-Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 19.11.2012
Записей: 12611
Комментариев: 25312
Написано: 49412


Сбежать из СССР. Хронология побегов (Часть 1). Угоны самолетов

Среда, 15 Апреля 2020 г. 09:44 + в цитатник
Цитата сообщения Майя_Пешкова Сбежать из СССР .Хронология побегов.(Часть 1)Угоны самолетов

Из стран социалистического блока и стран НАТО во времена холодной войны на Запад и Восток бежало некоторое число военных лётчиков.. Лётчики бежали и из неприсоединившихся стран. Эти инциденты использовались разведывательными службами стран НАТО, так как они давали доступ к функционирующим и неповреждённым советским или иным незападным самолётам.

Основными причинами бегства военных лётчиков становились отсутствие политической свободы слова и печати, свободы собраний, политические репрессии , террор против инакомыслящих, расизм, ксенофобия, отсутствие легальных возможностей для выезда граждан из страны во враждебные на данный момент страны, использование отдельными лицами той или иной страны напряжённых отношений своей страны в своих целях, личные мотивы. Появление в СССР летательных аппаратов нового поколения вызывало немалый интерес к ним иностранных военных специалистов и различных разведывательных органов 

 =========================

 9 октября 1948 года лётчики Пётр Пирогов и Анатолий Барсов перелетели на бомбардировщике Ту-2 ВВС СССР с авиабазы Коломыя в Австрию (произвели посадку в союзнической зоне оккупации в районе города Линц). Американские оккупационные власти в Германии предоставили им политическое убежище. Спустя год Барсов, которому была гарантирована амнистия, вернулся в СССР, где через полгода был расстрелян.

 

Пирогов (слева) и Барсов (справа) на пресс-конференции для западных СМИ вскоре после приземления
 

=========================
 10 ноября 1948 года авиационный механик технического состава авиационной части ВВС в ДВО лейтенант Владимир Барашков совершил побег с одного из дальневосточных аэродромов на японский остров Рисири на самолете Ли-2. При посадке самолёт повредил шасси, но в целом посадка прошла успешно, пилот не пострадал. Барашков сдался американским властям и предоставил им ценные сведения о технике и вооружении, местах дислокации и организации службы в советских авиационных частях на Дальнем Востоке. Заочно приговорён военным трибуналом к 25 годам лишения свободы.

=========================


 В марте 1949 года Герой Советского Союза подполковник С. С. Щиров, назначенный начальником Ташкентского аэроклуба ДОСААФ в УзССР, предпринял попытку улететь на двухместном самолёте У-2 вместе со студенткой Л. Вильчинской в одну из приграничных центральноазиатских стран. По неизвестным причинам замысел не удался и ему пришлось возвратиться обратно (впоследствии, на допросах взял вину на себя, заявил что «Людмила ни в чём не виновата»). Затем, после того как его вызвали в Москву, как он полагал для ареста, 7 апреля 1949 года предпринял попытку пешего перехода через советско-турецкую границу из Армянской ССР, преодолел вплавь водный канал, который принял за Аракс и ошибочно полагал, что уже находится на турецкой территории, но был задержан нарядом погранвойск. Был обвинён в сотрудничестве с несколькими иностранными разведками и попытке измены родине (ст. 58 ч. 2 п. «а» УК АрмССР), но судим не был, хотя добивался для себя суда, вместо этого он был заключён в лагерь сроком на 25 лет по постановлению особого совещания при МГБ СССР.. 30 сентября 1988 года был посмертно реабилитирован

=========================
 18 мая 1949 года неустановленный лётчик ВВС СССР в звании лейтенанта угнал истребитель сопровождения Ла-11 (по другим данным, Ла-9) с Могилёвского аэродрома и улетел на нём в Швецию, приземлившись на авиабазе Королевских военно-воздушных сил Швеции в Туллинге (пригороде Стокгольма), прибывшим на место шведским военным он заявил о себе, что является политическим беженцем и предоставил шведской разведке секретные сведения о ВВС СССР. Заочно приговорён военным трибуналом к 25 годам лишения свободы.. Историк авиации Х. Хуфтман в своей книге приводит официальную версию советской стороны о том, что посадка была «вынужденной».

=========================

 В июле 1949 года Ефим Шпербер и его неустановленный сообщник-лётчик (оба лица еврейской национальности) были задержаны органами контрразведки в ЗакВО, вблизи советско-турецкой границы, за попытку угона самолёта с целью побега в формирующееся государство Израиль (то есть на историческую родину)

=========================


22 сентября 1949 года имела место попытка угона истребителя-бомбардировщика Як-9Т в Турцию, предпринятая Героем Советского Союза майором М. И. Косса, который был назначен командиром звена учебного центра ДОСААФ, дислоцировавшимся на аэродроме Ротмистровка в Киевской области, УССР. Из-за нехватки топлива пилот совершил вынужденную посадку на Сучавском аэродроме, на территории Румынской Народной Республики (которая на тот момент выступала союзником СССР), где его задержали местные органы безопасности и вскоре он по требованию советской стороны был выдан румынскими властями.(дата ареста — 24 сентября).

По прибытии он был судим за измену родине и попытку установления контакта с англо-американскими разведками с целью передачи им секретных сведений о советской авиации. Через полгода, 20 апреля 1950 года, его приговорили к расстрелу, приговор привели в исполнение в тот же день. В постановлении Пленума Верховного Суда СССР указано, что «нарушение правил полётов, выразившееся в самовольном поднятии в воздух на учебном самолёте, Косса совершил в нетрезвом состоянии в результате недисциплинированности».Был посмертно реабилитирован 1 июня 1960 года

=========================
В начале 1950-х гг. (точная дата неизвестна) имел место угон штурмовика Ил-10 в «одну из западных стран».

=========================
 4 ноября 1952 года советский истребитель Ла-11 залетел в японское воздушное пространство над островом Хоккайдо, где был перехвачен американскими истребителями Дальневосточной воздушной армии ВВС США, которые вытеснили его из японского воздушного пространства и препроводили к материку, к советской территории. Был ли указанный эпизод провокацией, попыткой побега или инцидентом другого порядка информации не поступало

=========================
 1954 год (точная дата неизвестна). Пилот истребителя МиГ-15 угнал самолёт с аэродрома ЦГВ в Венгерской Народной Республике и приземлился в Югославии (целенаправленно или из-за нехватки топлива — остаётся неизвестным). Был арестован и по всей вероятности передан СССР

=========================
 В период 1954/1959 гг. (точная дата неизвестна) МиГ-15 из состава 157-го истребительного авиаполка, базировавшегося в тот момент на аэродроме Сарата в Одесской области, УССР, был угнан в Турцию наземным техником лейтенантом Воробьёвым. Из-за путаницы в штабе, связанной с некорректной передачей информации о беглеце (сообщили только фамилию без инициалов и предполагаемого направления полёта) и санкционированным вылетом высокопоставленного однофамильца из штаба 5-й воздушной армии днём ранее, было упущено время на перехват. Перелёт был успешным, пилот совершил посадку, получил убежище и остался в Турции

=========================
В 1955 году авиамеханик на штабном самолёте Ан-2 ГСВГ перелетел из советской зоны оккупации Германии в американскую. По итогам инцидента все военнослужащие, имеющие полученный в аэроклубах опыт пилотирования самолёта или планера, но проходящие службу на должностях технического и лётно-подъёмного состава, были переведены из групп советских войск за рубежом для прохождения дальнейшей службы в удалённых от границы районах СССР

==========================
В начале 1956 года была попытка угона бомбардировщика Ту-2 в Австрию, но угонщик был перехвачен в пути поднятыми по тревоге советскими МиГ-15[

=========================
 1956 год (точная дата неизвестна) истребитель МиГ-15 «угнали в одну из западных стран»

=========================
 В 1963 году (по другим данным, в 1961) имел место угон истребителя-перехватчика Су-9 из СССР на Абаданский аэродром в Иране, где самолёт был разобран и вывезен для изучения в США. Пилот получил от американских властей политическое убежище. Возможно, это событие повлияло на принятие советским руководством решения о снятии Су-9 с вооружения

=========================
 В апреле 1966 года имела место попытка перелёта двух лётчиков учебно-тренировочного самолёта Як-18 (пилота и инструктора) с территории ГДР в Западный Берлин, при заходе на посадку на поверхность озера Ванзее самолёт потерпел крушение, оба лётчика погибли

=========================
15 мая 1967 года (по другим данным 25 мая) пилот МиГ-17 лейтенант Василий Епатко (или Епатько/Ипатко) будучи ведомым в ходе выполнения дальнего группового полёта с советской авиабазы, расположенной в ГДР, изменил курс полёта своего МиГ-17 в сторону территории Западной Германии. При приземлении катапультировался в районе Диллинген примерно в 30 км к северо-западу от города Аугсбург (по другим данным л. а. был повреждён при вынужденной посадке, но в целом успешно посадил самолёт там же или в районе Донаурид в Западной Баварии). Епатко было предоставлено политическое убежище в США

========================
 В конце 1960-х гг. (точная дата не установлена) из ГСВГ «на ту сторону» перелетел самолет, пилотируемый авиатехником

========================
 1969/1970 год (точная дата не установлена) по сообщениям криминальной хроники в республиканской газете Армянской ССР «Советакан Айастан», имела место неудачная попытка группы армянских авиамоделистов улететь в Турцию из Арзни на сконструированном ими кустарным способом самодельном самолёте, на который они установили списанный в утиль двигатель с учебного самолёта местного клуба ДОСААФ (очевидно, М-11Д с По-2), но были схвачены органами госбезопасности перед вылетом и осуждены к различным срокам заключения

=========================
 В 1971 году пилот истребителя по фамилии Пещаный намеревался улететь на своём боевом самолёте за границу и сообщил о своих намерениях лётчику-сослуживцу. Тот донёс на Пещаного в особый отдел и потенциальный перебежчик вскоре был задержан органами контрразведки, и приговорён к 10 годам лишения свободы с отбытием наказания в лагере строгого режима № 3 на территории Мордовской АССР. В течение восьми месяцев содержания в СИЗО КГБ Пещаный заболел туберкулёзом, кроме того, по словам его солагерника Симаса Кудирки (также несостоявшегося перебежчика), в ходе следствия сотрудниками КГБ применялись насильственные методы и пытки для получения признательных показаний Пещаного о его преступных намерениях

=========================

27 мая 1973 года авиатехник ст. лейтенант Евгений Вронский произвёл взлёт на истребителе-бомбардировщике Су-7БМ № 52 с авиабазы Гросенхайн (по другим данным, с аэродрома Мерзебург).Имея минимальные навыки пилотирования, полученные на тренажёре, Вронский весь полёт совершал на форсажном режиме работы двигателя и шасси после взлёта не убирал. Вскоре после пересечения границы ФРГ Вронский катапультировался в 11:47 по местному времени.

Самолёт упал на лесной массив у города Брауншвейг. В связи с визитом Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева в ФРГ за неделю до инцидента, западногерманские власти не стали обострять начавшие было налаживаться советско-германские связи, поэтому обломки самолёта были возвращены советской стороне, однако выдать ст. лейтенанта Вронского СССР отказались, ему было предоставлено политическое убежище. По итогам допроса персонала авиатренажёра, выяснилось что угонщик практиковался на нём гораздо больше, чем лётчики, для подготовки которых он предназначался. Остаётся неясным, как ему удалось пробраться в кабину самолёта и беспрепятственно взлететь. В связи со случившимся, доступ к авиатренажёрам для авиатехников и других специалистов (кроме лётчиков) был категорически закрыт.

=========================

 26 июня 1973 года пилот «Аэрофлота» Пётр Васильев угнал лёгкий пассажирский самолёт с Ростовского аэродрома намереваясь улететь в Турцию. Топливо в баках закончилось во время полёта над Чёрным морем вблизи от турецкого побережья, но лётчик сумел спланировать до берега и совершил вынужденную посадку в 250 метрах от моря и в 43 км от Трабзонского аэропорта. По данным агентства «Рейтерс», турецкие официальные власти пообещали рассмотреть его ходатайство о предоставлении политического убежища

=========================
Да В 1973 году (по другим данным в 1974 году) пилот-инструктор Армавирского авиационного училища ст. лейтенант Юрий Сафронов перелетел на учебно-тренировочном самолёте Л-29 с Аджикабульского учебного аэродрома, расположенного в центральной части АзССР (по другим данным с грунтового аэродрома под Сальянами), в Иран. Летательный аппарат СССР не вернули

========================

 20 мая 1989 года военный летчик 1-го класса гв. капитан Александр Зуев бежал на истребителе МиГ-29 176-го гвардейского истребительного авиаполка в Трабзон, Турция. В своей автобиографии Зуев писал, что СССР быстро договорились с турецким правительством, и самолёт был возвращён СССР. По словам самого Зуева, вылезая из кабины самолёта он сказал охраннику аэропорта: «Я — американец!», — чтобы первым делом было оповещено Посольство США в Турции. Самолёт в кратчайшие сроки был возвращён СССР, а А. Зуев получил политическое убежище в США.

=====================

Да 24 апреля 1991 года в 15:35 по местному времени лётчик-штурман (по другим данным помощник пилота) вертолётной части в ЗакВО ст. лейтенант Ирек Иршакович Гиматов (1965 г.р., в рядах СА с 1982 г., выпускник Саратовского ВВАУЛ 1986 г., разведённый) угнал многоцелевой вертолёт Ми-8 793-го отдельного транспортно-боевого вертолётного полка (б.н. 09) с Эребунийского аэродрома под Ереваном в Турцию.

Машина совершила посадку в Эрзруме, там же было предоставлено временное жилище пилоту. Газета «Красная звезда» сообщила, что оружия на борту и при угонщике не было. По данным начальника отдела общественных связей КГБ АрмССР А. Григоряна вертолёт прибыл в Ереван из г. Телави Грузинской ССР 23 апреля. Обратный вылет был отложен ввиду неблагоприятных погодных условий. Этим и воспользовался Гиматов, который обманным образом завладел ключами от вертолёта у авиатехника.

Вертолёты, направленные на перехват беглеца не успели долететь до района происшествия ввиду близости турецкой границы. 26 апреля в 17:50 по местному времени Анатолийское информагентство озвучило официальную позицию Министерства иностранных дел Турции о том, что вертолёт может быть возвращён СССР в любое время, а пилот запросил политическое убежище. Согласно их заявлению, представители советской стороны могут приезжать и забирать вертолёт когда сочтут необходимым, а вопрос предоставления убежища пилоту решается турецким правительством. Вскоре, убежище было предоставлено.

==========================

Бывший советский летчик Виктор Беленко | Фото: vostokmedia.com и topnews.ru

Бывший советский летчик Виктор Беленко | Фото: vostokmedia.com и topnews.ru


В начале осени 1976 г. разразился международный скандал: советский летчик Виктор Беленко, служивший на Дальнем Востоке, на новейшем истребителе МиГ-25 совершил побег в Японию, а затем попросил политического убежища в США. В СССР у него остались жена и 4-летний ребенок, которых он больше никогда не увидел. За границей его назвали диссидентом, а на родине и поныне считают предателем, дезертиром и шпионом.

Этот снимок был сделан сразу после приземления МиГа на гражданский аэродром в Японии | Фото: fakty.ua

Этот снимок был сделан сразу после приземления МиГа на гражданский аэродром в Японии | Фото: fakty.ua

В начале сентября 1976 г. на Дальний Восток прибыл маршал Савицкий с проверкой боеготовности сил противовоздушной обороны. В этот день летчикам предстояли тренировочные полеты, и они знали, что их нужно выполнить безукоризненно. Во время учебной тренировки самолет Беленко исчез с радаров. Он неожиданно набрал высоту, а затем начал пикировать в море. Было похоже на то, что какая-то техническая неисправность привела к падению самолета и гибели летчика. В воздух тут же подняли дежурные самолеты и вертолеты. Позже выяснилось, что летчик обманул радары: он пошел на снижение, имитируя падение, а затем скрылся за огромной сопкой.

Удостоверение Виктора Беленко | Фото: bskltd.ru

Удостоверение Виктора Беленко | Фото: bskltd.ru


На острове Хоккайдо самолеты японских ПВО были подняты по тревоге. Едва им удалось отследить неизвестный объект, как он тут же исчез. Как оказалось, он резко пошел на снижение и совершил посадку на ближайшем гражданском аэродроме. Летчик вышел из самолета и тут же потребовал его спрятать от посторонних глаз. Затем беглец запросил политического убежища в США.

Угнанный самолет прятали от посторонних глаз | Фото: m24.ru

Угнанный самолет прятали от посторонних глаз | Фото: m24.ru


В побег Беленко долго не верили: думали, что причиной таких действий была какая-то поломка или техническая ошибка, а посадка была вынужденной, что самолет попал в зону плохой видимости и сбился с курса, что пилота захватили в заложники и удерживают насильно, а на допросах применяют психотропные средства.

Истребитель, угнанный летчиком Виктором Беленко | Фото: vostokmedia.com и sekretmira.ru

Истребитель, угнанный летчиком Виктором Беленко | Фото: vostokmedia.com и sekretmira.ru


В 1976 г. в новостях объявили, что советский самолет совершил вынужденную посадку на аэродроме Японии, привезли мать и жену Беленко в Москву, где они на пресс-конференции отрицали версию о том, что летчик мог попросить убежища за рубежом и умоляли о его незамедлительном возвращении на родину.

Истребитель, угнанный летчиком Виктором Беленко | Фото: sekretmira.ru

Истребитель, угнанный летчиком Виктором Беленко | Фото: sekretmira.ru


МиГ-25 хотели бы заполучить разведки всего мира, так как это был самолет уникальной конструкции, с рекордной скоростью и высотой полета, самый современный и самый засекреченный истребитель военно-воздушных сил СССР. Все базы, на которых были самолеты МиГ-25, охранялись особыми подразделениями десантников.

Летчик-дезертир Виктор Беленко | Фото: topnews.ru

Летчик-дезертир Виктор Беленко | Фото: topnews.ru


СССР потребовал немедленно вернуть летчика и самолет. Пока шли международные переговоры, истребитель разобрали и отправили в контейнерах в США. Там его тщательно изучили, и самолет перестал быть секретным оружием СССР. Японцы вернули истребитель только через два месяца, в разобранном виде. Нанесенный ущерб оценили в 2 млрд рублей. Пришлось спешно менять систему опознавания «свой-чужой» на всех воздушных судах. В результате СССР получил компенсацию в 7,7 млн рублей.

Истребитель, угнанный летчиком Виктором Беленко | Фото: testpilots.ru

Истребитель, угнанный летчиком Виктором Беленко | Фото: testpilots.ru


Беленко был отличником боевой подготовки и первоклассным пилотом. Но те, кто был с ним знаком, говорили, что летчик был чересчур амбициозным и честолюбивым и считал, что его заслуги не оценены по достоинству. Выдвигались и версии о его вербовке. Говорили, что такие действия больше похожи на хорошо подготовленную акцию, чем на импульсивный поступок диссидента, недовольного политическим строем. Предполагалось, что он должен был посадить самолет на военной базе США в Японии, но он побоялся, что его могут сбить, и приземлился на ближайшем аэродроме.

Бывший советский летчик Виктор Беленко | Фото: radikal.ru

Бывший советский летчик Виктор Беленко | Фото: radikal.ru


Странности в его поведении сослуживцы замечали уже давно: отпуск он предпочитал проводить в небольшом дальневосточном городке, при этом не распространялся о том, как отдыхал, учил английский язык, рвался в эскадрилью истребителей, хотя из-за возрастных ограничений он там уже не мог рассчитывать на повышение по службе.

Угнанный самолет прятали от посторонних глаз | Фото: vostokmedia.com
Угнанный самолет прятали от посторонних глаз | Фото: vostokmedia.com


После побега Беленко все военные самолеты начали заправлять в расчете на выполнение только одного задания, чтобы горючего не хватило для того, чтобы улететь за границу.

Летчик-дезертир Виктор Беленко | Фото: topnews.ru

Летчик-дезертир Виктор Беленко | Фото: topnews.ru


После переезда в США летчик оказался в центре внимания прессы. Он читал лекции в одной из военных академий в качестве эксперта в области изучения советских авиасистем ПВО, выступал на симпозиумах, завершая свои доклады рассказом об ужасах советской действительности. За вклад в укрепление национальной безопасности Америки Беленко получил гражданство США. Вскоре он женился на американке и прожил с ней 15 лет. Из военной академии Беленко вскоре уволили, ведь он больше не представлял интереса для спецслужб. О его дальнейшей судьбе известно немного. Согласно одним источникам, он до сих пор живет в США. В других утверждается, что Виктор Беленко развелся с женой, стал злоупотреблять алкоголем, последние годы провел в одиночестве и скончался в 2006 г. то ли в автокатастрофе, то ли от инфаркта. Был ли он завербованным шпионом или просто дезертиром – до сих пор остается загадкой.

Истребитель МиГ-25 | Фото: bskltd.ru

Истребитель МиГ-25 | Фото: bskltd.ru

Беленко был не единственным беглецом, устроившим скандал на международном уровне

=========================

Побег Зосимова

 23 сентября 1976 года — международный инцидент периода разрядки международной напряжённости в ходе Холодной войны. Случаи бегства советских лётчиков в Иран имели место и ранее, но перелёт Зосимова и последовавшие вслед за тем события стали важной вехой в истории советско-иранских отношений, поскольку по уровню озвученных угроз от руководства СССР в адрес руководства Ирана они не имели аналогов не только в отношениях между этими двумя странами, но и вообще в мировой дипломатической практике в целом.

Для истребования от иранских властей немедленного возвращения лётчика, чтобы внушить другим потенциальным перебежчикам неотвратимость наказания и предотвратить случаи подобного рода, советское руководство придало данному международному инциденту невиданный масштаб, переступив через сложившиеся нормы дипломатического этикета и дойдя до открытых угроз опосредованного военного вмешательства в дела иностранного государства

Валентин Иванович Зо́симов (1939—?) — советский лётчик, на момент побега лейтенант запаса, в возрасте, по разным данным, от 32 до 37 лет, службу окончил в звании старшего лейтенанта (перед увольнением в запас был понижен в звании за не оглашавшийся властями дисциплинарный проступок). До увольнения в запас и перевода в гражданскую авиацию на должность второго пилота Валентин Зосимов служил лётчиком-истребителем. Увольнение из рядов вооружённых сил и перевод в авиапочту Зосимов расценил как унижение его достоинства. Обстоятельства военной службы Зосимова вообще и последние события, связанные с его увольнением из рядов вооружённых сил, которые наиболее вероятно послужили причиной его бегства, не публиковались в советской прессе. О нём самом советская печать сообщала только несколько слов, что он «совершил уголовное преступление — угон самолёта „Аэрофлота“»

Cамолёт Ан-2 в полёте
23 сентября 1976 года (в четверг) лётчик Министерства связи СССР лейтенант запаса Валентин Зосимов, выполняя в одиночку внутренний рейс на самолёте Ан-2 принадлежавшем Управлению гражданской авиации Азербайджанской ССР, по маршруту Забрат — Аджикабул — Пушкино — Пришиб — Ленкорань, взлетев с аэродрома в Пушкинском районе без пассажиров на борту, перелетел через советско-иранскую границу в воздушное пространство Ирана и совершил посадку на аэродроме вблизи города Ахара в провинции Восточный Азербайджан. После приземления лётчик попросил предоставить ему политическое убежище

Чтобы предотвратить возможную «эпидемию бегства» лётчиков за рубеж, советская сторона организовала беспрецедентный по своему накалу и озвученным угрозам нажим на иранское руководство, который не имел аналогов в истории советско-иранских отношений, открыто угрожая в случае отказа или промедления в выдаче лётчика поддержать деньгами и начать поставки советского вооружения и военной техники азербайджанским и курдским сепаратистам, а также повстанцам из антиправительственной оппозиции. Один из высокопоставленных советских дипломатов в Иране намекнул шаху, что «советско-иранская граница слишком длинная, чтобы предотвратить случаи её перехода в ту или иную сторону местными партизанами». Части и соединения Вооружённых Сил СССР, дислоцированные у советско-иранской границы (около 180 тыс. военнослужащих)были приведены в повышенную боевую готовность

Шах Ирана Мохаммед Реза Пехлеви, рассмотрев возможные последствия, принял решение уступить советским требованиям во благо государственным интересам ради сохранения status quo в советско-иранских отношениях и выдать Зосимова советской стороне во избежание ухудшения межгосударственных отношений, несмотря на протесты международных организаций.

По итогам следствия Зосимов был осуждён судом на закрытом заседании по ст. 64 Уголовного кодекса РСФСР («Измена родине») к 12 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительно-трудовой колонии строгого режима. 

=========================

Побег Романа Свистунова

Побег Романа Свистунова — авиационное происшествие, случившееся ранним утром в среду 27 мая 1987 года, когда бывший пилот Роман Свистунов сбежал в Швецию на сельскохозяйственном самолёте Ан-2Р.

Роман С. Свистунов (в иностранных СМИ его именовали Roman Svistonov в соответствии с правилами шведского языка) — 24 года (1963 года рождения), житель Николаева (Украинская ССР), женат и двое детей (дочь и сын), но уже проживал отдельно от семьи. В прошлом служил лейтенантом, но был уволен в запас, после чего пришёл в гражданскую авиацию, где работал пилотом сельскохозяйственных самолётов; за пару лет до угона уволился из «Аэрофлота», чтобы работать в колхозе 

Как позже рассказал Свистунов, будучи уволен в запас, он посчитал, что впал в немилость, поэтому стал бояться советского режима. Также влияние на него могла оказать и мать, которой не нравился советский строй. Поэтому примерно в 1984 году Роману пришла идея бежать за «железный занавес». За пару недель до угона он приехал в Латвию к своему другу, который также работал пилотом. Возможно, в этот период Свистунов, притворяясь механиком, сумел сдружиться и с работниками аэродрома

В ночь с 26 на 27 мая Роман Свистунов вместе со своим другом — сторожем лётного поля колхоза «Друва» (Салдусский район) — распивал спиртные напитки. Когда сторож захмелел, Роман под предлогом, что хочет выполнить техобслуживание самолёта, пробрался на аэродром, где залез в пустующий сельскохозяйственный Ан-2Р борт 70501 и запустил двигатель. Услышав шум, сторож выбежал наружу и, достав ружьё, стал прицеливаться, но угонщик не прекратил своих действий, так как понимал, что сторож не станет стрелять в друга. В 05:10 (по другим данным в 4 утра, что может быть объяснимо разницей в часовых поясах Латвии и Швеции) борт 70501 поднялся в воздух и направился в сторону моря.

Свистунов был не первым, кто догадался бежать из СССР в Швецию на сельскохозяйственном самолёте: ровно 4 годами ранее, 27 мая 1983 года, пилот Ванагс из Риги, являвшийся командиром звена, также угнал Ан-2 и долетел на нём до Готланда. Шведские власти вернули самолёт, но лётчик получил политическое убежище. Чтобы предупредить подобные попытки побега из страны, министерство гражданской авиации приняло решение о неполной заправке самолётов на авиационно-химических работах. Свистунов знал об этом и понимал, что на борту недостаточный запас топлива, но это его не остановило.

Полёт над Балтийским морем длился более двух часов, за которые «кукурузник» преодолел около 220 миль (около 350 км). В районе острова Эстернгарнсхольм из-за истощения топлива двигатель борта 70501 стал работать с перебоями, а затем и вовсе остановился, поэтому пилот принял решение о посадке на воду.

Ранее шведские военные засекли на экране радиолокатора небольшой низколетящий самолёт, следующий к Швеции; на его перехват с аэродрома в Роннебю были отправлены два реактивных самолёта из авиакрыла F 17 Kallinge .но когда военная авиация прибыла в нужный район, Ан-2 уже приводнился на поверхность моря примерно в сотне метров от восточного берега шведского острова Готланд в районе поселения Остергарн  и вскоре затонул на глубине 13 футов (4,0 м). Угонщик успел выбраться из кабины и оставшуюся дистанцию преодолел вплавь, после чего на берегу забрался в одно из строений, где похитил сухую одежду. Здесь его и задержал Ларс Флемстрём (швед. Lars Flemström)— пилот вертолёта, прибывший сюда после того, как рыбаки сообщили об аварии самолёта близ берега. На вертолёте Романа доставили в офис полиции в Висбю для допроса, где он попросил политического убежища

Ан-2Р борт СССР-70501 в 2007 году
В беседе с полицией Роман Свистунов рассказал, что давно планировал бежать из страны, но свои мотивы поначалу объяснять отказался. Также он рассказал, что у него в Советском Союзе остались жена Марина и двое детей: трёхлетняя Кристина и восьмимесячный Денис; при этом родные не были посвящены в планы Романа и на тот момент ничего не знали о побеге. Также полицейские рассказали, что Свистунов пожаловался на боль в груди, но в целом он был в хорошей форме. Когда в СССР стало известно о побеге, 28 мая Роман Свистунов был обвинён в угоне самолёта, от Швеции потребовали вернуть угонщика и самолёт; в тот же день (28 мая) информацию об обвинении угонщику с требованием его экстрадиции в Советский Союз опубликовал ТАСС, однако на момент публикации рабочий день в шведском посольстве уже закончился, поэтому ответа сразу не последовало. Также в Висбю прибыли сотрудник советского посольства и представитель министерства гражданской авиации СССР (являвшегося владельцем самолёта), чтобы увидеться с беглецом, однако последний на такое предложение ответил категорическим отказом.

В это же время советская пропаганда стала очернять образ Свистунова, утверждая, что после ухода из авиации он жил на нетрудовые доходы, а также был связан с «чёрным рынком». Однако когда из Швеции поступил запрос о причине увольнения Романа из авиации, ответа на него не последовало.

Швеция не стала выдавать Романа Свистунова, но шведский суд приговорил его к двум годам лишения свободы условно. 4 сентября он получил вид на жительство. Роман два года проработал в пиццерии-ресторане Söderports, после чего ещё год проработал в другой пиццерии, а в 1990 году он уехал с Готланда, чтобы работать в других странах шеф-поваром. В 1992 году Свистунов вернулся в Швецию, но уже не один, а со своей семьёй из Николаева (жена и двое детей).

Ан-2 через несколько лет был поднят и доставлен на Готланд, после чего группа, в состав которой вошли Нильс-Оке Стенстрём , Тор Карлссон и Ларс Бострём. в течение двух лет восстановила его. 28 мая 2016 года, к 29-летию побега, в музее обороны Готланда.(Висбю) была открыта выставка, посвящённая советской тематике, где одним из главных экспонатов стал борт 70501. Одним из гостей на церемонии открытия неожиданно для всех стал сам Роман Свистунов, который, выйдя из толпы вперёд, обнял Стенстрёма — одного из тех, кто восстановил угнанный самолёт. Когда же бывшего угонщика спросили, задумывался ли он, когда летел на маленьком самолётике над морем, что это обернётся такой выставкой, Роман ответил: «Я ни о чём не думал. Я просто хотел выжить» 

==========================

 Из свободных источников Интернет

Рубрики:  Заметки на полях/Разное
Это интересно
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю