Лаковая миниатюра: "Палех" |
Современную Палехскую лаковую миниатюру знают и ценят во всем мире. Корни этого народного промысла лежат в глубинах русского иконописания, которое cегодня снабжено элементами из современной жизни и полно авторских замыслов. Палехское искусство на протяжении веков эффективно формировалось двумя главными силами: территорией и религией. Палехскому творчеству свойсвенны каноны иконописной живописи, так как русская икона из покона веков символизировала Русскую культуру.
В Палехе писали иконы "для богатых" с использованием золота высокой пробы, тончайшим письмом и очень детальной проработкой всех объектов. Палехская шкатулка не шкатулка если на ней нет росписи золотом. Дело в том, что изначально Палехские сёла были центрами иконописи. Стиль миниатюрного письма золотом отличается особой тонкостью художественных приемов, изображающий силуэто-цветовое звучание композиции. Золото – это цвет привилегии, а так же цвет, проводящий параллель между древнерусской иконописью и современной лаковой миниатюрой.
Тема творчества Палешан остаётся любовно-лирической, с певучими линиями рисунка, сложностью цветовой живописи, утонченно-вытянутыми фигурами на черном фоне, и изумительной проработкой графикой золотом, что оказывается созвучным некоторым элементам искусства эпохи раннего Итальянского Возрождения.
На сегодняшний день Палехская миниатюра получает больше внимания, чем другие народные промыслы благодаря своему происхождению и, безусловно, творчеству автров. Работы Палешан на изделиях из папье-маше отличаются от миниатюр Федоскино своим ярко выраженным сюжетом национального характера и традиционным иконописным письмом.
Жиряков Алексей - 1974года рождения.
Главным отличием Палехской миниатюры от Федоскинской является использование яичной темперы (смесь разведённого водой желтка с несколькими каплями уксуса), приготовленной вручную. Яичную эмульсию применяли ещё в Древнем Риме, Египте и Греции. Живопись темперой исполняется многими и очень тонкими слоями, последовательно наносящихся друг на друга, как акварелью. В результате чего после высушки темперный слой преобретает исключительную твердость.
Первая стадиия живописи начинается с роскрыши – нанесение основных форм изображения. Затем прописка – уточнение основной цветовой гаммы проработкой внешних и внутренних линейно-контурных форм.
Следующий этап – плавь: жидкий слой краски, накладываемый на все элементы композиции, объединяющий роспись в колористическое целое. Для создания объемной формы делается тушёвка, иногда штрихом, иногда плавью. Тушевка наносится более темным тоном того же или близкого цвета.
Порой живописная плоскость, на которой работает художник, настолько мала, а сюжет настолько сложен, что художник прибегает к помощи мощной лупы. Живопись завершается бликовкой творёного золота, обрамляя миниатюрную роспись золотым орнаментом. Золотой орнамент полируют косточкой (обычно зубом животного), чтобы нанесенное на шкатулку золото засияло. Когда роспись завершена, живопись покрывают шестью слоями светлого лака, после чего изделие опять шлифуют и полируют.
Палех – это поселок Ивановской области, находящийся в 64 километрах от областного центра, который является старинным иконописным центром России. С XVI века мастера-иконописцы писали дорогие иконы и рестоврировали древние фрески в церквях русских городов. Ещё до революции наблюдался упадок в иконописном промысле, а после революции 1917 года оказался совсем ненужным. Палешанам пришлось искать новые пути применения своих творческих сил. Палешане обучились у федоскинцев технике изготовления лакированных коробочек из папье-маше, но сохранили каноны живописи темперными красками. Новым был переход к черному фону, который не был присущен иконам.
Попробовав, всед за Федоскинцами, свои силы в лаковой миниатюре, Палешане положили начало их новому творческому взлёту. Уже в 1923 году произведения лаковой миниатюры бывшими иконописцами заслужили всемирную славу. Выставки изысканных палехских миниатюр успешно прошли в Германии, Голландии, Франции, Италии, США и Японии, Бельгии и Канаде, Испании и Англии, где ценители искусства и коллекционеры восхищаются рукотворной красотой и изяществом, Палехской лаковой миниатюрой.
На этом этапе папье-маше разрезают на заготовки для будущих шкатулок. Следующий этап – зачистка, шлифовка, и грунтовка. Шкатулку грунтуют и шлифуют до получения абсолютно гладкой поверхности, на работу которой уходит несколько часов. Процесс изготовления полуфабриката заканчивается нанесением на внешнюю поверхность шкатулки два слоя черного масляного лака, а на внутреннюю – три слоя красного лака. В общей сложности весь процесс занимает от 4 до 6 месяцев. Шкатулки, выполненные в соответствии с технологией не трескаются, не рассыхаются и служат долго.
Рубрики: | Интересная история |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |