Обелиск в память строителей дороги Симферополь-Алушта
До присоединения Крыма к России дорог на южный берег Крыма из степной части полуострова практически не было - татары и предшествующие народы пользовались вьючными тропами. Лишь в двадцатые годы девятнадцатого века в связи с развитием хозяйственных связей началось строительство дороги из административного центра Симферополя на южный берег.
Долгое время это был почтовый тракт. В честь окончания его строительства в 1826 г. установлен первый в Крыму памятник. Сначала он был у самой дороги, но в 1930-х годах она из-за значительной крутизны подъема в этом месте была перенесена, и памятник, оставшийся в стороне, оказался заброшенным. Сейчас на него можно посмотреть, пройдя по тропе несколько сот метров к востоку от автостоянки, расположенной у поста ДАИ на перевале.
Обелиск в память строителей дороги Симферополь-Алушта.
1887 г. Художник К.Маляр
Самым ранним из памятников Крыма является обелиск в честь строителей первой горной дороги Симферополь - Алушта, установленный в 600 м к востоку от Ангарского перевала. Точная дата его сооружения неизвестна. Но в 1835 г. он уже существовал, так как, судя по архивным документам, 13 (25) февраля этого года было отдано распоряжение об установке на обелиске 4 чугунных досок.
Изначально обелиск именовался Александровским: строительство дороги началось по повелению императора Александра I. Необходимость в ней была очевидна и Новороссийскому генерал-губернатору М. С. Воронцову, поскольку развитие вновь образованной Таврической губернии было немыслимо без надежной дорожно-транспортной сети.
Строили дорогу солдаты вторых батальонов Козловского и Нашенбургского полков под руководством инженер-подполковника П. В. Шипилова. Работа велась в сложнейших условиях труда и быта, но была завершена в короткий срок. Прокладка дороги началась в 1824 г. со стороны Симферополя, а в 1826 г. она уже связала губернский центр с Южным берегом Крыма. В связи с реконструкцией дороги в 1935 - 1940 гг., а затем строительством новой - уже троллейбусной - трассы (конец 1950-х гг.) памятник оказался в стороне от оживленных маршрутов и принял заброшенный вид Но в 1970-е гг., благодаря инициативе краеведов и органов охраны памятников, обелиск был частично реставрирован; 4 чугунные доски заменены одной диоритовой с произвольным текстом.
Сейчас Памятный обелиск высотой около 12 метров стоит на небольшой поляне в лесу. Его известняковые плиты несут следы времени: царапины, пулевые отметины, каверны выветривания, автографы на разных языках и т. п. В стороне среди деревьев и кустарников едва прослеживаются отрезки старой дороги с отдельными ограждающими столбиками.
Долгие годы на памятнике отсутствовала доска с надписью, кем и в честь кого он поставлен, что вызывало у туристов различные толки. В путеводителе по Крыму М. Сосногоровой, изданном в 1874 году, читаем: "На обелиске находится следующая надпись: "По велению императора Александра I, дорога сия от Симферополя до Алушты через хребет Яйла начата с 1824 года, устроена в царствование императора Николая I, в 1826 году, при новороссийском и бессарабском генерал-губернаторе графе Воронцове, гражданском губернаторе Нарышкине подполковником Шипиловым".
Как видите, в этой надписи не были упомянуты имена истинных строителей дороги. Только в 70-х годах ХХ века на обелиске укреплена доска, надпись на которой гласит, что он сооружен в честь строителей первой шоссейной дороги от Симферополя до Алушты. А проложили ее солдаты вторых батальонов Козловского и Нашенбургского пехотных полков под руководством военного инженера подполковника Шипилова. Это памятник простым русским солдатам, которые, вгрызаясь киркой и лопатой в твердую скальную породу, с неимоверными трудностями построили сложное по тем временам инженерное сооружение.
Дорога пролегла западнее древнего пути и просуществовала более ста лет. Лишь в 30-х годах ХХ века началась её коренная перестройка. За пять лет, с 1935 по 1940 год, дорога была полностью реконструирована, а полотно покрыто асфальтом. Но прошли годы, и она уже не справлялась с потоком машин, скорость и грузоподъемность которых значительно увеличились. Кроме того, большинство пассажиров с трудом выносило петлеобразные крутые повороты, встречающиеся на каждом километре. А главное, на ЮБК расположились правительственные дачи, в которых любило отдыхать высшее начальство. В конце 50-х было начато строительство новой трёхполосной дороги от Симферополя до Алушты - горной троллейбусной трассы. Чугунные доски и сама картина находятся в музее Тавриды..
Фото О. Карлова
http://road-crimea.narod.ru/2008/oldway.htm.
Государственный музей Тавриды
1.
Карта района Ангарского перевала (участки старой дороги обозначены жёлтым
https://iskatel.livejournal.com/864836.html