Целомудренная Дева!
Серебришь ты дивным взором
Вековой сей бор священный.
Обрати к нам лик нетленный,
Ясным светом озари.
Целомудренная Дева,
Укроти страстей горенье,
И умерь пыл дерзновенный
На земле покой блаженный,
Как на небе, водвори.
(каватина "Casta Diva")
Норма
Лирическая трагедия в двух актах.
Автор оперы итальянский композитор
Винченцо Беллини
(03.11.1807 Сицилия - 23.09.1835 Пюто, близ Парижа)
Итальянское либретто Феличе Романи по трагедии Александра Суме
(Alexandre Soumet) «Норма, или Детоубийство»
(«Norma, ossia L’infanticidio»).
Премьера состоялась в Милане в театре Ла Скала
26 декабря 1831 года.
Является превосходным образцом традиции бельканто .
Заглавная партия — одна из самых трудных в репертуаре сопрано.
Она была написана для Джудитты Пасты, на принадлежащей ей вилле.
Джудитта Паста (итал. Giuditta Pasta, до замужества — Джудитта Негри, 28.10.1797 или 9.11.1798, Саронно, Варесе — 1.04.1865 или 1867, Блевио, Комо) — итальянская певица (сопрано) 1-й пол. XIX в.
Училась в Миланской консерватории у Азиоли, дебютировала (и неудачно) в Брешиа (1815) и Лондоне (1817), куда попала, выйдя замуж за тенора Джузеппе Паста, на незначительное жалование[2]. 27 марта 1817 года родилась её дочь Клелия, для чего певица на некоторое время оставляла сцену.
В 1824—1837 регулярно выступала в Лондоне, Париже, Милане, Неаполе в операх Моцарта, Беллини, Доницетти, Россини. Лучший период её творчества проходил между гастролями в Париже и Лондоне. В 1827 году она выступала в Милане, где Беллини для неё написал «Норму» и «Соннамбулу».
Признанной исполнительницей партии Нормы является Зинка Миланова ,
(17 мая 1906, Загреб, Хорватия — 30 мая 1989, Нью-Йорк, США)
— выдающаяся оперная певица, оказавшая большое влияние на развитие оперного искусства ХХ века. Обладала большим, объёмным, насыщенным, ярко выраженным драматическим сопрано большого диапазона очень красивого тембра. Её исполнение отличали превосходная вокализация, многообразие тембровых красок, страстные драматические акценты, яркая харизматичность. В течение нескольких десятилетий была ведущей солисткой театра «Метрополитен-опера» (Нью-Йорк).
Самой знаменитой Нормой XX века была Мария Каллас .
Мария Каллас (англ. Maria Callas; имя в свидетельстве о рождении — София Сеселия Калос, англ. Sophia Cecelia Kalos, крещена как Сесилия София Анна Мария Калогеропулос — греч. Μαρ?α Καλογεροπο?λου; 2 (4) декабря 1923, Нью-Йорк — 16 сентября 1977, Париж) — американская оперная певица (сопрано).
одна из величайших оперных певиц XX века. С самого начала выступала как драматическая колоратура, позже — как лирико-драматическое сопрано, в последние годы жизни стала исполнять партии меццо-сопрано.
Мария Каллас не ограничивалась виртуозными колоратурами в операх Беллини, Россини и Доницетти, а превратила свой голос в главное выразительное средство. Она стала универсальной певицей с репертуаром от классических опер-сериа типа «Весталки» Спонтини до последних опер Верди, веристских опер Пуччини и музыкальных драм Вагнера.
Самая знаменитая (из существующих) видеозаписей — Античный театр Оранж (20 июля 1974 года), в партии Нормы — Монтсеррат Кабалье.
Монсеррат Кабалье , полное имя Мария де Монсеррат Вивиана Консепсьон Кабалье и Фольк (кат. Maria de Montserrat Viviana Concepción Caballé i Folch; 12 апреля 1933, Барселона) — испанская оперная певица (сопрано). Прославилась, в первую очередь, своей техникой бельканто и исполнением ролей в классических итальянских операх Пуччини, Беллини и Доницетти. Огромный репертуар (88 ролей), около 800 камерных произведений. За весь период карьеры исполняла самые разнообразные партии — от Памины до Изольды, от Донны Эльвиры до Турандот.
Газета «Геральд Трибюн» также писала:
Когда Кабалье спела свою первую арию…что-то изменилось в атмосфере.
На секунду показалось, что люди перестали дышать…
VIDEO
VIDEO
VIDEO
VIDEO
VIDEO