Оборонительное значение монастырей, конечно, сильно преувеличено - это вообще всегда крепости, по последнему слову фортификационной техники))) Обгоняла граница, и они оставались в глубоком тылу, а когда и в тылу противника - на всё воля Божья, некоторые так до сих пор - пограничные.
"... в провинции у моря", ага, так вот, именно - Бродский советовал к морю, к теплому морю, а тут никакого моря, подальше от вьюги, а тут как раз они хороши; и "одной из особенностей данной территории является частичное, а в ряде случаев полное отсутствие почвенно-растительного слоя на поверхности полускального грунта – вулканического туфа. Это обстоятельство приводило к тому, что атмосферная влага не задерживается в почве, а быстро стекает по склонам и тальвегам долин.
Водные потоки обладают большой разрушительной силой и могут нанести существенный вред агротехнической инфраструктуре – смывать плодородный
слой с полей, разрушать террасы, уничтожать насаждения" Где Понт, где лавр, где пинии и гетеры?) Это явно не Одесса.
А еще приходится всё время в пещерке камушком закатываться - это фобическое поведение вообще никуда не годится. Так, провинциальное, но не тихое местечко.
С чего это тут так много воинов на иконах, и на втором месте по численности после них - целители. Ктиторские надписи - военных. Да, не хватает информации, но пока же это только статейка, и неудивительно, но кой-какие карты можно раздобыть - пограничье это было.
Ничего не знаю про 30% населения, вряд ли, разве что где-нибудь в Египте.
За фотографии спасибо, их подписали.
А Бродский, что Бродский.. это он, "оглядываясь, видел лишь руины", Бог с ним. А жившие тут люди строили настоящее и защищали будущее. Жаль, что теперь это никому не нужно...
Статьи очень интересные, благодарю, особенно про гидросооружения... Почему-то напомнило "национальные" персидские подземные прокопанные реки, у них там такого много, вообще - мне и раньше Персия во всей этой Ихларе виделась, умели персы хорошо пещерки копать, да фрески все очень огненные да апокалиптичные - как раз под митраизм-зороастризм. И еще голубиные башни в Персии есть, с 16 века - прямо вот с такими же, как в Каппадокии, квадратными ячейками. Так что, видимо, с этими птичками я была неправа.
Про подземный город очень наглядная статья, прям можно представить, интересно, спасибо, есть над чем подумать.
А наверное, здорово, но немного грустно так вот всё исследовать - вот жили, вот целый городок подземный построили - а кто? Бог весть) Неужели просто для себя, без научной строгости, не придумали, кто там был, как выглядел, как жил?
ps. а залы эти и налет черный - остаются загадочными, ну, по крайней мере - с птичками разобрались и с едой, а то переживала, как же они там голодные совсем)
1. Поверху вокруг долины я собственно не ходил, поэтому что там с мелиорацией не в курсе. В самой же долине под рукой полноводная по местным меркам речка, воду из которой отводили (и сейчас отводят) на поля по каналам, на которых были организованы тоннели-водоводы. Другая гидротехника в долине вроде и не к чему, мы ее не видели. Про гидротехнические сооружения в Каппадокии есть наша статья http://institute.speleoukraine.net/libpdf/Bukarenko_et_al_2011_Hydrotechnical.pdf
Ну и чтоб два раза не ходить, еще одна статья по Ихларе http://institute.speleoukraine.net/libpdf/Grek_et_al_2010_Underground_city.pdf
3. Ну это сейчас там все замыто, а раньше могло быть и повыше и пошире и с очагом. ) Хотя разумеется не исключено что углистые корки здесь могут образовываться и при окислении другой органики, помимо сажи.
8. Это точно не храмы, т.к. в них нет и не было алтарей.
9. Период разведения голубей в связи с использованием их помета как удобрения был недолгим - где то с второй половины 19 века по середину 20-го, когда появились дешевые ситетические удобрения. Голуби остались не у дел и были посреляны и съедены. Но в труднодоступных пещерах они все еще гнездятся.
Оборонитесльное значение монастырей, имхо, преувеличено. Т.е. понятно что и монахам надо защищаться, иначе в Диком Поле зарежут, но смысл их прихода в порубежье не в военном укреплении границ, а в привнесении имперской идеологии, культуры и трансцеденции. ) Поэтому для русских монахов было важно следовать за расширяющимися границами, за расширяющейся паствой. А византийским монахам что делать на границах? ждать когда придут злые магометане и оказаться в их тылу? Другое дело что византийских монахов было чрезвычайно много. Где-то читал, что в какое-то время их численность достигала 30% населения. Поэтому в безопасном центре места всем явно не хватало. )
Фотографию конечно используйте как хотите, я не страдаю копирастией.
На фотке виден барельеф, видимо, отмечающий захоронение воина. Сделано захоронение в типовом античном средиземноморском склепе в обычном крупном римсковизантийском городе. Более сказать про нее ничего невозможно. Я просто не понимаю, что можно еще выжать из этих фактов. ))
Георгия Победоносца действительно много, да еще Вам он, наверное, ближе всех остальных))) Еще много похожего на него св. воина-змееборца - Феодора, и десятки в каждом храме разных имен, без змея, но при оружии.
Про фотку интересно. Юрий Юрьевич говорил, что она не его, но разрешил использовать. Теперь прошу разрешения у Вас, или убрать?
А на полной аналогии двух империй и не настаиваю, так же как в нашем контексте кажется несущественным даже то, римского времени этот памятник или византийского. Он представлен как пример отношения к воинам, вместе с криптой - воинского захоронения. Крипта очень похожа на ихларские. Не вижу никаких "ушей", тем более "опять же"))).
А взглядом из Одессы, скажите - какая принципиальная разница между расширяющейся и сокращающейся империями?) Византия утрачивала земли на Ближнем Востоке, а Русь расширялась на восток - ну и что? Оборонительную функцию они выполняли или были опорными пунктами наступления - не так важно, важно, что были они на границе.
2. Такая мелиорация по всей Турции распространена. Но в Ихларе мы не встретили её следов.А Вы какие-нибудь цисцерны-галереи встречали в Ихларе?
8. Наверное, эти залы использовались как плац. Или просто там был такой же храм, как например, геремовский Токали, но очень нетиповой).
9. Ну почему же - и крип, и костниц в Каппадокий - с избытком. Если эти ниши датируются всего лишь двухсотлетним возрастом - тогда остается гадать - что это... Голуби в них всё равно не живут.
3. Обсуждали это покрытие, кстати и версия про конденсант фигурировала тут
Вот во всей этой кухне явно не хватает сурового подземного материализма). Так вот, это вот покрытие, которое я имела ввиду, вблизи такое. Никакого очага там нет, и пролезть туда, и находиться можно только на корточках.
А по моему, более всего на фресках Георгия Победоносца. )
Кто касается вопроса взаимосвязи между положением границы Византии и местами основания монастырей, то вопрос весьма сложный и требует внимательного изучения причин и следствий и хронологии событий. Поэтому по существу дискутировать не могу. Однако меня терзают смутные сомнения по поводу аналогии между Русской и Византийской империями, т.к. первая расширялась, а вторая сокращалась в размерах. А это, как говорят в Одессе, две большие разницы.
По поводу барельефа воина из Корикоса - тут опять же он за уши притянут. Вообще Юрий Юрьевич человек увлекающийся и часто делает чересчур далеко идущие выводы. Фотка вообще моя ) и по поводу того, христианин ли на ней, крест ли у него на груди или складки туники и вообще какого он времени, римского или византийского, мнения специалистов весьма разошлись. Так что доказательством чего либо он служить не может. )
1. По первому пункту - ну это наверное лучше обсуждать в комментариях к следующей статье (про воинов).
2. Опустынивание здесь как везде в Плодородгном Полумесяце, связано с вырубкой лесов и неумеренным выпасом скота, в первую очередь коз. Разве что для засоления не было оснований. Мелиорацией я называю в данном случае сбор дождевой воды в цистернах, грунтовых вод в водосборных галереях и конденсата в конденсационных галереях. Это все делается в Каппадокии издавна.
3. Прежде всего надо отделить мух от кухонь. ) Я говорил именно про толстые налеты углистой массы возле очагов. Они очень характерны и как сказал, явно приурочены к очагам. Копоть же на сводах больших помещений, естественно, имеет другую природу и позднейший возраст. Возможно, он накопился действительно вследствие длительного розжига костров в пещерах.
8. Ну был такиой обычай монахам собираться вечерами всем вместе. Вот зачем было рубить такие огромные залы для этой цели - честно говоря сам в недоумении. Но так говорят все киты ислледования Каппадокии, остерхауты всякие.
9. Про этот обычай я как бэ в курсе, но вот беда, что никаких следов его в древней Каппадокии я не наблюл. А "голубиные ниши", повторяюсь, рубились и в таких местах, где захоронений быть не должно, и вообще они явно совсем недавнего происхождения, по степени сохранности хотя бы.
Ах, спасибо, что откликнулись! Очень рады, и очень приятно видеть тут профессионала))).
Действительно, сведений по Ихларе очень мало, а интересно, и не знаешь, куда с этим интересом обратиться.
На счет первого и второго вопросов - вот, может, эта статейка немного объяснит логику наших рассуждений. Статья немного пафосная, простите это. Что это было - самый важный вопрос. Громадное количество св. воинов на стенах - как нигде в мире. А эпизодическое пограничье - это нормально, все наши монастыри стоят на таких когда-то эпизодических границах. И Троице-Сергиева лавра, и Саввино-Сторожевский, и Соловки и много-много других - специально строились как военные, пограничные укрепления. Насчет мелиорации - ничего не известно, так же как и про опустынивание. В источниках пишут, что такой пейзажик и климат был всегда тут. А отчего произошло тут дохристианское опустынивание?
7. Про черный налет - про кухни, конечно, логично, но он есть и в маленьких пещерках, где во весь рост не встать, и в громадных залах, совсем не напоминающих кухни, как тут у нас на фотографии.Кроме того, "кухонная версия" мне не нравиться потому, что налет равномерный по большим площадям, стандартно-евроремонтно так всё зачернено, с одинаковой толщиной, а очаг предполагает центр и периферию копчености)
8. Для собраний... А как Вы думаете, собрания для кого были? Там очень много человек поместится)
9. В кимитириях были не захоронения, а лежали кости, и как мы думаем, черепа. Захоранивали человека в любом подходящем месте, а потом через несколько лет откапывали, и доставали их и укладывали во все эти арконсолии и кимитирии. Они везде под ногами и на стенах под арками. Причем те, которые в полу, значительно меньше, очень значительно, человеческого роста.
Реальное, а не гипотетическое существование таких "кимитириев мироточивых голов", как в Гнилецком монастыре, делает эту гипотезу более жизнеспособной, чем с голубями)
Вы совершенно правы, записывать надо все, в том числе и возникающие вопросы. Сведений по Ихларе, такое впечатление, вообще мало в природе.
Экспедиции в Каппадокию организовывал Игорь Грек из Одессы. Было 6 или 7 экспедиций, Я участвовал в экспедициях 2009 и 2010 года. И еще в 1997 году был самостоятельно.
Я попробую ответить на некоторые ваши вопросы.
1. Почему сюда? тут во первых, есть объективная строна - место очень благопроятное для уединенной жизни - и субъективная - ну например поселился тут известный подвижник (то же святитель Василий) и к нему потянулся народ, сделав место популярным. И покатилось.
Насчет пограничной гипотезы - сильно сомневаюсь. Византийское пограничье проходило в этиих местах совсем эпизодически. А римское вообще не в тему, в христианские времена тут была уже самая глубинка Империи.
2. Места для сельского хозяйства в долине более чем достаточно, особенно ниже Белисирмы, где и сейчас имеются обширные сельхозугодья.
Да и наверху можно что угодно вырастить, была бы вода, а ее можно получить в результате мелиоративных работ.
Изменение природных условий в регионе (опустынивание) вследствие деятельности человека имело место, но задолго до христиан. Мусульмане тут вообще не при чем, Каппадокия была христианским районом до 1920 года, когда каппадокийцев выселили в Грецию.
7. Черный налет я наблюдал во многих местах, причем именно в тех местах где были очаги (в т.ч. в кухнях). Дети тут, разумеется, практически не при чем.
Следует учесть, что возраст этой копоти сотни лет, за это время она кристаллизовалась, выветрелась, вот и не похожа на просто копоть.
8. Это, как считается, залы для собраний. Снаружи их не видно из-за глыбовых навалов, а ранее у них должны были быть нормальные фасады.
9. Древние кимитрии в Каппадокии (и Ихларе) есть во множестве, но захоронения там делались в нормальных могилах, в нишах никого не хоронили. История с приспособлением пещер под голубятни совсем новая, это 19-20 век, времена более чем исторические. Никаких загадок тут нет, и ниши сделаны во множестве мест, где захоронений ну просто не могло быть.