Картины о путешествии Екатерины II в Крым на... мебели. Бюро-цилиндр. Мастер М. Я. Веретенников.1787 г.
1.
Бюро-цилиндр. Мастер М. Я. Веретенников (крепостной действительного статского советника А. в. Салтыкова). Охта, Санкт-Петербургской Губернии, 1787-1790.
Бюро украшают инкрустированные картины маркетри. Тема картин - путешествие Екатерины II в Крым (1787).
На передней части цилиндрической стенки: Екатерина II принимает корону и символический ключ от города Крыма.
*Барокко-стилевое направление в искусстве— характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков, центром которой была Италия. Стиль барокко появился в эпоху Позднего Возрождения, в конце XVI — начале XVII веков в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции. Эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации». Барокко противостояло классицизму и рационализму...
2.
3.
Среди русских крепостных были выдающиеся мастера, работавшие в технике маркетри, но большая часть их изделий осталась безымянной. Изучение творческой манеры и технических приемов набора двух подписных столов М. Веретенникова, крепостного графа А. Салтыкова, из собрания Государственного Исторического музея, позволило связать с именем этого мастера целый ряд мебельных предметов, среди которых такие выдающиеся произведения, как два бюро, находящиеся ныне в собраниях музеев-заповедников «Царское Село» и «Гатчина».
История перемещения царскосельского предмета по императорским дворцам прослеживается лишь схематично: в конце XVIII века он находился в Эрмитаже, затем в Английском дворце в Петергофе, а с 1868 года — в Большом Царскосельском дворце.
4.
Сосна, дуб (основа); клен, клен мореный, самшит, орех, чинара, черное дерево, сахардан, розовое дерево, яблоня, палисандр; перламутр, сафьян, бронза; набор, литье, чеканка, золочение
Корпус бюро с цилиндрической крышкой опирается на четыре круглые, сужающиеся книзу ножки; в подстолье размещены два, за цилиндрической крышкой - девять выдвижных ящиков; над цилиндром -шкафчик с двумя дверцами-жалюзи, увенчанный бронзовой балюстрадой. Вся поверхность предмета помимо орнаментальных и цветочных композиций украшена наборными сценами, посвященными путешествию императрицы Екатерины II в Тавриду.
Несмотря на свидетельство известного автора, предмет долгое время считался работой немецких мастеров или выдающегося французского мебельщика Ж.-А.Ризенера: авторы не допускали возможности изготовления столь великолепной вещи русским крепостным (только Е. Лукомский считал бюро работой охтинских мастеров).
Бюро, созданное М. Веретенниковым, относится к типу бюро-цилиндра, изобретенному французскими краснодеревцами. Его простой силуэт и гладкие поверхности идеально подходили для декорировки картинами в технике наборного дерева. Избыток декора отличает всю без исключения мебель, приписываемую Веретенникову. Мастер словно стремится продемонстрировать все тонкости своего ремесла: виртуозное владение техникой набора, неисчерпаемую фантазию в выборе и компоновке элементов орнамента, знание законов перспективы. Любопытно, что он украшает даже те места в мебели, которые не видны зрителю (прием, свойственный народным мастерам, стремившимся декорировать всю поверхность предмета).
5.
Работы Веретенникова отличает еще одна черта, присущая русскому прикладному искусству – способность немедленно отзываться на главные современные события, новые веяния в общественной и культурной жизни.
Сюжеты набора в аллегорической форме рассказывают о событиях посещения Екатериной II завоеванной Новороссии и Крыма. Путешествие было хорошо продуманной политической акцией, цель которой - продемонстрировать, что Россия прочно обосновалась в Крыму и Северном Причерноморье, только что отвоеванных у Турции, а поводом - подведение итогов деятельности на этих территориях светлейшего князя Г.А. Потёмкина.
Центральная композиция изображает высадку императрицы со свитой на берег, навстречу процессии, направляющейся к ней с ключами (в символическом смысле — от Царьграда).
6.
На левой боковой стороне императрица показана присутствующей при строительстве маяка, а на правой представлены жрец у жертвенника и несколько человек со скрижалями, на которых читаются надписи «Законы Великой Екатерины II матери [отечест]ва» и «Для благоденствия своих верноподданных», символизирующие заботу императрицы о новых гражданах России.
Бюро было изготовлено в конце 1780-х годов, по возвращении императрицы из длительного путешествия: Екатерина II выехала из Царского Села 7 января 1787 года и в июле этого же года вернулась в любимую резиденцию, где ее встретили старшие внуки Александр и Константин.
Этот предмет — свидетельство имперских амбиций императрицы, уникальная иллюстрация знаменитого «греческого проекта» Екатерины Великой, мечтавшей об изгнании турок из Константинополя и восстановлении Византийской империи, на сей раз от Северного до Средиземного моря.
https://www.google.com/search?q=%D0%91%D1%8E%D1%80%D0%BE-
РУССКОЕ БАРОККО:БОЛЬШОЙ ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ДВОРЕЦ
http://www.liveinternet.ru/community/camelot_club/post417032788