-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Тунга

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) Мир_клипарта

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 18.10.2012
Записей: 12431
Комментариев: 350
Написано: 12848


словарь терминов при работе с глиной

Суббота, 17 Мая 2014 г. 00:36 + в цитатник

Ангоб — сметанообразная смесь из разных типов глины, красителей, оксидов или пигментов для обогащения цвета, остекловывающего вещества или прозрачной глазури. Используется в ангобной технике декорирования необожженных изделий для покрытия поверхности слоями жидкой разноцветной глины. Изделия приобретают матовую или шероховатую поверхность мягких пастельных оттенков. Под слоем глазури краска приобретает насыщенность и становится похожей на «камешки под водой».

Ангобирование — нанесение тонким слоем цветного орнамента на изделие (влажный черепок) мягкой кистью или резиновой грушей, заполненной жидким ангобом.

Барботина — частичное покрытие цветными ангобами поверхности гончарного изделия.

Бисквит — изделие после первого обжига, поверхность которого не покрыта эмалью.

Вычерпывание — техника изъятия глины изнутри изделия, до того как его пластичность не перешла в твердое состояние.

Глазурь — стекловидное и прозрачное покрытие на бисквите, закрепленное обжигом. Называется также поливой. Предохраняет керамические изделия от действия кислот и щелочей, придает им водонепроницаемость, служит также декоративным целям.

Гончарный круг — станок электрический или приводимый в движение педалью, основанный на принципе вращающегося колеса. Применяется для формовки изделий круглой формы.

Гравировка — декоративная обработка изделия из глины в кожетвердом состоянии остроконечным инструментом, которым удаляется часть материала с поверхности.

Грес (керамогранит) — керамика после обжига при высокой температуре (1200-1300 градусов); представляет собой твердое стекловидное вещество.

Грунтовка — покрытие поверхности изделия перед покраской или росписью белым акрилом (возможно с добавлением других цветов).

Деформация — изменение формы керамического изделия во время сушки.

Каоли́н — очень чистая глина белого цвета (из минерала каолинита), возможны оттенки желтоватого или сероватого цвета.

Керамзит — искусственный материал, полученный путем вспучивания и обжига легкоплавких глинистых пород, смешанных с выгорающими добавками. Используется в качестве теплоизоляционной засыпки или заполнителя для легких бетонов.

Керамика (гр. Keramoc – глина) — общее название всех видов изделий из обожженной глины (майолики, терракота, фаянс, фарфор и др.).

Кожетвердое состояние — такое состояние глины, когда она теряет пластичность, становится твердой, но сохраняет еще такую степень влажности, которая позволяет обрабатывать ее поверхность.

Композиция (от лат. Composition – составление, связывание) — построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением и во многом определяющее его восприятие. Придает произведению единство и цельность и соподчиняет его компоненты друг другу и целому.

Кракелюры — многочисленные тонкие трещины на эмали или глазури; дефект, получившийся в результате усадки ее слоя по сравнению с глиняной основой.

Краснолощеная керамика — изделия из красной глины, подвергающиеся после просушки лощению (заглаживанию) окатанной галькой.

Лессировка — нанесение краски прозрачным слоем поверх основного для подчеркивания фактуры изделия или создания сложного, интересного оттенка.

Литье — техника формовки керамических изделий из шликера в гипсовых формах. Основано на свойстве гипса впитывать в себя влагу и свойстве глины отдавать влагу.

Лощение — шлифование (натирание) каким-либо гладким предметом поверхности керамического изделия или его части до зеркального блеска.

Майолика — керамика из пористой глиняной массы, получаемая при низкой температуре. Бисквит покрывается глазурью на основе олова и снова подвергается обжигу.

Мраморизация — способ декоративной отделки, основанный на свободном растекании цветных ангобов по поверхности керамического изделия или получается при одновременном замесе глины разных цветов.

Надглазурная роспись — техника живописи по обожженному глазурованному черепку.

Надглазурные краски — (низкотемпературные) наносятся поверх обожженной глазури или слоя эмали.

Насыщенность — признак цвета, характеризующий силу, интенсивность цветового тона.

Огнеупорность — свойство материалов противостоять, не деформируясь, воздействию высоких температур.

Окар́ина — древний духовой музыкальный инструмент, глиняная свистковая флейта. Представляет собой небольшую камеру в форме яйца с отверстиями для пальцев в количестве от четырёх до тринадцати. Обычно выполнена в керамике, но иногда изготовляется также из пластика, древесины, стекла или металла. По некоторым оценкам, инструменты, подобные окарине, появились примерно 12000 лет назад.
Они играли важную роль в культуре Китая и доколумбовой Америки. В европейскую культуру окарина вошла в XIX веке, когда итальянец Джузеппе Донати изобрёл современную форму этого инструмента. Название взято из итальянского языка, где означает гусёнок.

Остекловывание — физический и химический процесс, в результате которого легкоплавкие частицы в глиняном изделии или его покрытии размягчаются и расширяются и изделие теряет пористость.

Отмучивание — процесс, при котором глина очищается и становится более жирной и пластичной.

Отощающие добавки — добавки (крупный и мелкий песок, опилки и т.д.), которые способствуют уменьшению усадки при сушке и обжиге, предотвращая образование трещин на изделии и его коробление.

Пластичность — специфическое свойство глины, позволяющее кусочкам глины слипаться друг с другом, а изделию – держать форму.

Подглазурная роспись — роспись, наносимая на прокаленный черепок и покрытая сверху глазурью.

Подглазурные краски — наносятся на обожженное или необожженное изделие, которое будет покрываться глазурью и обжигаться.

Подэмалевые краски — используются непосредственно на бисквите перед покрытием его эмалью.

Полировка — процесс натирания поверхности изделия из глины в кожетвердом состоянии губкой, деревянной ложкой, стекой или камнем округлой формы, для того чтобы закрыть поры и сделать поверхность менее пористой.

Пористость — способность впитывать влагу или пропускать её.

Прессование — техника формовки, при которой жидкая глина прессуется и внутри формы вручную.

Процарапывание — способ декорирования, при котором выполняют неглубокие прорези на поверхности изделия остроконечным предметом согласно контуру рисунка. Иногда процарапанные линии заполняют с помощью кисти цветным ангобом.

Раку — керамика из глины с добавлением шамота, обжигаемая при низкой температуре, а затем подвергаемая тепловому удару (термическому шоку).

Резьба по керамике — украшение керамического изделия глубоким гравированием с помощью стеков.

Сграффито — сплошное покрытие изделия краской с последующим процарапыванием рисунка. Например, процарапывание рисунка на ангобированной поверхности изделия до контрастного выявления основного цвета черепка.

Сжимаемость — уменьшение объема глиняной массы во время высыхания или обжига.

Стека — металлический или деревянный инструмент для ручной лепки. Используется для придания изделию формы, соединения частей, укрепления швов, разглаживания поверхностей, декорирования и др.

Стилизация — подражание внешним формам какого-то стиля; в декоративно-прикладном искусстве – подчинение художественного изображения условным, орнаментальным формам.

Сушка — процесс, в ходе которого испаряется вода, содержащаяся в глине.

Сырое изделие — не обожженное изделие.

Терракота (ит. Terra cotta, букв, обожженная земля) — обожженная цветная глина, а также неглазурованные изделия; разновидность керамики.

Тесто глиняное — хорошо промятая и очищенная глина, готовая для лепки и гончарных работ.

Тиснение — техника украшения керамики оттисками, клинопись для орнамента.

Тонировка — покрытие поверхности изделия слоем разведенной гуаши, которая размывается и затекая в углубления создает эффект объемного рельефа поверхности.

Усадка — технологическое качество керамических материалов, которое проявляется в процессе сушки и обжига изделий; объем изделия уменьшается в результате испарения воды.

Фактура — это характер поверхности предмета, определяющийся свойствами материала и способами его обработки (гладкая, шероховатая и др.).

Фарфо́р (тур. farfur, fagfur, от перс. фегфур) — вид керамики, непроницаемый для воды и газа, в тонком слое просвечивающийся. При лёгком постукивании деревянной палочкой издаёт характерный высокий чистый звук.
Обладает высокой механической прочностью, химической и термической стойкостью. Фарфор (полевошпатовый) получают высокотемпературным обжигом тонкодисперсной смеси каолина, полевого шпата, кварца и пластичной глины.

Флюс — вещество, добавляемое в глину и глазурь; способствует ускорению плавления и покрытия глазурью.

Холодный способ росписи — роспись, при которой нанесенные на изделие краски не закрепляются обжигом.

Черепок — внутреннее строение керамического изделия, внешне определяемое при изломе образца.

Чернолощенная керамика — глиняные лощеные изделия, обожженные в коптящем пламени.

Шамот (фр. Chamotte) — обожженная до спекания огнеупорная глина. Перемолотый (измельченный) шамот добавляется к сырой огнеупорной глине для повышения ее огнестойкости. Отощающая добавка, которая уменьшает усадку глины.

Шли́кер — жидкая глина (глина + вода) вымешивается до состояния однообразной текучей массы сметанообразной консистенции. Используется для соединения частей (добавление в шликер пуха от шишки камыша способствует лучшему соединению прилепа), выравнивания и заглаживания швов и мелких трещин на изделиях, для изготовления пресс-форм и декорирования.
Шликер из цветной глины может быть использован для декорирования (росписи) глиняных изделий и для формования керамических изделий методом литья в гипсовые формы. Чем меньше влажность шликера, тем быстрее происходит формирование керамического слоя на поверхности гипсовой формы, тем меньше при сушке усадка и деформация изделий. Для приготовления шликера с низкой влажностью в его состав вводят разжижители — жидкое стекло, кальцинированную соду, углещелочной реагент (0,1-0,5%).

 

 

/glina.teploruk.ru/i/block1r.png" target="_blank">http://glina.teploruk.ru/i/block1r.png); background-position: 50% 0%; background-repeat: no-repeat no-repeat;">
/glina.teploruk.ru/i/foto.jpg" target="_blank">http://glina.teploruk.ru/i/foto.jpg); height: 210px; width: 246px; background-position: 8px 8px; background-repeat: no-repeat no-repeat;">  
/glina.teploruk.ru/i/block12.jpg" target="_blank">http://glina.teploruk.ru/i/block12.jpg); background-position: 50% 100%; background-repeat: no-repeat no-repeat;">
Любая работа уникальна — она похожа только на себя
/glina.teploruk.ru/i/block21.jpg" target="_blank">http://glina.teploruk.ru/i/block21.jpg); color: rgb(94, 82, 60); background-position: 50% 0%; background-repeat: no-repeat no-repeat;">
 
/glina.teploruk.ru/i/block22.jpg" target="_blank">http://glina.teploruk.ru/i/block22.jpg); text-align: center; font-size: 13px; line-height: 14px; background-position: 100% 100%; background-repeat: no-repeat no-repeat;"> 14.03.2014
В Измалково возрождают местную народную игрушку

/glina.teploruk.ru/i/but.gif" target="_blank">http://glina.teploruk.ru/i/but.gif); height: 20px; padding-top: 2px; background-position: 50% 50%; background-repeat: no-repeat no-repeat;"> Другие события
/glina.teploruk.ru/i/block3.jpg" target="_blank">http://glina.teploruk.ru/i/block3.jpg); background-position: 50% 0%; background-repeat: no-repeat no-repeat;"> Авторский сайт
Валентины Петровой
Авторские работы, сувениры!

Rambler's Top100 
Рейтинг@Mail.ru
/glina.teploruk.ru/i/foot_l.jpg" target="_blank">http://glina.teploruk.ru/i/foot_l.jpg); height: 185px; width: 641px; background-position: 0% 100%; background-repeat: no-repeat no-repeat;">
 

 

Рубрики:  Рукоделие/пластика,глина и др.
Метки:  

Процитировано 2 раз

Тунга   обратиться по имени Воскресенье, 18 Мая 2014 г. 10:55 (ссылка)
извиняюсь,скрытая реклама накопировалась с сайта
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку