29 марта 80 лет С.С.Говорухину
Генерал российского кино
Есенинское: «Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстояньи», кажись, никто ещё не пытался подвергнуть сомнению. А коли это действительно истина императивная, то по-настоящему оценят вклад Говорухина в культуру и общественную жизнь России лишь те, кто придут после нас. Однако, и мы, его современники, имеем право на некоторые предварительные итоги. Тем более, что и повод весомый. Восемьдесят лет, конечно, ещё не мафусаиловский возраст, но всё равно дата почтенная. Так вот Станислав Сергеевич, полагающий, что «биография художника - это его произведения», снял 13 художественных фильмов. Среди них: «Вертикаль», "День ангела", "Белый взрыв", "Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо", "Место встречи изменить нельзя", "Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна", "В поисках капитана Гранта", "Десять негритят", "Ворошиловский стрелок", "Благословите женщину", "Не хлебом единым". Он так же написал 14 сценариев (в частности - к самому кассовому фильму советского проката "Пираты ХХ века"), 3 книги – ("Великая криминальная революция", "Страна воров", "Неизвестное об известных"). Как актёр снялся в 20 фильмах.
Для нас, людей военных, особенно ценны такие его работы, как генерал Кутепов – фильм «Маршал революции»; генерал-майор – фильм «Комбаты»; комдив в фильмах «Анкор, ещё анкор!» и «Благословите женщину»; генерал из фильма «Любовь-морковь». В конце восьмидесятых Говорухин снял фильм "Александр Солженицын" – самое объёмное интервью с писателем о его жизни и творчестве. Особое место в творчестве режиссёра занимает публицистическая, художественно-документальная трилогия - "Так жить нельзя", "Россия, которую мы потеряли", "Великая криминальная революция". Достаточно сказать, что за первый фильм автор получил кинематографический приз «Нику» сразу в трёх главных номинациях: «Лучший документальный фильм», «Лучшая режиссёрская работа», «Лучшая сценарная работа». По итогам 1990 года этот фильм тоже стал лучшим. Именно тогда Говорухин пришёл и в политику, став депутатом Государственной думы, организовав собственный блок. Был председателем первой парламентской комиссии по расследованию причин и обстоятельств возникновения кризисной ситуации в Чеченской Республике, председателем Комитета по культуре. За период его работы на этом посту финансирование культуры, искусства и кинематографа возросло с 60-70 до 100-115 процентов. Принятие в 1995 году Закона "О государственной поддержке кинематографии" вывело отечественный кинематограф из затяжного кризиса, зарплата работников культуры увеличилась вдвое. В 2000 году Станислав Сергеевич выдвигался кандидатом на пост Президента Российской Федерации. А через десять лет возглавил предвыборный штаб Владимира Путина. Серьёзно увлекается литературой и живописью. К 75-летию в Москве прошла выставка его 70-ти, в основном пейзажных, полотен. Любит симфоническую музыку. Во всех своих 20 фильмах всегда снимался без дублёров.
…Личность Говорухина заинтересовала автора сих строк ещё на техникумовской скамье, когда он посмотрел фильм «Вертикаль» и впервые увидел там «живьём» Высоцкого. До того времени даже не представлял себе, как выглядит кумир моей юности. Спустя многие годы жизнь щедро наградила меня продолжительным общением с выдающимся поэтом, артистом и бардом. После его смерти я взялся писать книгу «Босая душа или Каким я знал Высоцкого». Обратился за помощью к Станиславу Сергеевичу и получил отказ, мотивированный чрезмерной занятостью. Будучи закоренелым путинистом, я в 2011 году пришёл в предвыборный штаб и предложил его главе свою посильную помощь. Глава Говорухин её проигнорировал. Без объяснений. Наконец, совсем недавно получаю задание из редакции «Столетия» написать юбилейную заметку о Говорухине. Звоню ему аккурат в День защитника Отечества. Так, мол, и так, уважаемый Станислав Сергеевич, поздравляю вас с праздником и прошу вашей аудиенции длительностью в пару партий на бильярде. Кий я очень хорошо держу в руках. Сам Митасов меня обучал. И вы, давнишний почитатель столь замечательной игры, должны это оценить. Заодно и «попытаю» вас на предмет круглой даты. Ах, какая жалость, отвечает, но я, извините, недомогаю. Что ж, бывает…
Всё это я излагаю столь подробно, чтобы читатель понял: даже в силу вышеизложенных причин мне весьма затруднительно, рассуждая о герое, оставаться в рамках так называемой «толерантной беспристрастности». Шило обиды, как ты его не прячь в писательском мешке, всё равно же вылезет. Редакционного задания, однако, никто не отменял, и я решил выполнить его следующим способом. А пусть, подумалось, штрихи к портрету Говорухина напишут мои близкие друзья-товарищи и его жена.
Галина Борисовна без малого полвека живёт с Говорухиным. А мы с ней знакомы четыре года.
- Галина Борисовна, вы все фильмы супруга видели?
- Вопрос более, чем риторический. Некоторые картины я смотрела по многу раз и многое из них помню наизусть. Скажу сразу: у Станислава нет проходных фильмов.
- Приходилось мне читать «Записки чревоугодника», написанные Станиславом Сергеевичем. Слушайте: он же – гурманище, рядом с которым в нашей культуре можно поставить разве что лишь Михаила Яншина. И как вы удовлетворяете его немыслимые кулинарные запросы?
- К счастью, я очень прилично готовлю и ещё никогда не получала «рекламаций» от мужа на сей счёт.
- Как вы относитесь к тому, что супруг, помимо всех своих увлечений - кино, живопись, литература, история, бильярд, путешествия и прочее – занимается ещё и политикой?
- Я никогда не была в большом восторге от его «хождения во власть», но принимаю это как данность и не выказываю своих несогласий.
- Вам бы хотелось как-то «усовершенствовать», улучшить мужа?
- В народе говорится: за ним, как за каменной стеной. Это – и о Станиславе. А от добра добра не ищут.
- Внуками Станислав Сергеевич занимается?
- Да, дедушка он ничуть не хуже, чем муж. (Покойный сын Говорухина Сергей оставил двух сыновей: Станислава, Василия и внебрачную дочь Варвару. Этому талантливому и безрассудно храброму киномастеру хотелось, чтобы его дети дружили между собой. Его завещание выполняется, в том числе, и стараниями его отца).
Юрий Прокофьев свыше полувека работал оператором на отечественном телевидении. В 70-х - специальный корреспондент Гостелерадио в Польше. Снял более сотни спецрепортажей и десятки документальных фильмов. Был не только оператором-постановщиком картины Говорухина об Александре Солженицыне, но и доверенным лицом главного героя этого фильма. Выполнял обязанности директора-распорядителя, когда писатель два месяца ехал по Росси. Мне одному дал интервью для «Красной звезды» по итогам этого масштабного вояжа. А познакомились мы во время спитакского землетрясения. Три месяца колесили по Армении в свите главы Правительства СССР Николая Рыжкова. С тех пор дружили крепко до самой его смерти Юрки, которая случилась ровно год назад.
- И кого я только не снимал за свою жизнь: королей, президентов, членов Политбюро, космонавтов. Год «пас» Горбачёва. Но всё-таки звёздный час подарил мне Говорухин. Тем, что выбрал меня для поездки в Вермонт среди десятков других ничуть не хуже операторов. Это обстоятельство определило всю мою последующую жизнь. Не без гордости признаюсь: семья Солженицыных с тех пор стала для меня родной. И вот это письмо хранить буду, как дорогую реликвию: «Вермонт. 18.9.92 г. Дорогой Юрий Михайлович! Сейчас получили кассету и по¬смотрели фильм. Сердечно благодарю Вас за Вашу теплую ка¬меру и превосходную работу. Передайте, пожалуйста, ото всех нас - приветы и благодарность – Станиславу, Боре, Алеше и всем, кто потом работал над фильмом. А.Солже¬ницын».
- А вот я слышал, что Говорухин, как бы это помягче выразиться, в некоторой степени даже стервозный человек…
- Ну он точно не стодолларовая купюра, чтобы всем нравиться. Хитрожо….сть за версту чувствует. Но если ты за дело душой болеешь, то лучшего партнера, чем Стас найти трудно. И потом учти: он же знает наше операторское ремесло на молекулярном уровне. Его ни на какой мякине не проведёшь. Но мне он доверял полностью и безоговорочно. Мы же вдвоём сняли ещё и «Великую криминальную революцию». Не знаю, кто там и что тебе говорил о Говорухине (о как я случайно скаламбурил!), но с этим человеком я бы точно в разведку ходил. Запиши, кстати, в свою копилку анекдоты о нашем брате операторе, которыми меня снабдил Станислав Сергеевич. Режиссёр интересуется у оператора: «Если вы выпьете стакан водки, сможете снимать?» - «Смогу» - «А два стакана?» - «Смогу» - «А три?» - «Смогу. Но уже только как режиссёр». Этот же вариант с другим окончанием: «А четыре?» - «Так ведь снимаю же».
Оператор побывал на спектакле. Спрашивают: тебе понравилось? «Да ну, всё – общим планом».
- Ты надеешься ещё поработать с Говорухиным?
- Это целиком зависит от Станислава Сергеевича. Но если он позовёт – всё на свете брошу и пойду за ним в огонь и воду.
Леонид Колпаков, ответственный секретарь «Литературной газеты». Лауреат премии Москвы и премии правительства России, награжден Пушкинской медалью. Родился в один день со своей «ЛГ». 22 года назад опубликовал мою первую заметку. На днях – последнюю. И все эти годы мы дружим к обоюдному удовольствию.
- За те 15 лет, что Юрий Поляков руководит "Литературной газетой", где я имею честь работать, не раз и не два сталкивался со Станиславом Сергеевичем Говорухиным. Познакомились мы в Гатчине на некогда знаменитом фестивале, придуманном Сергеем Есиным и Валентиной Ивановой "Литература и кино". Говорухинская лента "Благословите женщину" снятая по повести И.Грековой, естественно, получила Гран-при. А это - между прочим - репринт академического собрания сочинения Льва Толстого почти в ста томах. Попыхивая трубкой, режиссер Говорухин приз принял, аплодисменты выслушал, однако толстовские тома, выпущенные издательством "Терра" и подаренные фестивалю его директором Сергеем Кондратовым, оставил в подарок Гатчинской библиотеке. А ведь тома с золотым тиснением могли украсить его рабочий кабинет если не на даче, то хотя бы в Госдуме. Для меня это тогда, да и сейчас поступок.
Говорухин по просьбе "ЛГ" несколько раз давал в газету немаленькие тексты - в последний раз про Бориса Андреева. Работать с ним - одно удовольствие. И замечания выслушает, и заголовок новый сам придумает. Правда, поймать его в Москве практически невозможно - как пелось когда-то, он в дороге, он в пути. Но мобилен и доступен, как и положено современному человеку. Однажды провел в его компании пару дней в Ганновере. Правда, так и не научился разбираться в тонкостях коньяка и арманьяка. В гостиничном баре народный артист России предложил угадать - в каком из бокалов какой напиток. И захохотал, когда я слил содержимое в один бокал и выпил. Оценил! А уж в коньяках он тоже разбирается. В Ганновере они с Юрием Поляковым выступали перед нашими бывшими соотечественниками. Какие оба полемисты, как их слушал зал! Режиссер, фильмы которого - и старые, и недавние, - я могу смотреть с любого эпизода, политические взгляды которого вызывают уважение, а спектакль "Контрольный выстрел", поставленный им в перерыве между заседаниями Госдумы во МХАТе у Т.В.Дорониной, 15 лет идёт с неизменным успехом, заслуживает самых горячих поздравлений! Как говорит нынешнее молодое поколение, респект и уважуха Вам, дорогой Станислав Сергеевич!
Виктор Баранец, военный обозреватель «Комсомольской правды», матёрый военный писатель и вдобавок поэт. На его счету добрый десяток книг. Член великого множества всяких общественных советов, комиссий. Доверенное лицо нашего Президента. Мы вместе учились в военно-политическом училище на факультете журналистики, в Военно-политической академии на редакторском отделении. Дружим семьями.
- Один из литературных героев Сергея Довлатова мечтал о том, чтобы после себя оставить на земной коре «хотя бы ногтевую царапину». В истории советского и российского кино Станислав Говорухин еще при жизни оставил борозду, которая никогда не зарастет бурьяном забвения. Если бы он снял не полтора десятка, а всего лишь 3 картины – «Вертикаль», «Место встречи изменить нельзя» и «Ворошиловский стрелок», - и этого было бы достаточно. Фильмы эти навеки останутся глубокими метками в биографии не только нашего кино, но и Отечества. Говорухин сумел так «впрессовать» в них физиономию времени, что его киношных героев невозможно отличить от реальных. А это и есть показатель искусства высшей пробы. Кино Говорухина разное – с золотым отблеском восхищения зрителей и увенчанное внушительными наградами, а и иногда и блеклое (кто вспомнит сейчас его «Белый взрыв» или «Среди серых камней»?). Что же касается Говорухина-публициста, то он не раз брал на себя роль беспощадного кинохирурга, который без наркоза вырезал гнойные моральные опухоли в мозгах соотечественников (имею ввиду и «Россию, которую мы потеряли» и «Так жить нельзя»). Говорухин - единственный в России кинохудожник, политические амбиции которого однажды «потеряли края», - во время президентских выборов он замахнулся на кремлевский трон, встав в очередь за российским скипетром. Правда, случился облом, а народ так и не понял, - это была серьезная репетиция новой роли, потеря чувства реальности или просто фирменный говорухинский прикол. Хотя если говорить без шуток, то идейные метания Говорухина могли бы быть уникальным материалом для сценария о его драматической жизни в кино и политике. Надо быть слишком мужественным и честным человеком, чтобы перед всей Россией сказать: «У меня много грехов. Гореть мне в аду». Не каждый депутат Госдумы отважится на такое. Но если Говорухин и попадет в ад, то обязательно с шампанским и своей знаменитой курительной трубкой. Кстати, от неназванных источников в чистилище поступает информация, что черти там пришли в ужас от одной мысли6 им придётся нюхать говорухинский табак, но зато с большим почтением по три раза на дню крутят его фильм фильм «Брызги шампанского». Черти ведь тоже не безгрешны...
Георгий Митасов, легенда русского бильярда. Учился у такого же гениального мастер Николая Ефимова, по прозвищу «Заика». Брал уроки у знаменитого Андрея Чемоданова - личного тренера Сталина. Многократный чемпион СССР, России, Москвы, мира (в командном зачёте), серебряный призер чемпионата Европы по пулу (американский вид бильярда). Первый в истории страны заслуженный тренер России, вице-президент и главный тренер Федерации бильярдного спорта России. Этот воистину академик кия и шара был партнером Никиты Хрущева, первого космонавта планеты Гагарина, маршалов Малиновского и Конева, экс-президента Ельцина. Член Союза писателей СССР, автор нескольких стихотворных сборников. Мы дружим более четверти века.
- Георгий Степанович, знаю, что в разные годы твоими партнёрами и учениками были: Леонид Утесов, Элина Быстрицкую, Ефим Копелян, Олег Борисов, Владислав Стржельчик, Всеволод Кузнецов, Кирилл Лавров, Сергей Герасимов, Николай Крючков, Сергей Михалков, Иосиф Кобзон, Роберт Рождественский, Эльдар Рязанов, Григорий Горин, Аркадий Арканов, Владимир Высоцкий, Станислав Говорухин. Кого-то, наверняка, упустил, но меня в данном случае интересует последний в перечне. Что можешь сказать об этом человеке, кинорежиссёре, игроке?
- Ну, насчёт кино это ты не по адресу обратился. Я даже не все фильмы Говорухина видел. А как человек, Станислав очень даже колоритная личность. Мне с ним всегда бывает интересно. Временами даже чувствую некоторую малость собственных познаний на фоне его мощного интеллекта. Которым, к слову, он не бравирует и в компании никогда не тянет одеяло на себя. Стас захаживал в мою подсобку ещё, когда я работал маркёром в ЦДРИ. Иногда и Володю Высоцкого приводил. Проведывали они меня затем и в Парке культуры имени Горького, где я проработал более десятка лет. Сначала – директором бильярдной, затем тренером. Правда, туда они уже значительно реже захаживали. Ведь в то моё заведение каждый день выстраивалась очередь по 200-300 человек. Это на пятнадцать-то столов…
- То есть, ты имеешь хорошее представление о знаменитом сражении Жеглова и «Печёного» в бильярдной Парка культуры?
- Сцена эта как раз снималась в Одессе. Однажды я прочитал интервью с неким Владимиром Ивановым, утверждавшим, что он в фильме «Место встречи…» был дублёром Высоцкого по бильярдной игре. В которой (!) поэт и бард не имел ни малейшего понятия. Ну что тут сказать? Во-первых, картина, насколько я помню, снималась в конце 70-х. Тогда всех мало-мальски известных игроков в бильярд я знал наперечёт. Это чрезвычайно штучная профессия. Но ни о каком таком Иванове из Одессы я слыхом не слыхивал. Ну да не в этом дело. За Володю обидно. Он, конечно, не обладал безусловным бильярдным мастерством Говорухина, но шарики катал очень даже недурственно. Многажды я ему составлял компанию за столом с зелёным сукном. Вот Леонид Куравлёв, игравший «Печёного», тот действительно никогда в руках кия не держал. И в кадре это просто вопиюще бросается в глаза. Он упорную ладонь кладёт «лодочкой», а кий за спиной держит, как дама зонтик. Чего никогда бы не позволил себе настоящий бильярдист.
- Почему же тогда Говорухин не добился предельной правдивости сцены?
- Говорил мне, что этот эпизод снимался Высоцким без него. Ты же знаешь, что Володя был полноправным сорежиссёром картины.
- Что-нибудь ещё тебе рассказывал Говорухин о своей, бесспорно, самой лучшей картине?
- Было дело. Например, говорил, что специально снимал некоторые сцены, заведомо зная, что их не пропустит цензура. Ну как художники собачек в углу картин рисуют. Покупатель возмутится, собачку удалят и картину впарят. Изначально фильм замышлялся на семь серий – осталось только пять. Выброшена и продолжительная «постельная» сцена с Шараповым и Варей. Вообще Варя погибала, как в романе, но начальство посчитало, что девушка должна жить. Незачем, мол, расстраивать советских людей. Вообще я должен тебе сказать, что такой фильм как «Место встречи…» никто бы другой кроме Говорухина никогда бы не дотащил до зрителя. Снять-то сняли бы многие, но преодолеть все идеологические, ведомственные и цензурные рогатки – такое было под силу лишь пробивному как танк Станиславу. Я его, кстати, познакомил с моим большим другом Игорем Щёлоковым – сыном тогдашнего министра внутренних дел. Так что и Николай Анисимович сыграл определённую роль в том, что фильм мы увидели. И его сумел обаять Говорухин.
Владимир Конкин, заслуженный артист России, лауреат премии имени Ленинского комсомола, автор нескольких книг. Четверть века назад я печатно обнародовал в журнале «Вестник ПВО», где был главным редактором, первую литературную пробу Владимира Алексеевича – эссе «Картина». А дружим мы многим более тридцати лет.
- Познакомились мы с Говорухиным в Одессе, когда я прилетел с телеграммой о том, что актёр Конкин приглашается на кинопробы фильма «Эра милосердия» (так назывался роман братьев Вайнеров – М.З.). Станислав Сергеевич произвёл на меня очень хорошее впечатление: смешливый, с юмором. Он сразу вызывал какую-то симпатию, и складывалось такое ощущение, что люди рядом с ним чувствуют себя комфортно. Хотя в процессе съемок у него часто случались и экстравагантные поступки. Допустим, мы снимаем какую-то сцену. И она не очень хорошо получается. В первый раз его реакция произвела на меня неизгладимое впечатление: он вдруг взял и встал на голову! А я по своей природе человек гибкий, и мы потом с Говорухиным как бы соревновались. Он на голову встанет, а я возьму и в стойке ногу за шею закину. Вот и разряжали моментально обстановку на съемочной площадке.
- Но говорят, что он может на съёмочной площадке посылать актёра и «по матушке», и «по батюшке»…
- В отношение меня он себя сдерживал. Я видел иногда, что он и «шипит», и хочет сказать недобрые слова. Но он уходил от этого. Через несколько месяцев работы я понял, что какие-то вещи должен делать сам. И Говорухин это тоже понял. Поэтому у нас не было разговоров: «А давай эту сцену попробуем так сделать?» Мы друг друга оставили в покое. Я не могу сказать, что у нас отношения были сверх дружеские. Скорее, они носили суховатый характер, но никогда не было вражды. Это я подчёркиваю потому, что, не смотря ни на что, картина «Место встречи изменить нельзя» удалась. Если бы этого не случилось, то тогда бы в моей жизни не было бы и «Тома Сойера». Фильм «Место встречи...» сгладил очень многие углы, мы «помягчели» друг к другу. Нам на каждом шагу говорили: «Ой, какую хорошую вы сняли картину». А какому сердцу это не приятно слышать? Поэтому и «Том Сойер» снимался с хорошим настроением.
Возвращаясь к «Месту встречи…» замечу: мальчики, которые в то время посмотрели картину, сегодня уже седовласы, многие из них – генералы, которых часто показывают на заседаниях в Кремле. Даже министр внутренних дел Владимир Колокольцев говорил мне однажды в кабинете на Петровке: «Шараповы нам нужны!» И признавался, что решил пойти в милицию именно после этого фильма. А снималась картина тяжело и стоил Говорухину седых волос. Со мной проблем не было - руководство телевидения заявило Говорухину, что играть Шарапова должен только Конкин. Это чуть-чуть помогло ему избежать нареканий в остальном. Например, снимать Владимира Высоцкого никогда в планы телевидения не входило. Говорухин пошёл на страшный риск, начал снимать Высоцкого без последней высокой подписи. Нас все время лихорадило - мы за несколько дней снимали большие объемы, пока у Высоцкого было время, а потом по неделе простаивали, ждали, пока построят новые декорации. Владимир Семенович категорически не хотел надевать милицейскую форму. Высоцкий в этом смысле был далеко не подарок для режиссёра. Был скандал с руководством - почему следователь в таком виде? Что за вольница! Говорухин все съемки находился между Сциллой и Харибдой, между руководством, Вайнерами и Высоцким, а ещё ему нужно было кино снимать! Но в целом у нас была потрясающая атмосфера. Евгений Шутов и Сергей Юрский меня иной раз буквально спасали. Юрский - гениальный актер, работать с ним было упоительно, мы подружились с ним, и с Сашечкой Белявским, с Витечкой Павловым, с Зиновием Гердтом, с Арменом Джигарханяном, Стасиком Садальским. Это все дорогие для меня люди. С Говорухиным мы картину никогда не обсуждали. Но есть великий канат, который нас навсегда связал с ним: это «Место встречи изменить нельзя». Это штучное производство, ручная работа, наполненная кровью сердца.
Если что-то и можно добавить к словам Володи, так лишь то, что он прав на 1000 процентов. Фильм получился гениальным. Станислав Говорухин сумел не только собрать сияющее созвездие замечательных актёров, но и максимально использовать их лучшие качества. И каждый из них: Сергей Юрский и Виктор Павлов, Наталья Фатеева и Леонид Куравлёв, Александр Белявский и Евгений Евстигнеев, Армен Джигарханян и Лариса Удовиченко, Станислав Садальский и Зиновий Гердт, Евгений Леонов-Гладышев и Александр Абдулов, Иван Бортник и Валерия Заклунная внесли свою частичку в общий успех. И всё же, в первую очередь, фильм обязан своим успехом дуэту Высоцкого и Конкина, создавших поистине легендарных персонажей. Дуэт Жеглова и Шарапова привнёс в фильм не только драматургически заложенное столкновение мировоззрений, но и неподдельную внутреннюю конфликтность, естественно возникшую при сочетании очень разных индивидуальностей двух «звёзд». И фильм в итоге получился воистину народным фильмом. Счастлив должно быть человек, создавший такое кино на все времена…
Михаил Захарчук.
Игорь_
29.03.2016 12:55
Искренние поздравления и пожелание здоровья, творческих успехов замечательному создателю фильмов и просто хорошему человеку!
Михаил, в стране были выдающиеся люди, с которыми Вам НЕ удалось дружить или просто общаться (ну, кроме Говорухина)? Такой широкий круг лучших людей страны, с которыми Вам довелось общаться и дружить - подарок судьбы!
Из статьи я понял, что и к восьмидесятилетнему юбилею Высоцкого, до которого осталось менее двух лет, Вам будет что рассказать нам, основываясь на личных впечатлениях (без протокола ☺).
________________________________________
Валерий (Минск)
29.03.2016 12:55
Да, Говорухин, как любой творческий человек, весьма непрост, тем интереснее плоды его трудов. Сними он только "Вертикаль" - и место в истории уже гарантировано. 13 фильмов, снятых Мастером, это вообще фантастика. А больше всего мне нравятся ранние работы Говорухина про Тома Сойера и Робинзона Крузо. Смотрел раз десять. И "Место встречи..." - более интересного фильма, посвященного милиции, я не видел.
Словом, многие лета, Станислав Сергеевич, и много новых фильмов!
________________________________________
Галайко Владимир
29.03.2016 13:18
Спасибо, Михаил. Хотя Говорухин человек непростой, но ты сумел найти в его характере самое лучшее. Все его картины - это успешные творения, политические, значимые. Пожалуй, кроме одной "так жить нельзя". Тут он добил то, что нужно было спасать.
А так - 100 лет Маэстро.
Помню, конец 80-х, мы с Витей Светиковым едем на его машине из Тбилиси в Бутуми. Вот-вот начнется очередная серия "Местро встречи..." Заезжаем в обычную деревню, дедушка и бабушка, грузины, русского языка не знают, но телевизор включен. Смотрим, наслаждаемся. Надо уезжать. "Нет-нет, - говорят они.-Вы первые русские люди в нашем доме". А далее - беспощадное грузинское гостеприимство. Место встречи изменить нельзя. Еще раз спасибо.
________________________________________
Валерий Галкин
29.03.2016 13:40
Очень интересно и жизненно.....
________________________________________
Владимир Кубань
29.03.2016 13:51
Как всегда, прекрасный получился портрет человека, олицетворяющего эпоху.
________________________________________
Наталья
29.03.2016 13:55
Доброго дня, Михаил Александрович!
И, как всегда, СПАСИБИЩЕ Вам за трудище!!!!!
Наталья Г.(А)
________________________________________
Александр Злаин
29.03.2016 14:30
На очерке Михаила Захарчука о Станиславе Говорухине смело можно учить будущих журналистов подходу к делу.Не удается встретиться с юбиляром,ищи другие пути выполнения редакционного задания.Захарчук показал мастер класс.Супруга великого режиссера,кинооператор,актер Конкин(Шарапов)ответственный секретарь "Литературки",военный обозреватель "Комсомолки" Баранец в беседах с автором материала нарисовали объемный портрет Говорухина.Впрочем,нельзя забывать о том,что Захарчук,что называется,имел выход на этих людей, он собрал воедино их суждения,убрал повторы и тем самым придал материалу журналистский блеск.
________________________________________
Вадим Браслав
29.03.2016 14:46
Талант с годами - не тускнеет! Это об авторе, Михаиле. Только Мастер - очеркист-публицист-писатель - способен таким образом обрисовать неординарную Личность, коим есть для нас Станислав Говорухин. Прочтёшь, как знакомое кино просмотришь, как воды родниковой попьёшь! Благодарность тебе, Михаил Александрович, за утоление души нектаром творческим...
________________________________________
Валентина
29.03.2016 14:50
SPACIBO MHE OCEH PONRABILOC,PRIATHO OBSHIATCIA C LUDMI COTORUE BOSHLI B HASHU ISTOPIU CTRANU, IZBEHITE U MEHIA HETU RUCKOGO SHRIFTA I MHE TIAGELO PICAT, BULO PRIATNO, DOCBIDAHIA
Valentina – Shev.(Ni-cuk) Ливорно, Италия
________________________________________
Геннадий
29.03.2016 15:30
добрый день читатель. Столько прочел, аж дух захватило. Да Про Станислава говорухина,думаю надо написать больше. Ведь народный ГЕРОЙ, фильм " Место встречи изменить нельзя" , Это исторический фильм, который собрал множество гениальных актеров, в одном месте. Об этом фильме можно говорить бесконечно , высказываясь выражениями, которыми стали по истине народными, типа (А сейчас Горбатый) и т.д.
Про фильмы снятые этим великим режиссером и актером, Я скажу только немного, и все же что я видел, всегда с восхищением , как мальчишка смотрел , в с пацанами во дворе повторяли сюжет фильма. Я горжусь , что в моей стране есть такие великие люди.
________________________________________
Татьяна Махашева
29.03.2016 16:13
С большим уважением отношусь к Станиславу Сергеевичу Говорухину, желаю здоровья и творческих успехов. Вы замечательный человек, великий режиссер, оказавший мощное влияние на целое поколение россиян. Живите долго, счастливо.
________________________________________
Владимир В.
29.03.2016 16:25
Вот, казалось бы, штрихи, штрихи, штрихи... А получился прямо-таки Рокотовский портрет, т.е. Захарчуковский...
________________________________________
Татьяна П.
29.03.2016 16:32
Кадры чёрно-белого кино с лицом Станислава Говорухина с утра пробежали по экрану.
И как-то всегда ловишь себя на мысли о быстротечности времени в такие даты.
Лицо человека говорит о многом.
Когда ещё услышишь такое?
Просёлочная дорога. Женщина идёт с рюкзачком за плечами в сельский магазинчик. Любит поговорить о кино:
- А помните фильм «Мужики»? Там ещё главный герой такой высокий красивый мужик, весь наш. Его все любят.
Это она об Александре Михайлове говорила.
Вот также с любовью и верой относятся простые люди к фильмам и героям Станислава Говорухина.
И очень важно, как в народе воспринимается фильм, как прорастают его герои в жизнь. Они воспринимаются, как часть их жизни.
Лицо у Станислава Сергеевича – это лицо сильного, волевого человека. Таким веришь раз и навсегда. Веришь каждому слову и взгляду.
За таким женщина, действительно, как за каменной стеной.
Была приятно удивлена, что родился он в Березниках на моём родном Урале.
И фильмы его я помню. Вот только «Ворошиловского стрелка» смотрела урывками. Настолько переживала и была проникнута любовью к главному герою и, предчувствуя трагическую концовку фильма, не досмотрела до конца.
Интересно автор подал своего героя в очерке.
Особенно мне запомнились слова Виктора Баранца:
« ... идейные метания Говорухина могли бы стать уникальным материалом о драматической жизни в кино и политике».
От всего сердца хочется пожелать Станиславу Сергеевичу
творческих побед,
удач, любви и теплоты зрителей и близких людей.
Пусть его творчество трогает наши сердца и будит умы.
И чтобы пронзительность сказанного слова и жеста делала людей чище духовно.
________________________________________
Александр Костенко
29.03.2016 17:07
О только что прочитанном: мастерски, талантливо, неравнодушно.
О герое очерка. Когда видишь по ТВ С.Говорухина и В.Путина вместе (слава Богу, что такое возможно в принципе) - тревога за будущее страны сменяется надеждой: всё у нас будет в порядке!
________________________________________
геннадий алехин
29.03.2016 17:57
Неординарная личность!А мне понравился его крайний фильм "У нас была прекрасная эпоха" по мотивам рассказов С.Довлатова,кого упоминал Виктор Баранец.
________________________________________
Наталья
29.03.2016 18:21
За статью спасибо. А я немного отличилась и поздравила Станислава Говорухина вместе с Путиным.
________________________________________
Елена
29.03.2016 20:32
ВОСЕМЬДЕСЯТ лет - не возраст...Здоровья Вам народный режиссер!!!
"Благословите женщину! смотрела много раз и с упоением просмотрю еще не раз...
________________________________________
Татьяна
29.03.2016 21:30
Талантливый человек талантлив во всем.У Говорухина чувствуется жажда к жизни.Об этом нам автор блестяще рассказал.
________________________________________
Михаил Поселёнов
29.03.2016 21:58
Когда нет возможности встретиться с человеком, о котором надо написать по просьбе редакции,вполне приемлем подход, на который решился Михаил Захарчук. Он сумел донести до читателей образ творца,созидателя и в целом сильного и волевого нашего современника.И тут, конечно, прав Александр Злаин, когда в своем коменте сказал,что на этом можно смело учить будущих журналистов подходу к выполнению редакционного задания.
________________________________________
Валерий Д.
29.03.2016 22:35
Всегда с интересом читаю публикации Михаила Захарчука. Люди о которых он говорит в своих текстах, оставили неизгладимый след в жизни, исскустве, политике нашей страны, - спасибо ему за это.
________________________________________
Комментарии 1 - 20 из 36
AIDA MARLENA
29.03.2016 23:27
Просто нет слов Михаил!!!! Восхищаюсь!!!
________________________________________
Александр Ченцов
29.03.2016 23:43
Михаил Александрович, материал прочел с удовольствием и пользой: многое знал - о многом узнал. Юбиляру, уверен, понравится. Станислав Сергеевич - это глыба тех времен, когда сценарии, фильмы и роли заставляли думать и сопереживать. И рад, что ему уже 80 (!), и не очень рад - ведь ему уже 80... Дай Бог С.С. Говорухину долгих лет жизни, а лучше - творческой жизни. А Вам и соавторам - спасибо!
________________________________________
Нина Кочеткова
30.03.2016 0:09
Конечно, Станислав Говорухин великий режиссер, смелый, решительный, с чувством собственного достоинства. А как он сказал о своей любви к Родине, прямо тронул меня до глубины души. Вот его слова: - "Знаете, что такое для меня патриотизм? Нужно относиться к своей родине, как к своей матери. У нее много недостатков. Не всегда она правильно себя ведет. Но она мать!" Спасибо, Михаил, прекрасная очередная статья!!!
________________________________________
Ярослав
30.03.2016 0:12
а чего позабыли про его "блестящую" деятельность в ГД, особенно в части предложения канала для пенсионеров, "которым хочется, но не можется"? или, как обычно, что неудобно, то и не упоминаем?
________________________________________
Александр Ушар
30.03.2016 9:08
Работы С.С.Говорухина, равно как и он сам, могут нравиться или нет - дело вкуса. Бесспорно другое: только неординарный автор мог написать о неординарном человеке столь неординарный очерк. И спасибо "Столетию"!
________________________________________
В.Леонидов
30.03.2016 11:48
Что и говорить, Станислав Говорухин - это, пожалуй, самый выдающийся из ныне живущих в России кинорежиссеров. "Место встречи изменить нельзя", "Десять негритят","Ворошиловский стрелок", - все это, конечно, шедевры. Но как же досадно, что некоторые более свежие его киноработы недооценены. Случайно посмотрел недавно по ТВ "Пассажирку", снятую Говорухиным по рассказу писателя-мариниста Станюковича. Этот фильм числится якобы одним из провальных по кассовым показателям. Но на самом деле - какая же прелесть! Как профессионально снято! Какая чудная игра актеров!
В общем талант замечательного кинорежиссера не стареет и не блекнет! И дай бог ему здоровья и творческого долголетия!
________________________________________
v.Kris
30.03.2016 14:57
Трудно что-либо добавить к вышеопубликованным комментариям. Мишин материал, как всегда, на уровне. Герой очерка интересен по многим параметрам. С удовольствием смотрел сериал "Женская логика" с участием Говорухина. Импонирует его моложавость, прекрасная физическая форма, интеллект. Мише - респект и уважуха.
________________________________________
Николай Асташкин
30.03.2016 18:41
Прочитал с удовольствием. Станислав Сергеевич - из донских казаков, тех, настоящих, он где-то об этом говорил. Вызывает уважение. "Казак никогда не будет холопом" - этим все сказано. Хороший материал.
________________________________________
Людмила
30.03.2016 18:52
Спасибо автору за интересную статью.
________________________________________
Николай Ка
30.03.2016 18:56
"Какая глыба, какой матерый человечище!.. Вот это, батенька, художник..." Не к Станиславу ли Сергеевичу через толщу многих десятилетий относил эти слова Ильич? А что, вполне мог предвидеть и "провидеть". И ведь звучат они, эти слова, применительно к С.С.Говорухину вполне естественно и абсолютно заслуженно.
Я рискну позволить себе от имени читателей публикации М.Захарчука обратиться к автору с коллективным предложением-наказом Станиславу Сергеевичу: потребовать от него железного обещания всем нам и миллионам другим его поклонникам непременно встретить совместно с ним его 100-летие. И да будет так!
________________________________________
Автор
31.03.2016 16:22
Спасибо вам, братцы и сёстры. Постараюсь все ваши пожелания донести до героя. Не получится до него - Гале Борисовне-то, во всяком случае, донесу. Добра вам всем. МАЗ.
________________________________________
ираклий
31.03.2016 16:43
Спасибо автору за прекрасный текст.Говорухин стоит такого. Молодец, Захарчук! Как скомпоновал материал, каких людей привлек ( один литгазетовский Колпаков дорого стоит) и вышел юбилярий в З-D. Вряд ли Станислав Сергеевич прочтет мое поздравление, но от всей души и искренне-будьте здоровы,Мастер!
________________________________________
петр петрович
31.03.2016 16:52
Молодец, Захарчук! Лучший подарок к юбилею!
________________________________________
Ник 45
05.04.2016 19:38
"А далее - беспощадное грузинское гостеприимство" - это точно. Реальный случай из жизни. Отдыхающий, добиравшийся до дома отдыха через Тбилиси, на вокзале по прибытию был настойчиво приглашён в гости. Отказаться возможности не было. Пили и плясали три дня, пока у гостя деньги не кончились. Поняв, что денег больше нет, недвусмысленно сказали: "Тебе пора ехать, генацвале".
________________________________________
Марина Васильевна
05.04.2016 20:09
Ну, какой же молодец М.Захарчук! – трижды получив «отлуп» (пусть и под благовидным предлогом) от Станислава Говорухина, он не «надул губы», не отказался от темы, а выполнил-таки редакционное задание, предоставив своим читателям, как всегда, интересный материал. Вероятно, это и называется высоким профессионализмом. И «шило обиды» нигде наружу не вылезло)). Михаил Александрович, я Вас уважаю!
Немного найдется в стране людей, которые не любили бы и не уважали бы Станислава Сергеевича Говорухина как режиссера и как актера. Но это касается, в основном, его художественных фильмов.
А вот с его документально-публицистическими лентами всё не так однозначно. С совершенно разным чувством смотришь его «Россию, которую мы потеряли» и, например, «Час негодяев» (о событиях октября 1993 г.). И каждый его документальный фильм сопровождался спорами в обществе, для кого-то был объектом восхищения, у других вызывал ярое неприятие, но равнодушным не оставлял никого.
К политической деятельности С.С.Говорухина, к его «хождению во власть» отношение еще более противоречивое. Зачастую, и его собственные высказывания, сделанные в разное время, противоречат друг другу. Правильно сказал В.Баранец о его «идейных метаниях». Но что поделать – нам выпало жить в такой период времени, в такой общественно-политической обстановке, что многим и не раз приходилось пересматривать собственную оценку тех или иных обстоятельств жизни страны, «копаться в своих мозгах». Только, кто нас «услышит? Разве жена, и то, если не на базаре, а где-нибудь близко»)). Говорухин же, как человек публичный, талантливый и творческий говорит ярко, образно, хлестко. Поэтому его высказывания запоминаются и нередко потом ставятся ему в укор.
И всё же главное для Художника и Творца – плоды его творчества, его творения. Прав С.Говорухин: «биография художника – это его произведения». Согласна почти со всеми, прокомментировавшими данную публикацию, поэтому не буду повторяться. Больше всего впечатлила оценка, которую дал творчеству Говорухина В.Баранец: «Фильмы эти навеки останутся глубокими метками в биографии не только нашего кино, но и Отечества».
Виват, Станислав Сергеевич! Здоровья Вам и долгой творческой жизни!
…И всё же хочется в конце поаплодировать комментарию, который написал Александр Ушар 30.03.2016г. Полностью присоединяюсь!
________________________________________
А-1
05.04.2016 22:27
Кстати Говорухин в последние годы вообщем довольно прохладно отнесся к своим последним работам советского времени "Так жить нельзя", на запросы насчет вот что вы сняли там. Сняв "конец прекрасной эпохи" вершины ими остаются не куда не деться от них, а ... им остаётся. Говорухин все же отделял одно от другого, порой меткими выстрелами своих индейцев.