Полю Сезанну удалось освободить художника от обязанности точного отображения реальности, господствовавшего в живописи того времени. Творческая личность живописца, творца приобрела в 20-м веке такую значимость, что произведения новых направлений стали соотноситься именно с ней, а не с однозначной реальностью. Сезанн был титаном, стоя на плечах которого, современное искусство смогло приблизиться к исполнению своего предназначения.
Пьер Огюст Ренуар: Поль Сезанн
Поль Сезанн (Cezanne) (19 января 1839 г., Экс-ан-Прованс - 22 октября 1906 г., Экс-ан-Прованс), французский живописец, один из крупнейших представителей постимпрессионизма.
Fisherman on the Rocks, 1862-64
View of Bonnieres, 1866.
Clearing, 1867
Для импрессионистического периода (1872-1879 гг.)характерны приближенная к реальной жизни интерпретация образов, тонкая передача световоздушной среды и более светлая цветовая гамма.
Entrance to the Farm, Rue Remy in Auvers-sur-Oise, 1873
Chestnut Trees and Farmstead of Jas de Bouffan, 1876.
Ile de France Landscape, 1879-80
Основным жанром для Сезанна становится пейзаж, а единственным объектом наблюдения – природа.
В 1872 – 1873 годах он работает в Овере, затем в Понтуазе, где сближается с К. Писсаро. Под влиянием Писсарро художник начинает писать этюды на пленэре, овладевает техникой мелкого мазка. Наиболее импрессионистическая картина этого периода - "Дом повешенного" (1873 г., Музей д'Орсе, Париж).
The House of Hanged Man, 1873
View of Auvers-sur-Oise, 1873
Уроки Писсарро были важны и потому, что он уделял большое внимание пространственной организованности пейзажа. Очень часто художники работают над одним и тем же мотивом, используя при этом разные выразительные средства («Дорога в Понтуазе», около 1876 г., ГМИИ, Москва).
Road at Pontoise.
В Овере Сезанн начинает писать натюрморты с цветами, что помогает ему острее почувствовать окружающую его природу.
Работая над натюрмортами, он вырабатывает свою неповторимую гамму: сочетание сизо-голубого и оранжево-желтого тонов («Букет цветов в голубой вазе», 1873-1876 гг., Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Flowers in a Blue Vase, 1873-75
Сезанн желал конструировать мир, передавать его устойчивые, непреходящие черты; его не интересовали динамика окружающей среды и изменчивость цвета в атмосфере. Свой творческий принцип, выработанный им во 2-й половине 1870-х годов, он назвал "воплощением", реализацией.
In the Valley of the Oise, 1873-74
Пространственные планы мало интересуют Сезанна, он стягивает все изображение в единое живописное поле, так что отдельные перспективные зоны как бы наплывают друг на друга, сливаются. Порой он использует приемы обратной и сферической перспективы.
Entrance to the Farm, Rue Remy in Auvers-sur-Oise, 1873
Абсолютно прямые линии редки в его картинах: они то изгибаются, то наклоны. Увлекаясь все более акварельной живописью, он переносит отдельные ее приемы и в технику масляной живописи, пишет на белых, специально не грунтованных холстах, красочный слой становится у него все более облегченным, как бы светящимся изнутри. Краски Сезанна - это градации (по его словам, модуляции) трех основных цветов (зеленого, голубого и охристого) и, естественно, белого. Лепка форм становится лаконичнее, конструктивно обобщенее.
АВТОПОРТРЕТЫ И НАТЮРМОРТЫ.
В 1870-е годы начинается серия автопортретов. От "Автопортрета в фуражке" (около 1874 г., Эрмитаж) с его некоторой "диковатостью" и "японизацией" изображения глаз он переходит к созданию обобщенных образов ("Автопортрет", около 1880 г., частное собрание, Винтертур).
Автопортрет в каскетке, 1872
масло, холст
Self Portrait in a CasquetteHermitage Museum-St-Petersburg
Self Portrait, 1880-81
В натюрморте "Ваза с фруктами" (1878 г., частное собрание, Париж) зритель видит вазу как бы в профиль и одновременно несколько сверху. Совмещение разных точек зрения на объект при его изображении - излюбленный прием Сезанна.
Ваза с фруктами
В отличие от импрессионистов, любивших изображать прогулки и пикники на природе, у Сезанна никогда в ландшафтах не видно людей; его многочисленные пейзажи, исполненные в Понтуазе, пустынны; более того, в желто-охристых кристаллах домов, словно не подразумевается жизнь; это некие саркофаги духа среди пышной южной растительности. Природа выступает сама по себе, как могучая и полная скрытой энергии сила.
Характерно, что в это время Сезанн начал интересоваться геологией. Частым мотивом его пейзажей становится с 1880-х годов гора Сент-Виктуар, видная из окон и с террасы его мастерской в пригороде Экса, где художник жил до конца жизни, получив прозвище "отшельник из Экса".
КОНСТРУКТИВНЫЙ ПЕРИОД.
Так называемый конструктивный период творчества П.Сезанна (1879-1888 гг.) совпадает с вершиной его мастерства и отличается гармоничным сочетанием массивных форм и строгой композиции ("Фрукты", 1879-1882, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Fruit, 1879
Изображению нестойких мимолетных явлений природы, что с таким мастерством делали импрессионисты, препятствовала материально-конструктивная основа восприятия мира, свойственная П.Сезанну. Поэтому в этот период, когда он в совершенстве овладел передачей световоздушной среды, художник усиливает структурно-предметные элементы своих композиций ("Пьеро и Арлекин", 1888 г., ГМИИ, Москва; "Мост на Марне в Крейтеле", 1888 г., ГМИИ, Москва).
View through the Trees, 1882-85
View of the Domaine Saint-Joseph
СИНТЕТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД.
В синтетический период (1888-1899 гг.) П.Сезанн создает цельный, устойчиво-подвижный образ природы. Гибкие и пластичные мазки мастера одновременно создают форму и намечают пространство, они словно цепляются друг за друга, формируя единую, неразрывную структуру полотна.
Bridge over the Marne,1888
Country House by a River, 1890
Человеческие фигуры не противостоят пейзажному фону, они так же, как окружающая их растительность, пронизаны светом и воздухом ("Купальщики", 1890-1892 гг., Музей Орсэ, Париж).
Bathers, 1890
Bathers, 1890-1892 г.
Масло, холст. 50 x 60 см.
Музей д’Орсэ, Париж, Франция
Художник очень часто обращается к теме купания, воплощая в ней свой идеал свободного человека, живущего в гармонии с природой.
С воспоминаниями о счастливой юности связан у П.Сезанна образ высокой сосны, отбрасывающей благодатную тень. Перенося этот образ на холст, художник стремился решить проблему слияния предмета с окружающим его пространством и выразить ощущение меняющегося и в то же время вечно существующего мира природы ("Большая сосна близ Экса", 1890 г., Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Large Pine near Aix, 1895-97.
Mount Sainte-Victoire with Large Pine, 1882
Этот интерес к соотношению изменяющегося и постоянного наиболее ярко отразился в его поздних натюрмортах ("Натюрморт с драпировкой", 1898-1899 гг., Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Still Life with a Curtain, 1895
Натюрморт с драпировкой и кувшином [1899]
Портретные композиции П.Сезанна лишены психологической, социальной и индивидуальной характеристик, но люди, представленные на них, всегда значимы, а порой даже монументальны ("Курильщик", 1890-1896 гг., Эрмитаж, Санкт-Петербург; "Дама в голубом", около 1899 г., Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Smoker,1890-92 г.
Масло, холст. 90 x 72 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Lady in Blue, 1900
ПОЗДНИЙ ПЕРИОД.
На рубеже 1880-1890 годов Сезанн все больше увлекается так называемыми фигурными жанрами. Композиция "Пьеро и Арлекин" (1888 г., Музей изобразительных искусств, Москва) сюжетно посвящена празднику "марди гра" - последнему дню карнавала перед постом.
Mardi Gras, 1888
Пять вариантов композиции "Игроки в карты" (1890-1892 гг., возможно, 1890-1896 гг.) инспирированы картиной Караваджо на такую же тему из местного музея.
The Card Players, 1890-92
В середине 1890-годов Сезанн начинает работать над портретами ("Портрет А. Воллара", 1899 г., Пти-Пале, Париж; "Портрет Г. Жеффруа", 1895 г., Музей д'Орсе, Париж), которые требовали многочисленных сеансов (порой до ста) и все же оставались незавершенными.
Portrait of Ambroise Vollard, 1899
Portrait of Gustave Geffroy, 1896
Многие холсты позднего Сезанна остались незаконченными, в том числе и его итоговая композиция "Большие купальщицы" (1898-1905 гг., Музей искусств, Филадельфия), призванная завершить большой цикл и ритмически строго выверенная. Сезанн писал свои обнаженные натуры по воображению, фигуры его часто деформированы, экспрессивны, поставлены в надуманные позы и группы.
1898-1905
Холст, масло. 208 х 249 см
Филадельфийский музей искусств
Слава приходит к Сезанну в конце жизни.
Vase with Flowers, 1895-96
Farm at Montgeroult, 1898
В Экс начинается паломничество художников, коллекционеров и критиков. Воздействие его искусства сказалось на творчестве Гогена и художников группы "Наби", фовистов и кубистов, русских "сезаннистов" из "Бубнового валета".
Сезанна рассматривали порой как "художника для художников" и представителя "чистой живописи", иногда же, напротив, как создателя своего рода философской концепции мира и искусства.
1900-е гг. отмечены появлением так называемой спонтанной живописи в его творчестве: композиция картины не продумывается заранее, она возникает как бы сама по себе в процессе работы.
Мужественно-суровая палитра художника начинает приобретать лирические оттенки ("Голубой пейзаж", 1900-е гг., Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Blue Lanscape, 1904-06
Все чаще на его полотнах появляется изображение горы святой Виктории как символа величия и неделимости вселенной ("Гора святой Виктории, 1900 г., Эрмитаж, Санкт-Петербург)
Mount Sainte-Victoire, 1900
Riverbanks, 1904-05
Mount Sainte-Victoire and Chateau Noir, 1904-06
Mount Sainte-Victoire Seen from Les Lauves, 1904-06
Сезанн умер в октябре 1906 г. от пневмонии и был похоронен на кладбище в Экс-ан-Провансе.
Художественные методы и теории Сезанна оказали огромное влияние на формирование новых направлений в живописи 20-го века, таких как — фовизм и кубизм.