Жизнь - это не те дни, что прошли,
а те - что запомнились.
10 колен Израиля: куда они исчезли |
В конце VIII века до нашей эры с исторической сцены бесследно исчезли десять из двенадцати колен (родов) Израилевых. Эта загадка, породившая множество легенд и научных гипотез, будоражит умы уже более 2500 лет. Куда же пропали целые народы, и где их ищут сегодня?

Исторический пролог
После смерти царя Соломона его империя раскололась. Десять северных колен, не выдержав налоговой политики его сына Ровоама, основали Северное Израильское царство. Однако их цари, согласно Библии, впали в идолопоклонство, за что и были наказаны: в 722 году до н.э. государство было уничтожено Ассирийской империей, а его население насильственно переселено в глубины Месопотамии. С этого момента «десять колен» бесследно исчезают из истории.
|
КАТАНИЕ НА КОНЬКАХ в изобразительном искусстве и поэзии |
|
КАТАНИЕ НА КОНЬКАХ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ И ПОЭЗИИ |
|
20 декабря - Икона Богородицы "Владимирская (Селигерская)" |
В семи верстах от Осташкова в Тверской епархии существует общежительная Нилова пустынь, расположенная при Столбенском озере: озеро — Селигер, остров — Столобный — и получившая свое наименование от имени преподобного Нила Столбенского. При мощах этого святого в его обители хранится чудотворный образ Владимирской Богоматери, принесенный сюда прп. Нилом в 1528 году. Сначала эта икона находилась в пустынной келье этого подвижника.

Однажды преподобный находился вне своей кельи за работой. В это время на него напали разбойники. Угрожая святому, они требовали от него, чтобы он отдал им свои сокровища. Преподобный же в ответ на все их вымогательства спокойно сказал им:
— Сокровище мое находится в углу кельи; войдите туда и возьмите его.
В углу же находилась икона Богоматери с Богомладенцем. И гнев Божий поразил дерзновенных насильников. Лишь только разбойники вошли в келью подвижника, как все они были поражены слепотой. Но эта тьма просветила их сердца покаянием. Со слезами они стали умолять Нила о прощении их поступка. Преподобный помолился Господу о заблудших и раскаявшихся преступниках, и все они прозрели. Затем преподобный долго еще поучал их в своей келье о душевном спасении, убеждая оставить навсегда порочное дело и вернуться к спокойной и трудолюбивой жизни. Разбойники с сердечным сокрушением слушали речи духовного своего вразумителя и дали слово никогда не возвращаться к своему прежнему занятию. В заключение своей беседы прп. Нил просил их никому не рассказывать о своем дивном обращении на путь добродетельной жизни. И они тогда никому не поведали обо всем, случившемся с ними. Но после кончины св. Нила они рассказали о явленной к ним милости Божией.
|
19 декабря – День памяти святителя Николая Мирликийского Чудотворца, с Праздником! |
Благословен Бог, даровавший нам предивное сокровище – ангелоподобного Николая. Заступничеством и милосердием этого великого светоча евангельского сияния, от края до края освятившего вселенную, весь православный мир устремился к Вечной Жизни. Избранник Божий Николай стал вершиной всех добродетелей, поднятой до райской высоты. С кем из величайших праведников не сравнялся святитель Николай образом духовной красоты, кому из них не последовал в своих деяниях и чудотворениях? Всеблаженный Николай был кроток, как Моисей, мужественен, как Давид, славен простотой нрава, как Иаков. Словно Ной, он спасал стадо Господне в новом ковчеге от потопа ересей.

Поистине не только древним праведникам и пророкам, но ученикам и апостолам Христовым уподобился отец отцов Николай. Он стал основанием и столпом Церкви, её оком и попечителем, созидателем и воином. Пусть благочестивый читатель больше узнает о всеми любимом святом, прочитав повествование об удивительных деяниях верного друга Пресвятой Троицы и великого угодника Божьего архиепископа Мирликийского Николая, составленное нами по достоверным древнейшим источникам.
Отчизной иерарха Христова Николая был древний ликийский город Патара. Его родители происходили из знатного и богатого рода, но никогда не стремились к мирской славе и роскоши. Они весьма выделялись среди соотечественников своими добродетелями. За богоугодную жизнь супруги удостоились высокой чести стать святым корнем, произрастившим древо чудоточное рая Иисусова. Словно дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое (Пс.1:3), у благословенной четы как плод праведности родился великий заступник вселенной Николай.
|
ХА-ХОтушки 🌞🌝 Одесса говорит 🌝🌞 Еврейский анекдот и юмор за Одессу |
|
10 декабря - Икона Божией Матери, именуемой «Знамение» |
Икона Божией Матери, именуемая "Знамение". Знамение Пресвятой Богородицы, бывшее в Новгороде Великом в 1170 году.
Икона Божией Матери, именуемая "Знамение", изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно подъемлющую руки Свои; на груди ее, на фоне круглого щита (или сферы) - благословляющий Божественный Младенец - Спас-Эммануил. Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее иконописных образов. В усыпальнице святой Агнии в Риме есть изображение Богоматери с распростертыми в молитве руками и с Младенцем, сидящим на Ее коленях. Это изображение относится к IV веку. Кроме того, известен древний византийский образ Богоматери "Никопеи", VI века, где Пресвятая Богородица изображена сидящею на троне и держащею обеими руками перед собой овальный щит с образом Спаса-Эммануила. Иконы Божией Матери, известные под именем "Знамение", появились на Руси в XI - XII веках, а называться так стали после чудесного знамения от Новгородской иконы, случившегося в 1170 году.

В этот год соединенные силы русских удельных князей, возглавляемые сыном Суздальского князя Андрея Боголюбского, подошли под стены Великого Новгорода. Новгородцам оставалось уповать лишь на Божию помощь. Дни и ночи молились они, умоляя Господа не оставлять их. На третью ночь услышал архиепископ Новгородский Иоанн дивный голос, повелевающий ему взять из Церкви Спаса Преображения на Ильиной улице образ Пресвятой Богородицы и вынести его на городскую стену. Когда икону переносили, - враги пустили в крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз Ее истекли слезы, и икона повернулась ликом к городу. После такого Божественного знамения на врагов внезапно напал неизъяснимый ужас, они стали побивать друг друга, а ободренные Господом новгородцы бесстрашно устремились в бой и победили.
|
6 декабря – День памяти благоверного великого князя Александра Невского |
6 декабря православные вспоминают святого благоверного князя Александра Невского — полководца, защитника веры и символа русской государственности. Его имя стало олицетворением мужества, мудрости и преданности Отечеству. В этот день в храмах проходят торжественные службы и молебны, а верующие обращаются к святому с молитвами о защите и силе духа.

Александр Невский — одна из самых известных фигур в русской истории: князь Новгородский, затем Великий князь владимирский, полководец и дипломат XII–XIII веков, ставший символом защиты земель Руси от внешней угрозы.
Его имя прочно связано с двумя ключевыми победами — на Неве (1240) и на Чудском озере, «Ледовым побоищем» (1242), которые закрепили за ним репутацию военного лидера и защитника Православного мира.
|
Клятва Гиппократа: как она возникла и приносят ли ее на самом деле врачи сегодня |
Клятва была написана примерно в 400 году до Р. Х. Это один из самых древних текстов античных врачей из сохранившихся до наших дней.
Гиппократ — древнегреческий врач, живший в V-IV веках до Р. Х. Основоположник античной научной медицины, в которой болезни объяснялись не вмешательством богов, а изменением состава четырех жидкостей организма — крови, флегмы (слизи), желчи и черной желчи. Труды Гиппократа и врачей, его современников, разделявших его теорию, вошли в «Сборник Гиппократа» и оказали огромное влияние на европейскую медицину.

Текст, о котором мы говорим, называется просто — «Клятва», без имени Гиппократа, но, поскольку она находится в «Сборнике Гиппократа» с другими трактатами, которые считали принадлежащими великому «отцу медицины», то ее обычно и называют клятвой Гиппократа.
Однако в последнее время некоторыми учеными эта датировка оспаривается и «Клятву» считают значительно моложе, придвигая ее к рубежу нашей эры.
В I веке по Р. Х. Скрибоний Ларг, личный врач императора Клавдия, упоминает о «Клятве» Гиппократа в связи с запретом врача совершать аборты ( в тексте «Клятвы» говорится: «не вручу абортивного (буквально: разрушительного) пессария беременной женщине») и высоко ставит самого Гиппократа как основателя медицины. Однако самый старый текст «Клятвы», дошедший до нас — это папирус 300 года по Р. Х. Всего сохранилось 38 манускриптов с «Клятвой», восходящих к античности.
|
Лица из прошлого. Как выглядели лидеры СССР (Хрущёв, Брежнев и др.) до революции |
Разглядывая подборку этих фотографий, как-то лучше понимаешь смысл произошедшего в 1917 году, пользуясь выражением Н.Г. Чернышевского, «перемены декораций».
Маршал Советского Союза Климент Ефремович Ворошилов (слева, 1881—1969), со своим другом и учителем Семёном Рыжковым, 1901 год
Родился в селе Верхнее Бахмутского уезда Екатеринославской губернии, ныне Лисичанск,в семье рабочего-железнодорожника Ефрема Андреевича Ворошилова и подёнщицы Марии Васильевны Ворошиловой. В мемуарах К. Е. Ворошилов, рассказывая о родных местах и семье, сообщает о своём русском происхождении. Начальное образование Ворошилов получил в 14 лет в двухлетней земской школе волостного села Васильевка Славяносербского уезда. Был близким другом своего учителя Семёна Рыжкова, ставшего в дальнейшем вторым секретарём Государственной думы. С 1896 года работал на заводе ДЮМО, был уволен за организацию стачки и перебрался в уездный центр. С 1903 года работал в городе Луганске на паровозостроительном заводе. В члены Российской социалистической рабочей партии (большевиков) РСДРП(б) вступил в конце 1903 года. С 1904 года большевик, лидер Луганского большевистского комитета. Летом 1905 года за участие в революционных событиях был избит жандармами и арестован. В декабре 1905 года после освобождения из тюрьмы стал председателем Луганского совета, руководил стачкой рабочих, созданием боевых дружин. Делегат четвёртого (1906 год) и пятого (1907 год) съездов РСДРП(б). Имел псевдоним «Володин». В 1908—1917 годах вёл подпольную партийную работу в Баку, Петрограде, Царицыне. Неоднократно подвергался арестам, отбывал ссылку. Активный участник революции 17-го года и Гражданской войны. Возглавлял партийные и военные организации. Один из самых приближённых Иосифа Джугашвили (Сталина), с которым приятельствовал с молодости.
|
28 ноября начало Рождественского (Филипповского) поста |
Рождественский пост называется еще Филипповским постом или, в просторечии, Филипповками, поскольку его канун приходится на день памяти апостола Филиппа (27 ноября). В Православии его также именуют Четыредесятницей, поскольку пост, установленный в честь Рождества Христова, длится 40 дней — до самого кануна светлого праздника.

Рождественский пост, вероятно, появился на самой заре христианства. По крайней мере, в исторических источниках он упоминается, начиная с 4 века. Считается, что эта традиция выросла из поста кануна праздника Богоявления, отмечавшегося как минимум с 3 века, а позже разделившегося на праздники Рождества Христова и Крещения Господня.
Изначально Рождественский пост длился всего семь дней, однако, в 1166 году по решению патриарха Луки Хрисоверга он стал в православии сорокадневным. Армянская церковь эту реформу не приняла и отмечает пост в течение семи дней.
|
26 ноября – День памяти святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского |
Свт. Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский (IV–V вв.), ‒ величайший проповедник и богослов, один из трёх вселенских святителей. Прославился красноречием, толкованиями Св. Писания и аскетической жизнью. Будучи архипастырем, обличал пороки знати, за что был несправедливо осуждён и дважды отправлен в ссылку. Скончался в изгнании в 407 году со словами «Слава Богу за всё!». Его мощи были торжественно перенесены в Константинополь в 438 году.

Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский – один из трех вселенских святителей вместе со святителями Василием Великим и Григорием Богословом. Родился в Антиохии ок. 347 года, в семье военачальника. Его отец, Секунд, умер вскоре после рождения сына; мать, Анфуса, не стала более выходить замуж и отдала все силы воспитанию Иоанна. Юноша учился у лучших философов и риторов, рано обратился к углубленному изучению Священного Писания и молитвенному созерцанию. Святитель Мелетий, епископ Антиохийский (память 12 февраля), полюбивший Иоанна как сына, наставил его в вере и в 367 году крестил. Через три года святой Иоанн был поставлен во чтеца. После того, как святитель Мелетий был отправлен в ссылку императором Валентом, в 372 году, святой Иоанн совместно с Феодором (впоследствии – епископом Мопсуестским) учился у опытных наставников подвижнической жизни, пресвитеров Флавиана и Диодора Тарсийского. Когда скончалась мать святого Иоанна, он принял иночество, которое называл «истинной философией». Вскоре святого Иоанна сочли достойным кандидатом для занятия епископской кафедры. Однако он из смирения уклонился от архиерейского сана. В это время святой Иоанн написал «Шесть слов о священстве», великое творение православного пастырского богословия. Четыре года провел святой в трудах пустыннического жительства, написав «Против вооружающихся на ищущих монашества» и «Сравнение власти, богатства и преимуществ царских с истинным и христианским любомудрием монашеской жизни». Два года святой соблюдал полное безмолвие, находясь в уединенной пещере. Для восстановления здоровья святой Иоанн должен был возвратиться в Антиохию. В 381 году епископ Мелетий Антиохийский посвятил его во диакона. Последующие годы были посвящены созданию новых богословских творений: «О провидении», «Книга о девстве», «К молодой вдове» (два Слова), «Книга о святом Вавиле и против Юлиана и язычников».
|
25 ноября - Икона Богородицы "Милостивая" |
Икона Божией Матери, именуемая «Милостивая», (Киккская) написана, по преданию, святым апостолом и евангелистом Лукой.
Другое свое наименование «Киккиотиса» (что означает «Пребывающая в Киккосе») икона получила от названия горы Киккос, расположенной на острове Кипр. Здесь, в Киккской обители, которую еще называют императорской, в храме, построенном в её честь и пребывает чудотворный образ.

Прежде чем попасть на остров Кипр чудотворная икона Пресвятой Богородицы произволением Божиим долго странствовала. Сначала находилась в одной из первых христианских общин в Египте, затем, в 980 году, была перевезена в Константинополь, где оставалась до царствования императора Алексия Комнина (конец ХI – начало ХII века), а затем вернулась на Кипр. Произошло это так: кипрский правитель Мануил Вутомит, заблудившись во время охоты в горах и сильно озлобившись, жестоко избил встретившегося ему инока-пустынника Исаию. В наказание за это Мануила настиг тяжкий недуг. Между тем старцу-отшельнику Исаии в чудном знамении было открыто, что его стараниями чудотворный образ, написанный святым евангелистом Лукой, будет пребывать на острове Кипр. Старец много трудов положил на выполнение Божественного откровения. Начав возводить храм для иконы Пресвятой Богородицы, он повелел пришедшему к нему раскаявшемуся Мануилу отправиться в Константинополь к императору и вернуть чудотворный образ. Наместник не сразу решился заговорить об иконе с правителем Царьграда, однако, когда дочь последнего заболела, Мануил пришел к императору и передал ему повеление инока. После того, как правитель пообещал отправить святую икону на остров Кипр, девушка сразу почувствовала ослабление болезни.
|