-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Лелеева

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 27.11.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 6765


Строгановский дворец в Петербурге: история, архитектура, интерьеры

Пятница, 29 Марта 2013 г. 07:48 + в цитатник
Цитата сообщения Оксана_Лютова Строгановский дворец в Петербурге: история, архитектура, интерьеры

Строгановский (Строгоновский) дворец — великолепное сооружение, возведенное архитектором Ф. Б. Растрелли в 1753-1754 гг. на углу Невского проспекта и Мойки, у Зелёного моста. В данном районе Петербурга это единственное здание, сохранившее черты архитектуры барокко. Сегодня дворец с отреставрированным фасадом и воссозданными интерьерами парадного этажа является филиалом Русского музея.

Дворец, который почти два столетия принадлежал знаменитому роду русских купцов, солепромышленников, меценатов и коллекционеров Строгановых, был лишь одним из их многочисленных владений, но, безусловно, самым значимым. Здесь, в частности размещалась известнейшая коллекция западноевропейских картин, монет, минералов и произведений античного искусства, которую собирал граф Александр Сергеевич Строганов. Экспонаты этой драгоценной коллекции уже давно покинули стены дворца и сегодня в разрозненном виде находятся в Эрмитаже и других музеях. Но, несмотря на отсутствие многих предметов обстановки, побывать в Строгановском дворце стоит ради аромата петербургской старины и замечательных интерьеров исторических помещений, таких как Минеральный кабинет, Арабесковая гостиная и Большой зал. В этой заметке мы хотим поделиться своим отзывом о посещении Строгановского дворца, а также практической информацией для туристов и историческими сведениями о строительстве этого шедевра русского барокко.

История и архитектура Строгановского дворца в Санкт-Петербурге

Участок на углу Невского проспекта и набережной Мойки первоначально принадлежал портному мастеру Иоганну Нейману. Здесь находился протяженный дом, строившийся в 1738-1742 гг., вероятно, с участием известного зодчего М. Г. Земцова. Недостроенное здание в 1742 году приобрели братья Николай и Сергей Строгановы, сыновья сподвижника царя Петра I, «именитого человека» Григория Дмитриевича Строганова и его супруги Марии Яковлевны Строгановой, урожденной Новосильцевой.


Братьям уже принадлежал роскошный каменный дом на Стрелке Васильевского острова в Петербурге, на месте нынешней Биржи. Новый дворец они построили себе в еще более престижном месте, поблизости от царского двора. Дом портного баронам Строгановым разрешила купить императрица Елизавета, но только с условием, чтобы он «достроен был регулярно, по архитектуре, и содержан, как указами повелено» . На картине неизвестного художника «Вид Невского проспекта от Полицейского моста» (до 1753 года) справа видны дома , на месте которых был позднее построен Строгановский дворец

Фактическим владельцем дома стал один из братьев: барон, действительный камергер Сергей Григорьевич Строганов (1707-1756). Именно он начал собирать коллекцию Строгановых и построил новый трехэтажный дворец«на завороте Невской першпективы по речке Мье»


Зелёный (Полицейский мост) в 1810-х годах, иллюстрация Бенджамена Патерсена:

Здание было возведено величайшим зодчим эпохи барокко Ф. Б. Растрелли на фундаменте прежнего дома с частичным использованием его стен, а также сводов нижнего этажа. В объем дворца также, вероятно, были включены соседнее здание по Невскому проспекту, принадлежавшее придворному повару Шестакову, и небольшой дом Строгановых (или их родственников), стоявший со стороны Мойки.

Несмотря на чрезвычайную загруженность на других проектах в Петербурге, Москве и Царском Селе, обер-архитектор Высочайшего Двора граф Растрелли принял заказ С. Г. Строганова и выдал очередной шедевр. Растрелли обыкновенно не брал частных заказов, это был именно придворный архитектор, но для Строгановых он сделал исключение, что лишний раз подчеркивает исключительность этого рода и самого дворца.

Строгановский дворец строился Растрелли с 1753 по 1754 год, когда здесь прошел первый костюмированный бал в честь рождения наследника престола Павла Петровича (впрочем, иногда в качестве года окончания строительства называют 1756 год, поскольку только к тому времени работы во всех помещениях завершились полностью ). Новый дом, грандиозный и нарядный, сразу же выделился среди низких домов рядовой застройки не только размерами, но и богатым декоративным убранством.

Кваренги, Вид старого Полицейского моста (начало 1780-х годов)

Строгановский дворец. Полицейский мост, с рисунка И.Шарлеманя

Строгановский дворец является выдающимся примером архитектуры зрелого барокко. Основной Г-образный (построенный «глаголем») корпус здания выходит на Невский проспект и набережную Мойки — одной из главных водных магистралей Петербурга, поэтому оба фасада Растрелли оформил в высшей степени парадно, щедро снабдив их колоннами, разнообразными маскаронами, рокайльными картушами и другими элементами декора. Макет Строгановского дворца

Более длинный фасад со стороны Невского проспекта имеет три ризалита: сильно развитый центральный и два слабо выраженных, подчиненных боковых. Нижний этаж, оформленный рустом, использовался прислугой, а на втором и третьем этажах располагались парадные залы и жилые апартаменты Строгановых. Эти этажи, объединенные колоннами и пилястрами большого ордера, имеют богатую скульптурную отделку. Окна двух основных этажей украшены наличниками разнообразного барочного рисунка.

По сторонам проезда во внутренний двор располагаются декоративные сгруппированные в пучки колонны с соседними спаренными колоннами. Сосредоточение пластической выразительности в центре здания было излюбленным приемом архитектора Растрелли. В творчестве зодчего и, в частности, в композиции Строгановского дворца усматривают влияние «криволинейного» барокко итальянца Гварино Гварини (1624-1683), много работавшего в Турине и опубликовавшего популярнейший трактат о гражданской архитектуре.

Особенно выделяются два расположенных по центру окна с кариатидами на втором этаже.


Композицию фасада венчает разорванный лучковый фронтон с изображением герба Строгановых: щит с медвежьей головой, разделенный по диагонали волнистой перевязью с тремя остриями стрел, держат два стоящих на задних лапах соболя. Эти соболи, равно как и медвежья голова, являются символами Сибири и означают, что предки Строгановых были среди организаторов похода Ермака в Сибирь и способствовали покорению этого региона русскими

Декоративные балконные решетки под окнами второго этажа подчеркивают изящество постройки, а двухцветная окраска придает ей живописность и выразительность (в 2003 году фасаду вернули исторический цвет).

Над воротами помещена львиная маска в раковине, этот же мотив в уменьшенном виде повторяется в каждом сандрике окна парадного этажа. Боковые звенья фасада отмечены пилястрами и небольшими лучковыми фронтонами с львиными мордами над верхним окном.

Эффектная архитектурная обработка фасадов в стиле барокко дошла до нас не целиком: по словам самого Растрелли, изначально на главном фасаде между колоннами также были установлены «четыре большие статуи, изображающие четыре части света» (Европу, Азию, Африку и Америку). Кроме того, по обеим сторонам фронтонов находились скульптурные группы, а балконы поддерживали фигуры атлантов . Эти детали можно заметить на старинном виде Строгановского дворца, запечатленном художником М. Махаевым в середине XVIII века на картине «Проспект Невской Перспективной дороги от Адмиралтейских триумфальных ворот к востоку». Вид Строгановского дворца со стороны Мойки, гравюра середины XVIII века по рис. М. И. Махаева

Фасады Строгановского дворца претерпели изменения вначале XIX века, во время перестройки парадных интерьеров: граф Александр Сергеевич убрал статуи-аллегории стран света и фривольных нимф, а терракотовую растреллиевскую окраску фасада заменил желто-розовым цветом. Детали декора:


Фасад, обращенный к Мойке, выделен по центру четырьмя грациозными колоннами и двумя пилястрами по бокам. Портик увенчан разорванным треугольным фронтоном. Именно с этой стороны здания, на уровне колонн и пилястр центральной части, находится Большой танцевальный зал — визитная карточка Строгановского дворца. На фронтоне этого фасада тоже помещен герб Строгановых, а протяженный балкон украшен ажурной кованой решеткой. На следующей фотографии виден «малый фасад» Строгановского дворца, расположенный вдоль Мойки. Центральный портик скрывает главное помещение дома — Большой зал.

Помимо прочего пластического декора, оба фасада дворца украшают портретные медальоны. По одной из версий, на этих барельефных портретах изображен первый владелец дворца (барон С. Г. Строганов), которого Растрелли таким образом решил удивить. Однако многие историки утверждают, что знаменитый зодчий поместил на стены дворца свой собственный профиль, в качестве своеобразной авторской подписи, чтобы увековечить свою работу . Также есть предположение, что медальон с загадочным профилем на Строгановском дворце появился позднее, когда фасад достраивал Валлен-Деламот


Еще одна любопытная деталь — декоративные чугунные столбики с львиными масками, стоящие по углам подворотни (снаружи дворца и со стороны сада во дворе). Это уникальный образец чугунного литья елизаветинских времен. Первоначально постаменты соединялись цепями и служили частью висячего ограждения канала, который был прорыт перед Строгановским дворцом ок. 1760 года (по другим сведениям, это было просто ограждение от проезжей части). При реконструкции Невского проспекта в начале XIX века чугунное ограждение исчезло.

Сохранилось лишь шесть тумб, которые использовались теперь в качестве отбойников на углах проездных арок для предохранения здания от ударов заворачивающих во двор экипажей. У Строгановского дворца стоит четыре тумбы, еще две такие же чугунные тумбы можно увидеть у подворотни соседнего дома № 19 по Невскому проспекту (здание было приобретено Строгановыми в 1830-х годах, и здесь располагался лучший петербургский трактир «СТРОГОНОВ»).

Во внутреннем дворе Строгановского дворца также можно увидеть два гранитных изваяния сфинксов. Эти скульптуры располагаются на невысоких постаментах у бывшего парадного входа и были перенесены сюда с пристани у Строгановской дачи в Петербурге, где они появились в 1796 году


Вход в парадные помещения Строгановского дворца сегодня находится с правой стороны фасада, выходящего на Невский проспект. Ранее входа во дворец с проспекта не существовало: на парадную лестницу и в помещения дворца попадали через торжественное крыльцо, находившееся в парадном внутреннем дворе. Пропустив карету, дубовые ворота на фасаде наглухо закрывались.

Сегодняшний вид ворот во внутренний двор Строгановского дворца:


Гости попадали в украшенный нарядными колоннами парадный вестибюль и далее поднимались по Парадной лестнице. С верхней площадки лестницы двери вели через вестибюль в Большой танцевальный зал. Вход с Невского проспекта устроил в 1790-х годах архитектор Воронихин

Вид северного (невского) корпуса со стороны внутреннего двора:




Строгановский дворец — сооружение очень красивой и с богатой историей, и здорово, что теперь у жителей и гостей Петербурга есть возможность не только любоваться его фасадами, но и побывать внутри. Еще некоторое время назад во дворце было открыто не слишком много залов, так что он являлся далеко не самым приоритетным для посещения, уступая своим собратьям, другим петербургским дворцам.

Хотя реставрация во дворце продолжается, сегодня здесь уже открыто для осмотра довольно много парадных интерьеров, среди которых есть настоящие жемчужины: например, подлинный растреллиевский Большой зал, необычный Минералогический кабинет или потрясающая Арабесковая гостиная.


Благодаря тщательной работе реставраторов, многие интерьеры удалось воссоздать таким образом, что посетители получают живое представление о том, как выглядел дворец в былые блистательные времена. Все доступные для посещения на данный момент залы показаны на следующем плане Строгановского дворца:

Главная достопримечательность Строгановского дворца — его парадные залы, убранство которых впечатляет, несмотря на то что в здании почти не сохранилось подлинных вещей из коллекции Строгановых.

Со временем, вероятно, этот пробел будет отчасти ликвидирован, потому что некоторые экспонаты и предметы интерьера уже начали возвращаться во дворец, благо немало первоклассных строгановских вещей сохранилось в разнообразных музеях и фондах (хотя понятно, что картины и скульптуры из Эрмитажа сюда уже не вернутся).

Посещение Строгановского дворца — возможность увидеть художественно оформленные исторические интерьеры с тщательно подобранными предметами искусства, познакомиться с портретами представителей рода Строгановых и узнать об архитекторах, строивших дворец и украшавших его помещения в разные эпохи.

Осматривать Строгановский дворец можно и самостоятельно, без экскурсовода, особенно если вы хорошо знакомы с историей этого прославленного рода и их петербургского гнезда. Но даже и без этих знаний посетить дворец будет интересно: вам в помощь пояснительные стенды, которые имеются в каждом зале (на стендах описывается история помещения и приводятся старинные иллюстрации и фотографии того, как оно выглядело прежде). К тому же, встречаются отзывчивые и компетентные смотрители залов, которые помогут вам больше узнать об этом историческом здании и семье Строгановых, а также заметить какие-то любопытные детали интерьеров, на которые вы сами никогда бы не обратили внимания.

Как уже было сказано, вход в Строгановский дворец сегодня находится с правой стороны фасада, выходящего на Невский проспект. Сначала попадаешь в вестибюль с кассой и сувенирами, далее приобретаешь билет и проходишь к Парадной лестнице. Прежде чем на нее подняться, можно заглянуть туалет и гардероб, которые располагаются в конце длинного неприветливого коридора, ничуть не предвещающего того великолепия, которое ждет впереди, едва вы подниметесь по лестнице.

Парадная лестница Строгановского дворца изначально была важной частью торжественного пути гостей дворца. Она была оформлена в начале XIX века А. Н. Воронихиным, полностью переделавшим гораздо более пышную растреллиевскую лестницу, которая была отделана в 1753-54 гг. с использованием золота, мрамора и живописи. В 1805-1805 гг. Воронихин создал на ее месте свою Парадную лестницу, решенную в строго классицистическом стиле, более скромном, чем прежний барочный. Он изменил направление маршей (теперь они идут по часовой стрелке), а промежуточную и верхнюю площадки установил на четырех разновысоких каннелированных колоннах дорического ордера. Такая строгая и монументальная лестница должна была создавать образ дома, построенного на руинах античного храма [21]. Ажурные чугунные перила прикрыты поручнем из дуба с жилкой красного дерева. Стены Воронихин обработал дощатым рустом (так называют руст в виде непрерывных горизонтальных полос).

После того как архитектор Шарлемань соорудил двухэтажную пристройку к западному корпусу, потребовалось несколько реконструировать и Парадную лестницу, поскольку пристройка к ней примыкала. Три растреллиевских окна, освещавших лестничную клетку, пришлось заложить. Затем архитектор Садовников предложил разобрать перекрытие над лестницей, пожертвовав комнатой третьего этажа, и открыть три окна «верхнего света». Таким образом, в 1830-е годы в пространство лестницы был включен третий этаж, и она получила свой нынешний облик.


В 1994-1995 гг. над лестницей был восстановлен живописный плафон (роспись под излюбленные Воронихиным кессоны), фрагмент которого был обнаружен во время реставрации . В ранее пустовавшие люнеты трех стен были установлены зеркала, переплеты которых спроектировали по аналогии с оформлением полукруглого окна второго этажа.

На промежуточной и верхней площадке лестницы сегодня можно увидеть бронзовые торшеры, спроектированные специально для Парадной лестницы Строгановского дворца архитектором Э. М. Петровым в 1995-1996 гг. на основании музейных образцов. Светильники изготовлены на средства Международного Строгановского фонда.

С лестницы попадаем в Новую переднюю, расположенную на втором этаже Строгановского дворца между Парадной столовой и Большим залом. Первоначальная отделка комнаты не сохранилась. Существующая лепнина стен с росписью падуги в стиле «второго рококо» и две угловые печи, украшенные лепкой и зеркалами, появились, вероятно, в середине XIX века, а вот наборный мраморный пол был устроен А.Н. Воронихиным еще в начале столетия (1804-1805 гг.). В то время интерьер служил приемной (антикамерой) на половину графа П. А. Строганова.

В центре розетки пола ранее стояла высокая чаша из красного гранита, подаренная хозяину Строгановского дворца строители Казанского собора. Сейчас она находится в Малом кабинете дворца, а ее место заняла бронзовая скульптурная группа «Минерва и Гений художеств» (1796) работы М. И. Козловского (1753-1802).

Помещение годы долго не ремонтировалось и обветшало. Перед передачей Строгановского дворца Русскому музею Новая передняя использовалась в качестве конторского помещения отдела оборудования Управления Министерства судостроительной промышленности, и тут стояли столы на 14 человек. В процессе реставрации комнаты в 1994-1995 гг. и 2003 г. были укреплены балки перекрытий, возобновлены утраты камня мраморного пола и декора стен и печей, восстановлена роспись падуги и окраска стен, проведен ремонт дверей красного дерева. В итоге комнате удалось вернуть облик второй половины XIX века. Главную трудность при реставрации вызвал подбор колера и полная переборка мраморного покрытия пола.

Из Новой передней можно пройти налево или направо. Если пойти налево, попадаем в интерьер, который является жемчужиной дворца — Большой танцевальный зал, или просто Большой зал в 128 квадратных метров. Хотя первоначально по проекту Растрелли в Строгановском дворце по проекту было оформлено полсотни парадных помещений, до нас дошел лишь один интерьер, зато какой!

Большой танцевальный зал — единственное помещение Строгановского дворца, сохранившее первоначальную отделку, в том числе пышное скульптурное убранство и живописный плафон работы Джузеппе Валериани (ок. 1708-1761), бывшего одним из наиболее выдающихся художников-декораторов той эпохи, отцом русской театральной живописи. Это единственный в Санкт-Петербурге не воссозданный, а подлинный, первозданный парадный интерьер Растрелли.

Сам зодчий Растрелли характеризовал помещение как «большой зал, украшенный штукатурными работами, выполненными весьма искусным итальянским мастером» . Великолепный двусветный зал хорошо освещается пятью большими окнами нижнего света и пятью малыми – верхнего света (последним «отвечают» аналогично оформленные глухие переплеты на противоположной стене). Обилие окон на западной стене зала почти не оставляет места простенкам, нижняя часть которых декорирована зеркалами. Эта пронизанная светом стена признается триумфом архитектурной мысли Растрелли.

Облик этого нарядного зала впечатляет. Стены декорированы пышной лепкой, окна верхнего яруса имеют сложные декоративные обрамления, а под ними проходит сильно вынесенный карниз. На двух коротких стенах карниз прерывается балконами с коваными решетками барочного рисунка. Балконы опираются на мощные полуфигуры атлантов, между которыми амуры несут картуш, увенчанный баронской короной. Полуфигуры кариатид, словно вырастающие из лепных барочных орнаментов, поддерживают выступающие части карниза на дальней продольной (восточной) стене. По углам порталов, обрамляющих балконы, пристроились амуры с гирляндами цветов.

Появившийся в середине XIX века паркет выполнен из экзотических пород дерева (самшит, сандал, лимон, чинара) и инкрустирован в центре изящной орнаментальной розеткой. Некоторые уникальные породы дерева заказывались на другом континенте, в Латинской Америке

Живописный плафон, занимающий всю поверхность потолка Большого зала Строгановского дворца, выполнен в 1753 году в петербургской мастерской итальянского художника Джузеппе Валериани на 13 подрамниках, доставлен в Строгановский дворец и смонтирован на потолке помещения.

Грандиозное полотно имеет площадь 125 квадратных метров. Его центральная часть заключена в живописное обрамление с изображением галереи с колоннадой. Эти архитектурные элементы мастерски написаны в перспективном сокращении, из-за чего создается иллюзия продолжения вверх стен зала, и пространство потолка прорывается в божественную небесную сферу.

Выполненный Валериани эскиз центральной части плафона в Большом зале Строгановского дворца

Виртуозно написанное полотно на потолке Большого зала Строгановского дворца — единственная сохранившаяся работа Валериани. Остальные плафоны его кисти, созданные для пригородных дворцов, погибли во время Великой Отечественной войны. Центральное изображение написал сам Джузеппе Валериани, тогда как архитектурная часть плафона, по всей видимости, является работой его постоянного ассистента Антонио Перезинотти

Плафон с изображением аллегорических фигур не имеет определенного сюжета, и его называют по-разному, чаще всего встречаются варианты «Похождения героя», «Триумф героя», «Возведение героя на Олимп», «Апофеоз героя», «Странствия Телемаха (Телемака)» и «Чествование Телемаха на Олимпе». Не исключено что воин с алым плащом через плечо в верхней части композиции — воспитателя Телемаха Ментор, показывающий своему юному спутнику красоты Олимпа. Тогда эти фигуры можно трактовать как аллегорический портрет барона С. Г. Строганова, который вводит своего сына Александра в храм наук и искусств. Над юным героем в воздухе завис Меркурий, посланник богов и покровитель путешественников. В его руке жезл с переплетенными змеями (кадуцей).

Аллегории искусств представлены в нижнем правом углу композиции: Живопись пишет картины, Музыка играет на флейте, Поэзия читает стихи, а Скульптура ваяет бюст. Их объединяет История, возложившая скрижали на согбенную спину Сатурна. В центре композиции изображена богиня мудрости и покровительница искусств Минерва, изгоняющая пороки: Коварство, Властолюбие, Клевету и Зависть.

Наконец, в левом углу представлены добродетели: Правосудие, Правда, Стойкость, Верность, Храбрость и Сила (несет под мышкой колонну, на основании которой стоит собственноручная подпись художника Валериани). Рядом с Верностью изображен старец в латах и с книгой: вероятно, Асклепий. В левом верхнем углу плафона показан круглый храм на скалистой горе, напоминающий Пантеон.

Исследователи видят в этом плафоне своеобразное нравственное напутствие потомкам, духовное завещание барона Строганова своему сыну Александру, которому предстояло осуществить строительство одного из главных храмов православного мира — Казанского собора. Живопись плафона трактуют как проповедь созидательной добродетели, мудрости и любви к искусствам, недаром центральная роль в композиции принадлежит богине Минерве, ставшей символом российского просвещения (Екатерину II часто называли Северной Минервой)

Над дверями зала разместились огромные живописные полотна-десюдепорты в прямоугольных рамах — это цикл «Подвиги Энея» кисти итальянского художника Антонио Виги. Полотна сюжетно не связаны с плафоном Валериани и являются иллюстрацией к эпической поэме «Энеида» римского поэта Вергилия.

Начиная от двери в Новую переднюю, на десюдепортах изображены следующие сцены: «Эней у Сивиллы», «Встреча Энея и Венеры, принявшей образ девушки-охотницы», «Эней и Лавиния с сыном Асканием», «Эней выносит из горящей Трои своего старого отца Анхиса», «Венера вручает Энею оружия, выкованное Вулканом», «Тиберий, советующий Энею заключить союз с Эвандром, царем Палантея».

Хотя Большой зал часто называют растреллиевским, далеко не вся отделка того времени сохранилась, поскольку помещение претерпело ряд изменений, когда здесь работал Воронихин. В 1791 году Воронихин разместил в этом уникальном зале мебельный гарнитур, а также четыре люстры петербургского мастера И. Фишера, выполненные по проекту Жерве (люстры сохранились). А в 1804-1805 гг. тот же Воронихин установил на месте больших изразцовых печей ампирные камины (ранее над каминами висели портреты императора Александра I и его супруги).

В советское время основная часть Большого зала была разделена временными перегородками, а в восточной части находился коридор, позволявший проходить с Парадной лестницы в Большую гостиную.

Реставрация зала была проведена в 1995-1997 гг. и в 2003 году, когда был воссоздан художественный паркет из ценных пород древесины. Кроме того, были отреставрированы лепка, резьба, позолота, росписи плафона и десюдепортов и воссоздан мебельный гарнитур

Из Большого зала пройдем в очень теплый и уютный Зал с дубовым камином (Зал с деревянным камином). Название этого интерьера условное, так как подлинное не установлено. Зал посвящен исключительно теме охоты и лошадям.

На этом месте последовательно существовали гостиные, отделанные Растрелли для барона С. Г. Строганова в 1753-54 гг., внутренние покои графа П. А. Строганова, выполненные по проекту Воронихина в 1804-1805 гг. и, наконец, апартаменты супруги кн. В. С. Голицына княгини А. П. Голицыной, урожденной Строгановой (проект К. Росси, 1820 г.).

Нынешние пропорции интерьера и его отделка относятся к концу XIX века, когда дом принадлежал графу С. А. Строганову (1852-1923) — последнему представителю знаменитой семьи коллекционеров и меценатов.

Возможно, комната исполнена по образцу охотничьих кабинетов английских замков. Граф С. А. Строганов был большим любителем псовой охоты. Кроме того, он являлся владельцем нескольких конных заводов. В советское время зал был разделен на три небольших комнаты. Реставрация с воссозданием (по обнаруженному образцу) обоев и паркета была проведена в 2005-2007 годах.

Экспозиция Зала с дубовым каином посвящена анималистике в русском искусстве второй половины XIX века: тут находятся скульптуры на тему охоты и картины с изображениями животных, в первую очередь лошадей и собак.

Например, слева от камина располагаются картины «Серая лошадь» (художница И.Е. Краснушкина (1858-1912)) и «Вороная лошадь» (художник В.А. Виноградов (1858-ок.1893)).

В этом зале раньше можно было увидеть старинный каминный экран из красного дерева — один из двух экранов, вернувшихся в Строгановский дверец в 2004 году (фото экрана с сайта ; сейчас оба экрана перенесены в Картинную галерею дворца). На вставленных в экраны живописных полотнах изображены любимые собаки графов Строгановых, спаниель Мутон и белый пудель Мустафа. Каминные экраны, о которых идет речь, были созданы в Санкт-Петербурге в 1805 году по заказу графа Александра Сергеевича Строганова и украшали Картинную галерею Строгановского дворца. Картины для экранов выполнил художник Карл-Фридрих Кнаппе . С конца 1920-х годов экраны находились в Эрмитаже, а в 1959 году были переданы в Государственный музей-заповедник «Павловск», откуда и вернулись в Строгановский дворец (в обмен на альбом с планами Павловского парка; в Павловске теперь стоят копии экранов).

Из Зала с дубовым камином пройдем в просторную Греческую комнату с минимумом убранства. Данное пространство образовалось в результате разборки стены между гостиной и темным коридором, что было сделано в период недавних реставрационных работ. Паркет в этом зале состоит из трех разных частей, что отражает сложную историю Греческой комнаты Строгановского дворца.

До конца 1990-х годов никто из исследователей не имел представления об этом интерьере. Ее название было обнаружено в 1997 году на обороте одной из крошечных акварелей Русского музея. Затем начался непростой процесс реставрации. По современной легенде, директор Русского музея и энтузиаст восстановления Строгановского дворца В.А. Гусев однажды оторвал кусок фанеры в темном коридоре, примыкавшем к залу, и за ним открылись остатки барельефов

Что касается упомянутых акварелей, то выяснилось, что это зарисовки проектов К. И. Росси для оформления апартаментов второй дочери Павла Строганова и Софьи Владимировны Голицыной — Аглаиды (Аделаиды, Аглаи) Павловны (1799-1882) и ее мужа князя Василия Сергеевича Голицына (1794-1836). Хотя проекты Росси были приняты не полностью, это, вероятно, были интересные интерьеры. На обороте акварели с видом этого интерьера Росси написал мелким почерком: «дверь в Греческую комнату». Историк С. О. Кузнецов определил, что, вероятно, имелась в виду уборная графини Софьи Владимировны

История этого помещения весьма запутанна. Когда-то здесь находилась Проходная гостиная, интерьер которой был создан Растрелли, но она неоднократно меняла свои размеры, прежде чем вернулась к первоначальным. На месте коридора, который при последних владельцах соединял Большую гостиную с (Большим) кабинетом, при Растрелли существовала лестница, объединявшая все три этажа. Именно последняя воспрепятствовала связи между западным и южным корпусами при переделках А. Н. Воронихина. В 1804-1805 гг. Воронихин занимался оформлением апартаментов Павла Александровича и его супруги Софьи Владимировны. В частности, в качестве последнего зала внутренней (обращенной во двор) анфилады западного корпуса появилась устроенная Воронихиным Приемная графини Софьи Владимировны Строгановой. Эту комнату — вероятно, из-за особенностей отделки — называли Греческой комнатой. Ее паркет воссоздан при реставрации и позволяет судить о габаритах интерьера, занимавшего примерно половину гостиной Растрелли. Рисунок паркета А. Н. Воронихина выполнен в виде ромбов с кругами в центре квадратов.

Вторая часть гостиной с момента воронихинской переделки служила Уборной (Туалетной) графа Павла Александровича Строганова. Впоследствии эта уборная получила новую отделку в стиле ампир по проекту К. И. Росси, которому было поручено устроить апартаменты Аглаиды Павловны, княгини Голицыной, урожденной Строгановой. До нашего времени дошел паркет этой уборной, примыкающий к центральному паркету Греческой комнаты. Этот сложный паркет сделан с использованием пальмы и палисандра; в центре помещен большой двойной восьмиугольник, в который вписан ромб, с четырех сторон он окружен фризом с эллипсами (звезды в углах композиции добавлены позднее).

В 1840-х годах архитектор П.С. Садовников осуществил перепланировку на месте Греческой комнаты, использовав дополнительно пространство соседней лестницы, и оформил интерьер Проходной гостиной в стиле позднего классицизма для светлейшей княгини Елизаветы Павловны Салтыковой, урожденной Строгановой. (Лестницу, препятствовавшую связи между западным и южным фасадами, Садовников вынес за фасад).

Новый интерьер — типичный для залов позднего классицизма — имел искусственный мрамор желтого цвета и ленту аллегорических барельефов в верхней части стены. Этот стиль был близок манере Воронихина, выполнившего вышеупомянутый паркет Греческой комнаты.

Впоследствии, в 1860-х годах, другой архитектор, предположительно Гаральд Боссе, сменил убранство на необарочное. Он не уничтожил, а закрыл тканью искусственный мрамор и академические рельефы, использованные его предшественником. На полу оказался ковер, что сохранило паркет. Спустя еще какое-то время вместо лестницы был устроен темный коридор для перехода из Большой гостиной в Кабинет, а размеры Проходной гостиной вернулись к тем, что существовали при Растрелли. В ней, пытаясь интерпретировать наследие барокко, установили существующий камин, золоченые панели и заново оформили плафон. После этого интерьер получил свой окончательный вид. Впоследствии одни барельефы гостиной так и остались за щитами, другие, в коридоре, остались доступными для осмотра, хотя и несколько повредились. Искусственный мрамор со временем был почти утрачен.

Сохранилась фотография комнаты после ее переделки Боссе: в 1865 году новый облик Греческой комнаты по заданию графа П. С. Строганова был зафиксирован Джованни Бианки для альбома с видами Строгановского дворца. Нет сомнений в том, что на фотографии запечатлен именно этот зал, поскольку из двери хорошо видна Большая гостиная

Во время недавней реставрации было создано пространство, которое теперь именуется Греческой комнатой. Учитывая редкую сохранность элементов декора сразу нескольких эпох, решено было отреставрировать их и показать несколько исторических слоев одновременно, разобрав стенки коридора. Работы были проведены в 2005-2007 гг.

Процесс создания экспозиции в этом зале оказался мучительным и длительным и до сих пор не завершен.

На данный момент главным украшением интерьера служит мраморный камин (похожие мы могли видеть в других особняках Петербурга, например в особняке М. В. Штифтера и в особняке Брусницыных). В центральной части камин украшают фигурки целующихся путти, еще два амурчика сидят по бокам, поддерживая мраморные гирлянды.

Кроме камина, в Греческой комнате можно увидеть портрет графа С. Г. Строганова (1794-1882), выполненный в 1882 году К. Е. Маковским. Сергей Григорьевич, основатель Строгановского училища в Москве, коллекционер монет и икон, учредитель Императорской Археологической комиссии, скончался в Строгановском дворце на Пасху 1882 году в своем кабинете, где и изобразил его художник Маковский, работавший над портретом уже после смерти графа.

Недавно в Греческой комнате были установлены гипсовые бюсты архитектора Андрея Никифоровича Воронихина (1759-1814) и его жены, Воронихиной Марии Федоровны, урожденной Мэри Лонд (1770-1822). Воронихин женился на своей помощнице англичанке Мэри Лонд — воспитательнице (гувернантке) детей Павла Строганова и прекрасной художнице — в 1801 году. После свадьбы молодожены покинули дом на Невском и переехали в собственную квартиру. У супругов было шесть сыновей: двое умерли в детстве, остальные, за исключением Константина, тоже прожили очень немного. Потомства после себя они не оставили. Оба бюста супругов выполнил А. Воронихин, племянник архитектора.

Из Греческой комнаты проходим в Большой кабинет графини С. В. Строгановой, ранее именовавшийся просто Кабинетом. Первоначально этот интерьер, оформленный Воронихиным около 1804 года, был живописной мастерской владелицы дворца, хорошо рисовавшей Софьи Владимировны. Возможно также, что зал использовался для экспонирования картин. На тот момент зал не имел окон и освещался исключительно с помощью светового фонаря в потолке. – Как тогда выглядел этот кабинет, помогает понять акварель из альбома семьи Строгановых, выполненная неизвестным художником в 1830-х годах . Верхнюю часть стен Воронихин оформил слепками с рельефов храма Антонина и Фаустины в Риме (II в. н.э.).

Уникальный световой фонарь кабинета был утрачен в 1840-е гг. из-за надстройки П. С. Садовниковым верхнего этажа. Тогда же в помещении появились окна. Кабинет стал называться Большим, а Малым кабинетом стала прежняя Малая библиотека. Несколько позже, уже для светлейшей княгини Е. П. Салтыковой, урожденной Строгановой, был установлен мраморный каминв стиле второго рококо.

Вид кабинета светлейшей княгини Е. П. Салтыковой, урожденной Строгановой, фотография Дж. Бианки из альбома графа П. С. Строганова (1865 год):

Реставрация Большого кабинета проходила с 2003 по 2007 год. Во время работы был, в частности, восстановлен по акварели неизвестного художника (предположительно Е. И. Есакова) паркет времени Воронихина.

В настоящее время экспозиция зала посвящена Отечественной войне 1812 года, имевшей для семьи Строгановых огромное значение. На этой войне графиня Софья Владимировна потеряла мужа, графа Павла Александровича, и сына Александра.

Две большие картины в зале иллюстрируют один из самых знаменитых эпизодов заграничного похода русской армии: Мошков В.И. «Сражение под Лейпцигом 6-го октября 1813 г.» (1815) и Бабаев П. И. «Подвиг гренадера лейб-гвардии Финляндского полка Леонтия Коренного в битве под Лейпцигом в 1813 г.» (1846). На стенах представлены портреты генерал-адъютанта князя Алексея Яковлевича Лобанова-Ростовского, генерал-адъютанта графа Владимира Федоровича Адлерберга, графа Алексея Федоровича Орлов и других военных и исторических деятелей.

Перейдем теперь в Малый кабинет графини С. В. Строгановой, или библиотеку Строгановского дворца. Это одно из самых интересных помещений, сохранившихся до наших дней. Когда-то эта комната принадлежала графу П. А. Строганову, а затем его вдове Софье. Этот интерьер сохранил первоначальный замысел создававшего его в 1804-1805 гг. архитектора А. Н. Воронихина, который задумывал его как миниатюрный античный храм.

Небольшое продолговатое помещение с одним окном во двор перекрыто ложным кессонированным цилиндрическим сводом с розетками и орнаментальной росписью «под лепку». Последующая декоративная отделка интерьера принадлежит архитектору И. Ф. Колодину, вольноотпущеннику из крепостных Строгановых, и относится к 1818 году . Колодин установил новые коринфские колонны искусственного мрамора и соответствующие им пилястры.

Кроме того, в 1840-е годы некоторые изменения в убранство были внесены П. С. Садовниковым, выходцем из крепостных князей Голицыных. Садовников установил в комнате камин из темно-зеленого змеевика и расширил проем окна. Роспись между кессонами выполнена во второй половине XIX века. Дальняя от окна часть зала при Воронихине, вероятно, была занята небольшой лестницей, а затем там поставили ванну, скрытую ширмой между колоннами. В советское место там был темный коридор, который вел в Большой кабинет. Реставрация Малого кабинета была проведена в 2005-2007 гг., тогда же был воссоздан художественный паркет.

Одним из главных украшений зала является полукруглый люнет с рельефом «Иван Грозный поит своего воина» («Иван Грозный напояй воины») (1811) работы 23-летнего Алексея Воронихина, племянника архитектора. Композиция была создана по программе на историческую тему, которая была задана воспитанникам Академии художеств.

Скульптор представил эпизод из похода царя на Казань, когда два воина нашли воду и принесли ее в шлемах монарху, то тот приказал напоить первым наиболее изнемогшего в битве ратника. Несколько странные античные облачения персонажей связаны с тем, что в начале XIX века темы из ранней отечественной истории воспринимались как «национальная античность». Предполагают, что этот барельеф был установлен в Малой библиотеке Павла Строганова в память о его усопшем отце, президенте Академии художеств А. С. Строганове.

В Малом кабинете можно увидеть несколько портретов представителей семьи Строгановых, в том числе портрет потрет графа Григория Александровича Строганова(1770-1857) и портрет его второй жены, графини Юлии Павловны Строгановой, д’Эга (она же Жулиана Мария Луиза Каролина София) (1782-1864). Супруги жили в большой любви и согласии, были очень дружны с А. С. Пушкиным, которому, как мы уже знаем, Григорий Строганов приходился свойственником через Наталью Гончарову.

Также здесь вывешены портреты графа Павла Александровича Строганова (1772-1817) и великой княгини Марии Николаевны (1819-1876), супруги графа Г. А. Строганова (1824-1878), в первом браке герцогини Лейхтенбергской.

За колоннами находится гранитная ваза с позолоченной бронзовой отделкой, преподнесенная графу А. С. Строганову в память строительства Казанского собора от Комиссии по построению храма.

Далее возвращаемся из южного корпуса в западный и через Греческую гостиную проходим в нарядную и светлую Большую гостиную, которая была восстановлена по фотографии из семейного альбома Строгановых. Интерьер Большой гостиной решен в духе эклектики второй половины XIX века.

Первоначально зал был меньше по размерам и имел только три окна. В 1804-1805 гг. архитектор А. Н. Воронихин изменил отделку гостиной и включил этот интерьер в число парадных интерьеров графа Павла Строганова. В 1840-х годах пространство комнаты расширил П. С. Садовников, который начал оформлять зал в стиле позднего классицизма для светлейшей княгини Е. П. Салтыковой (1802-1863), урожденной графини Строгановой.

Главным элементом декора Большой гостиной был лионский шелк с букетами цветов на кремовом фоне, обрамленный золочеными рамами. Белый шелк использовался как на стенах, так и при обивке мебели и драпировке окон и дверей.

Работы были завершены несколько позже, в середине XIX века в стиле второго рококо архитектором Г. Боссе, который также занимался внутренней отделкой псевдоготической дачи Елизаветы Строгановой и ее мужа князя И.Д. Салтыкова. В этот период в Большой гостиной были установлены резные золоченые ламбрекены, а также трехчастное зеркало, в котором отражались двери Большого зала Растрелли. Диваны, кресла в стиле Людовика XVI и тонетовские стулья, занимали всю площадь помещения . Скульптура и многочисленные растения дополняли интерьер. На фотографии Большой гостиной, сделанной Бианки в 1865 году, можно увидеть подлинную мебель XVIII века, купленную в свое время графом Александром Сергеевичем, фарфоровые группы, настенные часы в стиле рококо работы Франсуа Виже.

В 1870-х годах оформление интерьера было вновь изменено и, в частности, оказались утрачены прежние резные рамы, малое зеркало с консолью на южной стене и зеркало над камином, а на стенах появился новый шелк малинового цвета и гобелены.

В советское время в северо-восточном углу комнаты пробили дверь для организации прохода в Большой зал, тогда же было утрачено большое зеркало. В процессе реставрации 2000-2003 гг. по фотографии Дж. Бианки (1865 г.) был заново набран художественный паркет, воссозданы карнизы, резные рамы для зеркал и шелка. Саму ткань подобрали по принципу максимальной близости к первоначальной. В последующие годы был восстановлен консольный столик, а также велась реставрация камина (2005-2007 гг.).

От прежней отделки сохранилась люстра, камин и двери красного дерева — все эти элементы, вероятно, изготовлены по рисункам А. Воронихина

Существующий поныне камин является одним из самых эффектных во всем дворце, благодаря двум мраморным вазам на бронзовых треножника и драгоценным плакеткам английской фирмы Wedgwood(«Веджвуд»).

В 2009 году состоялась церемония дарения лордом Перси Веджвудом трех керамических плакеток из джаспера с изображением свадьбы Купидона и Психеидля их восстановления на историческом месте на камине Большой гостиной Строгановского дворца.

Этот благотворительный акт был приурочен к 250-летию фирмы Wedgwood, основанной в 1759 году. В 1775 году на этой мануфактуре был получен «яшмовый» фарфор, так называемый «джаспер», а к началу XIX века компания приобрела известность среди аристократов разных стран. Вазы, сервизы и декоративные элементы из этой массы преимущественно делались в фирменном голубом цвете.

В центре Большой гостиной сегодня установлена скульптура «Преданность» (Джозуэ Мели, 1854) (1807-1903) (собака самоотверженно давит лапой змею, чтобы она не укусила спящего ребёнка). Скульптура поступила в Строгановский дворец из бухгалтерии ДК им. Горького.

С Большой гостиной соседствует уютная Малая гостиная, принадлежавшая графу Павлу Александровичу Строганову, который с 1802 года имел звание сенатора и должность товарища (заместителя) министра внутренних дел, а впоследствии отличился на войне 1812 года.

Исследователи предполагают, что оформление этой комнаты в 1804-1805 гг. было полностью выполнено А. Н. Воронихиным, который несколько сократил размеры прежней гостиной, отделанной Растрелли в 1753-54 гг.

Стены помещения облицованы искусственным мрамором теплого оттенка, навевая умиротворение. В простенке между окнами и над камином помещены расположенные друг напротив друга зеркала, что иллюзорно расширяет пространство интерьера. Зеркало между окнами увенчано скульптурным изображением орла, а над дверями из красного дерева с позолоченными львиными масками располагаются рельефные композиции (десюдепорты), составленные из завитков аканта и головы горгоны Медузы (в период классицизма и ампира подобные античные мотивы были традиционным элементом декора).

Плафон Малой гостиной обрамлен повторяющимися элементами растительного узора и украшен четырьмя фигурными композициями на античные мотивы. В 1830-х годах существовавшая роспись была дополнена новыми элементами, а на южной и северной стенах появились декоративные фризы. Наиболее интересным украшением комнаты являются десять многофигурных барельефов, размещенных в полуциркульных люнетах падуги. Длительное время авторы этих барельефов были неизвестны, но современные искусствоведы доказали, что их выполнили скульпторы С.М. Теглев (1771-после 1848), И.И. Теребенев (1780-1815) и М.П. Александров-Уважный (1758-1813) . В этих скульптурных сценах использованы сюжеты из античной мифологии, известные по «Метаморфозам» Овидия, «Илиаде» и «Одисеей» Гомера («Медея и Ясон», «Персей и Атлас», «Детство Юпитера», «Персей и Финей», «Спор греческих вождей за доспехи Ахилла», «Диана и Актеон» и др.). Реставрация интерьера Малой гостиной была проведена в 2000-2003 гг. с сохранением прежнего паркетного пола и воссозданием утраченных деталей камина.

Вернемся теперь снова в Большой танцевальный зал и пройдем через него и Новую переднюю в зал на стыке западного и северного корпуса — Парадную столовую, или Угловой зал. Это настоящий зал-загадка, который полностью сбивает с толку. Небольшой по размеру, он кажется громадным, будто разделенным на две части массивными колоннами. Сразу и не догадаешься, что по ту сторону колонн — зазеркалье: люстры и колонны — всего лишь половинчатые.

Всё дело в огромных пятиметровых зеркалах, которые расположены между полуколоннами ионического ордера, занимая почти всю южную стену напротив окон. В зеркалах отражается весь зал, и это отражение иллюзорно удваивает его пространство. К зеркалам примыкают изящные полулюстры, а над ними раскинулся расписной потолок. Кроме того, зеркалами окружены и двери, благодаря чему эффект растекающегося пространства усиливается еще больше.

Этот эффектный интерьер был устроен А.Н. Воронихиным на месте прежней Зеркальной галереи Растрелли и отделан в 1793 году к свадьбе графа П. А. Строганова. Зал сохранил основную композицию и частично даже первоначальную отделку, пострадав менее других в советское время.

До наших дней дошли полуколонны искусственного мрамора, плафон с росписью кессонами с розетками. Полуциркульные ниши в торцах зала пока пустуют (ранее там стояли статуи, а позднее — высокие печи). Основным источником при реставрации интерьера была акварель Воронихина. По ней были воссозданы исчезнувшие в XIX веке большие зеркала, лепные десюдепорты, роспись кессонами в нишах, ложные двери в юго-восточном углу, драпировки с бахромой и кистями (1994-1995 гг.).

На втором этапе реставрации, в 2002-2003 гг., были воссозданы паркет из ценных пород дерева и осветительные приборы — полулюстры.

Вскоре после создания Парадной столовой этот зал стал местом знаменитых воскресных обедов графа Александра Сергеевича, когда после утренней службы в Казанском соборе здесь собирались любители искусства и просто любители вкусно поесть. Известно, что в столовой находился грандиозный круглый стол со столешницей из малахита, спроектированный французами Персье и Фонтеном

Самой серьезной проблемой при реставрации Парадной столовой было восстановление огромных, от пола до карниза, зеркал между полуколоннами глухой стены напротив четырех окон и балконной двери, выходящих на Невский проспект. Установкой зеркал вакуумным способом на присосках занималась финская компания Paanurakenne. Края зеркал были тщательно подогнаны к фигурным профилям баз и капителей полуколонн. Кроме того, в соответствии с известной акварелью Воронихина с видом этого зала, над дверями были воссозданы лепные десюдепорты в виде ваз с гирляндами на зеркальном фоне, а также роспись сводов в нишах и их лепные обрамления. Данные работы выполняли мастера фирмы «Лазурь»

Из Парадной столовой, минуя Старую переднюю, попадаем в северный корпус. Протяженный зал Гюбера Робера (Юбера Робера) был задуман графом А.С. Строгановым. Во время пребывания во Франции в 1771-78 гг. граф познакомился с целым рядом выдающихся художников, среди которых был Юбер Робер (Hubert Robert) (1733-1808). В 1773 году А.С. Строганов заказал этому французскому художнику ансамбль из шести полотен с изображением древних обелисков, храмов и арок, а также водопадов и гор. На одной картин Робера сквозь арку виден собор Св. Петра в Риме — прообраз будущего Казанского собора в Петербурге

В начале 1790-х годов интерьер зала оформил А.Н. Воронихин. Нынешний вариант отделки интерьера относится к 1810-м годам и, вероятно, принадлежит архитектору И.Ф. Колодину. Во второй половине XIX века был утрачен живописный плафон, а также печь со скульптурой льва. На ее месте был поставлен камин. В советское время, когда анфилада была закрыта, на месте единого пространства при помощи временных перегородок было создано три кабинета, вход в которые осуществлялся через дверь, пробитую на месте камина.

Воссоздание зала производилось в 2000-2003 гг. на основе картины неизвестного художника первой трети XIX века. Картины из зала Робера давно находятся в собрании Эрмитажа, а в этом помещении сегодня периодически устраивают временные выставки.

Далее перед нами предстает Арабесковая гостиная — один из самых впечатляющих интерьеров Строгановского дворца. Помещение располагается по парадной анфиладе вдоль Невского проспекта, между галереей картин Гюбера Робера и Минеральным кабинетом. Главным украшением зала являются живописные копии фресок Рафаэля и его учеников в лоджиях Ватиканского дворца (так называемые лоджии Рафаэля). Мотивы рафаэлевских лоджий были весьма популярны в европейских дворцах конца XVIII века.

Оформление Арабесковой гостиной, задуманной еще графом А. С. Строгановым в подражание рафаэлевским лоджиям Зимнего дворца, созданным Дж. Кваренги для Екатерины II, было начато в 1770-80-х годах, а завершено в 1830-40-х. Хотя идея создать лоджии Рафаэля в своем дворце родилась еще у А. С. Строганова, при жизни графа она полностью реализована не была.

Его сын Павел пережил отца всего на 6 лет и провел большую часть времени на полях сражений, так что создание Арабесковой гостиной стало делом его вдовы, невестки А. С. Строганова графини Софьи Владимировны. Она не желала уступать своим родственникам Шереметевым, устроившим в своем Фонтанном доме экзотическую Этрусскую комнату, и поэтому наняла неизвестного архитектора — возможно, П.С. Садовникова (выходца из крепостных ее матери Н. П. Голицыной) — закончить задуманный ансамбль.

Архитектор переделал две комнаты в одно длинное помещение. По одной из версий , он воспользовался хранившимися в кладовых копиями рафаэлевских фресок, приобретенными еще А. С. Строгановым. Копии ватиканских гротесков предположительно были выполнены итальянскими живописцами Антонио Скотти и Пьетро Виги

Строгановы смогли установить у себя только часть ансамбля, поскольку отведенное для интерьера пространство было значительно меньше лоджий Рафаэля. Кроме того, конструкция дома не позволила сделать купола, так что потолок остался плоским и без росписи.

Настенные фрески архитектор дополнил декоративными композициями над дверями и зеркалами на сюжеты фресок помпейской виллы Цицерона («Кентавр и нимфа», «Кентавресса и сатир», «Кентавр и Ахилл»). Стиль помпеянской живописи был исключительно моден в Петербурге той эпохи.

Два надкаминных зеркала получили живописные обрамления с гротескными мотивами. Арабесковая гостиная в нынешнем виде была завершена к середине 1840-х годов. Две парные мраморные скульптуры сидящих философов в античных тогах, переданные в 1930-х годах во Дворец культуры им. Максима Горького, возвращены и вновь обрели свои места в этом зале после реставрации.

Несколько протечек 1980-1990-х годов нанесли серьезный урон конструкциям и отделке потолка, пострадала также часть живописных панно и золоченые рамы.
[IMG]http://www.mishanit

Серия сообщений "Дворцы и усадьбы":
Часть 1 - Культурное наследие Российской Федерации:дворцы вельмож. Часть5
Часть 2 - ДВОРЦЫ РОССИИ. ДВОРЕЦ БЕЛОСЕЛЬСКИХ- БЕЛОЗЕРСКИХ. ПЕТЕРБУРГ
Часть 3 - Культурное наследие Российской Федерации: Дворцы и дома вельмож.Часть 8
Часть 4 - Строгановский дворец в Петербурге: история, архитектура, интерьеры
Часть 5 - Строгановский дворец в Петербурге: Из истории семьи Строгановых и их невского дома. Обитатели и гости Строгановского дворца
Часть 6 - Юсуповский Дворец на Мойке
...
Часть 8 - Дворец Меншикова
Часть 9 - Михайловский замок
Часть 10 - Меншиковский дворец в Ораниенбауме

Метки:  

Бабагалина   обратиться по имени Пятница, 29 Марта 2013 г. 08:41 (ссылка)
Красивый дом, красивый интерьер. Эстетическое наслаждение смотреть на такую красоту. Спасибо большое.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 31 Марта 2013 г. 12:52ссылка
Меня тоже впечатлило! Давно туда собираюсь, но когда приезжаешь в Питер столько всего хочется...
Lili_2716   обратиться по имени Пятница, 29 Марта 2013 г. 13:11 (ссылка)
Интересные старинные картинки и фото. Цитирую, спасибо.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 31 Марта 2013 г. 12:53ссылка
Строгановские здания и храмы - это отдельная песня, а есть в искусстве даже свой строгановский стиль!
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку