Цитата сообщения галина_суханова
Лондонская Национальная Галерея. Собрание полотен.

Открытая в 1824 году решением британского парламента
Лондонская Национальная галереяобладает прекрасной коллекцией великолепных полотен, которые были бы драгоценны для любого музея мира. По сравнению с собраниями Лувра, Прадо и Уффици, количество экспонатов в данной галерее не очень велико, но она заслуженно гордится тем, что в ее коллекции представлены шедевры всех европейских школ с середины XIII до начала XX века. Все картины, принадлежащие этому музею, как правило, выставляются не по национальным или местным школам, а в хронологическом порядке. Такой принцип позволяет увидеть творческую связь художников различных стран и школ в пределах одного периода. Этому же способствуют и часто проводимые здесь выставки художественных шедевров из других музеев мира. Расположенная в центре Лондона, Национальная галерея дарит посетителям возможность насладиться любованием бессмертными творениями мастеров живописи разных периодов и направлений, стран и эпох. И тщательно хранит их для грядущих поколений. Именно это собрание я и предлагаю Вашему вниманию...
В начале немного о самой галерее и картинах в ней хранящихся:Ближе к середине XIX века Лондон оказался последней из европейских столиц, в которой еще не существовало художественного музея, открытого для широкой публики. Такие музеи, как Уффици, Лувр и Эрмитаж, возникшие на основе коллекций королей или владетельных князей, были переданы народу в конце XVIII -начале XIX века. В Англии же коллекции монархов все еще оставались их собственностью и украшали лишь королевские дворцы, а художественные коллекции, доступные для зрителя, были сосредоточены в трех художественных центрах Англии — Британском музее, основанном в 1753 году, можно было любоваться скульптурами, медалями и книгами, но живописных полотен там было совсем немного, далиджской галерее, построенной архитектором Джоном Соуном и открытой для публики в 1814 году и являвшейся, по сути, частным музеем, чья коллекция живописи включала в себя в основном произведения XVII-XVIII веков, ну и наконец Королевской академии, основанной в 1768 году как учебное заведение и место проведения выставок. Однако она не располагала работами крупных мастеров, которые могли послужить образцами для копирования и источником вдохновения для начинающих живописцев. Поэтому художественная общественность Британии, страстно желавшая поднять уровень английской живописи и вообще национальной художественной культуры, ратовала за создание Национальной галереи, которая по своему уровню соответствовала бы славе и мощи страны.
Одним из самых ревностных энтузиастов идеи создания галереи был сэр Джордж Бомон. Он пообещал передать в дар нации свое собрание картин в том случае, если для его экспонирования будет найдено достойное место, которое будет открыто для зрителей. Его примеру последовал коллекционер Холуэл Карр, поставив те же условия. Наиболее известными полотнами в их коллекциях были картины Рубенса, Каналетто, Рембрандта и Тинторетто. Бомон и Карр были в числе первых благотворителей галереи, до сих пор состоящей на две трети из дарений частных лиц.
Поначалу скептически настроенное, правительство вскоре переменило свою точку зрения и стало всячески способствовать созданию галереи. Этому помогла выплата Австрией военного долга, а также возможность приобрести на очень выгодных условиях коллекцию картин финансиста Джона Джулиуса Ангерштейна, умершего в 1824 году. Палата общин выделила для приобретения этого собрания 60 000 фунтов стерлингов, создав таким образом основу будущей Национальной галереи. Она и открыта была именно в доме Ангерштейна и располагалась там вплоть до 1838 года. Затем галерея была переведена на Трафальгарскую площадь в здание Британского музея, которое делила с ним около 30 лет.
Начиная с 1870 года здание галереи неоднократно расширялось. В ходе последней, относительно недавней реконструкции (1961-1975) к нему пристроили северные крылья с отдельным входом.
Крыло Сентсбери было торжественно открыто самой королевой. Здесь устроена экспозиция самых старых и ценных картин; в этом же крыле проводятся временные выставки. В помещении также располагается лекционный зал и компьютеризированный справочный зал для публики.
Сейчас коллекция старых мастеров в крыле Солсбери усилиями энтузиастов Национальной галереи продолжает постоянно расширяться — как за счет передачи картин в дар галерее частными лицами, так и благодаря поддержке общественных и частных благотворительных фондов. Так, совсем недавно галерея пополнилась работами Сера, Бермехо, Дюрера, Альтдорфера. Галерея стремится к пополнению собрания работами итальянских мастеров XIV-XV веков. Итальянская коллекция располагает картиной Фра Беато Анджелико, прекрасными работами Антонио Пизанелло и Филиппо и Филиппино Липпи.
Музей сумел собрать в своих стенах богатую коллекцию венецианской живописи, в которой представлены не только такие художники первого ряда, как Беллини и Мантенья, но и работы других прекрасных мастеров, например, Чима да Конельяно и Антонелло да Мессина. Есть в собрании галереи и ранняя работа Джорджоне, но поскольку в авторстве великого художника нет полной уверенности, это полотно чаще находится в запасниках.
Другой предмет гордости галереи — собрание работ Тициана, отражающее каждый творческий период великого мастера — от самых ранних работ (в которых его часто путают с Джорджоне) до поздних лет творчества.
Галерея, безусловно, проигрывает Прадо по числу картин испанских художников. Но именно в ее стенах находится самая большая за пределами Испании коллекция картин Веласкеса, в том числе и его знаменитая Венера с зеркалом — единственное произведение великого мастера, изображающее обнаженную натуру. Можно без преувеличения сказать — это полотно, наряду с центральной частью полиптиха Мадонна с Младенцем и четырьмя ангелами, заказанного Мазаччо в 1426 году для капеллы в церкви Санта-Мария дель Кармине в Пизе работы одного из самых крупных художников начала XV века по праву считается Мазаччо (1401-1428)настоящее имя Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи)), — настоящая жемчужина в коллекции
Лондонской Национальной галереи.
В
Лондонской Национальной галерее хранятся работы Дуччо из его большой алтарной композиции Маэста (величание Девы Марии с Младенцем), написанной им для главного алтаря Сиенского собора в 1308-1311 годах, числящиеся ныне среди шедевров итальянской живописи. Дуччо (полное имя — Дуччо ди Буонинсенья; 1255 — 1319) считается одним из виднейших итальянских живописцев рубежа XIII-XIV веков, родоначальником сиенской готики.
Музею принадлежит и прекрасное собрание картин Рембрандта, причем в этих работах отражается вся жизнь великого художника. В галерее есть Портрет Саскии в костюме пастушки — первой жены Рембрандта, а в скромной картине Женщина, купающаяся в ручье мы узнаем изображенную мастером Хендрикье Стоффельс, его вторую жену. Присутствуют в собрании и портреты, написанные Рембрандтом незадолго до смерти.
Музей обладает богатой коллекцией творений Рубенса: двадцать четыре картины — это много для самого престижного музея. К тому же большинство полотен художника, хранящихся в галерее, — это работы последних лет жизни, когда достигший высшей славы мастер позволил себе писать для собственного удовольствия и отказался от помощи подмастерьев.
Здесь же находится одна из самых знаменитых работ Ван Эйка, — Портрет четы Арнольфини.
В галерее, естественно, много работ Ганса Гольбейна и Антониса ван Дейка: и тот и другой были придворными художниками английских королей, и значительная часть их произведений осталась в Англии. Тут необходимо упомянуть о роли ван Дейка, как художника, способствовавшего развитию английской национальной живописи и, в частности, английского портрета.
Энтузиастам галереи удалось собрать достойную коллекцию работ «Малых голландцев». В ней есть и Адриан ван Остаде, и Питер де Хох, и Герард Терборх. Галерея богата прекрасными пейзажами Якоба ван Рейсдаля.
Хранятся в галерее и шедевры, которые были бы драгоценны для любого музея мира, — это произведения Иеронима Босха, Питера Брейгеля Старшего, Франса Хальса, Яна Вермера Делфтского.
Французская живопись представлена в
Лондонской Национальной галерее необычайно разнообразно. В собрании много работ Пуссена и Лоррена, представляющих академическую линию развития французской живописи. Но в галерее есть и работы братьев Лененов, изображающих нищету французских улии с правдивостью, свойственной их кумир, Караваджо.
В коллекции галереи прекрасно представлен французский парадный портрет. Здесь и работа Филиппа де Шампеня, изображающая кардинала Ришелье, и прекрасный парадный портрет Антуана Пари кисти Гиацинта Риго — официального портретиста уже немолодого Людовика XIV.
XVIII век считается золотым веком французской галантной живописи. Это полные тихой грусти сцены Антуана Ватто и эротические толкования мифологических сюжетов Жана Оноре Фрагонара, и морализирующая живопись Никола Ланкре, и нежные, приведшие в восторг Салон в 1755 году, воздушные барышни Жана Батиста Греза, и по-настоящему прекрасная в своей демократичной простоте живопись Жана Батиста Шардена.
На рассвет английской живописи было отпущено немного времени. От прекрасных, немного консервативных работ Хо-гарта до пейзажей Тернера, уже смотрящих в живопись будущего века, прошло всего сто лет. Но за это столетие английские художники успели сделать многое. Среди их достижений и прекрасные парадные портреты сэра Джошуа Рейнолдса, первого президента Английской художественной академии, и работы гениального Томаса Гейнсборо, сумевшего с удивительным проникновением соединить в своих творениях пейзаж с изображением человека. Английское искусство было бы неполным, если отнять у него бесчисленные изображения лошадей, в том числе мастерски выполненные художником и профессиональным коневодом Джорджем Стаббсом. Величие английской живописи не понять без парадных портретов работы Томаса Лоуренса и изумительных пейзажей Джона Констебла, в которых отразилось все, что есть прекрасного в природе Британских островов.
Французская художественная школа представлена в
Лондонской Национальной галереепортретами кисти Энгра и Давида, работами Делакруа и Курбе потрясающими зрителя цветовой насыщенностью и жизненной силой, проникнутыми лиризмом нежными пейзажами Коро и Добиньи. Эти двое — яркие представители товарищества художников, которых называют Барбизонцами — по месту, где они чаще всего писали свои полотна.
Галерея обладает также прекрасной коллекцией импрессионистов: Клода Моне, Эдуарда Мане, Огюста Ренуара, Альфреда Сислея и Камиля Писсаро, которую продолжает пополнять за счет частных дарений....
Скриншоты:




http://nnm.ru/blogs/Kalter4/londonskaya_nacionalnaya_galereya_sobranie_poloten/