Эмиль Вальдтейфель — французский композитор, дирижёр и пианист, автор многих известных вальсов. Род...
Hecлoжнaя pacтяжкa вceгo тeлa для «дepeвянныx». - (0)Hecлoжнaя pacтяжкa вceгo тeлa для «дepeвянныx». 1. 2. 3. ...
Прототип отеля Бертрам Агаты Кристи - Браун в Лондоне. - (0)Этот отель, который создали камердинер и горничная лорда Байрона, входит в топ мировых лите...
ЮВЕЛИРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ ЭДВАРДИАНСКОГО ПЕРИОДА - (1)ЮВЕЛИРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ ЭДВАРДИАНСКОГО ПЕРИОДА Король Эдуард...
Либеральные наследники фюрера - (0)Призрак нацизма Отшумели торжества по случаю Дня Победы, отгремел праз...
10 фактов о Спасском соборе |
Спасский собор Андроникова монастыря — самый древний белокаменный храм Москвы, открытый для посетителей. Его построили еще во времена, когда в монастыре жил Андрей Рублев.
Спасский собор получил свое название благодаря митрополиту Алексию, церковному и государственному деятелю второй половины XIV века. Он основал Андроников монастырь и вложил в его храм икону Спаса Нерукотворного. Однако тот белокаменный собор, который знаем мы, появился позднее: вероятно, первый монастырский храм был деревянным.
Каменный Спасский собор, по свидетельству письменных источников, был построен при игумене Александре между 1410 и 1427 годом. К моменту возведения собора Андрей Рублев, который жил в Андрониковом монастыре, был уже старцем. О нем и его друге и сопостнике Данииле источники упоминают, что они создали «церковь каменную» — участвовали в возведении каменного храма, возглавили общее руководство работами и, возможно, пожертвовали личные средства на строительство.
Собор является современником таких известных храмов, как Успенский собор «на Городке» в Звенигороде (около 1400 года), Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422–1423 годы), Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря (1420–30-е годы). Все эти памятники архитектуры — примеры белокаменного раннемосковского зодчества.
Спасский собор построили из белого камня — красивого природного материала, который использовали на Руси еще в XII веке. Историки считают, что белокаменное строительство было гораздо дороже любого другого из-за сложной добычи, транспортировки и обработки такого материала. А добывали камень в выходящих к Москве-реке окрестностях современных сел Верхнего и Нижнего Мячкова в Раменском районе.
Подпружные арки храма, опирающиеся на столбы и поддерживающие купол, были ступенчато повышены относительно расходящихся от них сводов. Такую конструкцию разработали еще в домонгольский период русской архитектуры, однако во времена ордынского ига каменное строительство на Руси практически прекратилось и конструкцию на время забыли. Архитекторы Спасского собора одними из первых в XV веке обратились к этому старинному решению, которое придало храму динамичный силуэт и вертикальную устремленность.
После окончания строительства Спасский собор расписал сам Андрей Рублев — это стало последней работой знаменитого иконописца. До наших дней, правда, фрески не дошли — от них остался лишь фриз с фресковыми медальонами, обрамленный остатками киноварной огранки. На медальонах сохранились растительный орнамент и голубовато-серая рефть, которая, видимо, служила подкладкой для насыщенного синего фона. Их обнаружили только в ХХ веке, а вся роспись была утрачена во время пожара 1812 года — и в наши дни невозможно точно сказать, какими были ее особенности.
В XIX столетии облик храма значительно изменился. Преобразования начались с восстановления собора после нашествия армии Наполеона, в ходе которого он был частично разрушен. Настоятель монастыря архимандрит Феофан сообщал: «В соборном монастырском храме… по ограблении оного, зажжен иконостас и прочее; от чего своды с главою упали внутрь храма...»
Весь XIX век интерьеры и внешний вид собора менялись. В 1837 году живописец Андрей Жуков расписал собор внутри и снаружи, а в 1846–1850 годах по проекту архитектора Петра Герасимова, будущего основателя и председателя Московского архитектурного общества, перестроили паперти, устроили два придела с севера и юга от собора и шатровый верх над ними. В результате многочисленных изменений собор приобрел вид кубического здания, которое венчал небольшой восьмигранный барабан с шатровым верхом.
После закрытия Андроникова монастыря в 1918 году на его территории до 1922 года располагался один из первых концентрационных лагерей. Здесь отбывали наказание «долгосрочные» заключенные, а также «нежелательные элементы». Позже здания монастыря передали под общежития завода «Серп и Молот». В это время была разрушена колокольня монастыря и в целом стоял вопрос о сносе собора.
В 1947 году, к моменту основания Музея имени Андрея Рублева в стенах Спасо-Андроникова монастыря, собор находился в аварийном состоянии: его убранство было утрачено, крыши и купол протекали. Одним из инициаторов спасения храма стал первый директор музея Давид Арсенишвили. Реставраторам Петру Максимову и Борису Огневу в результате натурных исследований и снятия обмеров удалось узнать, каким был древний, первоначальный вид храма. Реставраторы-архитекторы Лев Давид, Борис Альтшулер и Сергей Подъяпольский вернули Спасскому собору его исторический облик.
Фотографии предоставлены сотрудниками Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.
https://www.culture.ru/materials/254051/10-faktov-o-spasskom-sobore
Рубрики: | ПравославиеВеликий пост, Православные праздники, Посты, Проводи священнослужителей. |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |