-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в поляник

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 29.12.2011
Записей: 5053
Комментариев: 202
Написано: 5559


Иконописные школы. Гуслицы.

Суббота, 08 Июня 2013 г. 12:38 + в цитатник

 

Гуслицы - известный старообрядческий центр на юго_востоке Московской области, район компактного проживания староверов, большинство из которых признавали священство (поповцы). Свое название эта местность получила от имени древнего волостного села Гуслица, которое упоминается уже в XIV веке в духовной грамоте московского князя Ивана Калиты. В среде старообрядцев, осевших на территории Гуслицкого края после церковного раскола, сложилась самобытная художественная культура. В ее становлении немалую роль сыграл тот факт, что в середине XIX века Гуслицы стали одним из духовных центров белокриницкого согласия в России. Здесь переписывали книги, которые украшали знаменитой «гуслицкой» росписью, работали мастерские медного литья, производившие кресты, иконки, складни, делали настенные листы с лубочными картинками разнообразного содержания, писали иконы.

Гуслицы - известный старообрядческий центр на юго_востоке Московской области, район компактного проживания староверов, большинство из которых признавали священство (поповцы). Свое название эта местность получила от имени древнего волостного села Гуслица, которое упоминается уже в XIV веке в духовной грамоте московского князя Ивана Калиты. В среде старообрядцев, осевших на территории Гуслицкого края после церковного раскола, сложилась самобытная художественная культура. В ее становлении немалую роль сыграл тот факт, что в середине XIX века Гуслицы стали одним из духовных центров белокриницкого согласия в России. Здесь переписывали книги, которые украшали знаменитой «гуслицкой» росписью, работали мастерские медного литья, производившие кресты, иконки, складни, делали настенные листы с лубочными картинками разнообразного содержания, писали иконы.

 

 

К гуслицкой иконе относится все многообразие памятников, созданных в этом регионе, который охватывает исторически сложившуюся область, включающую собственно Гуслицы и такие соседние старообрядческие районы, как Вохна, Загарье, Егорьевск и Патриаршина.
Поскольку Гуслицы расположены в непосредственной близости от владимирских иконописных сел, известного художественного центра Нового времени, безусловно, они, и прежде всего Палех, оказали большое влияние на формирование стиля гуслицких иконописцев.
Так, палехские иконы пользовались большим спросом среди зажиточных старообрядческих семей, поэтому и неудивительно, что гуслицкие мастера брали за основу палехские образцы.

К гуслицкой иконе относится все многообразие памятников, созданных в этом регионе, который охватывает исторически сложившуюся область, включающую собственно Гуслицы и такие соседние старообрядческие районы, как Вохна, Загарье, Егорьевск и Патриаршина.
Поскольку Гуслицы расположены в непосредственной близости от владимирских иконописных сел, известного художественного центра Нового времени, безусловно, они, и прежде всего Палех, оказали большое влияние на формирование стиля гуслицких иконописцев.
Так, палехские иконы пользовались большим спросом среди зажиточных старообрядческих семей, поэтому и неудивительно, что гуслицкие мастера брали за основу палехские образцы.

 

 

ОСОБЕННОСТИ ГУСЛИЦКОГО ПИСЬМА:
Все они обладают типичными и яркими признаками местных писем,
к которым прежде всего относится своеобразный способ написания личного, выделяющий их среди произведений других старообрядческих мастерских центрального региона России. Мастера используют прием ровного наложения красочного слоя сплошной заливкой без контрастных сопоставлений слоев живописи и без подчеркнутого выявления объемного строения лика, карнация завершается мелкими белильными оживками.
Лики святых отличаются особым строением глаз, имеющих миндалевидную форму, с резко очерченными подглазьями, в некоторых случаях подчеркнутыми белилами, нижнюю часть лика завершает плавная округлая линия, создающая впечатление тяжелого массивного подбородка.
Своеобразие иконам придает сдержанный сумрачный колорит, выдержанный в зеленовато-коричневой гамме. Художники используют определенный набор красочных пигментов, среди которых преобладают разные оттенки коричневого и оливкового цветов, которые сочетаются с ярко-красным, светлой охрой, изумрудно-зеленым и пурпурным.
Для написания фона чаще всего используют охристые цвета, широкие поля покрывают темным коричневым или оливковым тоном, на котором контрастно выделяются красные дробницы.
Для людей «древлего благочестия» большое значение имело печатное и рукописное слово, поэтому на созданных ими иконах не случайно так часто встречаются изображения раскрытых книг и развернутых свитков с тщательно выполненными подробными текстами, с выделенными заглавными буквицами.
Страницы фолиантов художники украшали крупными орнаментальными заставками, которые тоже можно увидеть в гуслицких рукописях.
Местные мастера нередко обращались к многочастным композициям, позволяющим на одной иконной плоскости поместить изображения разных сюжетов и образов святых, наиболее почитаемых старообрядцами.

ОСОБЕННОСТИ ГУСЛИЦКОГО ПИСЬМА:
Все они обладают типичными и яркими признаками местных писем,
к которым прежде всего относится своеобразный способ написания личного, выделяющий их среди произведений других старообрядческих мастерских центрального региона России. Мастера используют прием ровного наложения красочного слоя сплошной заливкой без контрастных сопоставлений слоев живописи и без подчеркнутого выявления объемного строения лика, карнация завершается мелкими белильными оживками.
Лики святых отличаются особым строением глаз, имеющих миндалевидную форму, с резко очерченными подглазьями, в некоторых случаях подчеркнутыми белилами, нижнюю часть лика завершает плавная округлая линия, создающая впечатление тяжелого массивного подбородка.
Своеобразие иконам придает сдержанный сумрачный колорит, выдержанный в зеленовато-коричневой гамме. Художники используют определенный набор красочных пигментов, среди которых преобладают разные оттенки коричневого и оливкового цветов, которые сочетаются с ярко-красным, светлой охрой, изумрудно-зеленым и пурпурным.
Для написания фона чаще всего используют охристые цвета, широкие поля покрывают темным коричневым или оливковым тоном, на котором контрастно выделяются красные дробницы.
Для людей «древлего благочестия» большое значение имело печатное и рукописное слово, поэтому на созданных ими иконах не случайно так часто встречаются изображения раскрытых книг и развернутых свитков с тщательно выполненными подробными текстами, с выделенными заглавными буквицами.
Страницы фолиантов художники украшали крупными орнаментальными заставками, которые тоже можно увидеть в гуслицких рукописях.
Местные мастера нередко обращались к многочастным композициям, позволяющим на одной иконной плоскости поместить изображения разных сюжетов и образов святых, наиболее почитаемых старообрядцами.

 

Фрагменты гуслицкого письма.
19 век.

Фрагменты гуслицкого письма.
19 век.

 

Фрагмент иконы - подпись.

Фрагмент иконы - подпись.

 

 

 

 

Характерная для старообрядцев икона - со вставкой - литым крестом.

Характерная для старообрядцев икона - со вставкой - литым крестом.

http://pravznak.msk.ru/group_discussion_view.php?group_id=209&grouptopic_id=7766&p=1

Рубрики:  Россия
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку