-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Людмила_Кременецкая

 -Подписка по e-mail

 


Уникальный фестиваль виолончельной музыки

Среда, 12 Декабря 2018 г. 16:34 + в цитатник
Цитата сообщения liudmila_leto
виолон (636x284, 380Kb)


В Москве с 11 по 23 ноября проходил десятый международный фестиваль Vivacello, посвященный виолончельной музыке.
вива чел (515x132, 28Kb)


Это единственный фестиваль в нашей стране, посвященный виолончельной музыке. Он был создан в 2008 году благодаря инициативе известного виолончелиста Бориса Андрианова и поддержке культурно-благотворительного фонда Иветы и Тамаза Манашеровых U-Art: Ты и искусство. С тех пор каждую осень в Москве проходили яркие события, связанные с виолончелью: концерты камерной и симфонической музыки, инсталляции, кроссоверы, театральные постановки, презентации. Ежегодно фестиваль VIVACELLO радует слушателей мировыми премьерами.

Уникальность фестиваля заключается в том, что виолончель представлена в совершенно разных ипостасях: она звучит с джаз-бэндом и гитарой, в сопровождении оркестра и видео-арта, в театральных постановках. VIVACELLO в полной мере раскрывает многогранность инструмента, которую всегда подчеркивал и доказывал великий Мстислав Ростропович.

Художественный руководитель фестиваля Борис Андрианов рассказывает о композициях, написанных специально для виолончели, которые обязательно нужно послушать, чтобы получить полное представление о звучании инструмента и научиться с первых нот отличать Баха от Шнитке.

Антонин Дворжак
Концерт для виолончели с оркестром №2 си минор, опус 104




1. Allegro 00:14
2. Adagio Ma Non Troppo 16:27
3. Finale. Allegro Moderato 29:37
Лондонский филармонический оркестр
Солист Мстислав Ростропович
Дирижер Карло Мария Джулини


Борис Андрианов:
Виолончель может выступать как сольный инструмент с камерным или симфоническим оркестром, с фортепьяно или же «в одиночку». Виолончельный концерт Дворжака — это невероятно пронзительный и самый известный в мире пример выступления виолончели с симфоническим оркестром. Когда слышишь, как один инструмент соперничает с огромным оркестром с мощной партитурой и красивыми мелодиями, очень трудно удержаться от эмоций. Вступление оркестра длится четыре минуты, и когда наконец начинает звучать соло виолончели, кажется, что это голос живого человека.

Иоганн Себастьян Бах.
Сюита для виолончели соло, №5




Прелюдия
Алеманда (6:11)
Куранта (11:55)
Сарабанда (14:07)
Гавот 1 (17:50)
Гавот 2 (20:15)
Жига (22:43)


Борис Андрианов:
Виолончелистам очень повезло, что величайший композитор всех времен написал целых шесть сюит. Это своего рода виолончельная библия. Пятая сюита — одна из самых важных ее глав, которая емко и органично передает каждому слушателю свое послание. Самое интересное здесь, что в привычном виолончельном строе «до-соль-ре-ля» Бах перестроил струну «ля» на «соль». Инструмент стал звучать мягче, появились новые возможности и аккорды. Это было очень необычно и авангардно для того времени. Я специально не стал называть популярную «Прелюдию» из первой сюиты Баха — предлагаю начать с более необычной пятой сюиты, а потом уже познакомиться с остальными.

Золтан Кодай.
Соната для виолончели соло, opus 8




Zoltan Kodály: Sonata op. 8 for Cello Solo
III. Allegro molto vivace
Julian Steckel


Борис Андрианов:
Сочинение Кодая было написано в 1915 году, и по сути за весь XIX век, в период между Бахом и Золтаном, для сольной виолончели не было создано ничего. Соната Кодая — сложное произведение. Как и у Баха, здесь перестраивается струнный строй, у инструмента появляется другой характер звучания. Партитура же построена таким образом, что, если слушатель закроет глаза и не будет видеть, сколько на сцене музыкантов, он решит, что их как минимум трое. Кроме того, соната написана с элементами венгерского фольклора, и это переплетение классики и народных мотивов звучит невероятно органично и изящно.

Альфред Шнитке.
Соната для виолончели и фортепиано №1





Борис Андрианов:
Эту сонату Шнитке написал в 1978 году для виолончелистки Натальи Гутман. Противоречивое произведение: музыка может понравиться слушателю, может доставить страшный дискомфорт, но точно никого не оставит равнодушным. Местами соната благозвучна, но здесь очень чувствуется тревожность, тема жизни и смерти. Шнитке много болел, пережил клиническую смерть, инфаркт, и этот опыт отразился на его музыке. Я играл эту сонату много раз, использовал ее в нашем проекте с Артуром Смольяниновым «Посвящается Ялте» по одноименной поэме Иосифа Бродского, потому что Шнитке и Бродский очень хорошо сочетаются между собой. Это очень сильное произведение.

Йозеф Гайдн.
Концерт для виолончели с оркестром до мажор
Haydn Concerto in C Major




Dmitri Jurowski, conductor
Boris Andrianov, cellist


Борис Андрианов:
Это произведение написано в первой половине XVIII века, но больше 200 лет пролежало в Пражской библиотеке в забвении. По какой-то причине библиотека до сих пор никого не пускает в свои архивы, но в 1960-х годах туда удалось попасть Мстиславу Ростроповичу. Он и нашел этот концерт Гайдна, который сразу же стал одним из самых исполняемых произведений для виолончели с камерным оркестром. Это невероятно оптимистичное и жизнерадостное, гениальное произведение: для того, чтобы написать светлую музыку, которая не звучала бы как детская песенка, нужно иметь настоящий талант. Концерт всегда поднимает мне настроение, и я уверен, что нам еще только предстоит открыть Йозефа Гайдна, который пока незаслуженно находится в тени Моцарта.

вива чел (515x132, 28Kb)


X Международный виолончельный фестиваль VIVACELLO
Московская государственная академическая филармония
ссылка на трансляцию концерта 14 ноября - https://meloman.ru/concert/x-mezhdunarodnyj-violon...festival-vivacello-2018-11-14/
В ПРОГРАММЕ:
Шуберт
Струнный квинтет до мажор, D 956
Аренский
Струнный квартет № 2 ля минор, соч. 35
Рахманинов
Элегическое трио № 1 соль минор


ссылка на трансляцию концерта 23 ноября - https://meloman.ru/concert/x-mezhdunarodnyj-violonchelnyjfestival-vivacello/
В ПРОГРАММЕ:
Бетховен
Увертюра «Кориолан», соч. 62
Тройной концерт для фортепиано, скрипки и виолончели с оркестром до мажор, соч. 56
Р. Штраус
«Дон Кихот» – фантастические вариации на рыцарскую тему для солирующих виолончели, альта и скрипки с оркестром, соч. 35

https://snob.ru/entry/168357
http://www.vivacello.com/concerts
Рубрики:  Музыка/классическая музыка
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку