Модный "злой" портретист Валентин Серов

Воскресенье, 02 Августа 2015 г. 07:21 + в цитатник
Цитата сообщения Нина_Симоненко Модный "злой" портретист Валентин Серов

         Модный "злой" портретист Валентин Серов.  

1911.бумага.уголь.карандаш (446x604, 71Kb)

Валентин Серов. Портрет княгини Ольги Константиновны Орловой.

            Зрелый Серов прославился как «острый» мастер портрета. Его называли истинным знатоком человеческих типов, «злым» по отношению к своим заказчикам, как правило, знатным господам, наперебой желавшим у него «писаться». «Писаться» у Серова стало  модно и почетно. К нему обращались люди, заказывая парадный портрет.  Выработался особый серовский парадный стиль.

В высшем свете знали, как опасно попасться под руку знаменитому живописцу. Он не желает угождать даже самому государю императору! И всё же светские красавицы,  знатные господа,  промышленники-миллионеры охотно отдавались  в его руки.

Вечно ищущий  и постоянно недовольный собой, художник  подолгу наблюдал за каждой своей моделью, упорно искал нужную позу для нее, лично подбирал туалеты, заставляя светских красавиц по сто раз  менять модные платья.    

 Серов создаёт портреты светских красавиц в декоративной манере,  заставляя играть все детали картины – и модные платья, и богатую, порой вычурную, обстановку.

    Нередко портреты Серова вызывали у современников настоящий шок.

Кульминацией его творчества является портрет княгини Ольги Константиновны Орловой, светской львицы и первой модницы Петербурга.  Урожденная княжна Белосельская-Белозерская, она была замужем за генерал-майором князем Владимиром Николаевичем  Орловым. «Олицетворение высшего света» - это о ней. Княгиня заказала свой портрет Серову, потому что её поклонники считали его «модным» мастером, единственно достойным запечатлеть знаменитую модницу. Кстати, художник Сомов  говорил, что ни в России, ни за границей, не встречал женщины, которая бы умела так носить необычные туалеты, как княгиня Орлова.

Орлова (451x700, 95Kb)

Валентин Серов. Портрет княгини О.К.Орловой. 1911 год. ГРМ.

Дочь Серова Ольга Валентиновна вспоминает: «Нам очень хотелось на неё (Орлову) поглядеть. Как только они (Орлова с подругой) ушли, мы бросились к окнам. Орлова садилась на ожидавшего её извозчика. На ней была огромная черная шляпа величиной с поднос, на которой лежали большие розы; сверху из окна, к нашему огорчению, можно было видеть только лишь шляпу и платье». 

    Портрет княгини Серов задумал  как парадную композицию. Такой портрет украсил бы парадную залу, но Серов остался верен себе и внёс в салонное изображение острую, едкую, почти гротескную характеристику, хотя модель и привлекала его своеобразным характером, стилем и чертами лица.

Она же заставила живописца погоняться за собой, то и дело, перелетая из Петербурга в Париж, в Рим.  Ольга то болела, то просто капризничала, то позировала охотно.   Серов работал с напряжением, но увлеченно.  

 Экстравагантная, отнюдь не идеальная княгиня стала желанной моделью для художника, он почувствовал в ней драгоценный материал, из которого можно создать  образец нового стиля, гротескный образ, подчеркнуть типичность.                    

Композиция не складывалась, пока в одном карандашном рисунке он не нашёл всё сразу: характерную позу с острым коленом и ещё более острым носком туфли, выставленном подобно жалу. 

KYAzRVw64xg (397x604, 46Kb)

Валентин Серов. Набросок к портрету княгини О.К.Орловой.

Фигура княгини  расположена чуть левее от центра, что усиливает динамику портрета.    Серов представил Орлову одетой для выхода, в огромной шляпе и меховом манто, накинутом на модное белое платье. Дама, похожая на манекен, присела лишь на минутку на низенькую скамейку, пуф – она ждёт авто. Александр Бенуа, знавший Орлову, пишет: «Вот-вот услышит она, что «машина подана»,  вскочит и быстрыми шагами побежит вниз по лестнице». В лице некоторая досада, что приходится ждать, а взор полон нетерпеливого недоумения. Рука Орловой нервно играет длинным ожерельем, голова надменно закинута. Изломанная поза будто сошла с картинки модного журнала. Княгиня манерно даёт понять  каждому, что самая ценная вещь этого изысканного, но нежилого интерьера – она сама. Безусловно! Ни драгоценная синяя ваза на тонконогом столике, ни огромные полотна, показанные лишь частично за спиной хозяйки, ей не соперники. Великолепный правдивый парадный портрет.

Работа над портретом  шла почти год. Портрет разочаровал заказчицу и её поклонников. Светская львица и признанная законодательница мод сразу  принесла не понравившийся ей портрет в дар Русскому музею, но с условием, чтобы его никогда не выставляли в одном зале с портретом Иды Рубинштейн.

portrait-of-ida-lvovna-rubinstein-1910.jpg!Blog (500x302, 17Kb)

В.Серов. Портрет Иды Рубинштейн. 1910 год. ГРМ.

С глаз долой, из сердца вон. Широкий, шикарный жест. До этого музей обладал лишь несколькими незначительными работами Серова, а тут сразу два шедевра, две дивы. Несомненно, красавица испытала шок, узрев наряду с поразительным внешним сходством и глубину всей своей души, скрытую глубоко правду, «почти карикатуру» на свою особу.

    Внешне угрюмый, Серов знал, что сам неприятен своим заказчикам, с которыми у него редко выстраивался доверительный диалог. «Я злой, злой», - признавался себе художник.

    Увы, ликующий солнечный свет в портретах Серова мерк, по мере того, как он трудился над заказными парадными портретами богачей и аристократов. Часто художник в раздражении бросал фразу о «портрет-портретычах из-за рубля», но никогда не изменял предельной требовательности к своей работе. Его блестящие парадные полотна отличаются изысканной цветовой гаммой, уверенным артистическим рисунком  и тонким анализом.

    в.серов (480x592, 121Kb)

Художник Валентин Александрович Серов (1865-1911).

В последние годы жизни  Серов искал иных, более быстрых и простых средств выразительности.  Ему удалось их отыскать,  когда он ездил в Париж работать в специальной академии набросков Жюльена. Из числа рисунков последнего года жизни, в которых видно всецело захватившее Серова стремление к упрощенности средств выражения, не последнее место должно быть отведено рисунку полуфигуры юной девушки Марии Александровны Ливен и легким воздушным портретам двух балерин - Павловой и Карсавиной.

006 (276x399, 36Kb)

portrait-of-anna-pavlova-1909 (435x700, 10Kb)

Валентин Серов. Портрет Анны Павловой. 1909 год.

тпкарсавина1909 (360x597, 44Kb)

Валентин Серов. Портрет балерины Тамары Карсавиной. 1909 год.

 

P1100333 (700x525, 240Kb)

P1100331 (700x525, 165Kb)

P1100334 (700x525, 194Kb)

P1100960 (700x525, 154Kb)

Фото Нины Симоненко. При написании поста использовала материал блога "Искусницы":

 http://biblioiskusstwo.blogspot.ru/2015/03/blog-post.html

 

Серия сообщений "Живопись.":
Часть 1 - Художник Владимир Первунинский
Часть 2 - Картина для рассматривания: Seymour Joseph Guy "At the Opera"
...
Часть 19 - Летние натюрморты
Часть 20 - Три портрета княгини Тенишевой.
Часть 21 - Модный "злой" портретист Валентин Серов
Часть 22 - И.Н.Крамской. Пасечник.
Часть 23 - Шишкин Иван Иванович. Прогулка по лесу.
Рубрики:  = Живопись. Вблизи шедевров
Метки: