-Рубрики

  • (0)

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Ольга_Сигачева

 -Подписка по e-mail

 

 -Постоянные читатели

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 2) Кошколюбам Работа_в_Москве

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 07.03.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 102


Гаранты и поклонники. Почетное гражданство Л. Кучмы в Севастополе

Среда, 02 Октября 2013 г. 18:47 + в цитатник
Мысли вслух
Гаранты и поклонники

Написать эту статью побудили два факта.
Во-первых, обсуждение на севастопольском сайте «Форпост» (http://www.sevastopol.su) моей предыдущей статьи о почетном гражданстве Л.Н. Толстого (http://sevastopol.su/news.php?id=52228), где в одном из комментариев закономерно всплыл вопрос о «почетном гражданине» века Л. Кучме.
Во-вторых, заметка об очередной инициативе нынешних депутатов Верховной Рады Украины о том, что журналистам, дескать, не место на балконе, откуда сессионный зал парламента виден как на ладони.
Сразу вспомнилась аналогичная галерка в севастопольском горсовете, и та сессия, где шли дебаты о Кучме. Сказать, что действо было захватывающим, значит, ничего не сказать…
Вспомним, что на рубеже прошлого и нынешнего веков Л. Кучма стоял у штурвала власти в сильно штормящем общественно-политическом море. Шквал митингов, пикетов и прочих акций «Украина без Кучмы» и «Кучму – геть!» инициировала оппозиция в лице Ю. Тимошенко, А. Мороза, П. Симоненко (да-да, главный коммунист в этом вопросе был заодно с газовой принцессой) и других, страстно желавших сбросить надоевшего кормчего с незалежного корабля. На исходе 2002 года на гребне очередного девятого вала в стольном граде гарант решил прибиться к севастопольскому берегу, в спокойную и надежную гавань.
Мэр Леонид Жунько оказался на редкость понятливым, сочувствующим, можно даже сказать, сострадающим. И кинул утопающему сановному тезке спасательный круг… почетного гражданства города-героя. Экстренно включил этот вопрос в повестку дня декабрьской сессии. На том, мол, основании, что новейшая история Севастополя неразрывно связана с действующим гарантом, пристальное внимание коего проявилось в беспрецедентно щедрых инвестициях, возведении дома в Омеге, строительстве дороги на Бельбек, газификации микрорайонов Северной стороны и Инкермана. Да еще впервые за всю историю незалежности Кучма одарил Севастополь субвенциями за базирование Черноморского флота…
Л. Жунько попытался продвинуть вопрос на незамедлительное обсуждение, но не все делалось по мэрскому хотению. На второй день пленарного заседания затянулось обсуждение многострадального вопроса из разряда вечных – о ходе отопительного сезона.
На следующий день, 12 декабря, надо отдать должное, далеко не весь депутатский корпус проникся мэрским пониманием исключительной значимости текущего момента.
Аргументы противников были весомыми и неопровержимыми. Эмоционально, но справедливо констатировалось, что благие деяния первого лица державы микроскопически ничтожны по сравнению с экономическим спадом, инфляцией, безработицей и прочими прелестями бытия на Украине в целом и в Севастополе в частности. Убийственные цифры привела Екатерина Руденко: за время правления Кучмы Украина потеряла 4 миллиона жителей, 80 процентов населения страны живет за чертой бедности, налицо рост преступности и алкоголизма, деградация молодого поколения, недоступность качественных медицинских услуг и образования. По словам Галины Мартыненко, только за одну морозную декабрьскую ночь в Севастополе от переохлаждения умерло 11 бомжей, и этот жуткий факт заставляет задуматься о том, что увеличивающееся с каждым годом количество людей, выброшенных на обочину жизни, тоже из числа явных заслуг первого лица державы.
Не без иронии было замечено, что нелепо благодарить за единственный дом, возводившийся (кстати, по соседству с долгостроями) не за счет личных средств гаранта, а из того же бюджета Украины. Депутат Ольга Миронова напомнила, что государственные инвестиции, включающие флотские субвенции, являются прямой обязанностью президента, наделенного правом распоряжаться бюджетными средствами. Впрочем, щедры ли субвенции, если львиная доля арендной платы России за флот по-прежнему уходит не в Севастополь, а в закрома державы.
Алла Гореликова, Виталий Мельниченко и другие депутаты возмущались тем, что вопрос о Кучме был внесен в повестку дня с грубейшим нарушением регламента работы горсовета и положения о присвоении высокого почетного звания. Едва успели инициаторы – «Злагода», ВМСУ, украинские воинские части противовоздушной обороны, Инкерманская городская община (в лице, разумеется, не рядовых жителей, не помышлявших о такой инициативе) подписать соответствующие бумаги, как они в мгновение ока попали на стол Л. Жунько, а тот, в свою очередь, сразу дал им ход.
Василий Пархоменко, накануне сессии внимательно изучивший Книгу почетных граждан, сказал, что не нашел в ней ни одного царя Российской империи или генсека Советского Союза. Да-да, даже дорогому Леониду Ильичу Брежневу, которому Бог весть за какие подвиги холуи-современники умудрились навесить на грудь аж пять звезд Героя, не приходило в голову добиваться почетного гражданства Севастополя.
Так что же важнее: сиюминутная возможная выгода или гораздо более вероятный плевок со стороны потомков? Увы, в депутатском корпусе того созыва оказалось большинство таких, для кого утереться стало не Бог весть какой проблемой. Правда, в прениях они в основном отмалчивались. Всполошились лишь когда Екатерина Руденко сказала, что поставить Л. Кучму на один уровень с действительно достойными людьми способны только холуи. Причем, как выяснилось из гневных реплик, обиделись лишь на слово холуи. Прямо по Высоцкому: «Поднялся галдеж и лай…» в адрес комиссии по этике. Был объявлен перерыв, во время которого Л. Жунько куда-то безостановочно звонил, а комиссия в поте лица перелопачивала словари. И после перерыва вынесла вердикт: мол, слово литературное, посему оскорбительным быть не может.
В одной из черновых записей Лев Толстой, видимо, размышляя над какими-то житейскими ситуациями, написал: «Вора нельзя понять, но можно простить. Убийцу нельзя простить, но можно понять. Подлого человека нельзя ни понять, ни простить». И не прощает, в первую очередь, сама жизнь. Тому пример – весьма незавидная политическая судьба экс-крымского лидера Л. Грача. В свое время он, будучи спикером парламента автономии, тоже изрядно постарался, чтобы Верховный Совет АРК удостоил Кучму званием почетного крымчанина. И получил в ответ от гаранта орден Ярослава Мудрого – правда, самой низшей, шестой степени. А в следующем созыве вылетел из крымского парламента – и Кучма не помог.
Как в Крыму, так и в Севастополе беспрецедентное решение о «почетном севастопольце» Кучме было принято. И открыло третью колонку гранитной доски в центре города.
На той сессии повис в воздухе вопрос: что будет через полтора года, когда, возможно, к власти придет непримиримый оппонент Кучмы? Придется исключать Леонида Даниловича или дополнять Книгу почетных граждан новым именем?
Прогноз оказался на редкость точнейшим.
В первый день марта 2005 года в повестку дня сессии горсовета был внесен вопрос «Об отмене решения горсовета от 12 декабря 2002 года о присвоении Л.Д. Кучме звания почетного гражданина Севастополя».
Предложение в рабочем порядке внес депутат Виктор Хохлов. До рассмотрения дело дошло под занавес пленарного заседания. Суть доклада свелась к тому, что экс-президент Украины дискредитировал себя «созданием антинародного режима». Поддержали коллегу те же депутаты, что два года назад говорили примерно то же самое.
Робко были высказаны и мнения другого плана. Дескать, что же это за горсовет: то принимает, то отменяет собственные решения. Нелогично, непоследовательно, неэтично, и вообще проблематично.
И все же возобладала точка зрения сторонников развенчивания экс-президента. Василий Пархоменко добавил, что лучше было бы тот декабрьский день вообще вычеркнуть из жизни. Но, тем не менее: «сами наделали, сами и должны за собой убрать».
В том-то и дело, что мнение о способах уборки тоже разделились. Антикучмисты требовали дать в резолюции нелицеприятную жесткую оценку деяний экс-президента. На что гроссмейстер аппаратных игр В. Пархоменко сказал, что не надо отвлекаться на эмоции, а надо исходить из того, что 12 декабря 2002 года решение было принято с нарушением регламента, а именно: не было вынесено предварительно на общегородской референдум. Значит, отменить его можно легко можно по этому формальному признаку.
В зале наличествовало 45 зарегистрированных депутатов, то есть, необходимое квалифицированное большинство. Для принятия положительного решения нужно было набрать 38 голосов. Голосование прошло в поименном режиме с 32 голосами «за» и одним «против». Остальные воздержались и не голосовали.
Когда председатель горсовета Валентин Борисов озвучил эти итоги, выяснилось, что на местах находятся не 45 человек, а меньше. Возможно, кто-то покинул зал, ведь во время голосования шел седьмой час вечера, а голосование после 18 часов, напомнил кто-то из депутатов, противоречит регламенту. Было решено перенести голосование на другой день. А утром, второго марта, голосование почему-то не состоялось. Таким образом, Кучма пока лишенцем не стал.
То есть, вопрос о «почетном севастопольце» Л. Кучме пока открыт. Вернутся ли к нему нынешние депутаты, и каким окажется исход голосования, думаю, не столь важно. Гораздо важнее другое. Народные избранники при принятии любого судьбоносного решения должны исходить не из сиюминутных конъюнктурных соображений, а думать об отдаленных последствиях для города. Конечно, не к лицу демонстрировать провинциальную верноподданность, а потом пытаться «убирать за собой». Так ведь и камень можно протереть до дыр на потеху народу…
Кстати, Леонид Кучма мог бы стать личностью, деяния которой вошли бы в историю и имели бы непреходящую значимость именно для Севастополя.
В июне 2003 года тогда еще здравствующий почетный гражданин Севастополя – поэт, автор слов песни «Легендарный Севастополь» Петр Градов написал Леониду Кучме открытое письмо.
Констатировав, что «Севастополь – не только слава и гордость России, он – символ России, как Москва, Ленинград, Волга, Урал», поэт обратился к действующему президенту Украины с предложением стать инициатором возвращения Севастополя России.
«…Есть еще один путь. Он мне кажется реальным при всей его фантастичности. Украина сама возвращает Севастополь России. Конечно, это должен решать парламент Украины, но первое слово за Президентом… Уважаемый Леонид Данилович! Я не сомневаясь, что Вы в своей жизни сделали немало добрых дел. Но пройдет двадцать-тридцать лет, и о них забудут. Если вы выступите инициатором возвращения Севастополя России, это останется. Потому что это честно. Справедливо. Я знаю, что не только в России, но и на Украине, и во всем мире оценили бы такой дружеский, гуманный шаг.
Зачем Украине кусочек флота? Зачем тратить на него миллионы гривен? Что, если какие-то безумцы надумают напасть, Черноморский флот России не защитит Украину, так же, как Россию?..
Повторю: Севастополь – слава, гордость, символ России. Вы представляете, насколько прочней и долговечней станет дружба двух народов, если восторжествует справедливость?».
Петр Градов сумел найти исключительно точные аргументы. Если бы президент воспринял их… Увы, история не знает сослагательного наклонения.
Леонид Данилович предпочел написать книгу «Украина – не Россия».
Вспомнилось, что в зале заседаний Севастопольской городской госадминистрации все годы нахождения Кучмы у власти висела картина с изображением украинского и российского президентов. Пожимая руку Владимиру Владимировичу, Леонид Данилович отвернулся в сторону и опустил глаза.
С тех пор много воды утекло. Теперь нам уже яснее ясного, что Украина – не Россия.
Да и Кучма теперь – кто?

Ольга СИГАЧЕВА.

1.
путин с кучмой (276x182, 45Kb)

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку