-Метки

а. с. пушкин ай - петри александр iii алупка алушта анна кирьянова артек балаклава бахчисарай белогорск война выкройки и моделирование георгиевский монастырь гитара греки крыма гурзуф дворцы и усадьбы крыма денис косташ дети душевно о главном евпатория екатерина ii живопись животные крыма здоровье идеи. советы дизайнеров известные люди в крыму инкерман интересное история история крыма караимы крыма керчь кино книги о крыме коктебель компьютерная грамотность красота крым крым в живописи крымская война 1853 - 1856 гг. крымские татары крымское ханство ливадия лицо любовь мангуп массандра мечети крыма мой сад москва музыка непознанное одесса оккупация партизаны крыма переделка позитив полезные советы потемкин психология растения крыма ретро - фото ретро – фото рецепты россия сахалин севастополь села крыма семья симеиз симферополь ссср сталин старые фотографии старый крым стихи стихи о крыме стройнею судак счастье тайны крыма театр технология шитья украина успенский монастырь феодосия ханские дворцы ханский дворец херсонес хочу замуж худею чуфут - кале чуфут-кале шитье школа экскурсии в крыму эротика юмор ялта

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ЛН_-_ПозитивнаЯ

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 14.01.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 15440


Обелиск в память строителей дороги Симферополь-Алушта

Пятница, 19 Октября 2018 г. 09:40 + в цитатник
Обелиск в память строителей дороги Симферополь-Алушта

До присоединения Крыма к России дорог на южный берег Крыма из степной части полуострова практически не было - татары и предшествующие народы пользовались вьючными тропами. Лишь в двадцатые годы девятнадцатого века в связи с развитием хозяйственных связей началось строительство дороги из административного центра Симферополя на южный берег.

Долгое время это был почтовый тракт. В честь окончания его строительства в 1826 г. установлен первый в Крыму памятник. Сначала он был у самой дороги, но в 1930-х годах она из-за значительной крутизны подъема в этом месте была перенесена, и памятник, оставшийся в стороне, оказался заброшенным. Сейчас на него можно посмотреть, пройдя по тропе несколько сот метров к востоку от автостоянки, расположенной у поста ДАИ на перевале.
пам1 (475x700, 259Kb) Обелиск в память строителей дороги Симферополь-Алушта.
1887 г. Художник К.Маляр

Самым ранним из памятников Крыма является обелиск в честь строителей первой горной дороги Симферополь - Алушта, установленный в 600 м к востоку от Ангарского перевала. Точная дата его сооружения неизвестна. Но в 1835 г. он уже существовал, так как, судя по архивным документам, 13 (25) февраля этого года было отдано распоряжение об установке на обелиске 4 чугунных досок.

Изначально обелиск именовался Александровским: строительство дороги началось по повелению императора Александра I. Необходимость в ней была очевидна и Новороссийскому генерал-губернатору М. С. Воронцову, поскольку развитие вновь образованной Таврической губернии было немыслимо без надежной дорожно-транспортной сети.


Строили дорогу солдаты вторых батальонов Козловского и Нашенбургского полков под руководством инженер-подполковника П. В. Шипилова. Работа велась в сложнейших условиях труда и быта, но была завершена в короткий срок. Прокладка дороги началась в 1824 г. со стороны Симферополя, а в 1826 г. она уже связала губернский центр с Южным берегом Крыма. В связи с реконструкцией дороги в 1935 - 1940 гг., а затем строительством новой - уже троллейбусной - трассы (конец 1950-х гг.) памятник оказался в стороне от оживленных маршрутов и принял заброшенный вид Но в 1970-е гг., благодаря инициативе краеведов и органов охраны памятников, обелиск был частично реставрирован; 4 чугунные доски заменены одной диоритовой с произвольным текстом.

Сейчас Памятный обелиск высотой около 12 метров стоит на небольшой поляне в лесу. Его известняковые плиты несут следы времени: царапины, пулевые отметины, каверны выветривания, автографы на разных языках и т. п. В стороне среди деревьев и кустарников едва прослеживаются отрезки старой дороги с отдельными ограждающими столбиками.

Долгие годы на памятнике отсутствовала доска с надписью, кем и в честь кого он поставлен, что вызывало у туристов различные толки. В путеводителе по Крыму М. Сосногоровой, изданном в 1874 году, читаем: "На обелиске находится следующая надпись: "По велению императора Александра I, дорога сия от Симферополя до Алушты через хребет Яйла начата с 1824 года, устроена в царствование императора Николая I, в 1826 году, при новороссийском и бессарабском генерал-губернаторе графе Воронцове, гражданском губернаторе Нарышкине подполковником Шипиловым".

Как видите, в этой надписи не были упомянуты имена истинных строителей дороги. Только в 70-х годах ХХ века на обелиске укреплена доска, надпись на которой гласит, что он сооружен в честь строителей первой шоссейной дороги от Симферополя до Алушты. А проложили ее солдаты вторых батальонов Козловского и Нашенбургского пехотных полков под руководством военного инженера подполковника Шипилова. Это памятник простым русским солдатам, которые, вгрызаясь киркой и лопатой в твердую скальную породу, с неимоверными трудностями построили сложное по тем временам инженерное сооружение.

Дорога пролегла западнее древнего пути и просуществовала более ста лет. Лишь в 30-х годах ХХ века началась её коренная перестройка. За пять лет, с 1935 по 1940 год, дорога была полностью реконструирована, а полотно покрыто асфальтом. Но прошли годы, и она уже не справлялась с потоком машин, скорость и грузоподъемность которых значительно увеличились. Кроме того, большинство пассажиров с трудом выносило петлеобразные крутые повороты, встречающиеся на каждом километре. А главное, на ЮБК расположились правительственные дачи, в которых любило отдыхать высшее начальство. В конце 50-х было начато строительство новой трёхполосной дороги от Симферополя до Алушты - горной троллейбусной трассы. Чугунные доски и сама картина находятся в музее Тавриды..
пам 2 Фото О. Карлова (700x273, 248Kb)
Фото О. Карлова
http://road-crimea.narod.ru/2008/oldway.htm.
Государственный музей Тавриды

1.
пам 3 (350x599, 326Kb)
Карта района Ангарского перевала (участки старой дороги обозначены жёлтым
tropa_128_pam_stroitelyam_901 (468x700, 458Kb)

https://iskatel.livejournal.com/864836.html
Рубрики:  Крым /Крым в живописи
Крым /История Крыма
Крым /Алушта
Крым /Симферополь
История
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 2 пользователям

Граф-С   обратиться по имени Вторник, 15 Июня 2021 г. 12:40 (ссылка)
Интересно было узнать, спасибо !
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку