-Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 19.11.2012
Записей: 12617
Комментариев: 25317
Написано: 49424


Французский художник Поль Сезанн ( 1839 - 1906).

Среда, 25 Января 2017 г. 18:10 + в цитатник

Полю Сезанну удалось освободить художника от обязанности точного отображения реальности, господствовавшего в живописи того времени. Творческая личность живописца, творца приобрела в 20-м веке такую значимость, что произведения новых направлений стали соотноситься именно с ней, а не с однозначной реальностью. Сезанн был титаном, стоя на плечах которого, современное искусство смогло приблизиться к исполнению своего предназначения.

Пьер Огюст Ренуар: Поль Сезанн
Пьер Огюст Ренуар: Поль Сезанн

Поль Сезанн (Cezanne) (19 января 1839 г., Экс-ан-Прованс - 22 октября 1906 г., Экс-ан-Прованс), французский живописец, один из крупнейших представителей постимпрессионизма.

Fisherman on the Rocks, 1862-64.jpeg
Fisherman on the Rocks, 1862-64




View of Bonnieres, 1866.jpeg
View of Bonnieres, 1866.


Clearing, 1867.jpeg
Clearing, 1867

Для импрессионистического периода (1872-1879 гг.)характерны приближенная к реальной жизни интерпретация образов, тонкая передача световоздушной среды и более светлая цветовая гамма.

Entrance to the Farm, Rue Remy in Auvers-sur-Oise, 1873.jpeg
Entrance to the Farm, Rue Remy in Auvers-sur-Oise, 1873


Chestnut Trees and Farmstead of Jas de Bouffan, 1876.jpeg
Chestnut Trees and Farmstead of Jas de Bouffan, 1876.



Ile de France Landscape, 1879-80.jpg
Ile de France Landscape, 1879-80

Основным жанром для Сезанна становится пейзаж, а единственным объектом наблюдения – природа.

В 1872 – 1873 годах он работает в Овере, затем в Понтуазе, где сближается с К. Писсаро. Под влиянием Писсарро художник начинает писать этюды на пленэре, овладевает техникой мелкого мазка. Наиболее импрессионистическая картина этого периода - "Дом повешенного" (1873 г., Музей д'Орсе, Париж).

The House of Hanged Man, 1873.jpg
The House of Hanged Man, 1873


View of Auvers-sur-Oise, 1873.jpeg
View of Auvers-sur-Oise, 1873

Уроки Писсарро были важны и потому, что он уделял большое внимание пространственной организованности пейзажа. Очень часто художники работают над одним и тем же мотивом, используя при этом разные выразительные средства («Дорога в Понтуазе», около 1876 г., ГМИИ, Москва).

Road at Pontoise.JPG
Road at Pontoise.

В Овере Сезанн начинает писать натюрморты с цветами, что помогает ему острее почувствовать окружающую его природу.
Работая над натюрмортами, он вырабатывает свою неповторимую гамму: сочетание сизо-голубого и оранжево-желтого тонов («Букет цветов в голубой вазе», 1873-1876 гг., Эрмитаж, Санкт-Петербург).

Flowers in a Blue Vase, 1873-75.jpg
Flowers in a Blue Vase, 1873-75



Сезанн желал конструировать мир, передавать его устойчивые, непреходящие черты; его не интересовали динамика окружающей среды и изменчивость цвета в атмосфере. Свой творческий принцип, выработанный им во 2-й половине 1870-х годов, он назвал "воплощением", реализацией.

In the Valley of the Oise, 1873-74.jpeg
In the Valley of the Oise, 1873-74

Пространственные планы мало интересуют Сезанна, он стягивает все изображение в единое живописное поле, так что отдельные перспективные зоны как бы наплывают друг на друга, сливаются. Порой он использует приемы обратной и сферической перспективы.

Entrance to the Farm, Rue Remy in Auvers-sur-Oise, 1873.jpeg
Entrance to the Farm, Rue Remy in Auvers-sur-Oise, 1873

Абсолютно прямые линии редки в его картинах: они то изгибаются, то наклоны. Увлекаясь все более акварельной живописью, он переносит отдельные ее приемы и в технику масляной живописи, пишет на белых, специально не грунтованных холстах, красочный слой становится у него все более облегченным, как бы светящимся изнутри. Краски Сезанна - это градации (по его словам, модуляции) трех основных цветов (зеленого, голубого и охристого) и, естественно, белого. Лепка форм становится лаконичнее, конструктивно обобщенее.

АВТОПОРТРЕТЫ И НАТЮРМОРТЫ.

В 1870-е годы начинается серия автопортретов. От "Автопортрета в фуражке" (около 1874 г., Эрмитаж) с его некоторой "диковатостью" и "японизацией" изображения глаз он переходит к созданию обобщенных образов ("Автопортрет", около 1880 г., частное собрание, Винтертур).

Автопортрет в каскетке1872масло, холстSelf Portrait in a CasquetteHermitage Museum-St-Petersburg
Автопортрет в каскетке, 1872
масло, холст
Self Portrait in a CasquetteHermitage Museum-St-Petersburg


Self Portrait, 1880-81.jpg
Self Portrait, 1880-81

В натюрморте "Ваза с фруктами" (1878 г., частное собрание, Париж) зритель видит вазу как бы в профиль и одновременно несколько сверху. Совмещение разных точек зрения на объект при его изображении - излюбленный прием Сезанна.

«Ваза с фруктами»
Ваза с фруктами

В отличие от импрессионистов, любивших изображать прогулки и пикники на природе, у Сезанна никогда в ландшафтах не видно людей; его многочисленные пейзажи, исполненные в Понтуазе, пустынны; более того, в желто-охристых кристаллах домов, словно не подразумевается жизнь; это некие саркофаги духа среди пышной южной растительности. Природа выступает сама по себе, как могучая и полная скрытой энергии сила.

Характерно, что в это время Сезанн начал интересоваться геологией. Частым мотивом его пейзажей становится с 1880-х годов гора Сент-Виктуар, видная из окон и с террасы его мастерской в пригороде Экса, где художник жил до конца жизни, получив прозвище "отшельник из Экса".

КОНСТРУКТИВНЫЙ ПЕРИОД.

Так называемый конструктивный период творчества П.Сезанна (1879-1888 гг.) совпадает с вершиной его мастерства и отличается гармоничным сочетанием массивных форм и строгой композиции ("Фрукты", 1879-1882, Эрмитаж, Санкт-Петербург).

Fruit, 1879.jpg
Fruit, 1879

Изображению нестойких мимолетных явлений природы, что с таким мастерством делали импрессионисты, препятствовала материально-конструктивная основа восприятия мира, свойственная П.Сезанну. Поэтому в этот период, когда он в совершенстве овладел передачей световоздушной среды, художник усиливает структурно-предметные элементы своих композиций ("Пьеро и Арлекин", 1888 г., ГМИИ, Москва; "Мост на Марне в Крейтеле", 1888 г., ГМИИ, Москва).

View through the Trees, 1882-85.jpeg
View through the Trees, 1882-85


View of the Domaine Saint-Joseph.jpg
View of the Domaine Saint-Joseph

СИНТЕТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД.

В синтетический период (1888-1899 гг.) П.Сезанн создает цельный, устойчиво-подвижный образ природы. Гибкие и пластичные мазки мастера одновременно создают форму и намечают пространство, они словно цепляются друг за друга, формируя единую, неразрывную структуру полотна.

Bridge over the Marne,1888.jpeg
Bridge over the Marne,1888


Country House by a River, 1890.jpg
Country House by a River, 1890

Человеческие фигуры не противостоят пейзажному фону, они так же, как окружающая их растительность, пронизаны светом и воздухом ("Купальщики", 1890-1892 гг., Музей Орсэ, Париж).

Bathers, 1890.jpg
Bathers, 1890
Bathers, 1890-1892 г.
Масло, холст. 50 x 60 см.
Музей д’Орсэ, Париж, Франция

Художник очень часто обращается к теме купания, воплощая в ней свой идеал свободного человека, живущего в гармонии с природой.

С воспоминаниями о счастливой юности связан у П.Сезанна образ высокой сосны, отбрасывающей благодатную тень. Перенося этот образ на холст, художник стремился решить проблему слияния предмета с окружающим его пространством и выразить ощущение меняющегося и в то же время вечно существующего мира природы ("Большая сосна близ Экса", 1890 г., Эрмитаж, Санкт-Петербург).

Large Pine near Aix, 1895-97.jpg
Large Pine near Aix, 1895-97.


Mount Sainte-Victoire with Large Pine, 1882.jpg
Mount Sainte-Victoire with Large Pine, 1882

Этот интерес к соотношению изменяющегося и постоянного наиболее ярко отразился в его поздних натюрмортах ("Натюрморт с драпировкой", 1898-1899 гг., Эрмитаж, Санкт-Петербург).

Still Life with a Curtain, 1895.jpeg
Still Life with a Curtain, 1895
Натюрморт с драпировкой и кувшином [1899]

Портретные композиции П.Сезанна лишены психологической, социальной и индивидуальной характеристик, но люди, представленные на них, всегда значимы, а порой даже монументальны ("Курильщик", 1890-1896 гг., Эрмитаж, Санкт-Петербург; "Дама в голубом", около 1899 г., Эрмитаж, Санкт-Петербург).

Smoker, 1891-92.jpg
Smoker,1890-92 г.
Масло, холст. 90 x 72 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.


Lady in Blue, 1900.jpg
Lady in Blue, 1900

ПОЗДНИЙ ПЕРИОД.

На рубеже 1880-1890 годов Сезанн все больше увлекается так называемыми фигурными жанрами. Композиция "Пьеро и Арлекин" (1888 г., Музей изобразительных искусств, Москва) сюжетно посвящена празднику "марди гра" - последнему дню карнавала перед постом.

Mardi Gras, 1888.jpg
Mardi Gras, 1888

Пять вариантов композиции "Игроки в карты" (1890-1892 гг., возможно, 1890-1896 гг.) инспирированы картиной Караваджо на такую же тему из местного музея.

The Card Players, 1890-92.jpg
The Card Players, 1890-92

В середине 1890-годов Сезанн начинает работать над портретами ("Портрет А. Воллара", 1899 г., Пти-Пале, Париж; "Портрет Г. Жеффруа", 1895 г., Музей д'Орсе, Париж), которые требовали многочисленных сеансов (порой до ста) и все же оставались незавершенными.

Portrait of Ambroise Vollard, 1899.jpg
Portrait of Ambroise Vollard, 1899


Portrait of Gustave Geffroy, 1896.jpg
Portrait of Gustave Geffroy, 1896

Многие холсты позднего Сезанна остались незаконченными, в том числе и его итоговая композиция "Большие купальщицы" (1898-1905 гг., Музей искусств, Филадельфия), призванная завершить большой цикл и ритмически строго выверенная. Сезанн писал свои обнаженные натуры по воображению, фигуры его часто деформированы, экспрессивны, поставлены в надуманные позы и группы.

Large Bathers, 1906.jpg
1898-1905
Холст, масло. 208 х 249 см
Филадельфийский музей искусств

Слава приходит к Сезанну в конце жизни.

Vase with Flowers, 1895-96.jpg
Vase with Flowers, 1895-96


Farm at Montgeroult, 1898.jpeg
Farm at Montgeroult, 1898

В Экс начинается паломничество художников, коллекционеров и критиков. Воздействие его искусства сказалось на творчестве Гогена и художников группы "Наби", фовистов и кубистов, русских "сезаннистов" из "Бубнового валета".
Сезанна рассматривали порой как "художника для художников" и представителя "чистой живописи", иногда же, напротив, как создателя своего рода философской концепции мира и искусства.

1900-е гг. отмечены появлением так называемой спонтанной живописи в его творчестве: композиция картины не продумывается заранее, она возникает как бы сама по себе в процессе работы.
Мужественно-суровая палитра художника начинает приобретать лирические оттенки ("Голубой пейзаж", 1900-е гг., Эрмитаж, Санкт-Петербург).

Blue Lanscape, 1904-06.jpg
Blue Lanscape, 1904-06

Все чаще на его полотнах появляется изображение горы святой Виктории как символа величия и неделимости вселенной ("Гора святой Виктории, 1900 г., Эрмитаж, Санкт-Петербург)

Mount Sainte-Victoire, 1900.jpg
Mount Sainte-Victoire, 1900


Riverbanks, 1904-05.jpg
Riverbanks, 1904-05


Mount Sainte-Victoire and Chateau Noir, 1904-06.jpg
Mount Sainte-Victoire and Chateau Noir, 1904-06


Mount Sainte-Victoire Seen from Les Lauves, 1904-06.jpeg
Mount Sainte-Victoire Seen from Les Lauves, 1904-06

Сезанн умер в октябре 1906 г. от пневмонии и был похоронен на кладбище в Экс-ан-Провансе.

Художественные методы и теории Сезанна оказали огромное влияние на формирование новых направлений в живописи 20-го века, таких как — фовизм и кубизм.

http://www.artfrance.ru/art/s/sezan/main.htm
http://www.hudojnik-impressionist.ru/pic_sez11.htm
https://gallerix.ru/storeroom/819964423/

Метки:  

Процитировано 3 раз
Понравилось: 13 пользователям