-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Людмила_Кременецкая

 -Подписка по e-mail

 


"Чайковский на эстраде"

Суббота, 19 Мая 2018 г. 19:49 + в цитатник
Цитата сообщения liudmila_leto Мастера отечественного изобразительного искусства разных эпох неоднократно делали попытки раскрыть через художественный образ творческую личность гения русской музыки – Петра Ильича Чайковского, который обладал изящной внешностью, умел нравиться людям противоположных вкусов, был артистичной натурой. Тем не менее, при жизни великого композитора его графические, статуарные и особенно живописные портреты создавались нечасто. Популярной моделью П.И. Чайковский стал уже в XX веке. Его образ запечатлели такие известные советские художники и скульпторы, как Григорий Светлицкий, Василий Сварог, Алексей Руднев, Вера Мухина, Зиновий Виленский и другие.(см.ниже)

В основной экспозиции музея «П.И. Чайковский и Москва» представлен ретроспективный портрет великого музыканта «Чайковский на эстраде», написанный в масляной технике во второй трети XX столетия живописцем Алексеем Александровичем Вольтером(1889-1973).
чайковс (502x681, 509Kb)
ВОЛЬТЕР А. А. «Чайковский на эстраде»

На этом репрезентативном полотне П.И. Чайковский изображен в полный рост в концертном костюме на фоне фрагмента рояля и стула, спинка которого по форме напоминает музыкальный инструмент лиру – символ творческого вдохновения. Показан момент, когда П.И. Чайковский сразу после выступления в качестве пианиста обратил свой немного растерянный смущенный взор в зрительный зал, к публике. Возможно, Вольтер запечатлел свою модель в артистической комнате большого зала Петербургской филармонии, в которой выдающийся композитор регулярно играл для своих друзей и знакомых.

Нельзя не отметить, что многие современники считали П.И. Чайковского плохим пианистом. В интерпретации автора, как ни странно, гениальная музыка впечатления не производила. Вероятно, причина кроется в том, что, выступая в качестве пианиста, композитор намеренно прятал от слушателей самые трогательные, живые моменты собственных произведений. Друг П.И. Чайковского, известный критик Герман Августович Ларош писал: «Петр Ильич как огня боялся сентиментальности и вследствие этого в фортепианной игре не любил излишнего подчеркивания и смеялся над выражением «играть с душой». Если ему не нравился термин, то еще менее нравился самый способ игры, обозначавшийся термином; музыкальное чувство, жившее в нем, сдерживалось известною целомудренностью, и из боязни пошлости он мог впадать в противоположную крайность». Исполняя свои сочинения, П.И. Чайковский боялся расчувствоваться, расплакаться. Он словно испытывал чувство неловкости, что так откровенно высказался в музыке.

Несмотря на то, что данный парадный портрет П.И. Чайковского из фонда Российского национального музея музыки написан не с натуры, он производит живое, волнующее впечатление. С помощью фактуры, вибрации мазков Вольтер словно озвучил построенный на тончайших градациях бежево-коричневого цвета фон, на котором изображена высокая выразительная фигура красивого, умного человека − гения русской музыки. Советский художник рассказал языком живописи о не самой известной странице творческой жизни П.И. Чайковского. По словам Г.А. Лароша, фортепианные способности его великого друга были огромны, сравнительно долго он сохранял силу и беглость пальцев. Однако перед широкой аудиторией исполнять свои творения на рояле композитор не стремился…
источник

А мы послушаем 18 пьес для фортепиано, соч. 72 П.И.Чайковского в исполнении М.Плетнева.




► 00:00. Экспромт / Impromptu. Allegro moderato e giocoso
► 03:58. Колыбельная / Berceuse. Andante mosso
► 10:48. Нежные упреки / Tendres reproches. Allegro non tanto ed agitato
► 12:56. Характерный танец / Danse caractéristique. Allegro giusto
► 16:35. Раздумье / Méditation. Andante mosso
► 22:19. Мазурка для танцев / Mazurka pour danser. Tempo di Mazurka
► 25:29. Концертный полонез / Polacca de concert. Tempo di Polacca
► 30:39. Диалог / Dialogue. Allegro moderato
► 34:22. В манере Шумана / Un poco di Schumann. Moderato mosso
► 37:26. Скерцо-фантазия / Scherzo-fantaisie. Vivace assai
► 43:51. Вальс-безделушка / Valse-bluette. Tempo di Valse
► 46:24. Шалун / L'espiègle. Allegro moderato
► 48:12. Сельский отзвук / Echo rustique. Allegro non troppo
► 50:40. Элегическая песнь / Chant élégiaque. Adagio
► 57:32. В манере Шопена / Un poco di Chopin. Tempo di Mazurka
► 1:00:07. Пятидольный вальс / Valse à cinq temps. Vivace
► 1:01:43. Далекое прошлое / Passé lontain. Moderato assai quasi Andante
► 1:06:23. Танцевальная сцена (Приглашение на трепак) / Scène dansante: Inviatation au trèpak. Allegro non tanto


18 пьес, ор.72 - последний фортепианный цикл Чайковского. В данном случае можно говорить о подлинном цикле, хотя никаких пояснений автор не оставил. Однако весь опус имеет пьесы с программными заголовками: "Далекое прошлое", "Нежные упреки", "Элегическая песнь", "Размышление" и т.д. Из чего следует, что пьесы эти - как бы страницы жизни и пережитого Чайковским. Здесь и воспоминания о давнем, и грусть от происходящего, и музыкальные приношения любимым композиторам Шуману и Шопену ("Немного Шумана", "Немного Шопена"). Сочиненное Чайковским для фортепиано в последний год его жизни, в одно время с его знаменитой Шестой симфонией, говорит о многом, заключает в себе особый смысл. Создается впечатление, что замысел цикла вынашивался втайне от других, и рассказы Чайковского письмах весны 1893 года, что пьесы он пишет ради денег, по одной в день, представляются этаким прикрытием-бравадой, скрывающей подлинный смысл сочиняемой им музыки. Подтверждением сказанного служит тот факт, что первые наброски пьес ор.72 появились задолго до весны 1893 года.

В личной библиотеке Чайковского сохранилось Полное собрание сочинений Моцарта, подаренное ему П.И. Юргенсоном. На форзацах одного из томов можно увидеть густо записанные, "наползающие" один на другой десяток набросков с программными названиями, почти все из которых станут названиями пьес ор.72. Совпадают и музыкальные темы. До весны 1893 года были написаны в эскизах все 19 пьес, а уж весной 1893 года Чайковский переписывает их начисто и отдает издателю. Примечательно, что каждая пьеса имеет не только свое название, но и самостоятельное посвящение. Среди имен встречаем и друзей юности, и добрых знакомых последних лет жизни, коллег по работе в Московской консерватории, пианистов-исполнителей его музыки.

В апреле 1893 года, после окончания эскизов Шестой симфонии, перед отъездом в Кембридж, Чайковский завершает, переписывает пьесы и отдает их в издание. Они успели выйти при его жизни.

По содержанию и образному строю 18 пьес, ор.72 - это как бы Шестая симфония для фортепиано. Многие из них, например, "Размышление" прочно вошли в репертуар пианистов. Исполнение цикла - достаточная редкость. Первым целиком его стал исполнять уже в наши дни выдающийся исполнитель музыки Чайковского М. Плетнев.
П.Е.Вайдман-http://www.tchaikov.ru/18pies.html

Григорий Светлицкий
чайко1 (700x500, 475Kb)
Василий Сварог
чайк2 (592x472, 226Kb)
Алексей Руднев
чайк3 (600x450, 298Kb)
Вера Мухина
чайк4 (700x458, 383Kb)
Зиновий Виленский
чайк5 (450x600, 92Kb)
Рубрики:  Музыка/Чайковский
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку