Цитата сообщения Matrioshka
Papertole, арте-франчез или 3d декупаж.
Papertole, арте-франчез или 3d декупаж, также известный как объёмный декупаж, — это искусство ручной резки и создания трёхмерных изображений из плоской печати.
![](//s016.radikal.ru/i336/1101/4e/54c40510e71c.jpg)
Существует много версий о происхождении техники papertole, в таком виде как она известна нам сегодня. Но корни её явно следует искать в Японии. На протяжении многих веков японцы практиковали создание изысканных вещиц из бумаги, складывая и украшая её таким образом, чтобы из двухмерного листа получить трёхмерное, объёмное изображение.
![](//s15.radikal.ru/i189/1101/4c/48ad60b9d72a.jpg)
![](//i001.radikal.ru/1101/89/b15a0fb65378.jpg)
Образцы восточных лакированных изделий, привезённые в 17 веке в Европу, легли в основу разработки нового для европейцев искусства декупажа. Вот декупаж по своей сути как раз и является коллажом. Своё начальное применение это нашло в мебельном деле, когда композицией из вырезанных рисованных (а позже — печатных) изображений украшались предметы мебели и деревянные предметы интерьера, которые позже покрывались многочисленными слоями лака, порой до 15-20 слоёв.
![](//s54.radikal.ru/i143/1101/ba/bd6d0c041b63.jpg)
Французы и венецианцы доработали технику декупажа практически до той формы, которая мало отличается от нынешней. С течением лет техника претерпевала изменения по большей части в названии и называется теперь papertole, папье толе и 3-D (трёхмерный) декупаж.
![](//s40.radikal.ru/i090/1101/5d/b60643702a13.jpg)
Наибольший всплеск интереса к papertole наблюдался в 30-х годах прошлого века в США. В сложные годы экономической депрессии декораторы вынуждены были использовать только доступный материал, который всегда был под рукою. Как ни странно, этим материалом оказались поздравительные открытки, которые можно было пачками насобирать в каждом доме. Отправление и получение многочисленных рождественских открыток было обычным делом в каждой семье. А после праздничных каникул открытки превращались в неиспользуемый хлам и пылились в кладовках. Но только до тех пор, пока кому-то не пришло в голову вырезать повторяющиеся изображения и наклеивать их одно на другое для получения объёма.
![](//s41.radikal.ru/i091/1101/47/028640c8a2c7.jpg)
Следующая волна интереса к объёмному декупажу прокатилась по миру в конце 70-х начале 80-х годов прошлого века.
![](//s50.radikal.ru/i130/1101/fb/d1e245725990.jpg)
Papertole — очень интересный и увлекательный вид искусства, позволяющий передать и линии, и глубину изображения. Для обработки используется пять или шесть печатных копий (а в некоторых случаях и больше, в зависимости от сложности выбранного изображения). Для создания картинки с дубликатов изображения вырезаются части, которым Вы задумали придать объём, а затем детали формируются и склеиваются послойно с картинкой-основой. В качестве клея используется Ph-нейтральный силикон, позволяющий добиться трёхмерного эффекта. На отдельных (открытых) участках изображения для усиления зрительного эффекта можно использовать лак или глазурь.
![](//s42.radikal.ru/i097/1101/ff/f0708a0e2ec8.jpg)
В рapertole изображении принято выделять 3 зоны: фон, передний план и зону промежуточных слоёв.
![](//i012.radikal.ru/1101/4a/b8024f3591c3.jpg)
![](//s001.radikal.ru/i195/1101/88/c7208ba2787e.jpg)
Главное при формировании объёма — придёрживаться особенностей естественной перспективы, как воспринимает её человеческий глаз. Прежде чем склеить слои изображения, нужно сформировать правдоподобно воспринимаемый взглядом фрагмент. Великолепные работы, выполненные в технике Papertole, отличаются от хороших именно квалификацией, с которой создана скульптурная форма изображения. Мало чётко вырезать слои и слепить их между собой. Важно сформировать мини-скульптуру. Именно это привносит реализм в изображение. С той же целью в отдельные части картинки можно внедрить фрагменты засушенных растений (например, добавляя реальные листья папоротника на печать из тропических лесов).
![](//i063.radikal.ru/1101/e5/93f9c2490df6.jpg)
После того как картинка была собрана, художник избирательно покрывает некоторые участки лаком на водной основе. Это делается для того, чтобы «обмануть» глаз. Лакированные участки отражают свет, а зрачок реагирует на интенсивность освещения как линза фотокамеры. Если фокус камеры попадает на объект, отражающий свет, диаметр отверстия в диафрагме постоянно меняется, отвечая на изменения освещённости объекта. Глаза действуют таким же образом. Поэтому человеческий глаз можно «обмануть», тщательно и избирательно лакируя участки изображения, акцентирующие 3D-эффект.
![](//s46.radikal.ru/i114/1101/2d/20c087ea44af.jpg)
Если Вы хотите подчеркнуть старинный характер изображения, то, напротив, не стоит использовать лак и глазурь. Пусть изображёние привлекает взгляд только за счёт превосходной резки и качественного формирования скульптурности элементов. Это не менее ценно при выдерживании стиля.
![](//i047.radikal.ru/1101/7d/3ced1fd68073.jpg)
Наиболее часто работы в технике рapertole обрамляют в «углублённые» рамки, как гравюры. Такое оформление позволяет лишний раз подчеркнуть глубину изображения и использовать его как настенный арт-объект. Помимого этого, рapertole зачастую используется для изготовления открыток и футляров ручной работы.
![](//s014.radikal.ru/i328/1101/49/b209810009f1.jpg)
Если Вы хотите, чтобы Ваша работа притягивала восхищённые взгляды, нужно как следует подготовиться к ней. Будьте внимательны, выбирая изображение. Когда Вы подбираете рисунок, стремитесь найти чёткие линии, которые можно сократить, и избегайте сложных особенностей типа крон деревьев или изображения волос, которые в рapertole очень трудно передать реалистично.
![](//s47.radikal.ru/i117/1101/71/ab11550fe0bft.jpg)
Основными инструментами, необходимыми для рapertole, являются острый нож, мат (подстилка) для резки, загнутые ножницы, пинцет, бумага различных цветов и текстур, а также клей.
![](//s001.radikal.ru/i195/1101/ce/b573b21d5fb5.jpg)
Бумага для рapertole должна быть достаточно плотной и тяжёлой. Неверный выбор бумаги может создать проблемы при склеивании или остеклении фрагментов. Если бумага тонкая, маслянистое пятно от клея просочится на верхний слой изображения. А это однозначно испортит всю работу.
![](//s007.radikal.ru/i300/1101/a6/1c47795bc236.jpg)
Ещё одной проблемой является выбор клея. Выбирайте силикон, не содержащий уксусной кислоты. Её можно определить на запах. Подобные силиконы используются для глазировки стекла, где уксусная кислота полезна для травления стекла и обеспечения хорошей связи глазури с поверхностью. В рapertole применение такого клея невозможно, так как он обязательно просочится через бумагу.
![](//s005.radikal.ru/i211/1101/f1/83aa1f99822a.jpg)
Помимо перечисленного, Вам понадобится запас терпения и усидчивости, без которых немыслимо создание изящных и кропотливых в изготовлении рapertole изображений.
![](//s44.radikal.ru/i105/1101/62/35f25afe47e8.jpg)
Итак, если Вы созрели попробовать себя на новом поприще, начните с чего-нибудь попроще. В качестве первого шага подберите изображение, которое Вам хочется сделать объёмным. Например, вот такое:
![](//s54.radikal.ru/i144/1101/ea/cacfa050f199.jpg)
Шаг второй: вырежьте детали из дубликатов основного изображения и сложите их послойно.
![](//s010.radikal.ru/i313/1101/c2/b36ff2a77eeb.jpg)
Теперь детали нужно собрать на клей.
![](//i010.radikal.ru/1101/2d/403dc84848e6.jpg)
А в заключение осталось только подобрать подходящую рамку.
![](//s15.radikal.ru/i189/1101/d3/1045362e7b25.jpg)
Вот еще образцы картинок.
![](//i048.radikal.ru/1101/6f/7014317ad269.jpg)
![](//s002.radikal.ru/i199/1101/fb/5a34fe95e8ac.jpg)
![](//i023.radikal.ru/1101/66/2149caa61a48.jpg)
![](//i080.radikal.ru/1101/5f/243ec66cab77.jpg)
![](//s011.radikal.ru/i316/1101/9d/9f773f82eeb7.jpg)
![](//i079.radikal.ru/1101/d8/ebed89a8cceat.jpg)
![](//s42.radikal.ru/i095/1101/ac/199132021008.jpg)
![](//i076.radikal.ru/1101/31/b7120c18b60f.jpg)
![](//s46.radikal.ru/i113/1101/c5/4b1d3584c7ef.jpg)
![](//s47.radikal.ru/i116/1101/80/db0744d7efc6.jpg)
![](//s56.radikal.ru/i152/1101/5a/639b7f529f51.jpg)
![](//s51.radikal.ru/i131/1101/3b/abf5c7f70abb.jpg)
![](//s61.radikal.ru/i174/1101/ab/04e85c345a10.jpg)
![](//s016.radikal.ru/i337/1101/c3/87c3030891b4.jpg)
![](//i046.radikal.ru/1101/76/13ca5ce35ab7.jpg)
![](//i040.radikal.ru/1101/2f/e2132fdbcece.jpg)
![](//s004.radikal.ru/i206/1101/71/a0457cdb8593.jpg)
![](//s39.radikal.ru/i083/1101/bb/8a686e06be7a.jpg)
![](//s003.radikal.ru/i202/1101/e4/063c51a7268f.jpg)
![](//i027.radikal.ru/1101/f7/b8eae8925da8.jpg)
![](//s014.radikal.ru/i329/1101/5c/34474f7acaa7.jpg)
![](//s49.radikal.ru/i126/1101/d7/d63bd721cfc4.jpg)
![](//s005.radikal.ru/i212/1101/df/698eba2dd4cf.jpg)
![](//i016.radikal.ru/1101/8e/cd458041a3ab.jpg)
![](//i003.radikal.ru/1101/c5/3b83b84f6661.jpg)
![](//s005.radikal.ru/i210/1101/08/aaa71d395879.jpg)
![](//s002.radikal.ru/i197/1101/bd/f503ee1a83a4.jpg)
![](//s57.radikal.ru/i157/1101/f5/3d88f5abc9a0.jpg)
![](//i081.radikal.ru/1101/e7/391ed5cd4c14.jpg)
![](//s15.radikal.ru/i189/1101/37/fb1369616a3c.jpg)
![](//s53.radikal.ru/i142/1101/11/631408f741b9.jpg)
![](//s001.radikal.ru/i193/1101/fe/11a049838923.jpg)
![](//s009.radikal.ru/i308/1101/c3/c07e1f7f9ffc.jpg)
![](//s002.radikal.ru/i197/1101/20/c0ea96118dcb.jpg)
![](//i082.radikal.ru/1101/0c/3f97132f2631.jpg)
![](//s54.radikal.ru/i145/1101/56/7158bfe9dd89.jpg)
![](//s56.radikal.ru/i152/1101/7d/8e85590998fc.jpg)
![](//s59.radikal.ru/i164/1101/40/43182b41ee1f.jpg)
![](//i045.radikal.ru/1101/b9/2b1254c087a5.jpg)
![](//i003.radikal.ru/1101/21/df40aafaa5a4.jpg)
![](//s40.radikal.ru/i090/1101/43/5f4e589e3868.jpg)
![](//s003.radikal.ru/i202/1101/15/e3bf114a1376.jpg)
![](//s50.radikal.ru/i129/1101/81/d61d26320807.jpg)
![](//s009.radikal.ru/i310/1101/90/649bc6f420f7.jpg)
![](//i076.radikal.ru/1101/83/695deb7be2b1.jpg)
![](//s61.radikal.ru/i173/1101/35/08fb19c7cdda.jpg)
![](//s011.radikal.ru/i316/1101/02/cd46caf7369a.jpg)
![](//s53.radikal.ru/i140/1101/4c/129b89a3eebb.jpg)
![](//s49.radikal.ru/i124/1101/98/f17c42dd3fb9.jpg)
![](//s54.radikal.ru/i143/1101/04/f6d59c894a74.jpg)
![](//i039.radikal.ru/1101/84/b7561b06f467.jpg)
![](//s49.radikal.ru/i126/1101/9d/b7a19c0b9375.jpg)
![](//i071.radikal.ru/1101/ba/5e24978a3296.jpg)
![](//s53.radikal.ru/i139/1101/18/ad5229c97670.jpg)
![](//i032.radikal.ru/1101/d7/f0d24482552d.jpg)
![](//s46.radikal.ru/i113/1101/9b/73f67913fdf9.jpg)
![](//i039.radikal.ru/1101/89/15c88c3f72a4.jpg)
![](//i015.radikal.ru/1101/f8/ec6d0768ffda.jpg)
![](//s006.radikal.ru/i215/1101/9c/9d9229a9101e.jpg)
![](//s002.radikal.ru/i197/1101/d6/5ad7bbb8e928.jpg)
Источник
Ссылочки в помощь.
1.2.3. 4. 5.6.7. 8.9.10. 11.12.13.14. 15.16.17.