Нечисть в декоре готических и романских храмов |
В России их встретить сложно. Но стоит отправиться в Европу и вот — они смотрят на нас со стен храмов то несчастные, то агрессивные, то смешные, то страшные. Чаще всего гаргульи и гротескные создания «живут» на готической архитектуре, иногда на романской. Однако, и в позднейших зданиях, включая современные, встречаются довольно часто.
Казалось бы, что изображениям бесов делать в числе украшений дворцов, храмов и соборов? Считается, что гаргульи служили символом защиты храма, отпугивающим грешников.
французское La Gargouille происходит от слов, имитирующих булькающий звук, журчание воды. В основе — производные от латинских gurgulio — дыхательное горло; gula — глотка, горло; gurges — водоворот, пучина, омут
Легенда о Гаргульи восходит к 7 века н.э., к территории современной Франции. Существуют разные пересказы мифа: В окрестностях города Руана, в логове в болотах на берегу Сены жил огромный дракон (змий). Дракон нападал на корабли, шедшие по Сене и терроризировал местных жителей. Из пасти дракона на всё и всех вокруг обрушивались то огонь, а то мощнейшие водные потоки. Население Руана каждый год приносило жертвы свирепому зверю. Дракона звали La Gargouille (женский род). Гаргулья совершала свои многочисленные бесчинства до тех пор пока рыцарь в сверкающих доспехах Святой Роман не усмирил её (змия). Святой Роман был епископом Руана, он рьяно боролся с язычеством, жил примерно до 640 г., во времена короля франков и бургундов Дагоберта I / Dagobert I
Когда епископ Роман решил поймать Гаргулью, помочь ему согласился только один человек, да и тот преступник, осужденный на казнь, которому нечего было терять, кроме своих цепей. Святой Роман использовал преступника в качестве приманки, отправив его к логову чудища. Гаргулья, учуяв человеческий дух, вышла из своей пещеры поживиться гостем. Однако Святой Роман с помощью молитв и святого креста лишил дракона воли. Гаргулья покорно легла у ног святого. Епископ привел побежденного зверя в город, где благодарные жители отправили нечисть на огромный костер. Туловище и хвост гаргульи сгорели, но глотку костер не смог уничтожить. Глотка оказалась жаростойкой из-за регулярного извержения огня во время ранее творимых безобразий. Тогда мудрые руанцы решили сохранить голову горгульи в назидание другим драконам. А может быть это было распоряжение епископа — сейчас уже не разберешься. Гаргульи остатки — голову с глоткой прикрепили к руанскому собору, чтобы наглядно показать нечисти что случается с теми, кто вредит людям.
С 11 века изображения страшных гаргулий стали вырезать из камня на наружных стенах романских и готических построек. Делали ли скульптуры гаргулий раньше — не известно, так как до этого в подобных целях использовали дерево, которое не имело шансов сохраниться до времен научного описания.
Люди придумали для гаргульи работу по ее древней специальности — извергать воду. Изображениями гаргулий стали оформлять водостоки. Стали гаргульи приносить пользу людям — через свою глотку отводить потоки дождевой воды от стен храмов. Вода, выкинутая из пасти гаргульи, падала на расстоянии от стен, поэтому стены не разрушались, а фундаменты не подмывались. В 18-19 веках люди смилостивились. Большая часть, но не все, гаргульи были освобождены от тяжкого труда по сливу воды. Эту полезную функцию взяли на себя водосточные трубы. Старушки гаргульи превратились в элемент декора зданий.
Однако, гаргульи менялись. К драконам и змеям добавились устрашающие животные, птицы, люди, мифологические и фантастические создания, а также их гибриды в различных сочетаниях. В общем, стали плодиться многочисленные гротескные создания.
Итак, архитектурный термин «гаргулья»/ «горгулья» обозначает резных фигур, созданных с полезной функцией, для отвода дождевой воды от стен зданий, водостоки на крышах, ответвления от водоотводных желобов, оформленные в виде причудливых гротескных фигур, демонических существ, иногда с рогами, крыльями, иногда полулюдей-полуживотных.
А гротескные скульптуры (гротески), называемые также химерами — это декоративные архитектурные элементы без полезного назначения. Если, конечно, не брать во внимание важную функцию отпугивания врагов.
При этом гаргульи это те же гротески, только со своим специфическим назначением. Гаргулиями часто по ошибке называют всех гротескных готических созданий. Но правильно — гаргулья, если она использовалась как водосток и химера или гротеск, если фигура служила украшением.
Но как показала практика, ролью простых водостоков гаргульи не ограничились и скоро пополнили ряд элементов декора наравне с каменными стражами (львами, химерами) и горельефами на военную тематику. Сейчас гаргулий можно встретить на мостах, в нишах внутри зданий, на отдельных постаментах при входе - словом, там, где они не несут никакой практической функции и просто услаждают взор прохожих.
Взять, например, знаменитых гаргулий Нотр-Дама Собора Парижской Богоматери.
В средние века на соборе были только гаргульи. Галерея химер на фасаде Нотр Дам де Пари появилась лишь в 19 веке, во время реставрации, начавшейся в 1841 году. Восстанавливали храм после урона, нанесенного ему революцией. Когда Гюго опубликовал свой роман «Собор Парижской Богоматери» (1831 г.), химер на нем еще не было.
Химера рождается, когда две части разных тел сливаются, чтобы создать совершенно новое существо, например, гриффина (или русалку, фигура которой до сих пор популярна в создании фонтанов).
Собаки всегда были очень популярны, и на них редко смотрели только, как на домашних питомцев. Они сторожили дома по ночам, поэтому их считали умными и преданными. С одной стороны, можно предположить, что в качестве гаргулий статуи собаки должны были охранять здания, но их присутствие на крышах обусловлено и еще одной причиной. Собаки всегда хотят есть, и они частенько крали еду у людей, поэтому в те времена их фигуры часто помещали на соборы и церкви, чтобы все видели, что даже такое преданное животное, как собака, может поддаться соблазнам дьявола и стать жертвой жадности.
На стенах собора святого Вита в Праге есть несколько довольно страшных гаргулий, только это уже не животные и даже не химеры. Это люди. Момент проклятия заморожен во времени для сотен средневековых душ по всей Европе.
В итальянском языке гаргулью называют «grónda sporgente», что буквально означает «выпирающий желоб». В немецком языке их называют «Wasserspeier» – «плеватели воды», а голландцы пошли еще дальше и прозвали гаргулий «waterspuwer» – «изрыгивающие воду».
По поводу гОргулья или гАргулья — см. gramota.ru — правила не установлены. В бумажных книгах и справочниках, доступных мне, пишут и гаргулья, и горгулья, Гаргули, гаргуйль и даже гаргойль.
Забавный астронавт на испанском Соборе в Саламанке:
часто вызывает разговоры об инопланетянах, посещавших Землю в древности. На самом же деле, фигуру добавили, очевидно, в 1992 году во время восстановительных работ, как символ современности.
Источники http://4stor.ru/strashno-interesno/54194-garguli.html , http://www.funpress.ru/art/1804-garguli-i-himery-v...arhitekture.html#ixzz46xdX2dOq и http://gorbutovich.livejournal.com/17062.html
Рубрики: | Это удивительно |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |