он покончил самоубийством: он любил жену, но она его не любила, он любил жизнь, но боялся её. Это огромная эпидемия среди людей началась, таких судеб становится все больше…, к хорошему это не приведет.
Друг рассказывал мне свои истинные переживания:
«Знаешь, я могу рассказать тебе, как я глупо в жизни своей поступил. - Вот мне все говорят: у тебя милая молодая жена, прекрасный дом и хозяйство…. Думают, что я счастлив, и завидуют мне. Но никто не знает, скажу тебе по секрету: моя жизнь внешне счастливая - это недоразумение, и я её тоже боюсь.
Знаешь, скажу больше, моя семейная жизнь, которая кажется всем такой прекрасной, - моё главное несчастье и мой главный страх. Я женился странно и глупо. Сразу же когда я приехал я полюбил Машу безумно и ухаживал за нею два года. Я делал ей предложение пять раз, и она отказывала мне, потому что была ко мне совершенно равнодушна. В шестой раз, когда я, угоревший от любви, ползал перед ней на коленях и просил руки, как жалости и милости, она согласилась…. Она сказала мне: «Я тебя не люблю, но буду тебе женой…» - такое условие я с радостью принял. Я тогда понимал, что это значит, но теперь не понимаю: «не люблю…» - что это? Это туман, потемки…. Я ведь люблю её до сих пор, как в первый день свадьбы, а она по-прежнему равнодушна и, бывает рада, когда я уезжаю из дома….
Жестокая пытка! Оттого, что в наших отношениях я ничего не понимаю, я ненавижу себя, и все в голове моей перепуталось, я мучаю себя и тупею, и как назло она с каждым днем все хорошеет…. Я люблю и знаю, что люблю безнадежно…. Разве это понятно? И разве это не страшно? Это страшнее привидений и мертвецов!».
От многих переживаний друг мой, школьный мой товарищ, умер….
Вот такой рассказ поведал мне Николай. И это не в первый раз, мы многократно ездили с ним на природу: «воздухом подышать» и поговорить. И еще много-много разных вопросов обсуждалось в наших беседах….
Конец.
Метки: из личных архивов |
тело и душа. |
Метки: из личных архивов |
О счастье, из книги. |
Метки: из личных архивов |
Из "Лоскутков" |
Метки: из личных архивов |
Проблема поколений. мнение такое. |
Метки: из личных архивов |
Необычное мнение о Любви. |
(7 лоскуток) «Любовь».
Желание жить врожденно каждому живому организму на земле, и человек не может не хотеть жить, независимо от того, что ему нравится думать об этом.
Любовь к жизни – это один из видов любви. У этого понятия, обозначаемого таким общим словом в русском языке – «любовь», есть много разных толкований. В греческом языке разные виды любви и обозначались разными словами.
Эрос – любовь плотская, по-нашему. А филос – любовь предметная, это как филантропия – любовь к человеку, филология – любовь к слову, философия – любовь к мудрости.
Любовь божественная обозначалась в греческом языке, словом Агапэ. Так в Библии написано, что Апостолы собирались на Агапы – на «вечери любви».
Одним объединяется любовь всякая: это – забота и ответственность. Это составные элементы любви.
Но без уважения и знания любимого человека, любовь среди людей вырождается в господство и собственничество. От любви до ненависти – один шаг, говорит народ.
Материнская любовь – самый общераспространенный и самый общепринятый пример продуктивной любви. Тут проявляется сама сущность любви – забота и ответственность, а также желание, чтобы другой человек рос и развивался.
Любовь представляет плодотворную форму отношения к другим и к самому себе. Ради любви совершались великие дела, когда рыцари шли на подвиги во имя «дамы сердца». Когда человек любит кого-то или что-то, хочется ему что-то делать во имя своей любви. Хочется жертвовать собой, хочется служить! – любимой науке служат ученые….
Почему к уму, к учености склоняется слово о любви. О том большой поэт до нашей эры говорил. Поэт Овидий нравился и Пушкину. Он начал прославлять любовь с любви плотской. Две его эротические поэмы: «Наука о любви» и «Средства от любви» не чужды были откровенного натурализма, как наставления в вопросах взаимоотношений любовных, почти как «Камасутра». Но жизнь свою тот поэт закончил в изгнании. В 8 году император Август сослал Овидия на берег Понта Эвксинского, где он писал уже печальные элегии, с тоской о родине далекой:
«Чтобы тебя любили (долго) – будь достойным (той) любви, а этого не дадут тебе красивая наружность или стройная фигура – ты должен красоту физическую соединить с даром ума. Красота – ненадежное преимущество: чем больше стараешься, тем сильнее блекнет она, само время заставляет ее увядать. Не всегда цветут фиалки; и на цветочном стебле розы, когда на ней опадут лепестки, остаются одни шипы.
Так и у тебя, красавец, скоро покажутся седые волосы, придут в свое время и бороздящие лицо морщины. Старайся образовать свой ум – нечто прочное – и сделать из него помощника красоте: только ум остается с нами до могилы!» - хорошо сказал поэт Овидий, переживший все на себе.
«Чтобы заслужить любовь, мало одной красоты».
И другой великий поэт Омар Хайям говорил не плотской любви только: «Если полюбишь, то люби того, кто этого стоит. Незачем быть возлюбленному Птолемеем или Платоном, но нужно, чтобы было у него и немного ума разума».
«В этом мире любовь – украшенье людей,
Быть лишенным любви – это быть без друзей.
Тот, чье сердце к напитку любви не прильнуло
Тот – осел, хоть не носит ослиных ушей». –
Такие стихи о любви написал Омар Хайям.
Известная есть песенка, чтобы продолжить разговор: «О любви не говори, о ней все сказано
Сердце верное любви молчать обязано!»
Действительно. Не стоит переписывать тысячи слов о любви мужчины и женщины, сказанные поэтами всех времен и народов.
Я говорю о другой любви совсем. Любовь Агапэ. И словами протопопа Аввакума легче хочется сказать. Аввакум Петров был священником ревновавшим за «истинную» веру православную на Руси. Он был против реформы Церковной, которую проводил в свое время Никон-патриарх. Назвали тогда все движение расколом и старообрядчеством.
Так и старовер Аввакум погиб от рук нашей инквизиции. Да скрывают, говорят, что не было инквизиции на Руси, к сожалению была. Знаем, что Петр царь бил «батогами» староверов и гнал в Сибирь. А Аввакума сожгли живьем в бревенчатой бане, и троих его подвижников. Вот и вся любовь!
Но они не были врагами веры христианской, а более всего ревновали за порядок и за правду:
«Понимаете ли, что такое любовь (агапэ)? – говорил протопоп Аввакум – Голодного накорми, жаждущего напои, нагого одень, бездомного введи в свой дом, дай ему кров и ночлег; священников и иноков почитай – голову свою преклоняй перед ними; приходи в темницу, утешь узников, о вдове и сироте позаботься; грешника наставь на покаяние и научи творить заповеди Божии. Должнику помоги, обиженного защити, страннику укажи путь, проводи его и поклонись ему. И за всех молись о здравии и спасении. Это и есть сила любви!» - ничего вроде бы нового он не сказал, но он показал другую любовь – высшую любовь к людям, к человеку.
Любовь не может быть навязанной. Сколько бы ты не проповедовал и не поучал – любовь не придет. Любовь – это дар и дар тот приходит внезапно. Одна деталь, какое-то движение, увиденное вдруг, - на сердце человека воззожгет огонь. Бывает так.
В процессе жизни, вместе с человеком и любовь имеет законы своего развития, свой возраст, - вы не знали?
Есть у любви роскошная весна, когда любовь «цветет и пахнет», опьяняя. Есть лето жаркое любви, когда пылает все, зовет и манит-манит. Но, наконец, и у любви есть осень, как у жизни человека: и для одних, пора осеняя бывает теплой, светлой, плодотворной; а для других осеняя пора холодная бесплодна и гнилая.
Любовь частенько ошибается. В любимом видят то, чего нет у него и быть не может, но иногда – только любовь дает увидеть и открыть в возлюбленном прекрасные или великие черты, которые закрыты, скрыты наблюденью и уму бывают.
Любовь сильна и из любви творят непостижимое. Любовь торжествует над пространством и временем: ведь, любят через расстояния, и для любви все возрасты покорны. Любовь сильна и над бессильем плоти – она младенцу может дать львиные силы, если это правда дар.
Но можно ли любить всех-всех людей…. Конечно, нет, и даже это неестественно. А именно о том толкуют нам со всех сторон, внушают нам мечту-утопию о райском счастье.
А уж со словом и понятием любовь, что люди делают, что сотворяют: и в телевизоре и с паперти церковной, во всех газетах нам твердят – любовь, любовь. Так обесценили совсем понятие о ней.
Теперь не знают люди о любви, где истина. Когда навязывают нам ее чуть не из-под палки – «возлюби ближнего своего» - толкует церковь, и приняты законы от властей о толерантности.
Священникам хочется сказать в ответ – стыдитесь батюшка – любить ли проститутку или гея? – не могу. А извергов и педофилов и самоубийц, взрывающих себя в метро – нельзя любить, хотя бы они и ближние, соседи!.
Теперь к чему пришли – любви то нет, и не бывает. Правы остались те большевики 17-го года.
Вся любовь это, по Фрейду, лишь влечение полов, животное чувство и страсть порочная, если излишествует в жизни человека.
Так что все романы написаны по вдохновению от чисто животных чувств, а психология тут постольку и поскольку.
Конец.
Метки: из личных архивов |
О конце света. |
Метки: из личных архивов |
Из архивов |
Цитатник.
Память - это медная доска, покрытая письменами, которые время незаметно сглаживает, если, порой, не возобновлять их резцом.
О писателях.
Есть писатели разных типов:
1 - Это стилист, - тот кто колдует словами, сочетаются или нет; расставляются так, чтобы фраза звучала, журчала, скрежетала, царапала, ласкала.
2 - Нарратор, - это рассказчик, но не совсем. Умеющий подсадить и пустить читателя, как с горки на санках, увлекая своим рассказом.
3 - Носитель знания, - это информатор, дающий новое и неизвестное широкому кругу людей.
4 - Транслятор идей, - в текстах подает такие мысли, которые могут повлиять на жизнь человека, изменить отношение читателя к жизни.
Совместить этакое разнообразие сложно. Хотя во всякое время писатель бывает или тем или другим. Бывает преданные стилю, а другие преданы философии, что несут мысли свои и рассуждения от текста к тексту!
Метки: из личных архивов |
Пути Господни неисповедимы. |
Метки: из личных архивов |
Искусство слова. |
Искусство слова.
(конспект-переложение диссертации)
Действительность – понятие сложное. Она воспринимается как тот предметный мир, с которым мы соприкасаемся. Затем сюда (в действительность) включают отношения – политические, социальные, общественные события. Значительно реже в понятие «социальная действительность» включается духовная культура и психология людей. Но в понятие действительности входит не только зримое или открытое наукой, но и непознанное, процессы движения, развития мира. Действительность – безгранично разнообразна, непрестанно изменяющаяся, непрерывна в научном и художественном познании.
Для писателя существует два рода действительности. 1) Есть действительность видимая – та, в которой он действует, в которой живут все люди вокруг. И эта действительность как раз не является субстанцией романов и повестей. 2) Писатель творит свою действительность, которой в натуре нет, это художественный вымысел, пусть и не весь целиком.
М. Горький утверждал: «У нас бессознательное смешивается с интуитивностью. Интуиция возникает из запаса впечатлений, которые еще не оформлены мыслью, не оформлены сознанием, не воплощены в мысль и образ.
Я думаю, что с очень многими, почти с каждым из вас (писателей), бывало так: что они сидят над страницей час, два и все что-то не удается, но вдруг человек попадает туда, куда следует попасть. То есть завершает цепь познанных им фактов каким-то таким фактом, которого не знал, но предполагал, что он должен быть таков. И даже не просто предполагает, а прямо чутьем думает, что он именно таков. И все получается правильно. Это внесение в опыт тех звеньев, которых не хватало писателю для того, чтобы дать совершенно законченный образ».
И очень часто происходит так: внимание писателя привлекают определенные жизненные факты, события, люди, - но художественный замысел созревает лишь со временем, постепенно. Он рождается в процессе мучительных исканий и раздумий. И уже оформившийся замысел, часто, претерпевает существенные, коренные изменения.
Создавая художественные образы, писатель берет не общие предпосылки логики, а восприятие жизни; не абстракции, а конкретные явления действительности.
Пример со слов писателя: «Наконец, многое является плодом моей авторской догадки, как это обычно всегда бывает, когда лепишь не документальный, а обобщенный портрет».
То или иное жизненное явление иногда служит лишь возбудителем творческой мысли, фантазии писателя, которая обращается к событиям и явлениям иного рода.
В последние годы у нас широко обсуждался вопрос о воплощении в литературе жизненной правды. Подверглись суровой критике приукрашивание действительности, подмена правдивого ее изображения идиллическими схемами, уход от художественного анализа сложных противоречий жизни. Часто говорилось о воссоздании правды жизни во всей ее полноте, и значительно реже шла речь об общественной позиции писателя.
У широкого круга людей существует представление, что воплощение в литературе правды жизни – несложно: истина самоочевидна, она бывает ясна при первом же соприкосновении с ней. Но это чистая иллюзия. До «золота правды» необходимо, как говорят, еще докопаться, отсеяв его от множества разных примесей и шлаков. Жизненная правда не терпит верхоглядства.
И чем шире круг явлений, которые наблюдает и изучает писатель, чем они сложнее, - тем более важны обобщающие, живые идеи, тем более необходима общественная позиция и мировоззрение автора произведения.
Иные сторонники «чистой» жизненной правды полагают попросту обойтись без обобщающих идей, сосредоточив свои силы на простом воссоздании картин действительности. Однако, игнорирование живых идей, как показывает творческая практика, совсем не помогает воплощению жизненной правды – и, наоборот, ведет либо к мелочности, натурализму, либо к прямому искажению реального облика жизни.
Познавательная и воспитательная функции литературы органически связаны между собой.
Широкое распространение документальной литературы не является антиподом литературы художественного вымысла. Между сочинениями подчеркнуто документального жанра и произведениями, в которых определяющую роль играет художественный вымысел – существуют, своего рода, «смешанные», переходные явления. В центре которых стоят реальные события: «Молодая гвардия», «Повесть о настоящем человеке (Мересьев)», «Чапаев» и т. д. Жизненная правда становится художественной тогда, когда изображение людей и событий, человеческих характеров и их отношений в литературном произведении приобретает смысл и значение творческих обобщений.
Идейное развитие самого писателя – это непрерывный процесс, тесно связанный с его творчеством. «Быть с веком наравне» - это требование предъявляли к себе все подлинные художники слова. Требование это предполагает подлинную широту жизненных интересов художника слова. Он должен знать и понимать разнообразные явления современной, истории, развития философской и социально-политической мысли. Это предполагает соприкосновение его исканий с проблемами и завоеваниями современной науки и т. д.
Узость идейного кругозора отрицательно сказывается на творческом развитии и очень талантливых писателей. Надеясь на чистую непосредственность творчества, на «нутро», они быстро «выдыхаются». Часто в романах и повестях рядом с хорошо наблюденными и талантливо написанными картинами – приходится встречать неуклюжие, примитивные главы и абзацы, отличающиеся безвкусицей, свидетельствующие о явной недостаточности, бедности культуры их автора.
Писателю необходимо не только умение видеть, но и умение чувствовать жизнь, ее переливы и оттенки. М. Горький в свое время критиковал писателей: «Они знакомы с идеями, - отмечал он, - но у них идеи взвешены в пустоте, эмоциональной основы они не имеют…». И получается прежде всего патетическая декларативность и бескрылая описательность. Эмоциональная культура писателя сказывается во всем содержании произведения. Очень часто встречается излишняя описательность, бытовизм. Некоторые литераторы убеждены, что все увиденное и услышанное они обязаны возможно точнее передать в «художественном образе», особенно, если встречают еще неописанное. И страдают излишеством: отдельные выразительные сцены, эпизоды, детали – оказываются заваленными горой повествовательного мусора. Материал, не освещенный творческой мыслью и в сыром виде – всегда теряет свое значение.
Популярна и такая творческая позиция, - что писать, рассказывать обо всем нужно тихо, приглушенно медленно, якобы, - чтоб было понятно. Но такая унификация, кроме вреда, ничего не приносит. Как и наоборот восторженность. Н. Гоголь советовал по этому поводу: «быть высоким там, где высок предмет; быть резким и смелым, где резкое и смелое событие; быть спокойными тихим, где не кипит происшествие».
Авторов многих не очень удавшихся «широких полотен» не упрекнешь в незнании предмета. Они усердно собирают материал, изучают, много ездят по местам, встречаются с людьми и т. д. Но они – «не ведают что творят». Монументальности писатель стремится достигнуть за счет количественных накоплений. Монументальность и количество не одно и то же. А. Н. Толстой писал: «Искусство для своего обобщения не стремится к количеству опытов. Искусство стремится к поискам характерных фактов». И это происходит не по недостатку таланта, а из-за узости идейного горизонта. Талант и кругозор вещи взаимосвязанные.
Крупные художники слова свидетельствуют о том, что жизнь ломает, иногда, первоначальные замыслы, подчиняя себе творческое воображение художника, заставляет нарушить уже созданную концепцию произведения, представление об отдельных героях.
В процессе работы над романом «Воскресение» Лев Толстой неоднократно изменял многие образы и ситуации произведения. Писатель вначале намечал, например, следующее завершение: Катюша Маслова выходит замуж за Нехлюдова, они покидают Россию и поселяются в Англии. Однако, почувствовав, что такое развитие действия не соответствует всему пафосу романа и логике изображаемых характеров – писатель отказался от него.
«Художник только потому и художник, - говорил Толстой, - что он видит предметы не так, как хочет видеть, а так, как они есть». И Толстой писал одному из своих корреспондентов-писателей: «Живите жизнью описываемых лиц, описывайте в образах их внутренние ощущения, тогда сами лица сделают то, что им думается, - явится развязка, вытекающая из характера и положения лиц…»
Изменения творческого замысла в процессе работы, следование логике характеров – это не индивидуальная особенность Толстого или других писателей, а особенность освоения жизненного материала, с которым очень часто встречается художник слова.
Сложные связи мировоззрения и реальной действительности, идейных и творческих замыслов нельзя свести к простой и удобной схеме. Тут многообразие их взаимодействий. И в этом искусство было и будет!
Конец
Метки: из личных архивов |
Индивидуальность писателя. |
Творческая индивидуальность писателя.
(конспект-переложение диссертации)
Некоторыми людьми – писатель рассматривается, как ревностный регистратор и «передатчик» различных событий, изменений жизни, ее отдельных черт и примет. Это принижение роли художника. Когда реалистические образы видятся, как «точный снимок», когда реализм неотличим от натурализма.
Однако, писатель-реалист вовсе не граммофон, воспроизводящий записанные на пластинке мелодии. Он не компьютер, не робот, производящий операции по программе. И он не просто фиксирует все проходящее перед его умственным взором, а пытливо анализирует, отбирает, синтезирует факты жизни.
Ф. Достоевский писал, что требуется от художника: «не фотографическая верность, не механическая точность, а кое-что другое, больше, шире, глубже. Точность и верность нужны, элементарно необходимы, но их слишком мало; точность и верность покамест только еще материал, из которого потом создается художественное произведение… Эпического, безучастного спокойствия в наше время нет и быть не может; если б оно и было, то разве только у людей, лишенных всякого развития и одаренных чисто лягушачьей натурой, для которых никакое участие невозможно, и\или наконец, у людей, вовсе выживших из ума. Так как в художнике нельзя предполагать этих трех печальных возможностей, то зритель (читатель) и вправе требовать от него, чтобы он видел природу не так, как видит ее фотографический объектив, а как человек видит».
Жизненная правда в творениях искусства не существует вне индивидуального видения мира писателем. Если перед нами художник, стремящийся познать эти явления, то сила и острота его видения мира и характеризуются умением уловить, открыть внутренние процессы жизни, показать характеры и типы, рисующие с новой стороны человеческую деятельность, психологию людей.
И Тургенев, характеризуя подлинного художника говорил: «Важно в литературном… да, впрочем, я думаю, и во всяком таланте, то, что я решился бы назвать – своим голосом. Да, важен свой голос. Важны живые, особенные, «свои собственные» ноты, каких не найдется в горле у каждого из людей… Для того, чтобы, так сказать, и «эту самую» ноту взять, надо иметь именно такое, особым образом устроенное горло. Это как у птиц… В этом и есть главная отличительная черта живого оригинального таланта художника».
Еще цитата: «В каждом талантливом человеке скрыто достаточно материального сырья, своего материала. (Во впечатлениях, в опыте жизни, в мыслях). Так надо его извлечь, надо этот материал обработать, а не пользоваться тем, что приготовлено другими до тебя… Свое, пусть маленькое, но свое – вот что имеет большую цену в литературе (и искусстве), и это всегда было интересно читателю.
А. П. Чехов справедливо отмечал: «Оригинальность автора не только в стиле, но и в способе мышления, в убеждениях и проч.». Многократно повторяемое «я» - это отнюдь еще не признак творческой индивидуальности.
Органическим свойством словесного искусства является неизменная ориентация на читателя. Еще Короленко подчеркивал, по этому поводу: «…Слово дано человеку не для самоудовлетворения, а для воплощения и передачи той мысли , того чувства, той доли истины или вдохновения, которыми он обладает – другим людям… Автор должен постоянно чувствовать других и оглядываться (не в самую минуту творчества, но) на то – может ли его мысль, чувство, образ встать перед читателем и сделаться его (читателя) мыслью, его образом и его чувством».
Открывая новое в жизни, передовой художник всей системой созданных им образов стремится убедить читателя в истинности своего понимания жизни, в истинности своих идей, эстетических принципов.
Но хорошо известно, что множество писателей, кто обращается к «вечным» темам бывают забыты и не восприняты. И это понятно. Те кто в поисках «вечного» (любви, счастья) обособляются от жизни, от действительности, от современности – утрачивают нечто существенное. Тот кто безразличен к нынешнему, к близкому, внутренне чужд и «далекому».
Связь подлинного художника с современной действительностью проявляется не в том, что он рисует знакомые приметы времени. Она выражается в художественных открытиях мира, тех, которые способны поразить читателя, захватить его до глубины души, покорить своей убедительностью, помочь ему понять и жизнь и самого себя. И это, часто, проверяется временем, и только оно может поставить свою окончательную (точку) оценку.
История литературы знает немало фактов, свидетельствующих об определенном расхождении между событиями жизни писателя (биографии) – с характером его творчества. Опыт своей жизни не является для творчества безусловным, иногда противоречит ему. Это заметил еще О. Бальзак: «У Петрарки, лорда Байрона, Гофмана и Вольтера – характер и гений сродни. Но вот Рабле – был человек умеренный, опровергал в своей (собственной) жизни излишества своего стиля и образы своей книги… Он пил (одну) воду, восхваляя молодое вино. Как и Брийа-Саварен, который ел совсем немного, прославляя обильную пищу и изыски. В Великобритании – священник Матюрен – был кокетлив, галантен, чтил женщин, - но этот же человек творил ужасы в своих книгах, по вечерам он превращался в дамского угодника, в денди ( «Ева», «Мельмот», и\или «Бертрам» и др.). Таков и Буало, чьи мягкие, изысканные беседы ничуть не соответствуют сатирическому духу его дерзкого стиха».
Охарактеризованное Бальзаком явление можно продолжить другими многими примерами. Фет – был тонкий лирик, певец любви, природы, красоты – в произведениях отрешался от злободневности. А в жизни он был расчетливым хозяином, строгим и экономным до копейки, с женой не очень учтив.
На творческую индивидуальность накладывает свою печать – время, эпоха. Так бывает в переломные годы истории, в периоды общественного подъема и в пору кризисных социальных процессов – рождаются необычные таланты. Несхожесть творческого «я» и реальной исторической личности писателя происходит и из-за основных принципов целых литературных течений. Классицизм, романтизм, критический реализм – все давали в свое время своих талантов и гениев.
Ориентация на действительность включает в сферу литературы и искусства многие явления жизни, которые до того были «незначительными», неинтересными, недостойными внимания. Происходит это потому, что грани между эстетическим и тем, что считалось некультурным – стираются в жизни. В переломные периоды в поле зрения писателя входят разнородные и в то же время взаимодействующие явления, которые он претворяет в художественные обобщения, выражая к этим явлениям свое отношение.
И именно свое индивидуальное переживание и отношение в жизни писатель все же вносит в свои произведения. «Чтобы написать роман – отмечает Достоевский – надо запастись одним или несколькими сильными впечатлениями, пережитыми сердцем автора действительно (прочувствовано)».
«В каждом персонаже есть часть души художника, - пишет Валентин Катаев – героя нельзя просто выдумать, писатель должен «войти в него», ему он должен отдать часть своей души и сердца: тогда писать легко. Автор никогда не говорит себе: «Я буду писать про Саньку и Митю». Нет, он должен стать Санькой и Митей, войти в их биографию, как в свою, перевоплотиться в воображаемый образ. Это очень трудно. Тут литератор приближается к искусству актера, только актеру легче: у него есть кем-то написанная роль, и у каждого актера – одна роль. А писатель, создавая образы своих персонажей, сам поочередно перевоплощается в каждого из них».
В этом перевоплощении познанное и пережитое автором предстают в органическом сплаве, в одном произведении.
Художники-реалисты очень часто обращаются к социальным, историческим явлениям, свидетелями которых они не были и не могли быть. Поэтому трудно признать справедливой нередко высказываемую мысль – будто «большой писатель – человек большой биографии». Бывает и так, но бывает и иначе. Биографии Гоголя, А. Островского, Чехова, да и многих других выдающихся писателей не отличались обилием внешних событий.
О переживаниях писателем своих образов известен такой факт: когда автор описывал драку и удар ножом в печень герою своему, - описывая чувства героя, писатель сам ощутил, в реальности, боли в боку. У него образовалось покраснение и опухоль на теле, вплоть до больничной койки. Так психологические переживания отразились на физическом здоровье писателя.
Реализм – это не творчество на подножном корму. В художественном освоении жизненного материала существенно не только знание материала, приобретенное с помощью документов, книг, свидетельств участников событий. И это тоже труд – собирание материала. Но важна и внутренняя близость этого материала творческой индивидуальности писателя, увлеченность его этим материалом, взволнованность им.
Известно немало фактов, когда одни и те же явления жизни, в произведениях разных художников получали разное художественное истолкование. И развитие это не в том: что одно из произведений дает верное изображение действительности, а другие – искаженное. «Для реализма характерна не узость, а напротив, широта взглядов, - писал Бертольд Брехт – Ведь сама действительность широка, многообразна, полна противоречий… Есть много способов сказать правду и много способов утаить ее».
Процесс художественного исследования жизни многие нередко рассматривают как простое «коллекционирование» отдельных черточек, признаков, деталей, или, того хуже, как своеобразное «списывание». Оно, конечно, не является «списыванием». Художественное творчество ничего общего не имеет и с «коллекционированием». С помощью аккуратного собирательства можно накопить немало материала, но если не будет «архитектурного» проекта, который предусматривает целостный образ, - то материал использовать окажется невозможным. В «проектировании» литературного произведения, в которое писатель вкладывает художественные свои открытия, - важнейшая роль принадлежит творческому воображению. «Главное в поэтическом таланте – писал Чернышевский, - так называемая творческая фантазия.
В разной форме мысль о громадном значении воображения в художественном творчестве мы можем встретить в высказываниях разных писателей.
«Художественность, - отмечает М. Горький, - без «вымысла» невозможна, не существует».
К. Федин заявляет в письме начинающему: «Факт в большинстве случаев – лишь точка приложения силы, которую мы зовем фантазией. Вы, кажется мне, переоцениваете значение жизненных (фактических) познаний писателя по сравнению с его работой «сочинителя». Вы умаляете вымысел. Сейчас, после окончания (своей) дилогии, в общей сложности 60 печатных листов, я оцениваю соотношение вымысла и факта – как 90 (вымысел) к 10-ти процентам (факта). Конечно, я много знал и знаю жизненных фактов из русской действительности 1910 – 1919 годов. Но только оттолкнувшись от них в простор воображения, я мог сочинить людей, в жизни мною никогда не виданных, не встреченных, но как бы «условно» живущих».
Защита писателями прав творческого воображения означает решительное отрицание безликости, серости, натурализма в литературе. Бескрылое описательство находит поддержку только тех, кто выступает за достоверность. Достоверность выступает противоположно надуманности, явному сочинительству.
Однако, хорошо известно, что яркие художественные образы, хотя бы преувеличенные (гипербола), как у Салтыкова-Щедрина – неизмеримо достовернее, чем усердное и в то же время унылое описательство. Творческая фантазия должна помогать - глубже раскрыть реальные связи действительности, ее развитие. Но она же может превратиться и в пустое фантазирование, если уводит художника от жизни в мир абстракции и иллюзорных представлений. Во всем важна мера и разум – вот тут талант и нужен.
К. Федин так писал по этому поводу: «Это процесс творческий. Его результат есть создание образов, буквально – «воображаемых картин», рисующих как бы квинтэссенцию действительности или правду жизни. Задача фантазии художника в том, чтобы идти следом за таким развитием образа, которое логично. Это значит, что фантазия не должна превратить образ в фантасмагорию. Фантазия не исключает логики».
Живую связь творческого «я» и материала действительности отмечала В. Панова, литкритик: «Большая ошибка думать, что если писатель даровит, то он может писать о чем угодно. Без собственного материала, интимно выстраданного, заветного, писательский талант – пустой звук, не имеющая общественной ценности безделушка, отвлеченность, которой не в чем материализоваться».
Еще более важное значение, чем материал действительности, в формировании стиля имеет внутренняя ориентация на читателя, которая подсознательно или в осознанном виде проявляется в течение всего творческого процесса.
Ориентация на читателя для талантливого художника не означает меру ограничения его творческих замыслов и исканий. Наоборот – это сила воздействия его произведения, к которой он стремится, наглядно предстает и зовет его к работе.
В связи с этим Алексей Толстой: «Из своего писательского опыта я знаю, что напряжение и качество той вещи, которую я пишу, зависит от моего первоначально заданного представления о читателе… Характер читателя и отношение к нему решают форму и удельный вес творчества художника. Читатель – составная часть искусства».
Сходные мысли высказывает и сербский писатель Иван Лалич: «Его тень (читателя) – стоит, склонившись за спиной писателя, когда он сидит за чистым листом бумаги. Она присутствует даже тогда, когда писатель не хочет это присутствие осознать. Это читатель ставит на чистом листе свой невидимый знак, свидетельство своей любознательности, своего невысказанного желания однажды взять в руки законченное произведение писателя».
Поэт Михаил Светлов, отмечая значение связей писателя с читателями, характеризовал их (связи), как беседу, придав расширительный смысл для всего искусства: «Все искусство, даже пейзаж – беседа!».
Искусство слова – писательское творчество дело непростое, а очень сложное и несмотря на талант человека рассказывать «байки» друзьям, чтобы быть писателем надо учиться, надо знать многое о литературном мастерстве.
Метки: из личных архивов |
Про Гениев, из книги. |
Метки: из личных архивов |
Из книги Счастье, виток эволюции. |
Метки: из личных архивов |
В защиту лит-ры! |
Метки: из личных архивов |
В защиту лит-ры! |
Метки: из личных архивов |
О писательском приеме. |
|
Рассказ |
Метки: из личных архивов |
Побег из детдома. |
Метки: из личных архивов |
Побег, рассказ |
К «Лоскуткам» добавление.
Вступление.
___________
В душе человека есть все, что есть на Небесах, и еще есть много другого, чего на Небесах нет.
Метки: из личных архивов |
Рассказы старца |
Рассказы Старца
Во время войны это было, в Горьковской области. В лесное село, в крайний дом, огороды которого начинались сразу от леса, зашли двое небритых мужиков с ружьями за плечами.
-Дай хлеба! – резко спросил старший, едва войдя в низкую дверь. Младший, с едва проклюнувшимися усиками, переминался у порога возле печи. В доме на лавке за столом сидела женщина. Маленькие девочки от испуга прижались к ее коленкам с двух сторон. Их было трое, и все три девочки дрожали от страха. Они слышали, что шла война… но мужики с ружьями были не в военной форме. Страшный и небритый, в простом бесформенном костюме, требовал что-нибудь поесть. Хозяйка отрезала хлеб, лежавший под полотенцами на столе, два больших куска и подала их просившему. – Дай еще что-нибудь. – требовал страшный человек, не двинувшись с места. Женщина, отодвинув девочек в сторону, прошла за перегородку в другую комнатку к печке, взяла с окошка кусок сала и отрезала два больших куска. Старший передал один кусок хлеба с салом молодому и они ушли.
Это были дезертиры, как потом рассказала девочкам мать. Приходили соседки и говорили между собой о страшных событиях, а девочки лежа на печи, все слышали и серьезно боялись: дезертиры грабили в домах в соседней деревне. И они даже убили мужика-старика который сопротивлялся не желая отдавать им свое имущество. А потом были голодные послевоенные годы, когда лепешки делали из весенней травы, собранной по оврагу. И хлеб был горький, испеченный из семян пыльной полыни.
Такие, и другие многие события произошли в жизни пожилой женщины, которая ходила к нам в восстанавливаемую Церковь, помогала по хозяйству и стояла, в дальнейшем, за свечным столом продавала свечи, крестики, иконки.
Этот сельский Храм был построен в 1907 году, как было написано на сохранившейся большой табличке, на средства прихожан и жертвователей, сельских купцов. Когда Храм начали восстанавливать, он представлял из себя жалкое зрелище. За время Советской власти, что только не было с этим Храмом. И общественные помещения в нем были, какие-то конторы. И склад в нем был. Купол снесли еще в 30-м году. А в последние годы зерно в нем хранили, колхозное. Зерно вывезли давно, лет 10 назад, колхоз тогда зернохранилище себе построил, а Храм оставался бесхозной открытой развалиной. Голуби, которые поселились под крышей, еще когда там был зерносклад, за последние годы накидали на пол столько помета, что по углам и в алтарной части помет доходил толщиной чуть не до колена. Но и мусора, упавшей штукатурки, битых кирпичей хватало по всему Храму.
К восстановлению Храма подключились и местные жители. Не только пожилые верующие, но позвали они и молодых своих детей-школьников. Школьники на тележках вывозили мусор и голубиный помет, лопатами и метлами сгребая его из всех углов. Так, силами всех помощников мы сначала очистили Храм и начали его помаленьку восстанавливать.
Священником от Епархии назначен был к нам отец Сергий. Но он жил в райцентре и служил он в тамошнем Храме. У него семья – четверо детей и жена на сносях с пятым. И к нам он приезжал только по выходным и по праздникам. Создан был приходской совет, и председателем его стал председатель колхоза. В совете же были и бухгалтер этого колхоза, да и бывший учитель физкультуры, пенсионер.
У меня был некоторый опыт по восстановлению церквей и поэтому меня направили в это далекое село, помочь строительству. Раньше я участвовал в восстановлении Храмов в Свердловской области. А тут, в Поволжье, случайно познакомился с отцом Сергием, он и рекомендовал меня перед Епархией к себе в помощники.
Так что, в отсутствие священника, мне приходилось читать Часослов во вновь восстановленном наполовину Храме, устраивать подобие молебнов, и по утрам и вечером.
С восстановлением религии в нашей стране в Храмы потянулись люди. И в наш Храм заходили часто не одни только пожилые, но и молодежь были частыми гостями. Бабушки же из местных помогали и мне и на службах священника. Вот и эта пожилая Зинаида работала у нас в Храме за свечным столиком, продавала свечи. Она и рассказала мне о своей нелегкой жизни.
Человек, одетый в рясу, да еще и читающий в Храме молитвы, воспринимался в селе у людей, как священник. Ко мне так и обращались все местные жители, здороваясь при встрече: «Здравствуйте батюшка!». Конечно, прихожане все знали, что я никакой не священник, а приехал как строитель, но не стоило разубеждать людей верующих. Ко всем церковнослужителям люди относились, как к приближенным к Богу, и часто приходили с вопросами, за советом по вопросам не только религиозным.
Вот и бабушка Зина пришла ко мне, еще в самом начале, когда Храм не был восстановлен совсем, когда мы только мусор выгребали. Тогда службы и богослужения отец Сергий проводил в домике рядом с Храмом, в таком бывшем складском помещении, типа большого гаража. А я и жил в комнатушке, в этом же домике прицерковном.
Вечером и осталась бабушка Зина после службы, проводив священника, который уехал в райцентр на старой «копейке» своей. Я было занялся в своей комнатке чтением из Жития Святых, думал подготовить проповедь небольшую на следующую седмицу, пока не будет священника, мы бы получили пользу во время чтения часов и молебнов во все дни до его приезда.
И пришла бабушка Зина с грустным видом. Вид ее морщинистого лица выдавал, что она проплакала всю предыдущую ночь. Красные мешки, под тусклыми от влаги слез глазами. – «Прости мне, батюшка, - сказала она, вытирая платком снова наворачивающиеся слезы – Уж я было отчаялась совсем!» И не давая мне опомнится, опешившему от такого откровения, она стала говорить и говорить про свое горькое положение….
Говорила она путано и нескладно, то вспоминая что-то из прошлого, а то сетовала на сегодняшний день. И закончилось это тем, что бабушка Зина хотела завещать (отдать) все свое состояние Церкви, и даже свой дом. Чтобы жить при Храме и молиться Богу за все грехи свои и своих отца и матери, за весь род свой. Муж ее давно умер, и она одна воспитала сына. Сын ее давно уехал в город и там женился и жил своей жизнью. Раза два, к ней в село привозили и двух внучек, на недельку и на три дня. Но вот уж более 5-ти лет, сын не приезжает из города. Как сейчас модно, наверное, среди молодежи забывать своих стариков, бабушка Зина позабыта и «позаброшена».
Из всего имущества есть у бабушки Зины 6 тысяч денег на сберкнижке, это еще советскими, до реформы (это по тем временам стоимость машины или 60 зарплат, это много), которые все она хочет отдать в Церковь священнику. Конечно, она понимала, что деньги не загладят всех ее грехов, своих и рода, говорила мне бабушка Зина, но она была в отчаянии.
Как мог, я начал беседовать с ней, постарался упокоить плачущую бабушку Зину. И объяснил, тоже как мог, что не надо отдавать деньги, тем более дом свой, что Бог это не человек-старик из сказок детства и ему наши материальные приношения не нужны. «Бог не в рукотворных храмах живет» - сказано в Писании.
В тот первый вечер «откровения помыслов» мы беседовали с бабушкой Зиной от вечера до поздней ночи. Читал я выдержки из священного Писания, чтобы аргументировать свои слова. Потом, проводив ее, я совсем не спал до утра, все готовился к серьезной беседе: перебрал и Жития Святых, и Патерики перелистал, читал и проповеди наших Пастырей.
С этого и начались наши религиозно-жизненные беседы. Сначала бабушка Зина привела с собой соседку-подругу, которой обо мне и о своем откровении. Подруга тетя Соня, чуть помоложе бабушки Зины, тоже хотела бы «исповедаться». Пришлось начинать нам все сначала. Мы разъяснили из учебников Закона Божьего, что исповедь перед священником бывает. И что исповедь это не рассказ о житье бытье с мелочами и подробностями. Наше же с бабушкой Зиной «откровение помыслов», по словам тети Сони, и по словам самой бабушки Зины, - много помогло и облегчило им жизнь. А затем, и чтения из Жития Святых и из Патериков во время наших вечерних бесед помогают понять и пережить трудные времена.
Вскорости распространилась слава о моих беседах по всему селу. И каждый вечер, почти, собиралась в Церковном домике, рядом с Храмом некая небольшая община – для чтения религиозных книг и для беседы о нелегкой сельской нелегкой жизни. Жизнь вокруг, действительно становилась все сложней и труднее. Колхозы разваливались, предприятия закрывались, люди оказывались без работы и в трудном положении. Молокозавод в районном поселке и тот закрылся.
Храм вскоре стал действующим и к нам назначили нового священника отца Владимира, который приехал с матушкой Людмилой и стал настоятелем Храма. А мне пришлось прощаться со своей общиной. Вместо меня нашими «вечерами» стал заведовать молодой священник, мы с ним обо всем переговорили. Иногда священника заменяла его матушка Любовь, которая «загорелась» и взялась за эти «вечера чтения» религиозной литературы. Она быстро заслужила любовь и доверие всех прихожан. Оставив общину в надежные руки, отцу Владимиру и матушке его, я попрощался и с тетей Соней и с бабушкой Зиной. Случилась оказия, и мне надо было ехать в другую Епархию, а с общиной той мы переписываемся до сих пор.
Конец.
Метки: из личных архивов |
Кто такой - писатель! |
Метки: из личных архивов |
Факты о любви. |
ФАКТЫ О ЛЮБВИ.
14 янв, 2013 в 11:50
Оказывается что "вначале не было так": если в одном случае Христос говорил, что вначале не было разводов, что Моисей дал право разводиться мужу с женой по жестокосердию людей. Муж и жена - одно, раз и навсегда. Другое дело с Любовью, все до наоборот. Вначале не было такого объемного понятия, как Любовь, обозначающем многие чувства человеческие. Было многообразие. Было много разных слов о том понятии, которое теперь в одном слове собрано и\или одним словом обозначается. Даже крайности человеческого поведения обозначаются этим же словом - любовь: мания - болезненная страсть, это любовь к страсти, филия, филос (филология, философия) - стремление, жажда предмета почитания.
Итаак! Классификация форм любви.
1) Эрос (древнегреческий язык) - стихийная, восторженная любовь, влюбленность.
2) Филия (=\\=) - приязнь или дружба к выбранному предмету, к человеку в том числе - филантроп.
3) Сторге (=\\=) - нежность, трепетность - семейная любовь (матери к детям, детей к родителям).
4) Прагма (=\\=) - рассудочная любовь, в целях удобств, (нравятся условия и чел. любит и стремится к ним).
5) Мания (=\\=) - одержимость, страсть.
6) Агапэ (=\\=) - жертвенная, безусловная, божественная любовь, (всеобщая, к миру вселенной).
Именно последнюю и избрали себе первые христиане. "Вечери любви" - агапы, проводились с самого первого века христианства. Это кратко, а выводы может сделать всякий себе сам!
Вот так однако.
|
Рассказ о первой любви. |
Метки: из личных архивов |
Без заголовка |
Метки: из личных архивов |
Дневник Сергий_Чернец |
|
Страницы: [1] Календарь |