-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Милашка_TIG-RA

 -неизвестно

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) computers

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 15.05.2003
Записей:
Комментариев:
Написано: 536


За гранью дружеских штыков...

+ в цитатник

Cообщение скрыто для удобства комментирования.
Прочитать сообщение


kasabian   обратиться по имени Понедельник, 30 Октября 2006 г. 03:22 (ссылка)
Исходное сообщение Милашка_TIG-RA
Здравствуйте, в студии Александр Сартов и программа «Горячая тема» на радиостанции «Русский край». Наиболее острая внешнеполитическая тема для сегодняшней России – это, конечно, Грузия. Как и во многих наших нынешних проблемах, ключ к российско-грузинскому конфликту – в его истории.
Грузины приняли христианство на пятьсот лет раньше русских и долгое время оставались оплотом православия в Закавказье. Особенно почитался ими Святой Георгий Победоносец, отчего окрестные народы прозвали их «георгианами». Мусульманские соседи искажали это название в «гурджи», отчего и происходит русское слово «грузины».
Наивысший взлёт грузинской материальной и духовной культуры приходится на вторую половину XII века, когда в могучей державе царицы Тамары расцвели литература, философия, зодчество, ремёсла. Но за расцветом наступил упадок: в следующем столетии монголо-татарские завоеватели огнём и мечом прошли по грузинскими землям. От монгольского нашествия единое Грузинское царство так и не оправилось. В XV веке Грузия распадается на несколько феодальных уделов, из которых крупнейшими на востоке были Картли и Кахети, на западе – Имерети. Запад попадает в зависимость от турецких султанов, восток – от персидских шахов. Постоянные набеги на грузинские земли совершают племена Северного Кавказа.
Наиболее дальновидные представители грузинского народа всегда связывали надежды на спасение своей страны от хищных соседей с единоверным русским народом. Ещё в 1492 году кахетинский царь Александр I просил покровительства у Великого князя Московского Ивана III в следующих выражениях:
«Великому царю и господарю великому князю низкое челобитие. Ведомо бы было, что из дальные земли ближнею мыслью менший холоп твой Александр челом бью...»
Аналогичные посольства с аналогичными просьбами приходили из Грузии в Москву и впоследствии: при царе Фёдоре Иоанновиче, при царе Борисе Годунове, при первых царях из династии Романовых. В 1641 году кахетинский царь Теймураз I вступил со своей землёй в русское подданство. В грамоте русского царя Михаила Фёдоровича по этому случаю говорилось, что грузины
«...в послушанье были за много лет у прародителей наших у великих государей царей и великих князей российских. А принял дед наш блаженные памяти великий государь царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии самодержец под свою царскую высокую руку грузинского Леонтья царя, царева Александрова отца, во оборону для православные христианские веры. А после Леонтья царя сын ево Александр царь з детьми по тому ж были послушны дяде нашему блаженные памяти великому государю царю великому князю Федору Ивановичу всеа Русии самодержцу и по нем бывшим великим государем царем российским и крест им великим государем целовали, и грамоты докончальные грузинских царей в нашей царской казне есть многие...»
В 1653 году под покровительство России перешёл правитель западной Грузии – имеретинский царь Александр, о чём грамота русского царя Алексея Михайловича говорила следующими словами:
«... он, Александр царь, иного царя христианския веры не имеет, опричь нашего царскаго величества. Да в той же грамоте своей писал к нам, великому государю, как он на государстве своем пребывает, и от недругов своих тесноту и гонение терпит, и нам бы, великому государю нашему царскому величеству, пожаловати его, Александра царя, помощь ему учинить, чтобы неверные земли его не одолели, и истинная, христианская вера, и церкви, и святые монастыри не разорились, и велети б к нему послать нашего царскаго величества посла, мест их досмотрети. И мы, великий государь наше царское величество, слыша то, что в его, Александра царя, государстве православной христианской вере от нечестивых разорение, и ему, Александру царю, и земле его утеснение, о том поскорбели не по малу, и для веры христианския мы, великий государь наше царское величество, пожаловали его, Александра царя, по его челобитью, хотя его держати под нашею, царского величества, высокою рукою в нашем государском в милостивом призреньи, чтоб православная христианская вера в поруганьи не была...»
Как видим, красной нитью в документах проходит мысль единства православной веры русских и грузин, как залога единства политического. Проблема заключалась в том, что осуществить прямую помощь Грузии и юрисдикцию над ней русским царям было почти невозможно. Между Московским царством и грузинскими землями простиралось Дикое поле и Кавказский хребет, населённые враждебными народами. Небольшие посольства и воинские отряды, периодически отправляемые в Грузию с риском полного истребления, не могли исправить положения. Грузия медленно истекала кровью под ударами мусульманских соседей. Тысячи пленников уводились в самые дальние окраины исламского мира. Персидские шахи принудительно использовали воинские контингенты восточногрузинских царств в своих завоевательных войнах. В перспективе Грузия должна была либо обезлюдеть, либо принять ислам, разделённая между соседними державами.
Многие грузины, в том числе грузинские цари, искали спасения от притеснений в России. Их поселяли в нескольких подмосковных «грузинских» сёлах, из которых крупнейшим было Всехсвятское, и в самой Москве, где беженцы из Закавказья обжили целых две улицы – Большую Грузинскую и Малую Грузинскую. И образ грузина в России тогда не имел ничего общего с обликом продавца на рынке! Это были литераторы, священники, епископы, воины. Наиболее известный из них – потомок грузинских царей генерал от инфантерии князь Пётр Иванович Багратион, храбро сражавшийся с врагами России везде, где его новая родина приказывала – в том числе, и на территории нынешней Калининградской области – и отдавший за Россию жизнь.
Лишь во второй половине XVIII века, в царствование императрицы Екатерины Великой, Россия смогла утвердиться в Закавказье. В 1783 году был подписан знаменитый Георгиевский трактат, в котором царь Картли и Кахети Ираклий II объявлял себя вассалом России, ставил вступление своих наследников на престол в зависимость от подтверждения русских царей, передавал России право внешнеполитической деятельности от имени Грузии, и приносил следующую присягу:
«Аз нижеименованный, обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом пред святым его Евангелием в том, что хощу и должен её императорскому величеству всепресветлейшей и державнейшей великой государыне императрице и самодержице всероссийской Екатерине Алексеевне и ее любезнейшему сыну, пресветлейшему государю цесаревичу и великому князю Павлу Петровичу, законному всероссийского императорского престола наследнику, и всем высоким преемникам того престола верным, усердным и доброжелательным быть. Признавая именем моим, наследников и преемников моих и всех моих царств и областей на вечные времена высочайшее покровительство и верховную власть её императорского величества и ее высоких наследников надо мною и моими преемниками, царями карталинскими и кахетинскими, и вследствие того отвергая всякое надо мною и владениями моими, под каким бы то титулом или предлогом ни было, господствование или власть других государей и держав и отрицаясь от покровительства их, обязываюсь по чистой моей христианской совести неприятелей Российского государства почитать за своих собственных неприятелей, быть послушным и готовым во всяком случае, где на службу её императорского величества и государства всероссийского потребен буду, и в том во всем не щадить живота своего до последней капли крови. С военными и гражданскими её величества начальниками и служителями обращаться в искреннем согласии. И ежели какое-либо предосудительное пользе и славе её величества и ее империи дело или намерение узнаю, тотчас давать знать. Одним словом, так поступать, как по единоверию моему с российскими народами и по обязанности моей в рассуждении покровительства и верховной власти её императорского величества прилично и должно. В заключение сей моей клятвы целую слова и крест Спасителя моего. Аминь».


Тогда этот договор стал спасением грузин от полного исчезновения, а сейчас пропаганда режима Саакашвили называет его началом «русской оккупации». Это был Александр Сартов, мы продолжим тему российско-грузинских отношений в следующих выпусках передачи «Горячая тема» на радиостанции «Русский край».
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку