-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Мадам_Виктория

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 2) ВСЕ_ДЛЯ_ДЕТЕЙ О_Самом_Интересном

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 24.11.2011
Записей: 8080
Комментариев: 241
Написано: 9182


Дворец Шереметевых в Юрино

Среда, 16 Апреля 2014 г. 23:49 + в цитатник
Цитата сообщения Оксана_Лютова Дворец Шереметевых в Юрино

источник



В 200 км от столицы республики Марий Эл, города Йошкар-Ола, и 650 км от Москвы, при впадении реки Ветлуги в могучую Волгу, расположено старинное село Юрино, где находится уникальный по своей архитектуре и красоте замок Шереметевых. Этот огромный замок-дворец строился более 40 лет и к моменту окончания строительства представлял из себя удивительную эклектичную смесь западноевропейской и восточной готики, древнерусской и романской архитектуры. Стены, выложенные из обожжённого красного и чёрного кирпича, башни и башенки, балконы и балюстрады, разнообразные наличники окон, декоративно оформленные белокаменными переплётами, - всё это поражает техникой исполнения и искусством высокого мастерства.
На мой взгляд, это одна из наиболее ярких и величественных усадеб на просторах нашей Родины.



При подъезде к усадьбе первыми перед нами предстают одни из главных въездных ворот, стилизованные под крепостные башни.


Внимание сразу привлекает  церковь Михайло Архангела, расположенная в центре села. Строительство оной велось с1869 по 1889 годы на пожертвования Василия Петровича и Ольги Дмитриевны Шереметевых - тогдашних владельцев Юрино, а также на средства местных заводчиков.


Огибая обширную усадебную территорию в 62 гектара, мы видим ещё один фрагмент сохранившейся крепостной стены - усадебной ограды. Внутри широченной двухэтажной стены располагались служебные и хозяйственные помещения, а весь первый этаж сдавался купцам.


Для меня эти башни, акцентирующие вход, не менее величественны, чем сам усадебный дом. Подобных парадных въездных ворот в усадьбу мы ещё не встречали. Такие мощные крепостные башни-стены обескураживают - и не подумаешь, что за ними помещичья усадьба.


Эти же ворота с обратной стороны.


Первое упоминание о Юрине относится к середине XIV века. Поселение являлось собственностью Благовещенского монастыря, который размещался в нижегородском селе Разнежье. В XVII веке Юрино встречаются уже в документах Желтоводского (Макарьевского) монастыря. В 1721 году, в ревизских документах по Нижегородскому уезду, здешние земли значились как "вотчина Государыни Екатерины Алексеевны новопоселенного села Архангельского, Юрино тож". Как свидетельствуют документы, первыми жителями села были беглые крестьяне из центральных уездов Российской империи. В разные годы XVIII века здешними землями владели: екатерининский сановник Е.Н. Бибиков, князь С.С. Гагарин, уральский заводчик Н.А. Демидов и его потомки. К 1788 году хозяином Юрина становится действительный камергер двора его Императорского Величества А.А. Жеребцов, после смерти которого, в 1812 г. имение за 350 тысяч рублей приобретает генерал-майор В.С. Шереметев.


Место для усадебного дома выбрано исключительно удачное - в паре сотен метров от него крутой берег красавицы Волги.


А теперь, с момента приобретения Шереметевыми этой земли и начала обустройства здесь усадьбы, остановимся подробнее.
Василий Сергеевич Шереметев был из нетитулованной ветви рода, однако это не помешало вписать своё имя в историю. Официальный в то время (1793 г.) титул Василия Сергеевича, которым он подписывал бумаги, звучал так: "Её Императорского Величества Всемилостивейшей Государыни моей от Армии Генерал-майор, Лейб Гвардии конного Полку Премиер-майор, командующий отрядом Войск, Волынской губернии Правитель и орденов: Святого равнопрестольного князя Владимира второй степени большого креста и Великокняжеского Голстинского Святые Анны Кавалер". 30 сентября 1797 года он был "выключен" вовсе от службы и устроился жить с семьей в своём родовом имении - селе Богородицком в Нижегородской губернии. После приобретения Юрина у Жеребцовой (вдовы предыдущего хозяина), Василий Сергеевич бывал там неоднократно. Известно письмо дочери Юлии к отцу: "... И я вас также прошу, милый тятенька, уведомить нас, благополучно ли вы приехали в Юрино и скоро ли к нам возвратитесь? Я этого времени ожидаю с большим нетерпением. Без вас очень скучно. Весел ли Ник. В. (Николай Васильевич, её брат) и как ему показалось Юрино. Поцелуйте его от меня также и от мамзель Де (льсоль)".






С лета 1835 г. владельцем Юрина становится один из сыновей Bасилия Сергеевича - Сергей Васильевич. При нём делаются первые шаги по обустройству усадьбы. Сергей Васильевич Шереметев - участник Бородинского сражения, с 1835 -1837 гг. - нижегородский губернский предводитель дворянства. В декабре 1825 он был в строю кавалергардского полка против декабристов. Царь высоко оценил верноподданничество Сергея Васильевича, назначив его своим флигель-адъютантом. В 1835 Сергей Васильевич, отдав армии 27 лет, был уволен из неё по "домашним обстоятельствам" в возрасте 43 лет в чине генерал-майора. Поселился он в главной вотчине Шереметевых этих краёв. В Богородском помещик завёл институт "думчих",  утверждаемых им самим. Они распределяли все подати и повинности среди жителей и поэтому всё это носило характер обычного помещичьего произвола. Барин, благодаря этому, приобретал выгодно для себя крестьянские земли, а всех ослушников отправлял в Юрино, отсюда и пошло народное прозвище - "Шереметевская Сибирь".




Огибаем здание с торца и не перестаём удивляться разнообразию внешнего убранства.




Гордый и властный характер Сергея Васильевича был тяжёл не только для крестьян, но и для нижегородских губернаторов князя М.А. Урусова и А.Н. Муравьёва. Понимая, что крепостные получат освобождение, Шереметев в 1858-1859 гг. предложил им выкупиться на волю с оплатой за каждый оброчный рубль 25 рублей капитальной суммы. Крестьяне, естественно, отказались. Тогда барин начал на них гонения. Губернатор А.Н. Муравьев просил министра внутренних дел назначить следствие. 28 марта 1859 года по высочайшему повелению прибыл флигель-адъютант граф Бобринский, чтобы "убедить его к прекращению неблаговидных и стеснительных для крестьян действий". Бобринскому удалось уговорить Шереметева не притеснять крестьян, после чего переселение крестьян в Юрино в качестве меры наказания прекратилось. Но столкновения Сергея Васильевича с губернатором продолжались. А.Н. Муравьев всё-таки добивается от царя решения о лишении Сергея Васильевича права управления имениями и отдачи их в опеку. В результате "обиженный" Сергей Васильевич Шереметев покинул Россию и стал жить в Женеве.






Несмотря на сложный характер, Сергей Васильевич был неплохой хозяин. При нём начался новый этап экономического развития села: построены винокуренный и стекольный заводы. Продукцию стекольного завода продавали на Нижегородской ярмарке на 15 тысяч рублей серебром. В имении разводили крупный рогатый скот, из которого затем была получена знаменитая в Поволжье Юринская порода скота. Продукцию юринских мануфактур и заводов продавали на Симбирской, Пензенской и др. ярмарках. Однако, такое благополучие достигалось жестокими способами: все  Шереметевы в своих многочисленных имениях устраивали разные промыслы, для чего принудительно переселяли туда мастеровых и ремесленников. Юрино - село бедное, почвы - песчаные и бесплодные. Но наличие небольшой суконной фабрики, стекольного и конезаводов побуждает помещиков к принудительному переселению, например, в 1828 - 1830 гг. выселели 204 семьи общей численностью 1138 человек на голое, необжитое место. Помещик заставлял крестьян работать на суконной фабрике, на барском дворе и на стекольном заводе и выдавал им содержание деньгами и хлебом. Работавших на фабрике и заводе он обложил оброком по 15 рублей с души.


Проходим сквозь двойные арки по другую сторону замка.


Итак, в 1859 году юринское имение С.В. Шереметева "за злоупотребление помещичьей властью" было передано опекунскому совету. Накануне крестьянской реформы 1861 года в Юринской вотчине Шереметевых находилось почти 3,5 тысяч ревизских душ. После смерти Сергея Васильевича единственным наследником усадьбы стал его племянник Василий Петрович, который практически сразу после отдачи имения в опеку вступил в управление усадьбой и занялся строительством главного дома. У Василия Петровича к тому моменту уже была семья. Его жена Ольга Дмитриевна Скобелева, сестра прославленного генерала и героя Балканской войны Михаила Дмитриевича, тяжело болела, а потому вместе с мужем находилась в Италии на излечении. Как раз там Шереметев и познакомился со средневековой архитектурой и, получив наследство, решил построить в своём новом имении настоящий замок. Вот откуда наличие многих архитектурных стилей.


В 1860 в село было завезено несколько сортов железа, более 670 пудов стали, до 30 пудов чугуна и прочего. Строительство самого замка началось в 1874 году. Для отделки интерьеров материал приобретали в странах Западной Европы. Точёные мраморные колонны для Восточной комнаты и античные скульптуры с раскопок древней Помпеи везли морским путем до Санкт-Петербурга, там перегружали в железнодорожные вагоны и доставляли в Нижний Новгород, откуда по Волге - в Юрино. Параллельно осуществлялись работы по сооружению служебных и хозяйственных корпусов усадьбы. В 1882 году было начато строительство кирпичной крепостной стены, оконечной в 1885. В разные годы постройкой главного дома руководили русские и иностранные архитекторы Р. Мюллер, А. Парланд и другие.


Дворец замышлялся не столько для жилья, сколько для размещения бесценных произведений искусств, собранных со всего света. Но даже, несмотря на то, что помещики редко бывали на этой земле, дворец всегда был полон народу. Здесь работали 153 человека, а знатных гостей развлекали три струнных оркестра. В каждой из сотни уютных комнат стоял своеобразный камин. Потолки, выполненные местными краснодеревщиками, были украшены уникальной резьбой, а особое внимание привлекала картинная галерея, три четверти работ в которой были подлинными.Консультантом по отбору картин для усадьбы был известный художник Иван Айвазовский.


В замке была собрана великолепная картинная коллекция, в основном итальянских и голландских художников. Было много родовых картин Шереметевых. В коллекции находились картины Луки Лейденского "Положение Христа во гроб", Питера Брейгеля Мужицкого "Калеки", Яна Брейгеля Бархатного "Осада города", Класа Берхема "Пастух и Пастушка". Для 73-х картин использовалось большое зало с окнами, выходившими на север и юг. В других комнатах висели картины Айвазовского, Боровиковского, Брюллова. Коллекция картин Ф.С. Рокотова включала 19 портретов. Художественные вкусы хозяев замка отражали и 127 акварелей, пастелей и гравюр Рембрандта, Фр. Хамса, Иорданса, Беллини, Гверчино, а также 26 икон, из них 5 - греческого письма.


У Василия Петровича была огромная коллекция пенковых трубок с тончайшими фигурами художественной работы. Он обыкновенно ходил по усадьбе с длиннейшей трубкой и, осматривая свои огромные службы, сад и оранжереи, ругался по-русски, признаваясь, что он очень любит русскую брань. Зимой, когда жил в Юрине, заходил в зимний сад и, заметив, что какая-нибудь из пальм упирается в стекло, приказывал её рубить и пилить на дрова; затем бросал их в своём кабинете в камин и приговаривал: "Чёрт знает как я богат, пальмами отапливаю свой кабинет". Был он эмоциональным человеком и малохозяйственным. При нём выстроили пятиэтажную мельницу, которая ни дня не работала. Строительство хозяин вёл, занимая деньги в долг, в том числе у своих крестьян. И, по свидетельству Павла Сергеевича Шереметева, изучавшего биографию родственника, когда Василий Петрович умер, то "в доме не оказалось и ста рублей на похороны и пришлось занимать у исправника...".


Фасад зимнего сада, в котором росли пальмовые породы.


На боковых пилонах стоит цифра 1706...
При жизни честолюбивому барину долгое время не давал покоя вопрос, не являются ли нижегородские Шереметевы родственниками первого русского графа. В 1705 году, когда в Астрахани произошло восстание, Петр I отправил на его подавление фельдмаршала русской армии Бориса Петровича Шереметьева, а в 1706 году в благодарность за хорошую службу наградил его званием графа. В итоге оказалось, что предпоследний юринский помещик Василий Петрович обласканному Петром I графу Шереметьеву приходился внучатым племянником аж по тринадцатому колену! Однако успокоившись и на том, Василий Петрович увековечил своё родство в надписи, сделанной над входом в замок – «1706» (то есть год наречения Шереметевых графами).


Окошко в мавританском стиле.


В одной из ста комнат замка-дворца находился кабинет Михаила Дмитриевича Скобелева. «Белый Генерал» частенько наведывался в гости к Шереметевым, в доме которых у него был личный кабинет. Там экспонировалась большая коллекция старинного огнестрельного и холодного оружия, в том числе именного, полученного им за храбрость. Своего брата Михаила Ольга Дмитриевна очень любила. И после его смерти она заказала платки с его портретами, и по описи 1916 года их было 470 штук.






"Венецианская" башня.


А здесь снова восточный стиль.


После смерти мужа Ольга Дмитриевна решила продать юринское имение и обратилась в 1894 г. с этим предложением в Удельное ведомство к князю Вяземскому. "Ваше сиятельство, князь Леонид Дмитриевич. После умершего мужа моего Василия Петровича осталось мне и моим детям, четверым имение в Нижегородской губернии Васильсурского уезда при реках Волге и Суре - село Юрино в количестве 40027 дес. большого, частию отличного соснового и елового леса. По семейному положению моему и как женщина я не могу извлекать из этого имения надлежащего дохода и потому желала бы продать его, но по размерам имения и большой ценности его затруднительно найти покупщика между частными лицами. Потому обращаюсь к Вашему Сиятельству с покорнейшей просьбой: не найдете ли вы полезным приобрести наше имение в Удельное ведомство". После смерти Ольги Дмитриевны дело о продаже имения было прекращено.


Последним владельцем имения стал её сын - Пётр Васильевич, в 1906 году приступивший к перестройке и изменению фасадов замка под руководством нижегородского архитектора П.П. Малиновского. «В основу я взял романские формы с мягким уклоном в сторону южной готики Флоренции, использовал формы Болоньи и подошёл незаметно к нижегородской отсебятине» - так писал Павел Малиновский в пояснительной записке к строительству флигеля.


При Петре Васильевиче в усадьбе появились водопровод, электричество и телефон. Огромное здание имело калориферную систему отопления: истопив 15 возов дров в здании, тепло удавалось удерживать до двух недель. Управлял усадьбой немец Николай Васильевич Фридлиб. Он систематически извещал в своих письмах хозяина о делах. В них содержится информация о строительстве главного дома, о работах на лесозаготовках, о выращивании цветов, о взаимоотношениях людей. Любовь Петра Васильевича к цветам была такова, что после длительного отсутствия он, приплывая из Нижнего Новгорода к полуночи на Каменском пароходе, в первую очередь шёл в розарий и с фонариком осматривал их. Семена закупались у лучших садоводов Шоха и Мейера: «Растения от Шоха дождутся вашего приезда, так как они высажены в деревянные ящики и там поживут до осени» (из письма управляющего усадьбой).


Внутренняя часть крепостной стены облицована диким камнем и увита зеленью.




Лесные дачи Шереметевых были столь обширны, что в 1916 г. занимали площадь 30864,5 га. В этих лесах добывалась древесина, являющаяся главным источником их богатств. Основные пристани, к которым свозился лес, находились на реке Ветлуга. На Перекопской пристани находился лесопильный завод, оснащенный лесопильной рамой фирмы «Рихард Поль» и локомобиль «Маршал». От завода до пристани был проложен рельсовый путь длиной 80 сажен (170,7 метров). Пётр Васильевич женат был на француженке Луизе Камиловне, детей у них не было. Он часто болел. Переломным и драматичным для замка стал 1916 год. 14 января этого года Пётр Васильевич умер в Петрограде, но был похоронен возле Михайло-Архангельской церкви в Юрино (где и родители), о чём записано в метрической книге: «Смерть 14 января 1916 года, погребен 2 июня, потомственный дворянин Пётр Васильевич Шереметев 33 года от нефрита. Отпевание тела совершено в Петрограде...». В том же 1916 году, после похорон, все сёстры Ольга, Елизавета и Марина покинули Юрино и никогда уже сюда не возвращались.


Осматриваем вторые въездные ворота. Чуть более скромные, чем белые, но тоже внушительные и монументальные.


Могучие железные двери при открывании разъезжались по проложенным внизу рельсам.


После смерти Петра Васильевича, в июле 1916 г. собралась комиссия наследников по разделу имущества графа, в которую вошли: представитель княгини О. В. Кочубей, поверенный княгини Е. В. Черкасской, представитель М. В.фон Кауфман Туркестанской и другие. Было принято решение разделить шереметевское имущество и на основе доходных усадебных земель, исключая саму усадьбу, устроить "Паевое Товарищество". На сентябрь 1916 г. был назначен публичный торг по продаже почти 2/3 всех земель юринского владения. Комиссия так же постановила продать остальные имения Петра Васильевича в городе Москве, Балахнинском и Горбатовском уезде, и "о вышеизложенных постановлениях общественного собрания довести до сведения вдовы Петра Васильевича Луизы Камиловны Шереметевой или её представителя".


К башенным воротам примыкает, возможно, каретный двор.


В мае 1917 в пустующей усадьбе Шереметевых разместился эвакуированный из Нижнего Новгорода кадетский корпус имени графа Аракчеева. Позднее на базе корпуса была создана вторая Нижегородская трудовая школа-коммуна, просуществовавшая в Юрине до 1923 года. Затем несколько десятилетий в усадьбе проработал дом отдыха "Ветлуга", после - "Пансионат матери и ребенка", а сейчас усадьба принадлежит НПЦ по охране памятников Министерства Культуры Республики Марий Эл.


При создании поста использован материал :
Марийская история в лицах
Марий Эл - вся республика на одном сайте

Серия сообщений "Скульптура и памятники":
Часть 1 - Без заголовка
Часть 2 - Без заголовка
...
Часть 23 - Без заголовка
Часть 24 - Без заголовка
Часть 25 - Дворец Шереметевых в Юрино
Часть 26 - Великолепные зимние пейзажи с церквями и
Часть 27 - Крепость-дворец Сигирия, Шри-Ланка
Часть 28 - >Питер Пауль Рубенс ~~ Похищение дочерей Левкиппа
Часть 29 - Исторические музеи. Государственный эрмитаж
Часть 30 - >Микеланджело Буонарроти о любви, красоте и искусстве

Рубрики:  Путешествуем по России
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку