-Всегда под рукой

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Рыжая_Странница

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 07.05.2011
Записей: 168
Комментариев: 2
Написано: 200


Без заголовка

Понедельник, 05 Мая 2014 г. 16:28 + в цитатник
Цитата сообщения Ira_Shelesnjak Мифы древних славян. Часть третья



 

Мировое древо

 

Славяне верили, что в центре мира растёт огромное дерево, которое соединяет мир богов и людей, землю и небо. Самые длинные ветки этого дерева достигают небесного свода, а корни уходят в царство мёртвых. Мировое древо это находилось в океане на острове Буяне, до которого не дойти, не добраться. На священном дереве обитают боги, а под землёй в его корнях живут разные представители тёмных сил: на цепи прикован бес, в яме живут змея Шкурупея и другие демоны. Образ этого дерева сохранился в загадках, заговорах.

В свадебных песнях часто обращались к мировому дереву: в его кроне свивает гнездо соловей, в стволе - пчёлы, приносящие мёд, у корней - горностай с детками и сами молодожёны. Жених и невеста как будто
оказывались в центре мира - у мирового дерева.

 

 

о пространстве и границах мира

 

Сотворив Землю, Бог посадил посреди нее ореховое дерево. Поэтому мировое дерево определяет центр мира. Но оно не только представляет собой вертикальную ось Вселенной, но и задает горизонтальные координаты пространства. Например, в русской загадке оно символизирует дорогу: «Когда свет зародился, тогда дуб повалился и теперь лежит» (дорога). Мир ориентирован по сторонам света. Когда Бог заснул на сотворенной земле, дьявол задумал столкнуть его в море. Он стал тащить Бога к воде, но земля под ними расширилась на восток и вода отодвинулась. Утопить Бога не удалось. Дьявол тащил его во все четыре стороны, и на земле образовался крест, указывающий на четыре стороны света. В Сербии верили, что Землю держат четыре быка: черный на западе, сивый на юге, белый на севере и рыжий на востоке.
Древние славяне ставили свои святилища с учетом сторон света. Восток и запад, связанные с восходом и заходом солнца и сменой дня и ночи, имели особое значение. Восток считался жилищем Бога, а запад — сатаны. Если идти все время на восток, дойдешь до рая, а на запад -до ада.
У мира есть граница. Это край света - место, где небо сходится с землей. Туда не может дойти ни один из смертных. Вместо травы там растут точильные бруски. Там обитают болезни и мифические существа и стоит круглая стеклянная гора, по которой души умерших карабкаются на ют свет.
Пространство, не освоенное человеком, — чуждое, зловещее, противоположное реальному. В заговорах
болезнь отсылают туда, где солнце не греет, петух не поет, собака не лает, где нет ничего. Границей между своим и чужим пространством служили порог дома, ворота, межа в поле, граница села, река. Здесь, где можно было соприкоснуться с внешним, чужим миром, совершали магические действия и гадали. Чужое пространство начиналось и там, куда уже не доносится петушиный крик, изгоняющий нечистую силу. Жилище человека повторяло пространственное устройство мира. Четыре стены дома символизировали четыре стороны света. Фундамент, жилая часть и крыша соответствовали трем уровням Вселенной: преисподней, земле и небесам. Печь, как и мировое дерево, обозначала центр жилища. Одновременно она играла роль границы, поскольку через дымоход и печную трубу осуществляется связь с внешним миром и тем светом. Нечисть пользуется печной трубой как дверями: через нее в дом проникает огненный змей и вылетает наружу ведьма. В дымоход кричали, призывая нечистую силу. Через трубу вылетает душа умершего, в нее аист бросает в дом лягушек — души новорожденных. Пройдя через дымоход, они обретают человеческий облик.

 

Как славяне представляли время?

 

Время в представлении славян - это непрерывно повторяющиеся циклы: день - ночь, зима - лето, жизнь - смерть. Они прекратятся лишь с концом света. По разным поверьям, он наступит, когда у быков, держащих на себе 3eмлю, подкосятся ноги, когда умрет последний из китов, на которых стоит Земля, когда чудовищным змеям удастся целиком съесть луну, когда, на Пасху случится безлуние (что не возможно, ведь Пасха бывает только в полнолуние), когда на Земле переведутся все пчелы, вымрут все до одной сороки и т.д. Время может быть хорошим и плохим. Бывают, например, дни добрые или злые. Для любого дела старались выбрать удачное время - день недели или время дня. У времени, как и у пространства, есть границы. В сутках это полночь и полдень — именно тогда злые силы особенно могущественны. В году это время зимнего и летнего солнцестояния -ночь перед Рождеством, следующие за ним Святки и ночь накануне Ивана Купалы, когда вовсю разгуливается нечисть.
По лунному календарю славяне определяли время в течение месяца и недели. К определенным фазам луны приурочивали сев, пахоту, рыбную ловлю, сбор целебных трав, закладку нового дома, свадьбу и многие другие хозяйственные и по вседневные дела.
Временной границей в лунном календаре было безлуние - время перед нарождением нового месяца. Оно считалось опасным и нечистым, потому что месяц в эти три дня освещает потусторонний мир. Верили, что ребенок, зачатый «на перемене месяца», долго не проживет, а родившийся в эти дни останется бездетным.

 

 

Солнце, месяц и звезды

 

Славяне представляли небо крышей, покрывающей Землю, словно купол. Эта крыша - твердая оболочка (отсюда выражение небесная твердь) или, наоборот, огромная жидкая масса (хляби небесные). Небо еще представляли натянутой бычьей кожей, медным гумном (площадкой для молотьбы), огромным крутящимся шаром. Оно висит в воздухе или держится на столбе в центре мира, где видна Полярная звезда. Сделано небо из неведомого светящегося вещества, из стекла, земли или жести.
Небо состоит из семи ярусов. На самом верхнем, седьмом, обитает Бог, и там находится его небесный дворец (поэтому о человеке, испытывающем блаженство, говорят, что он «на седьмом небе от счастья»). Раз в году - на Богоявление, на
Троицу или в Иванову ночь — небеса раскрываются и можно увидеть Бога. Желание, задуманное в этот момент, непременно исполнится. Когда-то небо висело совсем низко над землей и до него можно было достать рукой (мы до сих пор говорим: «Попал пальцем в небо»). Бабы сушили белье на рогах месяца, а собака даже откусила кусок луны, приняв ее за мясо. Небо было так низко, что однажды его проколол вилами человек, метавший стог, или продырявил пахарь острой палкой, которой погоняют волов. А женщина, подтерев попку ребенку хлебными колосьями, вытерла их о небо. Небо обиделось и поднялось высоко над Землей. С тех пор день стал сменяться ночью, небо и Земля перестали быть мужем и женой, но осталась луна, которую они породили.
Солнце славяне тоже понимали по-разному: как лицо или око Бога, как окно, через которое Бог смотрит на Землю. Его представляли огненным шаром, костром или слитком золота. Верили, что это колесо от колесницы, на которой ездит по небу Илья-пророк. Уподобляли его караваю, блюду или сковороде. В фольклоре солнце предстает живым существом — быком, петухом или человеком. Солнце обожествляли, приписывали ему человеческие черты. Оно, как человек, радуется и сердится, смеется, печалится, болеет и плачет. У него есть мать. Звезды - его сестры, а месяц - брат или сестра. Солнце похищает девушку и берет в жены. Живет оно на краю света. В полдень и перед заходом отдыхает, замедляя свой бег. На ночь уходит под землю и освещает загробный мир. Или опускается в море, поддерживающее Землю, охлаждается в нем, чтобы не сгореть полностью, а утром отрясает с себя воду, она выпадает на траву в виде росы. На Пасху солнце танцует и играет, переливаясь всеми цветами радуги, а на Купалу купается в воде. Западные украинцы верили, что с появлением людей солнце начало уменьшаться. Когда человек рождается, от солнца отрывается кусочек и превращается в звезду, а когда умирает, его звезда гаснет и падает. По поверьям южных славян, когда-то было несколько солнц, но их проглотила змея. Уцелело лишь одно -его спрятала под крыло ласточка. У солнца было два глаза, но однажды, когда оно спустилось к реке напиться, змея укусила его в глаз и высосала его. С тех пор солнце одноглазое, а иначе оно спалило бы всю землю. Затмение солнца происходит потому, что его проглатывает существо, связанное с подземным мраком, - змея, летающий змей, волк или мифическое чудовище. Солнце и месяц - родственники: родные братья, брат и сестра, муж и жена. На месяце обитают души умерших. О пятнах, которые видны на полном месяце, говорили, будто это лицо недавно умершего в селе старика, провинившийся и проклятый Богом ангел, вор с охапкой хвороста или мальчик с украденным лемехом плуга, что это кузнец-цыган бьет молотом по наковальне или два кузнеца куют звезды, пахарь пашет на волах, старые девы после смерти разводят на месяце огонь, баба взбивает масло, печет хлеб или пря дет, крестьянин разбрасывает вилами навоз, брат вилами закалывает брата, Адам и Ева кипятят в котле молоко, святой Георгий играет на скрипке или царь Давид -на арфе. Пятна считали также следами меда, украденного месяцем, или следом от навозной лепешки - ею солнце запустило в луну, когда они поспорили, кто из них ярче светит. Месяц называли рогатым и отождествляли с коровой. Южные славяне рассказывали о ведьмах, которые могут сбрасывать месяц на землю. Ведьма обращается к месяцу: «Я теленок, ты корова». Тогда месяц спускается с неба и превращается в корову. Ведьма доит его, как корову, или прикасается к нему, становится невидимой и идет отбирать молоко у чужих коров.
Звездное небо - это зеркальное отражение земной поверхности. Поэтому в названиях созвездий есть и дикие звери, и домашние животные, и земледельческие орудия. Плеяды -это курица с цыплятами или утиное гнездо с яйцами, волчий хвост или сито. Большая Медведица - воз, его колеса и сломанная оглобля, а также волк или медведь, вол, конь или лось. На небе, как на поле, стоят копны и стога (звезды, Плеяды), есть косы, грабли, серп, соха, борона (Орион) и плуг (Большая Медведица). Там косят косари (Орион), жнут жницы, женщины сгребают колосья и носят косцам завтрак (Меч Ориона), пахарь пашет на волах (Большая Медведица, Орион), пастух пасет волов (Большая Медведица). Млечный Путь представляли дорогой, по которой души умерших идут на тот свет, а птицы летят на зимовье в таинственную страну «вырей».

 

 

Основные элементы природы

Вода — первичный элемент мироздания. Она существовала до того, как была создана земля. Воды земная, небесная и человеческая связаны друг с другом. Поэтому если воздействовать на воду земную, например прочищать источники, боронить реку или лить воду в колодец, отворятся и воды небесные - пойдет дождь. Дождь уподобляют человеческому плачу, льющимся слезам. Кто увидит дождь во сне, будет плакать. Земная вода снится к дождю и слезам, а рыба в воде - к дождю, к слезам или непроизвольному мочеиспусканию. Вода обладает очистительной силой и считается целебной. «Будь здоров, как вода», -желали человеку в старину. В проточной воде умывались, чтобы быть бодрым и здоровым. Заговоренной водой лечили болезни.
Особенно ценилась «непочатая» вода, за которой ходили рано утром, пока ее еще никто не брал. Ею поили больных, кропили скот и ульи, ее использовали для гаданий. Обращаясь к воде, называли ее женскими именами, например Еленой или Ульяной. Древние славяне поклонялись священным источникам и приносили жертвы воде.
Со стихией воды связана мать-сыра земля. Ее почитали как мать, считали чистой и святой. Давая клятву, клали кусок земли на голову, целовали или ели землю. Земле каялись и исповедовались, просили у нее прощения в случае болезни и перед смертью. Большим грехом считалось бить землю. Верили, что земля не принимает в свое лоно грешников, самоубийц и колдунов. Говорили: «Земля бы тебя святая не приняла!» Это было страшным проклятием. Земля на зиму замыкается и пробуждается весной. До Благовещения (7 апреля) нельзя копать землю, даже вбить в нее кол, а тем более пахать - это причиняет ей боль, и из нее капает кровь. В один из майских дней справляли именины земли. Пространство между землей и небом заполнено воздухом. Через него передается порча, которую насылают колдуны, и распространяются болезни. В воздухе обитают многие нечистые духи, по воздуху летают ведьмы. Там же первое время после смерти пребывают души умерших. На сороковой день родственники покойного машут скатертью - «вздымают воздух», помогая душе подняться выше и отойти в мир иной. Древние славяне почитали огонь земной и небесный. Бог может покарать человека небесным огнем, который он посылает в виде молний. Но создан он Богом прежде всего на пользу человеку. У поляков есть редкое поверье, что огонь людям принес черный дятел с красной «шапочкой» на голове.
Огонь воспринимали как живое существо. Он рождается, живет, размножается («разбрасывает мальчиков»), стареет и умирает. У него есть язык, которым он лижет печные камни. Огонь кормят, подбрасывая ему дрова. Он пьет и умывается, спит, когда его гасят, ходит по земле, говорит, гневается и мстит пожаром тому, кто обращается с ним непочтительно. Иногда огонь даже различали по полу - мужской и женский -и давали ему человеческие имена. К огню относились как к дару Божьему. Плевать и мочиться в него считалось грехом. Огонь способен очищать, подобно воде, и отгонять всякую нечисть. Поэтому над огнем передавали новую одежду, через него переступали новобрачные, прежде чем войти в свой новый дом. С огнем обходили жилище, чтобы в нем не водились змеи и вредные насекомые. Огнем окуривали ступни от болезней и змеиных укусов. Магическую силу придавали новому, «живому» огню, который добывали старинным способом - трением. Такой огонь разводили в печи в начале года. Когда начинался падеж скота, через него прогоняли стадо: разжигали два костра, и животные шли между ними. В случае эпидемии через него переступали все здоровые, а затем над ним переносили больных.

 

 

Природные стихии

 

Гром происходит от того, что Бог разбрасывает по небу камни или кидает их на землю, по небу на огненной колеснице ездит Илья-пророк или сражаются чудовищные летающие змеи. Огненные стрелы, падающие с неба, люди находят на земле в виде особых камешков -«громовых стрел», «чертовых» или «божьих пальцев». При вспышке молнии виден блеск разверзшихся небес. Во время грозы Бог поражает молнией черта: в этот момент он прячется в воду, под дерево, под камень или в некоторых животных. Поэтому в грозу опасно укрываться под многими деревьями или в воде. Градовыми тучами управляют небесные змеи-драконы или обитающие в тучах мифические существа, в которых превращаются самоубийцы, утопленники или висельники. Они гонят по небу тучи -«стада коров», толкут в ступах лед, делают из него град и наказывают им людей за их грехи.
Град бьет, если женщина родит внебрачного ребенка, если мать убьет своего младенца, если повесившегося человека похоронят на кладбище, а не на месте его самоубийства. Когда надвигалась градовая туча, старались отвести или отогнать ее заклинаниями, испугать криком и шумом,«рассечь» топором или косой. На двор выкидывали хлебную лопату, кочергу и другую печную утварь. Чтобы остановить град, раскусывали градины, бросали их через голову или в огонь.
Обитатели загробного мира имеют власть и над дождем. Поэтому во время ненастья называли по именам утопленников и просили их прекратить дожди, а во время засухи голосили по мифическому утопленнику: «Макарка-сыночек, вылезь из воды, разлей слезы по святой земле!» Мороз представляли старичком с длинной седой бородой. От его стука наступают трескучие морозы. У мороза много общего с образом предка. Как и умерших, его приглашали на рождественский ужин: «Мороз, мороз, иди кутью есть! А летом не бывай, наших пашен не побивай, ячмень не съедай, а то привяжем к груше, пообрываем уши!»
Снег - это белые мухи, которые появляются на смену обычным, черным. Закончив осенью полевые работы, крестьяне старались выгнать мух из своего дома и приговаривали, призывая снежную зиму: « Черные мухи - из хаты, белые -в хату» Ведь чем обильнее снег на полях, тем богаче осенью будет урожай.
Метель представляли вьющимися возле улья пчелами или прядущейся пряжей. Снег на своем носу приносит лебедь. Журавли улетают с первым снегом под крыльями. Весной последний снег приносит на крыльях аист, а ласточки окончательно «вытрясают» его.
Ветер пребывает в земных пещерах, пропастях или ямах, а стерегут их летающие змеи, одноглазая ведьма или слепой старец. Местом обитания ветра считали также глухой лес, пустынный остров, заморские края или крутую гору. Ветры срываются с цепей, которыми они прикованы к скале посреди моря. Ветер можно вызывать, если свистеть, петь, дуть, размахивать руками, бить землю палкой. Мельники «запрягали» ветер, бросая с мельницы горсти муки. Ветер поднимается, когда повесится человек. В вое ветра слышны стоны висельника. Ветром сопровождается появление нечистой силы. Вихрь — это свадьба чертей. В нем крутятся черти, ведьмы и другие демоны. Радугу представляли змеем, который высасывает воду из рек. озер и колодцев и перекачивает на небо. Если мужчина пройдет под радугой, то превратится в женщину, а женщина - в мужчину. По радуге гадали об урожае -смотрели, какого цвета полоса окажется шире. Белый цвет означал хлеб, красный - вино, зеленый - пшеницу, синий - капусту и другие овощи, желтый - просо или подсолнечник.

 

источник: http://www.legendami.ru/bod/russia/russia85.htm

 

 


 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку