-Метки

а. с. пушкин ай - петри александр iii алупка алушта анна кирьянова артек балаклава бахчисарай белогорск война выкройки и моделирование георгиевский монастырь гитара греки крыма гурзуф дворцы и усадьбы крыма денис косташ дети душевно о главном евпатория екатерина ii живопись животные крыма здоровье идеи. советы дизайнеров известные люди в крыму инкерман интересное история история крыма караимы крыма керчь кино книги о крыме коктебель компьютерная грамотность красота крым крым в живописи крымская война 1853 - 1856 гг. крымские татары крымское ханство ливадия лицо любовь мангуп массандра мечети крыма мой сад москва музыка непознанное одесса оккупация партизаны крыма переделка позитив полезные советы потемкин психология растения крыма ретро - фото ретро – фото рецепты россия сахалин севастополь села крыма семья симеиз симферополь ссср сталин старые фотографии старый крым стихи стихи о крыме стройнею судак счастье тайны крыма театр технология шитья украина успенский монастырь феодосия ханские дворцы ханский дворец херсонес хочу замуж худею чуфут - кале чуфут-кале шитье школа экскурсии в крыму эротика юмор ялта

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ЛН_-_ПозитивнаЯ

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 14.01.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 15444


Места силы в Крыму и священные места крымских татар - азизлер

Суббота, 12 Ноября 2016 г. 22:25 + в цитатник
Места силы в Крыму и священные места крымских татар - азизлер

Рабочая версия в отношении священных мест коренного населения Крыма (конкретно, Горного Крыма) такова:

- в ландшафтном отношении азизлер (священные места крымских татар и крымских греков) представляют собой пересечения тектонических разломов. В географии, инженерной геологии и геохимии такие места принято называть геопатогенными зонами.

В таких местах нельзя строить дома и вообще нельзя долго находиться людям. В каждой долине Горного Крыма для нескольких населенных пунктов азиз был местом главного весеннего праздника. Крымские татары называли этот праздник Хыдырлез (Кыдырлез), а крымские греки - день Святого Георгия. Это был единственный праздник, в котором женщины-мусульманки участвовали вместе с мужчинами, причем вместе с мужчинами-христианами;

- азизлер обладают особыми свойствами. Вероятно, в них происходят выбросы радона.


Цитата:
Радон (радионуклид радон-222) – это природный радиоактивный газ, не имеющий ни вкуса, ни запаха. На долю радона приходится свыше 30% общей радиационной дозы естественных источников радиоактивного излучения, создающих основной радиоактивный фон на Земле. Поскольку радон – газ, то при дыхании он попадает в дыхательные пути человека и, по данным US Public Health Servicе, способен вызывать рак легких. Причем радон занимает второе место после курения в качестве причины рака легких.
Радон рождается в недрах Земли в результате процессов радиоактивоного распада природного урана, присутствующего в больших или меньших количествах во всех почвах, горных и вулканических породах. Будучи газом, радон “стремится” в свою родную стихию – в воздух, где он разбавляется другими газами и в конечной концентрации становится безвредным.

Опасность подстерегает человека при наличии условий для накопления радона в воздухе в случаях, например, недостаточного воздухообмена в помещениях, в которые поступает радон из почвы, из водной скважины, питающей водой дом и т.д.

Зеленое свечение, которое наблюдается в азизлер (якобы от могил, похороненных там святых), является результатом выбросов радона. Учитывая то, что на местах азизов люди не строят дома, а сами по себе места азизов представляют из себя хорошо проветриваемые пересечения долин, кратковременное пребывание там может иметь оздоровительный и профилактический эффект. Краткосрочное облучение радоном вполне может лечить раковые заболевания. Вполне возможно, что свидетельства о том, что жившие на азизах святые врачеватели успешно исцеляли больных с неизлечимыми болезнями, имеют опору на множество реальных случаев;

- тектоническая активность на пересечении широтных и меридиональных разломов в азизлер не проявляется в катастрофических разрушениях. Четкими свидетельствами наличия мест силы являются каменные грибы, природные скальные обелиски и другие проявления того, что землетрясения в данных местах не ведут к разрушениям. Тектоническая активность и вообще активность глубинных слоев Земли проявляется здесь постоянно, но в малых воздействиях. Вполне вероятно, что вода, лечебные травы и плоды растений имеют здесь особые целебные свойства.

Список Азизов Крыма

(по данным крымского муфтията):
1. Салгъыр-Баба: г. Симферополь, ул. Воровского, д. 7.
2. Керим азизи («Вокзал азизи»): г. Симферополь, на территории ж/д вокзала;
3. Эскадрон азизи: г. Симферополь, азиз располагался, надо полагать, рядом с бывшей мечетью татарского конного полка («Эскадрон Джамиси»), ныне — территория воинской части по ул. Калинина;
4. Джеват азизи: г. Симферополь, на территории бывшего т.н. «нового татарского кладбища», располагался в южной части города, выше ул. Красноармейской, ныне — территория школы № 21;
5. Ваджип Азизи: там же, что и Джеват азизи (см. выше);
6. Мелек Султан: у Кондараки указана д. Кыят в окресностях Симферополя, вероятно, д. Сарайлы — Кыят — ныне с. Мирное Симферопольского р-на (возможно, д. Кара-Кият — п. Битумное Симферопольского р-на);
7. Азиз: д. Сарайлы — Кыят — с. Мирное Симф. р-на; ул. Родниковая, д. 16;
8. Мусса Азизи (Мусса Азии): д. Сарайлы-Кыят — с. Мирное Симф. р-на;
9. «Белоглинка Азизи: с. Белоглинка Симф. р-на;
l0. Битакъ азиз: д. Битак — д. Пригородное Симф. г/с;
11. Чобан азизи: в районе Симферопольского водохранилища;
12. Чокъурча азизи: д.Чокурча- с. Луговое СимфлУс;
13. Джалман азизи: д. Джалман — с. Пионерское Симф. р-на;
14. Къылбурун азизи: на кладбище д. Кильбурун — с. Пионерское Симф. р-на (не «Джалман азизи» ли? см. выше);
15. Эски Орда азизи: д. Эски Орда - с. Лозовое Симф. р-на;
16. Едилер Лиасы азизи: точное место не установлено, предположительно где-то в окрестностях довоенного Симферополя;
17. Тахта Джами азизи: д. Тахта-джами — с. Андрусово Симф. р-на;
18. Ачь-Къал? Азизи («Аджи Хали (?) азизи»): д. Гаджикал — с. Чистенькое Симф. р-на;
19. Чешмеджи азизи: д. Чешмеджи — п. Теплое Перовского с/с Симф. р-на;
20. Чоюнджы азизи: д. Чуюнча- с. Урожайное Симф. р-на;
21. Къарач азизи: д. Карач — с. Трудолюбово Чистенького с/с Симф. р-на или с. Куйбышево Ленин, р-на;
22. Бешуй азизи: д. Бешуй — с. Дровянка Симф. р-на;
23. Базарчыкъ Девлетлиси: д. Базарчик — пгт. Почтовое Бахч. р-на;
24. Къош Азизлер: д. Яшлав — деревня с таким названием в «Указателе» отсутствует, вероятно д. Буюк Яшлав — с. Репино Бахч. р-на или же Кучюк Яшлав — с. Викторовка того же р-на;
25. Гъази Мансур Азизи: в окрестностях Бахчисарая, по дороге между Успенским монастырем и Чуфут (Джурт) кале;
26. Йигит Амет азизи (Джигит Амет-эрен азиз): г. Бахчисарай, Салачик, квартал Баба-Курд, ныне — Староселье, ул. Басенко, д. 20-22;
27. Батыр-Азиз: г. Бахчисарай, между ул. Пролетарской и пер. Историческим;
28. Азиз: г.Бахчисарай, слева от Кемер-Къапы, ныне — ул. Ленина, рядом с баром «Тет-а-тет»;
29. Азиз: г. Бахчисарай, на территории бывшего кладбища Абид эфенди, район улиц Горной и Горького;
30. Сеит-Мемет Эрен: г. Бахчисарай, рядом с мечетью Орта Джами (к-т «Спутник»);
31. Азиз (малик Аждер азизи): г. Бахчисарай, бывший квартал (маалле) Азиз, ныне территория городсого рынка;
32. Шейх Мемет азизи: там же;
33. Киль-Гирен (?) азизи: там же;
34. Хатан Усеин эфенди азизи: там же;
35. Келиндже Рем азизи: там же;
36. Чингене азизи: там же;
37. Къыркъ азизлер: г. Бахчисарай, территория древнего могильника (кладбища) в урочище Эски-Юрт, ныне карьер цементного завода комбината «Стройиндустрия»;
38. Учь-азиз: в д. Эфендикой — с. Айвовое Бахч. р-на;
39. Къалымтай азизи: д. Калымтай — с. Тенистое Бахч. р-на;
40. Теберти Азизи: д. Теберти — с. Тургеневка Бахч. р-на;
41. Къарлы азизи (Эскендер Деде азизи): д. Къарлы Бахч. р-на- село внастоящее время отсутствует, но надмогильный камень на святом месте сохранился;
42. Кок-Козь азизи (Шашлы Девлетли (?): д. Кок-Козь — с. Соколиное Бахч. р-на;
43. Кучюк Озенбаш азизи: на кладбище д. Кучюк Озенбаш — с. Многоречье Бахч. р-на;
44. Гъавр (Махульдюр) азизи: могила по дороге из д. Гъавр (ныне с. Плотинное) в д. Татар Осман (ныне с. Зеленое) Бахч. р-на;
45. Инкерман азизи (Мола Якъуб-эфенди Хальвети — п. Каламита Балаклавского р-на;
46.-47. Буюк Мускомья азизлери: Урьян Деде азизи («Юкъары Азиз») и Ислям Деде азизи («Ашагъыдаки Азиз»): д. Буюк Мускомья — с. Широкое Балаклав. р/с;
48. Шейх-Кой азизи: могила (?) и источник в д. Шейх-Кой — ныне с. Давыдове Симф. р-на;
49-52.Къарасувбазар азизлери: Азиз в градском саду и три могилы Ошш Девлетли, УмерДевлетли, Селыш, Девлетли — на территории бывшей больницы (?) или же Хан джами; Къыркъ-Азиз: в д. Кентогай — с. Литвиненково Белогорского р-на;
53. Эль-Мелек: д. Мелек — с. некрасово Белогор. р-на, возможно, каким-то образом связано с д. Катырша-Сарай — с. Лечебное Белогор. р-на;
55. Къонрат азизи: д. Конрат — в Крыму существовало по меньшей мере 4 населенных места с таким названием: п. Песчаное Белогор. р-на, с. Маковка Совет. Р-на, с. Красновка Ленин, о-на, с. Багратионово Черн. р-на;
56. Бараскъан чокърагъы: святой источник (Азиз чокъракъ) в д. Барскан. Деревня с таким названием в «Указателе» отсутствет, вероятно, отмеченная в «Списке» д. Бурасхан: «д. Бурасхан Симф. уезда, при речке Бурульча, по правую сторону большой проселочной дороги из г. Карасувбазар в г. Евпатория»);
57-60. Бий-Эли азизлери: 4 святые могилы в д. Бий-Эли — с. Горлинка Белог. Р-на или с. Дорожное Бахч. р-на;
61. Азиз-Оба: в д. Барын — с. Вишенное Белогор. р-на;
62. Семен азизи: в д. Семен — с. Холмогорье Белогор. р-на;
63. Безбайлан азизи: д. Безбайлан — с. Радостное Белогор. р-на;
64. Кемал Ата Султан: в г. Эски Къырым (ныне г. Старый Крым);
65. Чобан Ата: брат Кемал Ата, там же;
66. Алемдар Султан: там же;
67. Пенчели Баба Султан: там же;
68. Бешик Азиз: «святая колыбель» (усыпальница, напоминающая своей формой колыбель): этот памятник находился у входа в т.н. Мечеть Узбека (г. Старый Крым) и считался среди крымских татар местом исцеления детей;
69. Бакъкъал реджеб азизи: надмогильный памятник (могила) бакалейщика Реджеба, сына Хаджи Османа — стоял у входа в мечеть Узбека в Старом Крыму;
70. Эльбузлы азизи: д. Эльбузлы — с. Переваловка Судакского г/с (рядом с д. Салы — с. Грушевка Судакского г/с);
71. Бешик Азиз: в д. Отуз (Отузы) — с. Щебетовка Феодосия, г/с, памятник аналогичный старокрымскому (см. выше);
72. Отуз кою азизлери: « В Отузах на древнем кладбище на самой живописной верхушке холма в ограде покоятся 3-4 могилы, известные у местных татар как азизы — святые» (два шейха и один мученик, Акъч.. 1927, с.6-7), Къурт Деде азизи (?);
73. Кемаль-Баба азизи: в окрестностях с. Коктебель Феодос. г/с;
74. Чакъырна азизи: в д. Шелен — с. Громовка Судак, г/с;
75. К ьа и си хор азизи: д. Къапсихор — ныне с. Морское Судак. Р-на;
76. Топчу БдбаХ!ултан^в г. Кефе (Феодосия);
77. Шейх-эфенди Султан: там же;
78. Дамад-эфенди Султан: там же;
79. Шеит Баба: там же;
80. Шейх Эбу Бекир: там же;
81. Азизлер (Девлет Баба): урочище Багълар башы в окрестностях Алушты (между Алуштой и д. Корбекуль (ныне с. Изобильное)
82. Азиз: г. Алушта, могила на бывшей
83. Тузджу-оглу Смаиль-агъа азизи: в окрестностях с. Шума- СС. Верхняя и Нижняя Кутузовка Алушт. г/с;
84. Сагълыкъ-Су азизи: целебный источник на территории Козьмо-Демьяновского женского монастыря в окрестностях Алушты;
85. Гурзуф азизи (Суук-Су азизи ?): 2 (?) могилы в окрестностях Гурзуфа;
86-87. Мисхор азизлери: могилы шейха и некоей святой;
88. Едилер азизи (Азиз Едилер): д. Едилер-ШейхЭли (Ташлы-Шейх-Эли?) — с. Беседино Красногвардейского р-на;
89. Джанъгъара азизи: д. Джангара — п. Видное Красногвардейского р-на;
90. Осман Сытма азизи: д. Унгут — с. Абрикосовка Сакского р-на или с. Мучное Киров, р-на;
91. Къамышлы азизи: д. Къамышлы — с. Ивановка Сакского р-на, с. Дальнее Балак. р/с;
92. Айдар-Гъазы азизи: д. Айдаргъазы — с. Орлянка Сакского р-на; Оджакълар азизи: г. Кезлев (Евпатория), квартал~Оджакълар;
93. Мойнакъ азизи: г. Кезлев (Евпатория);
94. Къыркъ Чолпан азизи: д. Кырк Чолпан в «Указателе» отсутствует (не сохранилась?), находилась вдоль дороги Евпатория -Красноперекопск;
95. Къараджа-Орлюк азизи: д. Къараджа-Олюк — в настоящее время отсутствует, располагалась рядом в с. Бий-Орлюк — ныне с. Орловка Раздольненского р-на;
96. Тарпанчы азизи: д. Тарпанчы — с. Окуневка Черноморского р-на;
97. Бай-Къыят азизи: д. Бай-Кыят — с. Владимировка Черн. р-на (один из трех «Азизов-братьев»: Бай-Къыят-Тувакъа-Къыргъыз-Къазакъ (см. ниже);
98. Тувакъа азизи: д. Тувака- п. Ровное Черн. р-на;
100. Къыргъыз-Къазакъ азизи: д. Киргиз-Казак — п. Казачье Разд. р-на;
101. Къыр-Найман азизи: д. Кыр-Найман не сохранилась, бывшее расположение указано в «Списке»: «Феодосийский уезд, на почтовой дороге из д. Арбат в г. Керчь через д.Аргин при колодцах»;
102. Ашагъы-Къыпчакъ азизи: д. Ашагы-Кипчак не сохранилась, в «Списке» расположение указано следующим образом: «Симф. уезд, Аргинская волость, при речке зуе, справа от дороги Симферополь-Карасувбазар»;
103. Юкъары-Къыпчакъ азизи: д. Юкары-Кыпчак не сохранилась, располагалась, надо полагать, рядом с д. Ашагы-Кыпчак (см. выше);
104. Къурт Чегерий (?): расположение не установлено, возможно, д. Курчи-Кирей ныне отсутствует, в «Списке» не указана: «при заливе Сиваш, по правую сторону Чонгарской проселочной дороги в г. Симферополь».

19.02.09 http://gostyam.sebastopol.ua/news/09/02/190209004.shtml
Рубрики:  Крым /Бахчисарай
Крым /История Крыма
Крым /Инкерман
Крым /Симферополь
Крым /Места силы Крыма
Крым /Села Крыма
История
Крымские татары
Россия
Метки:  

Процитировано 1 раз

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку