-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Джинжеринчэ

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 11.02.2012
Записей: 5044
Комментариев: 1038
Написано: 7028


Гобеле́н (фр. gobelin), или шпалера

Понедельник, 30 Июля 2012 г. 00:28 + в цитатник
Гобелен (фр. gobelin), или шпалера, — один из видов декоративно-прикладного искусства, стенной односторонний безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментальной композицией, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей.
Ткач пропускает уточную нить через основу, создавая одновременно и изображение, и саму ткань. В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона гобелен определяется как «тканый ковёр ручной работы, на котором разноцветной шерстью и отчасти шёлком воспроизведена картина и нарочно приготовленный картон более или менее известного художника».

Шпалеры выполнялись из шерсти, шёлка, иногда в них вводились золотые или серебряные нити. В настоящее время для изготовления ковров вручную используются самые разнообразные материалы: отдаётся предпочтение нитям из синтетических и искусственных волокон, в меньшей степени применяются натуральные материалы.
Техника ручного ткачества трудоёмка, один мастер может выполнить в год около 1—1,5 м² (в зависимости от плотности) шпалеры, поэтому эти изделия доступны только состоятельным заказчикам. И в настоящее время гобелен (шпалера) ручной работы продолжает оставаться дорогостоящим произведением.

Со средних веков и вплоть до XIX века практиковался выпуск шпалер циклами (ансамблями), в которые объединялись изделия, связанные одной темой. Такой набор шпалер предназначался для украшения помещения в едином стиле. Количество шпалер в ансамбле зависело от размеров помещений, в которых предполагалось размещать их. В таком же стиле, как шпалеры для стен, выполнялись пологи, занавеси, наволочки подушек, также составлявшие комплектю.

1.
1_1305879317 (595x446, 149Kb)

2.
2_1305879317 (595x446, 109Kb)


Жан Люрса вывел искусство шпалеры на новый уровень и стал первым художником современной шпалеры. Он создал около тысячи картонов для шпалер. Последняя его работа — грандиозный цикл «Песнь Мира», законченный уже после его смерти. Люрса основал в 1945 году Ассоциацию художников-картоньеров Франции. Он стал одним из создателей Международного центра старинной и современной таписерии CITAM (Лозанна, 1961) и инициатором проводимых CITAM с 1962 года Биеналле таписерии — крупнейшего смотра художников, работающих в области художественного ткачества.

Ле Корбюзье начал работать в области художественного ткачества с 1945 года. Его первые картоны для мануфактуры в Обюссоне, где в то время Люрса возрождал производство шпалеры, были небольшими по размеру. В 1955 году Корбюзье разработал для Верховного суда в Чандигархе монументальную серию из девяти панно, в которой обратился к игре линий и чистых цветов. В этой работе Корбюзье продемонстрировал совпадение своих взглядов со взглядами Люрса на шпалеру как неотъемлемую часть архитектуры.




"Дети-садовники"
(франц. «Enfants jardiniers") — популярный мотив в искусстве XVIII в. Получил особенное распространение в эпоху Рококо в результате стремления к миниатюризации, камерности, "снижения" героических сюжетов Классицизма и Барокко. "Игрушечный" характер в изображении кокетливых и жеманных детей, которые ухаживают за садом, поливают цветы, подражая взрослым, близок традиционным буколическим и пасторальным темам. В искусстве ткачества — связан с традициями вердюр. Восходит к серии шпалер "Дети-садовники", вытканных на парижской мануфактуре Гобеленов в 1669 г. по картонам Ш. Лебрена. Близкая по теме серия — «Jeux d’enfants" (франц., "Шалости детей") с изображением резвящихся амуров. В 1765 г. на Майссенской фарфоровой мануфактуре выпущена серия из двадцати трех пар фигурок, изображающих "детей-садовников". Некоторые из фигур созданы выдающимся скульптором-модельером Й. И. Кендлером. Близкая серия "Дети-комедианты" (ок. 1765 г.) также разработана Кендлером и Ф. Э. Майером. С 1774 г. по моделям скульптора М.-В. Асье на Майссенской мануфактуре выпускали фигурки детей, серийно и отдельно, большими тиражами. Они повторялись и в России, на фабрике Ф. Я. Гарднера — пастушки, садовники, музыканты (см. русский фарфор).




Дети-садовники. Шпалера. Мануфактура Гобеленов. Конец XVIII в., Музей изящных искусств Гробе-Лабади. Марсель


Tapisserie de la manufacture des Gobelins fin XVIIIe siècle représentant les enfants jardiniers en hiver. Musée Grobet-Labadié à Marseille.








1.
1071px-Enfants_jardiniers_(hiver) (700x669, 479Kb)



По словам самого Люрса, с искусством шпалеры он познакомил около ста художников из разных стран. Однако наиболее последовательно воплощали в жизнь его теорию, оставаясь в то же время мастерами с неповторимым авторским почерком, Жан Пикар-Леду, Марк Сен-Санс, Марсель Громер, Дом Робер (фр. Dom Robert).




Жан Люрса

(Lurat, Jean)
(1892-1966), французский художник, график, керамист, поэт и теоретик искусства, автор картонов для гобеленов. Люрса родился 1 июля 1892 в местечке Брюйер (Вогезы). Изучал медицину и философию, но вскоре обратился к живописи. Учился у декоратора Виктора Пруве в Школе изящных искусств в Нанси, а затем, в возрасте 18 лет, посещал Школу изящных искусств и студию Коларосси в Париже. После Первой мировой войны Люрса много путешествовал, несколько раз бывал в США. Первый гобелен Люрса, Зеленые девушки, был создан в 1916. Люрса боролся против использования рисунков для шпалер, подражавших произведениям, выполненным в других техниках. Умер Люрса в Сен-Поль-де-Ванс (Приморские Альпы) 6 января 1966.



Музей Жана Люрса и современных гобеленов (Musée Jean-Lurçat et de la tapisserie contemporaine) располагается в здании госпиталя святого Иоанна (Hôpital Saint-Jean) на противоположной стороне реки от исторического центра Анже, в 150 м к северу от аббатства Ронсере.

Госпиталь святого Иоанна, в котором расположился музей, представляет собой готическое здание 12 века и является редким примером удачной сохранности подобного типа сооружений. Больница — это широкое здание, перекрытое высокой двускатной крышей. Галерея на главном фасаде была добавлена в 17 веке. Просторный центральный зал разделен на три равных нефа. Своды поддерживаются высокими арками, что является признаком анжуйской готики. Любопытна аптека, относящаяся к 17-18 векам и демонстрирующая значительную коллекцию стекла и керамики этого периода. К большой больничной палате прилегает часовня (13 век, закрыта для посещения) и некоторые другие здания, в т. ч. клуатр (1180-е годы, южное крыло — 16 век).



Город Анжер раскинулся через реку Мэн по направлению к западной части Долины Луары. Это оживлённый региональный центр и университетский город с атмосферой изысканности. Среди знаменательных достопримечательностей Долины Луары – интригующий музей гобеленов Жана Люрса, известный в особенности работой «Песнь Мира»; и городской собор с нефом и витражами XII века.


А вот уже современные гобелены:



1.
x_3db988d2 (300x226, 35Kb)

2.
x_3fe99e80 (446x334, 85Kb)

3.
x_7a44cd56 (420x490, 104Kb)

4.
x_9f458f7b (458x604, 182Kb)

5.
x_23e52856 (453x604, 146Kb)

6.
x_24d7f8ad (600x450, 109Kb)

7.
x_38bd438f (300x390, 56Kb)

8.
x_57e61b41 (604x435, 189Kb)

9.
x_58f4b6de (500x500, 53Kb)

10.
x_86bc4547 (600x600, 142Kb)

11.
x_364de5c2 (600x442, 93Kb)

12.
x_052409f1 (412x351, 47Kb)

13.
x_38772576 (604x452, 199Kb)

14.
x_81537441 (400x398, 76Kb)

15.
x_b7621fa7 (448x604, 189Kb)

16.
x_c3ea4a27 (400x315, 57Kb)

17.
1250971_w640_h640_62 (369x590, 80Kb)

Серия сообщений "ГОБЕЛЕНЫ":
Часть 1 - Гобеле́н (фр. gobelin), или шпалера, — один из видов декоративно-прикладного искусства
Часть 2 - Гобеле́н (фр. gobelin), или шпалера
Часть 3 - Гобелены от "Павлинны"
Часть 4 - КЛАССИЧЕСКИЙ ГОБЕЛЕН
...
Часть 7 - Гобелены Андрея Мадекина.Часть первая.
Часть 8 - Гобелены Андрея Мадекина.Часть вторая.
Часть 9 - ПОДУШКИ

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку