Пижемская роспись известна с XVII века. Одна из древнейших росписей Русского Севера.
Северная река Печора и ее притоки Цильма, Пижма и другие - места, где в XIX-начале XX в. существовал небольшой центр графической росписи. Староверы, бежавшие сюда, занимались переписыванием книг, которые украшали заставками, буквицами, рисунками. Некоторые из этих мастеров стали расписывать деревянные ложки. Также здесь расписывалась и другая домашняя утварь, за исключением прялок, которые обычно привозили с Мезени. На формирование стиля пижемской росписи сильнейшее влияние оказала рукописная традиция. Существуют многочисленные параллели между пижемскими узорами и заставками древнерусских книг.
Есть данные, что росписью сундуков, шкатулок и лукошек занимались и в Усть-Цильме - большом селе, где шла переписка книг.
Пижемская роспись выполнялась акварельными красками - красной, зеленой, желтой, черной. Этот вид росписи значительно отличается от пышных и ярких северных росписей тем, что основной ее рисунок - это геометрический орнамент, выполненный черной краской (сажа с использованием смолы лиственницы) в виде ромбов, крестов, точек и т.д., с незначительным добавлением красной и зеленой краски. Эта роспись ближе всего к мезенской росписи, но в отличие от нее в пижемской росписи нет ни коней, ни птиц, которыми славится Мезень.
Геометрические узоры - линии, точки, крестики - имели глубокий смысл для древнего человека, который украшал свои предметы быта. Изучением этих символов занимались такие известные ученые как: Б. А. Рыбаков, В. П. Даркевич. Они указывают на то, что прямая линия может обозначать твердь небесную и твердь земную. Плавная линия обозначает воду, крест - символ огня или солнца.
Ромб это земной знак, точки - семена, а ромб, разделенный крестом с ростками на краях, - это символ изобилия и плодородия, его помещали и на дне ложки, и на свадебном полотенце, и на подоле свадебной рубахи невесты как пожелание большой и полной семьи. Незнание законов природы вызывало страх перед стихийными бедствиями, и человек, изображая эти символы, пытался таким образом защитить себя от сил природы, то есть символы были не только украшением предметов быта, но и являлись оберегами.
На Печоре широко распространены расписные короба с довольно простыми орнаментальными узорами, - типичные мезенские изделия из села Палощелья. Сюда, на Печору, их регулярно завозили зимней дорогой через непроезжую в другое время года тайболу. Но есть на Печоре и своя роспись коробов и сундуков. Оригинальный орнамент этой росписи не похож ни на какой другой русский орнамент.
В нем нет ничего общего даже с местной же росписью ложек в Скитской, Замежном и Усть-Цильме. Узор печорских сундуков напоминает пучки трав, связанных в узлы. Ритм этого орнамента строгий, упругий, вполне подходящий к суровым географическим условиям печорского края. Мастерами этой росписи были: И. С. Мяндин, П. А. Мяндин, С. И. Мяндин,и другие.
Федор Осипович Аншуков жил в деревне Скитской (на месте древнего Великопоженского общежития, где, очевидно, существовала школа переписчиков книг). В молодости Аншуков слыл удачливым охотником, а под старость перешел на ложкарное дело. Его роспись отличалась тонкостью и изяществом. Больше чем другие "писари" он любил применять зеленую краску (а не только черную и красную). Иногда этот мастер подписывался. Не стало Ф. О. Аншукова в 1946 году.
В наше время традиции Пижемской росписи поддерживает народный мастер России Ольга Шелепеева.
Пижемская роспись. Что это такое и в чем ее прелесть? Об этом окружным художникам рассказала Ольга Шелепеева. Её мастер-классы северной росписи по дереву прошли в музейно-выставочном комплексе Нарьян-Мара.
- Я сама не северянка, но северная роспись - мое главное увлечение в жизни, - рассказывает Ольга Шелепеева. - По первому образованию я инженер. У нас в институте очень сильная кафедра рисования и черчения была. Это мне еще больше помогло развить свои способности в графической росписи. Да-да. Ведь пижемская роспись, как и мезенская - графическая. И что самое интересное, рисуют в ней не кистью, а пером, - делится Ольга Николаевна. А вместо красок используют чернила.
Роспись пером берет свое начало с давних времен. Каждый знак в ней имеет свое значение.
- Вот эти росписи, в отличие от кистевых, - поясняет собеседница, - наполнены символами. Они очень информативны, поэтому я их люблю. Для меня это знаковая система, это рассказ и связь с прошлым. Для некоторых же наши расписные изделия служат талисманами и оберегами.
Пижемская роспись выполняется только по дереву. Рисуют на ложках, трещотках, различной кухонной утвари и многом другом. Лучше всего перо "ходит" по березе или ольхе. Хуже всего - по осине. При лакировании последняя начинает лохматиться, что, как говорится, портит товарный вид.
- Деревянные заготовки для росписи я закупаю на Вернисаже. По средам там оптовый день, мастера- деревянщики привозят свои творения. Мы их скупаем и в мастерских делаем красочными. Вот и к вам сюда привезла много заготовок.
Ученицы справляются неплохо, - оценивает работу местных художниц Ольга Шелепеева. - Более десяти человек ко мне пришли. И пером большинство из них ни разу не рисовали. Но это не страшно, к перу рука привыкает за час. Дальше необходима ежедневная работа. И я вижу, что мастер-классы в Нарьян-Маре прошли не зря. Девушки будут продолжать начатое дело, и я им готова в этом помогать.(c)
ВИДЕО: Народный мастер России - Ольга Шелепеева знакомит с удивительной росписью по дереву. Итак - Пижемская роспись.