-Рубрики

 -Цитатник

ДИМА МОТЕЛЬ: ПРОВЕРКА НА ЕВРЕЙСТВО - ИСТОРИЯ УНИЖЕНИЙ - (1)

16.02.2015 Дима и Шломит Несколько лет назад я предложил  ...

ХАИМ АККЕРМАН: ПЕСАХ. СМЫСЛ ПЕСАХА ИЛИ О ЧЁМ ДУМАТЬ В ЛЕЙЛ А СЕДЕР - (0)

Этот материал содержит некоторые малоизвестные (или почти не известные), но - важные вещи о поряд...

ИЗРАИЛЬ НА ФОТО 1820-1920 ГГ. - (1)

В детстве мне, как и многим, хотелось чтобы «машина времени» из фантастических книжек...

КОФЕ ПО-ЕВРЕЙСКИ - (0)

О чем думает неискушенный человек, которому предлагают выпить чашечку кофе? Он вполне может...

ИЗРАИЛЬ ЗАЙДМАН: ООН ОБЪЯВИЛА 2014 ГОД, ГОДОМ НЕНАВИСТИ К ЕВРЕЙСКОМУ НАРОДУ - (1)

26 ноября 2013 г. Интернет разнес весть: по случаю празднования Международного дня солидарности с...

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 6) Неизвестная_Планета Наш_Израиль Царство_Кулинарии Kelli_Li Our_Ukraine -HochuVseZnat-
Читатель сообществ (Всего в списке: 2) Kelli_Li Our_Ukraine

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 18.09.2013
Записей: 2699
Комментариев: 456
Написано: 3978


ГЛАВА 9: ВОССТАНИЕ И РЕСТАВРАЦИЯ (ЧАСТЬ 3)

Четверг, 07 Ноября 2013 г. 20:51 + в цитатник

Иосиф Флавий: историк Великого восстания

Большая часть из того, что известно о еврейской истории в период восстания и Хасмонейской династии, дошла до нас благодаря книгам Иосифа Флавия. Он родился около 37-38 гг. н.э. в семье священника. После получения блестящего образования в Иерусалиме Иосиф, по его собственным словам, учился у фарисеев, саддукеев и ессеев, а затем стал учеником пустынника Баннуса. Вернувшись в возрасте девятнадцати лет в Иерусалим, он присоединился к фарисеям. В 64 г. н.э. Иосиф был послан в Рим с целью добиться освобождения нескольких священников, арестованных прокуратором.

Во время войны с Римом он безуспешно пытался организовать оборону Галилеи. Причиной неудачи могли быть как двойственность его личного отношения к восстанию, так и объективные военные трудности. Попав в плен, он перешел на сторону римлян, утверждая впоследствии, что только взаимное соглашение могло закончить необдуманную войну и спасти народ и его Храм от разрушения. После окончания войны Иосиф переехал в Рим, где Веспасиан предоставил ему дом, римское гражданство, пенсию и выделил, кроме того, земли в Иудее. Умер Иосиф Флавий, по-видимому, около 100 г. н.э.

Говоря об Иосифе Флавии как историке, необходимо иметь в виду несколько важных обстоятельств. Во-первых, он не претендует на авторство большинства исторических свидетельств, которые сохранились в его трудах: значительная их часть была почерпнута из различного рода источников, включавших еврейские материалы, документы (часть из них, несомненно, поддельные) и свидетельства некоторых выдающихся историков древности. Иосиф создал грандиозную компиляцию, зачастую просто переписывая документы и не замечая того, что они противоречат его собственным словам или другим цитируемым документам. Во-вторых, все его работы отвечали определенной политической программе. Иосиф пытался доказать евреям, что жизнь под властью Рима не так уж плоха - при условии гарантированной религиозной свободы. Он также хотел показать римлянам, что война была инициирована небольшой группой евреев и не отражала настроений народа в целом.

Последняя идея, несомненно, стала одной из целей написания "Иудейской войны", опубликованной к концу правления Веспасиана между 75 и 79 гг. н.э. Иосиф Флавий пытался представить историю восстания таким образом, как будто он сам не был одним из виновников его поражения. Особенно ясно это становится в его "Жизни", сочинении, которое не поддается точной датировке. "Иудейские древности", сочинение, законченное в 93 или 94 г. н.э., представляет собой обзор еврейской истории с древнейших времен до конца I в. н.э. Одной из задач этой работы было показать глубокую древность, а, следовательно, легитимность существования евреев и иудаизма в греко-римском мире. Главной задачей книги "Против Апиона", написанной после "Древностей", был ответ на антиеврейскую пропаганду и доказательство того, что евреи не отделили себя от всего остального человечества, как утверждали их противники, и не следовали тем варварским обрядам, которые им приписывались.

Работы Иосифа Флавия, написанные по-гречески (одна из них могла быть изначально составлена на еврейском или арамейском), предназначались для объяснения природы и истории евреев и иудаизма как грекоязычным евреям, так и неевреям. Эти книги были потеряны для еврейского народа после того, как ассимиляция и обращение в христианство привели к упадку грекоязычной еврейской общины, на которую они были рас считаны. В средние века часть его писаний вновь стала циркулировать в виде книги "Иосиппон", средневекового еврейского перевода латинской компиляции. Не будь Иосифа Флавия, весь иродианский период и история Великого восстания остались бы практически неизвестными.

Восстание Бар Кохбы

Потрясения первого восстания против Рима сменились временем относительного затишья. Тем не менее годы автономного правления патриархов из рода Гилеля и лидеров таннайских академий были отмечены накоплением нерешенных проблем как в самой Земле Израиля, так и за ее пределами. Эти проблемы возникали, несмотря на выделение Иудеи из провинции Сирии и назначение в нее высокопоставленных римских наместников из сенаторского сословия. Особенно угнетала евреев необходимость выплачивать специальный налог храму Юпитера в Риме.

Римские императоры

44 г. до н.э. Убийство Юлия Цезаря

27 г. до н.э. - 14 г. н.э. Август

37 - 41 гг. н.э. Калигула

41-54 гг. Клавдий

54 - 68 гг. Нерон

69 г. Гальба, Оттон, Вителий

69 - 79 гг. Веспасиан

79-81 гг. Тит

81-96 гг. Домициан

96 - 98 гг. Нерва

98 - 117 гг. Траян

117 - 138 гг. Адриан

138 - 161 гг. Антонин Пий

161 - 180 гг. Марк Аврелий

193 - 211 гг. Септимий Север

222 - 235 гг. Александр Север

284 - 305 гг. Диоклетиан

Подспудное недовольство стало выходить на поверхность лишь во времена правления императора Траяна (98-117 гг. н.э.). В 115-117 гг., пока Траян вел войну в Месопотамии, по всей диаспоре начались столкновения евреев с их нееврейскими соседями. Вскоре после этого кровопролитные стычки развернулись в Египте. Согласно некоторым свидетельствам, евреи Кирены (в Северной Африке) вырезали своих соседей. Похожие беспорядки вспыхнули на Кипре и в Месопотамии. Римский полководец Луций Квиет, отличившийся особой энергией и жестокостью при подавлении волнений в Месопотамии, был назначен наместником Палестины. Когда в 117 г. Адриан стал императором, ему пришлось посвятить первый год своего правления охоте за остатками повстанцев. Очевидно, Земля Израиля была вовлечена в эти события лишь в ограниченной степени.

Особо следует отметить, что эти волнения были вызваны теми же мессианскими ожиданиями, которые помогли раздуть пожар Великого восстания и в недалеком будущем должны были привести к восстанию Бар Кохбы. Справедливости ради нужно сказать, что свою роль сыграли и другие социальные, экономические и политические причины, прежде всего общее ухудшение взаимоотношений между евреями и их соседями в эллинистическом мире, но, когда в конце концов вспыхнуло восстание, именно вера в мессианское будущее сделала возможной надежду на успех.

В начале правления Адриана была сделана неудачная попытка восстановить Иерусалимский Храм, которая, согласно мнению некоторых ученых, получила даже одобрение императора. Неудача ее вызвала огромное разочарование еврейской общины Палестины.

Вскоре после этого Адриан основал. свой собственный город на месте Иерусалима, названный Элией Капитолиной, в котором он приказал возвести храм Зевса. Возможно также, что Адриан ввел запрет на обрезание еще до начала восстания Бар Кохбы, хотя многие считают эту меру (подобно гонениям Антиоха IV) принятой в ответ на восстание. В этой обстановке, а также в свете упомянутых мессианских ожиданий часть еврейского населения Палестины открыла в 120-е гг. подготовку к новому восстанию.

Восстание не начиналось до тех пор, пока не нашелся подходящий руководитель. Из писем и документов, обнаруженных в Иудейской пустыне, мы знаем, что настоящим именем этого человека было Симеон бар Косиба. Он получил прозвище Бар Кохба, "Сын Звезды", в соответствии с отрывком из Книги Чисел 24:17 ("Взойдет звезда от Иакова"), который воспринимался как мессианское пророчество. Таннаи разделились на тех, кто поддерживал восстание, и тех, кто выступал против него. Первые воспринимали его лидера как мессианскую фигуру.

Борьба началась в 132 г. н.э. как партизанская война против римлян. В течение короткого времени она охватила всю страну, и восставшие заняли Иерусалим, который не был серьезно укреплен римлянами. Не исключено, что были возобновлены жертвоприношения и начались работы по восстановлению святилища. По монетам, которые чеканил Бар Кохба, мы знаем о его первосвященнике Элеазаре, возглавившем, вероятно, усилия по восстановлению системы жертвоприношений. Здесь снова проявилась древняя идея о двух мессиях: светском мессии и мессии-священнике, игравшая важную роль в Завещании двенадцати патриархов и в некоторых свитках Мертвого моря.

Из документов известно, что страна была организована по административным округам, собирались налоги и управление осуществлялось сторонниками Бар Кохбы. Последний соблюдал предписания еврейского закона, и можно сказать, что документы подтверждают близкую связь между этим "мессией" и раввинистическим иудаизмом. Помимо прочего тексты документов говорят о том, что в то время еврейский продолжал быть разговорным языком и что наряду с арамейским и греческим им пользовалась значительная часть населения.

Немногое известно о самом ходе восстания и об успешных попытках Рима восстановить свой контроль над ситуацией. Адриан послал одного из своих лучших полководцев, которому в результате осад и тактики измора удалось переломить ситуацию. Иерусалим был отбит, и Адриан запретил евреям селиться в нем в будущем. Последним оплотом восставших стал Бейтар, к юго-западу от Иерусалима, который был захвачен римлянами летом 135 г. н.э. В конце войны множество евреев подверглось избиению, страна была вновь разорена и выдающиеся рабби приняли мученическую смерть. Их казнь, наряду с библейской историей о жертвоприношении Исаака, стала примером для еврейских мучеников, совершивших киддуш ха-шем, "освящение имени Бога", в средние века и новое время.

Восстановление для будущего

История будто бы повторялась вновь, и за описанными событиями опять последовали нормализация еврейской жизни и восстановление еврейского самоуправления. С восхождением на престол императора Антонина Пия (138-161 гг. н.э.) почти все постановления Адриана были отменены. Патриарх и верховный суд возобновили свою деятельность в Уше в Галилее. Два неудачных восстания способствовали движению еврейского населения из Иудеи на север, преимущественно в Галилею. При Раббане Симеоне бен Гамалиеле II (первая половина II в. н.э.) и позднее, при Рабби Иуде Патриархе (вторая половина II - начало III в. н.э.), ставшего кодификатором Мишны, патриархат и другие институты еврейской общины достигли пика своего процветания. Налоги стекались в казну патриархов даже из диаспоры, где эмиссары палестинских рабби пытались способствовать распространению иудаизма таннаев.

Если не считать двух ограничений: запрета на прозелитизм и запрета евреям селиться в Иерусалиме, еврейская жизнь в тот период почти ничем не ущемлялась и не ограничивалась. Ограничение проживания в Иерусалиме к тому же не слишком строго выполнялось. При династии Северов (193-225 гг. н.э.) евреи получили новые привилегии, достигшие своего пика в даровании им римского гражданства. Эти привилегии определили мирное существование евреев в Римской империи, которое прерывалось лишь вторжениями варваров на западе, что вызывало нестабильность и экономический упадок, а также парфянскими набегами на востоке.

Годы римского владычества, прошедшие между восстанием Бар Кохбы и христианизацией империи, были необычайно плодотворными для развития иудаизма. Именно в этот период таннайский иудаизм достиг заключительного этапа своего развития и была начата работа по собиранию и редактированию его интеллектуального наследия - Мишны. Все пережитые страдания и яростная борьба за освобождение привели не к созданию мессианского государства, а к собранию свода традиций, вобравших в себя надежды и чаяния той идеальной святости, которые это государство должно было воплотить. Подобно тому как молитва заменила жертвоприношения, Тора в форме Мишны теперь заменила мессианизм. Она принесла с собой новый вид освобождения.

Заключение

Римский период в Палестине принес евреям серию разочарований. Две попытки сбросить римское владычество и вернуть народу независимость были обречены на неудачу военным превосходством римлян. Первое восстание 66 - 73 гг. было серьезно ослаблено неспособностью восставших объединиться. Возможно, что противоречия между ними в какой-то мере отражали так и не разрешенные конфликты эпохи Второго Храма. В то же время неудача обоих восстаний привела к дальнейшему усилению раввинистического влияния. Были созданы условия, необходимые для более глубокого развития религиозной традиции, которая в конечном итоге оформилась в корпус раввинистических текстов.

(продолжение следует)

http://jhistory.nfurman.com/

Серия сообщений "ЛОУРЕНС ШИФФМАН: ОТ ТЕКСТА К ТРАДИЦИИ":
Часть 1 - СОДЕРЖАНИЕ
Часть 2 - ГЛАВА 1: ВВЕДЕНИЕ
...
Часть 19 - ГЛАВА 9: ВОССТАНИЕ И РЕСТАВРАЦИЯ (ЧАСТЬ 1)
Часть 20 - ГЛАВА 9: ВОССТАНИЕ И РЕСТАВРАЦИЯ (ЧАСТЬ 2)
Часть 21 - ГЛАВА 9: ВОССТАНИЕ И РЕСТАВРАЦИЯ (ЧАСТЬ 3)
Часть 22 - ГЛАВА 10: МИШНА - НОВОЕ ПИСАНИЕ (ЧАСТЬ 1)
Часть 23 - ГЛАВА 10: МИШНА - НОВОЕ ПИСАНИЕ (ЧАСТЬ 2)
...
Часть 32 - ГЛАВА 13: ЖИЗНЬ В СООТВЕТСТВИИ С ТОРОЙ (ЧАСТЬ 2)
Часть 33 - ГЛАВА 13: ЖИЗНЬ В СООТВЕТСТВИИ С ТОРОЙ (ЧАСТЬ 4)
Часть 34 - ГЛАВА 14: ЭПИЛОГ - ГЕГЕМОНИЯ ВАВИЛОНСКОГО ТАЛМУДА


 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку