-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Лилия_Евгеньевна

 -Метки

1 сентября аквариум аквариумные рыбки актеры алмаз хоупа анри матисс аппликация балет барков а бернардо беллотто бианки бижутерия бумажная кукла бумажные куклы ванная винсент ван гог вострецова анастасия выпечка вязание гимнастика города городской пейзаж гюбер робер давыдов денис дамские аксессуары декор десерт дети детская книга детский рассказ диета елочные игрушки жакет жакет вязаный женские портреты женский живописный портрет женский образ живопись животные жилет вязаный журнал техника-молодежи зарядка зверушки зимний пейзаж зубная щетка история история урала казанский собор как муравьишка домой спешил календари клод лоррен книжка-кукла кофточка вязаная кошки кукла кукольная миниатюра кукольный домик кулич кухня лекарственные растения ленин летний дворец летний сад липовый чай маска для лица маски для лица массаж мода молодогвардейцы москва древняя мюллер в мясные блюда мята награды напитки народная медицина народные приметы никола пуссен новый год ноты овощные блюда отвар липы открытки открытки музыкальные открытки новогодние парфюмерия пасха пейзаж песни ссср петушок платье поговорки портрет поэты пушкинской эпохи прически пророки прошлого рамки раскраски рассказы для детей рассказы о природе революция 1917 реклама рецепты блюд рыжиков а садовый дизайн салаты семенов владимир сервировка сказка сказки скачать славянская мифология советы косметолога ссылки стихи стихи детские стихи про аквариум супы торты украшения урал уход за волосами флаконы из-под духов фотоэффекты франсуа буше хруцкий иван фомич художник иванов ю в художник петров м цветы чай черно-белый рисунок шаль шапочки шляпки шторы шьем платье электронная книга эпоха модерна эффекты текста юбка юбка вязаная юркевич

 -Рубрики


О пудрах, пудреницах и надушенных платочках

Пятница, 17 Декабря 2021 г. 11:12 + в цитатник

5158259_pydra_foto_1re (598x414, 204Kb)
Пудреницы с гравировкой (станция метро "Комсомольская" в Москве и Медный всадник в Ленинграде). 1950-е.
 
Вокруг парфюмерии всегда вертелось множество вещиц, связанных с модой. Самой знаменитой из них была пудра, многовековая спутница обольщения. До не­давнего времени считалась красивой имен­но белая матовая кожа. Среди юморесок Антоши Чехонте (А. П. Чехова), представ­ляющих собой подписи к рисункам, есть та­кая: на картинке изображена хорошенькая молодая женщина, сидящая перед зеркалом, под картинкой — текст диалога:
— Какая у вас беленькая шейка!
— У меня и все тело такое, честное сло­во!..
 

5158259_002 (416x531, 230Kb)

 
Пудрить лицо, шею и плечи продолжали и после появления в 1920-х гг. моды на за­гар. Статус пудры хоть и пошатнулся, но по­зиций своих она не сдала.
При советской парфюмерно-космети­ческой изоляции от западноевропейских изделий и разработок пудра в СССР на про­тяжении 50 лет имела классический и неиз­менный состав: «...измельченный в тончай­ший порошок тальк. Окись цинка, двуокись титана, мел, белая глина, бентонит и прочие минеральные и растительные (крахмалы) вещества». Лучшей пудрой всегда считалась рисовая, потому что она очень мелкая и подсушивает кожу, придавая ей желанный матовый оттенок.

 
5158259_Pydra_fabriki_Dzintars__19501970e_ (700x672, 240Kb)
Пудра фабрики Dzintars. 1950 -1970-е.
 
Советские парфюмерные фабрики вы­пускали порошкообразные пудры, компакт­ные (с 1958 г.), жидкие тональные (с I960 г.), крем-пудры (с 1960-х гг.). В начале 1960-х фабрика Всероссийского театрального об­щества (ВТО) изготовляла крем-пудру пяти тонов: белая, рашель (желтоватая), телесная, розовая и персиковая. Магазин ВТО, где помимо косметики продавались книги о теат­ре, театральная бутафория и пр., находился на улице Горького в Москве.

5158259_pydra_foto4_removebgpreview_1 (700x355, 111Kb)
 
5158259_pydra_foto_6removebgpreview_1 (531x470, 107Kb)
Металлические пудренницы с гравировкой. 1950-е.

 
Жидкие пудры были расфасованы в сте­клянные бутылочки наподобие аптечных. Их называли «болтушками», потому что перед употреблением взвесь на дне следовало пере­мешать с растворителем, встряхнув бутылоч­ку. Наносили такую пудру ватным тампоном.
 
Самой большой популярностью пользо­валась порошкообразная пудра, поэтому в том же магазине ВТО или с рук покупали пуховки, большие и маленькие, с помощью которых пудрились точно так же, как в костюмных фильмах про старинную жизнь. 
 
 
5158259_pydra_foto3_removebgpreview (487x513, 106Kb)
Пудра "Маскарад" для нормальной и жирной кожи. Фабрика ВТО.
Дешевая пудра "Гвоздика". 1970-е.
 
 
Порошкообразные пудры делились по ка­честву на три группы: А, Б и В, а пудры ВТО считались отдельной группой. В группу А входили «Красная Москва». «Большой те­атр», «Манон», «Балет». К группе Б отно­сились «Лебяжий пух», «Маска», «Шипр», «Южная», к группе В — «Кармен», «Ландыш», «Аида» и многие другие самые дешевые виды. 


5158259_Plakat_reklamiryushii_cvetochnie_pydri__19401950e_ (700x339, 209Kb)
Плакат, рекламирующий цветочные пудры. 1940-1950-е.

 
5158259_Stanislav_Nikireev__Moskvichka__1964 (700x464, 316Kb)
Москвичка. С. М. Никиреев (1932-2007).  1964.

 
ВТО продавало следующие виды пудры: «Зо­лушка», «Ленинград», «Компактная», «Фести­валь», «Золотая осень».

Из этих перечислений следует, что ком­пактную пудру производила только малень­кая фабрика ВТО. Поэтому все советские женщины, желавшие  припудрить носик, могли это сделать, только если держали в сумочке коробочку-пудреницу куда сами насыпали пудру. Никакой специальной фа­брики, плана или программы производства пудрениц не было. Этим время от времени занимались артели и мастерские по изготовлению пластмассовой и металлической галанте­реи. 

5158259_pydrennica_balerinaremovebgpreview (392x642, 179Kb)
Фарфоровая пудреница в виде сидящей балерины.  СССР. 1920-е.

5158259_Farforovie_pydrenici__19201930_removebgpreview (442x569, 187Kb)
Фарфоровые пудреницы. 1920-1930.

5158259_Farforovaya_pydrenica_v_vide_otdihaushego_myjchini__SSSR__1920e_ (666x700, 427Kb)
Фарфоровая пудреница в виде отдыхающего мужчины. СССР. 1920-е.

 
В основном выпускали пудреницы су­венирного типа с изображением дендрария в Сочи, павильона метро «Парк культуры», «Медного всадника» в Ленинграде или эм­блемы МХАТ (чайка на фоне театрального занавеса). Такие изделия «под серебро» име­ли свою историю: их истоки — в довоен­ной продукции, замахнувшейся на большой стиль. Речь идет о настоящих серебряных пудреницах с гравировкой, изображавшей, например, теплоход «Челюскин», или о туа­летном наборе (зеркало с длинной ручкой и щетка для волос) из стали с посеребрен­ными рельефными картинками: Смольный, Моссовет и т. д. После войны не только сни­зился уровень качества таких вещей — они вышли за пределы художественного пространства, стали декларировать повседнев­ность и уже не посягали на «высокое».

5158259_pydra_foto_4removebgpreview_2 (518x515, 80Kb)
Пудренница с гравировкой. 1950-е. 


5158259_zerkaloremovebgpreview (700x285, 32Kb)
Ручное зеркальце с выгравированным изображением Большого театра на обороте. 1930–1950-е.

 
Пудреницы из металла имели дорогой вид, но были тяжеловаты и в театральные сумочки, которые вошли в моду с 1946 г., не умещались. Поэтому аляповатые пластмассовые пудреницы казались предпочти­тельнее. Маленькие картонные коробочки с компактной пудрой имели один существен­ный недостаток — к ним не прилагалось ни пуховки, ни подушечки, так что приходилось класть в такую пудреницу ватный там­пон, который выглядел некрасиво.

 
5158259_kitaiskaya_teatralnaya_symochka (700x475, 343Kb)
Театральная сумочка

 
Театральные сумочки были редкостью и зачастую представляли собой художествен­ную ценность. Например, китайские могли иметь ручную вышивку и замочек из нефри­та. А сумочки из Германии и Чехии были очень блестящими и состояли из вручную смонтированных  стеклянных деталей «под старину». В такие маленькие сокровища кроме пудреницы клали по­маду и надушенный носовой платочек. Поэтому благоухала не только сама женщина, но и предметы, которые она держала в руках. Этот стиль был родом из XVIII—XIX вв. и дожил до конца 1950-х гг.


5158259_afisha (700x504, 103Kb)
Афиша кинофильма "Весна". 1947.
 
 
В советском фильме «Весна» 1947 г. есть очень смешной эпизод, когда героиня по­падает на киностудию и гримерша «приме­ряет» ей различные формы губ, в том числе «Сексапил № 4». Губная помада в советские времена, с одной стороны, была продуктом, в состав которого входили натуральные ве­щества, и за их уровнем токсичности очень строго следили, а с другой — делалась по старинке, по многим позициям уступая луч­шим образцам французской или англий­ской продукции.

 
5158259_Bezimyannii (495x700, 66Kb)
Пудра "Красный мак" и губная помада в металлическом пенале.

 
В состав помад входили жировая основа, краситель, наполнитель и отдушка. Жировая основа состояла из твердых, мазеобразных и жидких жиров. Так, для придания твердой консистенции в губные помады вводили це­резин (прим.1), для пластичности — пчелиный воск. Еще в производстве помад обязательно ис­пользовали спермацет (прим.2) для жирности, а вы­сокомолекулярные спирты придавали по­мадному мазку нежность, легкость.


5158259_pydra_foto_5__removebgpreview_1 (638x391, 93Kb)
Пластмассовая пудренница в виде ракушки. ГДР или Чехословакия. 1950-1970-е.

 
В отличие от состава парфюмерии ре­цепты косметической продукции были от­крытыми. Это правило косметической ин­дустрии — не скрывать составляющие своих изделий. Кроме того, помады, кремы, пудры в СССР хоть и отставали в использовании органической химии, зато в массе своей не вызывали аллергических реакций. Вообще, слово «аллергия» широкому кругу населения не было знакомо.

______________________
1. Церезин (eeresin, paraffinum solidum) — смесь углеводородов, получаемых при переработке нефти и сланцевого масла. Это плотная масса кристаллической структуры, без запаха и вкуса, слегка жирная. Имеет белый, светло-желтый, темно-коричневый цвет. 
 
2. Спермацет (cctaceum spermaeeti) — воскоподобное вещество, получаемое из жира особых полостей черепа кашалота. Ланолин (lanolinum anhydrieum) — жироподобное вещество, получаемое путем смыва овечьей шерсти.
 
М. Колева. 
"Советский стиль. Парфюмерия и косметика"

 

Серия сообщений "История парфюмерии ":
Часть 1 - Об истории советской парфюмерии
Часть 2 - Зарождение в России парфюмерной индустрии и два француза
...
Часть 25 - Дамские радости: флаконы для духов
Часть 26 - О печальном закате уникальной парфюмерии в СССР
Часть 27 - О пудрах, пудреницах и надушенных платочках
Часть 28 - "Свидетели" женской красоты и заботы о ней в середине прошлого века
Часть 29 - "Да здравствует мыло душистое..."
Часть 30 - "Революция" в косметике для советских женщин
Часть 31 - История советской парфюмерии. Финал...

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку