-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Туркина_Настя

 -Подписка по e-mail

 

 -Постоянные читатели

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 05.06.2012
Записей: 8
Комментариев: 1
Написано: 18





Актуальность исследования

Вторник, 05 Июня 2012 г. 21:27 + в цитатник
Возрастание интереса представителей самых разных направлений психологии, поведенческих и социальных наук к изучению проблемы коммуникации в целом, невербальной коммуникации в частности обусловлено несколькими причинами. Первая из них состоит в том, что сфера общения занимает все большее места в жизни общества. Эта ситуация и определяет вторую часть - прагматическую причину роста интереса к проблеме коммуникации, приводящую к проявлению практических руководств по эффективному использованию знания, навыков и приемов невербального общения в межличностных отношениях.
Речь - специфически человеческая форма общения, но реконструировать предпосылки и основные этапы ее возникновения и развития помогло изучение коммуникативных систем приматов. Все гипотезы происхождения речи, выдвинутые на протяжении сотен лет.
Невербальные компоненты общения являются частью ориентировочной основы общения для коммуникатора. Характер общения с самого начало частично задается пространственными и некоторыми иными визуальными "ключами", причем в этом звене совершенно несущественно, какое место невербальные компоненты будут занимать в самом процессе общения.
Цель исследования: изучить особенности мимики, позы и жестов как ведущих компонентов невербального общения.
Объектом исследования выступают: мимика, позы, жесты.
Предмет исследования: способности эффективного общения посредствам невербальной коммуникации, а так же умения улавливать и анализировать невербальные сигналы других людей.
Задачи исследования:
1. изучить особенности невербального общения;
2. рассмотреть значение невербальных коммуникаций;
3. проанализировать формы невербального общения - мимику, позы
и жесты.

Невербальное общение

Вторник, 05 Июня 2012 г. 21:25 + в цитатник


фото1 (246x400, 24Kb)

Наши представления о невербальном общении находят отражение во многих общепринятых фразеологических оборотах. О счастливых людях мы говорим, что они “переполнены” счастьем или “сияют” от счастья. Про людей, испытывающих страх, мы говорим, что они “замерли” или “окаменели”. Гнев или злость описываются такими словами, как “лопнуть” от злости или “дрожать” от ярости. Нервничающие люди “кусают губы”, т. е. чувства выражаются средствами невербального общения. И хотя мнения специалистов в оценке точных цифр расходятся, можно с уверенностью сказать, что более половины межличностного общения приходится на общение невербальное. Слушать собеседника поэтому означает также понимать язык невербального общения.

Язык невербального общения

Невербальное общение, широко известное как “язык жестов”, включает такие формы самовыражения, которые не опираются на слова и другие речевые символы.

Учиться понимать язык невербального общения важно по нескольким причинам. Во-первых, словами можно передать только фактические знания, но чтобы выразить чувства, одних слов часто бывает недостаточно. Иногда мы говорим: “Я не знаю, как выразить это словами”, имея в виду, что наши чувства настолько глубоки или сложны, что для их выражения мынеможем найти подходящих слов. Тем не менее чувства, не поддающиеся словесному выражению, передаются на языке невербального общения. Во-вторых, знание этого языка показывает, насколько мы умеем владеть собой. Если говорящему трудно справиться с гневом, он повышает голос, отворачивается, а подчас ведет себя и более вызывающе. Невербальный язык скажет о том, что люди думают о нас в действительности. Собеседник, который указывает пальцем, смотрит пристально и постоянно перебивает, испытывает совершенно другие чувства, чем человек, который улыбается, ведет себя непринужденно и (главное!) нас слушает. Наконец, невербальное общение ценно особенно тем, что оно, как правило, спонтанно и проявляется бессознательно. Поэтому, несмотря на то что люди взвешивают свои слова и иногда контролируют мимику, часто возможна “утечка” скрываемых чувств через мимику, жесты, интонацию и окраску голоса. Любой из этих невербальных элементов общения может помочь нам убедиться в правильности того, что сказано словами, или, как это иногда бывает, поставить сказанное под сомнение.

Хорошо известно, что невербальный язык понимается всеми людьми одинаково. Например, скрещенные на груди руки соответствуют защитной реакции. Но это не всегда так. Конкретные невербальные выражения, как, например, те же скрещенные руки, понимаются по-разному: значение зависит от конкретной ситуации, в которой эта поза возникает естественно.

Писатель Юлиус Фаст рассказывает о пятнадцатилетней пуэрториканской девочке, которую застали в группе курящих девочек. Большинство курильщиц отличались недисциплинированностью, но за Ливией не наблюдалось нарушений школьного порядка. Тем не менее директор школы, поговорив с Ливией, решил наказать ее. Директор ссылался на ее подозрительное поведение, выразившееся в том, что она не смотрела ему в глаза: он принял это за выражение виновности. Этот инцидент вызвал протест матери. К счастью, школьный учитель испанского языка объяснил директору, что в Пуэрто-Рико вежливая девочка никогда не смотрит взрослым прямо в глаза, что является знаком уважения и послушания. Этот случай показывает, что “слова” невербального языка у разных народов имеют разное значение. Обычно в общении мы добиваемся точного понимания невербального языка, когда связываем его с конкретной ситуацией, а также с социальным положением и культурным уровнем конкретного собеседника.

В то же самое время одни люди понимают невербальный язык лучше других. Результаты ряда исследований показывают, что женщины более точны как в передаче своих чувств, так и в восприятии чувств других, выражаемых невербальным языком. Способности мужчин, работающих с людьми, например, психологов, преподавателей, актеров, оцениваются так же высоко. Понимание невербального языка в основном приобретается при обучении. Однако следует помнить, что люди очень отличаются друг от друга в этом плане. Как правило, чуткость в невербальном общении повышается с возрастом и опытом.

 

Значение невербальной коммуникации.

Вторник, 05 Июня 2012 г. 21:23 + в цитатник

Изучение невербальной коммуникации в раннем возрасте представляет собой относительно молодое направление в науке и в настоящее время переживает исследовательский бум. В данной области исследования сфокусированы интересы нейропсихологии, психологии развития, психолингвистики и др. наук. Со стороны практиков - психологов, психотерапевтов, психоаналитиков, а также дефектологов - существует огромный интерес к пониманию потоков общения и речи, так как именно им приходится иметь дело с последствиями нарушений развития, произошедших в начале жизненного пути человека.
Социальное поведение человека обусловлено, в первую очередь, возможностью общения людей при помощи языка Вербальная коммуникация является условием существования человека в обществе. Однако общение осуществляется не только с помощью слов, но и невербальных средств.
Невербальные средства - это целая система несловесных сигналов, внешних телесных движении По мимике, жестам, интонациям голоса, осанке, позе, походке человека, по размаху, силе, скорости движений, по напряжению (или расслаблению) мускулатуры, характеру и темпу его дыхания можно понять, «прочитать» этого человека. Такие движения называются выразительными. Можно говорить о существовании специфического языка -языка движений. Однако чаще всего люди пользуются им непроизвольно и неосознанно. В связи с этим роль невербальных средств в общении не всегда очевидна, но от этого не менее значима.
Невербальными средствами общения человек начинает пользоваться с первых дней жизни. Еще не владея словесной речью, ребенок успешно сигнализирует взрослым о своем состоянии, желаниях, переживаниях, используя движения тела, мимику, жесты, интонации голоса, то есть первым языком, на котором начинает говорить ребенок, является язык движений. Эти биологически обусловленные возможности психики ребенка обуславливают ему взаимосвязь с матерью, что необходимо для его выживания и нормального развития.
Уже к трем неделям ребенок устанавливает контакт глаз, который представляет собой важнейшую составляющую общения. В работах П. Экмана и Г. Остера отмечено, что все мускулы лица, необходимые для выражения различных эмоций, формируются в период 15-18 недель внутриутробного развития. Некоторые авторы считают, младенец обладает врожденной способностью осуществлять целый ряд универсальных лицевых экспрессии, может адекватно реагировать определенными эмоциями на существующие раздражения и имитировать их.
Улыбке, среди всех экспрессивных средств общения, уделяется наибольшее внимание исследователей. Возникая как врожденный рефлекс, улыбка постепенно наполняется социальным содержанием и становится реакцией на человеческий голос или лицо. В первом полугодии жизни улыбка включается в общение как его специфический компонент, носящий название «комплекс оживления».
Во втором полугодии жизни общение на основе комплекса оживления постепенно сменяется общением с помощью предметных действий. Их основное назначение - выразить готовность ребенка к взаимодействию с взрослым и в своеобразной форме показать, к какому сотрудничеству он приглашает взрослого. Для коммуникативной цели дети используют приближение, удаление, вручение предметов, протягивание взрослому различных вещей, притягивание к себе и отталкивание от себя взрослого и др.
После возникновения у детей активной речи предметно действенные средства теряют свое значение и используются в сочетании со словом, в виде дополняющего жеста. Самостоятельное использование невербальных средств общения сохраняется у некоторых детей, избегающих активного, словарного взаимодействия в коммуникативном акте.
Таким образом, у детей раннего возраста невербальные средства коммуникации являются главным средством общения. И, чтобы получить наиболее полную информацию о состоянии ребенка, необходимо обращать внимание на его выразительные движения в процессе взаимодействия. Именно понимание ребенка, его состояния, уровня развития, настроения, его желаний и общих устремлений дает нам возможность построить процесс общения с ним таким образом, чтобы оно способствовало его развитию.
171717 (700x467, 50Kb)


Мимика человека.

Вторник, 05 Июня 2012 г. 21:21 + в цитатник


252523 (370x413, 61Kb)
Обращая внимание на мимику человека, физиологнист делит лицо на три зоны: верхнюю, среднюю и нижнюю. Нижняя часть показывает нрав человека и отношение его к жизни. Например, квадратный и выступающий вперед подбородок говорит о большой силе воли. Если на такого человека навалиться много проблем, то он наверняка выдержит их. Средняя часть лица в основном служит для определения эмоций человека. Щеки, нос и рот наиболее активно выражают все наши ощущения. Даже улыбку сложно придумать, она в данном случае будет смотреться неестественно. Верхняя часть отвечает за интеллектуальные способности. Здесь выделяют глаза, брови и лоб. Например, взгляд, устремленный в никуда говорит о том, что человек мечтателен или любит пофантазировать. Обратив внимание на все эти особенности человека, можно сложить о нем частичный личностный портрет как утверждают физиогнисты. Но на сегодняшний день существует множество способов привести физиогниста к неправильным выводам. Один из таких способов – пластическая хирургия. Порой очень сложно понять делал человек такую операцию, меняя что-то на своем лице или нет. А при этом форма носа или подбородка, которые говорят о каких-то врожденных качествах, может изменяться. Но при этом характер человека не всегда меняется.


Поза и ее детали.

Вторник, 05 Июня 2012 г. 21:20 + в цитатник


565656655 (600x346, 109Kb)
Значительную информацию о внутреннем настрое человека дает
статическое положение его тела. При этом часто повторяемая поза
сообщает об устойчивых особенностях личности.
Поскольку в перепадах чувств люди обычно лучше контролируют свое
лицо, чем тело, нередко вовсе не мимика, а поза способна рассказать об
истинных переживаниях индивида.
Возможные привязки положений тела к психическому состоянию
человека таковы:
- руки заложены за спину, голова высоко поднята, подбородок
выставлен - чувство уверенности в себе и превосходства над другими;
- корпус подан вперед, руки (подбоченясь) на бедрах - уверенность
в своих силах и готовность к активным действиям, агрессивность,
взвинченность при разговоре, стремление отстаивать свою позицию до
конца;
- стояние, опираясь руками о стол или стул - ощущение неполноты
контакта с партнером;
- руки с расставленными локтями заведены за голову - осознание
превосходства над другими;
- закладывание больших пальцев рук за пояс или в прорези
карманов - знак агрессивности и демонстрируемой уверенности в себе;
- высовывание больших пальцев рук из карманов - знак
превосходства;
- скрещенные конечности - скептическая защитная установка;
- нескрещенные конечности и расстегнутый пиджак - установка
доверия;
- наклон головы в сторону - пробуждение интереса;
- наклон головы вниз - отрицательное отношение;
- легкий отклон головы назад - знак агрессивности;
- сидение на кончике стула - готовность вскочить в любой момент
чтобы: либо уйти, либо действовать в создавшейся ситуации, либо унять
скопившееся возбуждение, либо привлечь к себе внимание и подключиться
к разговору;
- закидывание ноги на ногу со скрещиванием рук на груди - знак
"отключения" от разговора;
- забрасывание ноги на подлокотник кресла (сидя на нем) -
пренебрежение к окружающим, потеря интереса к разговору;
- скрещенные лодыжки у сидящего - сдерживание неодобрительного
отношения, страх или взволнованность, попытка самоконтроля, негативное
защитное состояние;
- положение (сидя или стоя) с ногами ориентированными на выход -


Заключение

Вторник, 05 Июня 2012 г. 21:16 + в цитатник
В современных условиях роста интереса к экспрессивным проявлениям человека и интерпретации так называемого языка тела запросы практики к исследователям в области невербальной коммуникации является как никогда высокими точками. В нашем внешнем поведении проявляется то многое, что у нас происходит и есть внутри. Только эти проявления нужно уметь распознать. За отдельными, едва заметными проявлениями рук, глаз, позы, можно увидеть настроение, желания, полностью человека. Невербальная коммуникация, это оригинальный язык чувств. Средством невербальной коммуникации относятся: жесты, мимика, пауза, поза и т.д. Они образуют знаковую систему, дополняющую и усиливающую, а иногда и заменяющую средством вербальной (языковой) коммуникации. "Читая" жесты мы осуществляем обратную связь, которая играет очень важную роль в процессе взаимодействия. У людей язык жестов играет важную роль во взаимопонимании, чаще всего язык жестов является вспомогательным явлением для взаимопонимания при общении.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что невербальные средства коммуникации не менее важны в процессе общения, чем вербальные и несут огромный объем информации. Особенностью языка телодвижений является то, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствия возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному речевому каналу общения. Изучение различных средств невербального общения (позы, жесты, мимики, временно-пространственной организации общения) поможет понять не только окружающих людей, но и себя. Зная и умея применять эти навыки в невербальном общении, можно легко и приятно общаться с другими людьми.

Заключение

Вторник, 05 Июня 2012 г. 21:09 + в цитатник

В современных условиях роста интереса к экспрессивным проявлениям человека и интерпретации так называемого языка тела запросы практики к исследователям в области невербальной коммуникации является как никогда высокими точками. В нашем внешнем поведении проявляется то многое, что у нас происходит и есть внутри. Только эти проявления нужно уметь распознать. За отдельными, едва заметными проявлениями рук, глаз, позы, можно увидеть настроение, желания, полностью человека. Невербальная коммуникация, это оригинальный язык чувств. Средством невербальной коммуникации относятся: жесты, мимика, пауза, поза и т.д. Они образуют знаковую систему, дополняющую и усиливающую, а иногда и заменяющую средством вербальной (языковой) коммуникации. "Читая" жесты мы осуществляем обратную связь, которая играет очень важную роль в процессе взаимодействия. У людей язык жестов играет важную роль во взаимопонимании, чаще всего язык жестов является вспомогательным явлением для взаимопонимания при общении.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что невербальные средства коммуникации не менее важны в процессе общения, чем вербальные и несут огромный объем информации. Особенностью языка телодвижений является то, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствия возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному речевому каналу общения. Изучение различных средств невербального общения (позы, жесты, мимики, временно-пространственной организации общения) поможет понять не только окружающих людей, но и себя. Зная и умея применять эти навыки в невербальном общении, можно легко и приятно общаться с другими людьми.


Дневник Туркина_Настя

Вторник, 05 Июня 2012 г. 19:08 + в цитатник
Особенности невербального общения и средства коммуникации


Поиск сообщений в Туркина_Настя
Страницы: [1] Календарь