Итаг, появился этот шкафчег у меня где-то, где-то в в мае месяце. О его истории я рассказать могу не много: купила я его по объявлению, позиционировался как довоенный, но как я думаю тут не вторая мировая, как ошибочно полагали хозяева, а скорее первая.
Шкаф этот достался им, как я поняла, вместе со старой дачей, и там он благополучно и существовал несколько десятков лет. Сами понимаете - дача, сырость, и очень холодная и снежная зима этого года. В общем, снег проломил крышу, как раз там где стояла пенальная узкая часть шкафчега, и по внешней боковой его стенке текла вода, когда все это безобразие таяло.
Я просушивала его уже у себя дома, и когда он просох окончательно, на этой стенке выявились трещины и отслоение шпона. Ну и еще на передних дверцах кое-где тоже. То есть после просушки, когда шпон сократился, все оказалось не настолько радужно прекрасно. В двух словах - в узкой части был тресканый и отслоеный шпон, а в широкой, где со шпном было гораздо лучше - мега-накладные петли вставленые на совесть.
Что бы не отсылать к старой записи с фотками "до", я выложу их еще разок.
Первое, с чего я начала обработку вожделенного предмета - это была его
очистка. На нём были не только наслоения грязи/пыли/жира, но и на той стенке, по которой текла вода в трещинах вылезла какая-то поебота похожая не то на плесень, не то на грибок. Это наверняка неправильно, и за такое наверное вовсе наверное можно сразу убивать - но я отчищала это парогнератором.
Если бы дерево было в идеальном состоянии - скажу честно, я бы вряд ли решилась на такое варварство. Но тут терять было нечего, шпон все равно надо было подклеивать и шпатлевать. Парогенератор же, мощной струей горячего пара выдувает и дезинфицуерет поверхность даже из мельчаших щелей, и не пропитывает водой насквозь, как если например, протирать губкой/тряпкой, плюс дополнительно не требуется никакой моющей химии. Очищала я с помощью маленькой насадки-жесткой щетки, которой обычно чищу швы кафеля, так что заодно снимался и тонкий слой морилки-полировочного масла до чистого дерева, за слоем грязей сложно сказать, что это именно было
После очистки для верности я сушила шкаф еще неделю.
А потом укрепляла ножки, где они были разболтаны, задники подбивала, где отошли, выбивала крепления для полок и вешалок ну и прочие подготовительные работы изнутри и снаружи.
Следующим этапом была подклейка отошедшего шпона.
Если кто хочет повторить - делюсь рецептом. Для этого нам потребуется клей ПВА(не обычный, жиденький, а такой погуще и покрепче, строительный); 20 кубовый шприц и утюг.
Сначала мы набираем клей в шприц, затем насаживаем иглу и делаем инъекции клея в полости где шпон поднялся от поверхности, запихивая иглу подальше, насколько есть возможность. Давить на поршень надо осторожно и не торопясь, клей густой, иголку легко может сорвать и тогда придется убирать клей со всей поверхности. Выдавливая клей надо параллельно похлюпывать по самой волне шпона - что бы равномерно распределить клей, когда он станет выпирать из трещины - значит достаточно. Теперь нужно влажной тряпкой убрать излишки и оставить минут на 15-20 что бы он пропитался и чутка начал схватываться.
Дальше, разогреваем утюг. И тут начинается самый поеботный этап процесса приклейки.
Во-первых, в зависимости от площади приклеиваемого участка - просушивать его утюгом придется минимум 20, а то и 40-50 минут. По поводу температуры точно сказать сложно: тут многое зависит от клея, толщины шпона, толщины тряпочги (если проглаживать через неё) и я бы еще добавила что и от цвета шпона. Я так думаю, что светлый может легко потемнеть, подгореть и для него я бы взяла температуру поменьше. И да - тряпочка. Не стОит водить утюгом прямо по древесине, иначе она заслоснится. В моем случае это было не смертельно, ибо она еще должна была подвергнуться шкурке и тонировке, а вот если сохранять естественный цвет - то зачем себе устраивать лишний гемор?
В общем исходя из вышеперчисленого - моя рекомендация такая, если нужно подклеить больше одного участка шпона, не стОит промазывать клеем их все сразу, а делать их по очереди. Утюгом не просто водить по поверхности, но надавливая на него всей массой. Отгладить и просушить деревяшку, которая впитав клей разбухнет - это не простынь погладить, тут требуются физические усилия. Под рукой иметь влажную тряпочку - убирать выступающие излишки клея с дерева и утюга, и не в коем случае не тупо поставить утюг на одно место и навалиться на него, его надо двигать непрерывно, разглаживая шпон.
После подклейки шпона - следующий промежуточный этап -
шкурка. В этот раз я не пользовалась машинкой вообще. Во-первых и шпон тонкий, а во вторых дерево я очистила уже парогенератором. Так что я вручную, просто убирала поднявшиеся от щетки волокна древесины и следы клея. Не самый трудоемкий, но грязный процесс.
А после этого я уже приступила к
шпатлевке.
Скажу сразу, на этом шкафе я научилась любить этот процесс так же, как и ошкуривание. И получилось так что я зашпатлевала раза в три больше, чем я думала придется сначала. Не от большой любви - а так вышло. Сначало шпатлюешь большие, бросающиеся в глаза сразу трещины и сколы. После их устранения начинаешь замечать средние. А после их ликвидации - на мелкие уже никак не получается тупо забить.
Может кому интересно, я в двух словах расскажу про шпатлевку. В принципе любая, даже мелкая трещина шпатлюется минимум в два этапа. Когда просыхает первый слой шпатлевки и ошкуриваются её излишки, становится заметно, что она усохла и слегка просела. Для идеального выравнивания нужно положить как минимум еще один слой. Ну и залог успеха - удобный шпатель.
Ну а как меня прёт от вида и осязания гладенькой и ровненькой, как яичко, прошпатлеваной трещины, которую не найти на ощупь (на вид-то понятно, в цвет попасть крайне сложно) - это из разряда ярчайших переживаний маньяка-фетишиста, я даже описывать не буду
Кстате, еще про шпатлевку. Самым геморным были не трещины и сколы, а усохший шпон на дверцах( там где стыки двух досок), дырки от винтов и щербины на месте накладных ручек ящиков, дырки замочных скважин на дверцах и ящиках, и самое главное - изуродованая дверь платяного шкафа. Там пипецки мастерски сделаны были накладные петли, а под них выпилены в наличнике шкафа и дверце такие нехуёвые выбоины. Да, и в дверце, видимо когда её отрывали от стандартного крепления в верхнем углу была приличная трещина прямо снаружи, затянутая саморезом. А по бокам двери - расслоение древесины. Это я клеила вообще так, что надо было видеть. Я не могла найти струбцину, что бы зажать как надо, поэтому по несколько часов сидела на двери, на месте склейки, не в силах придумать более тяжелого пресса чем собственное тело.
Заглаженые дырки на фронтах ящиков видно в предыдущей фотовставке. А теперь в деталях выравнивание двери.
Теперь про решение гемора с
восстановлением наличника платяной секции. Вариант со шпатлеванием там отпадал понятное дело, не катил - наличник выступает от корпуса. Наличник накладной, поэтому вариантов было два: оторвать этот с вырезками и заказать такой же, либо сделать заплатки. Когда я подумала как следует, то решила что особого смысла делать целиком новый нету, в фактуру и цвет столетней древесины попасть шансов 1/ миллион. Поэтому папе торжественно было поручено выточить/выстругать нечто похожее подходящее под заплатку. Папа справился с заданием на 10 баллов из пяти возможных. Заплатки я вклеила, потом прошпатлевала и ошкурила в уровень со старой планкой. Слава богу, тут моя инженерная мысль сделала прорыв - и я догадалась в качестве струбцины использовать крепление от настольной лампы!
Так, теперь самое время уделить пару слов внутренней отделке. Внутри древесина была не идеально гладкой и не идеально чистой. То есть сама доска не идельно гладенькая, плюс там что-то хранили такое, от чего осталось пятно, которое проступало даже через грунт. Потому изнутри я решила шкафы оклеить. На задние стенки пошли остатки полосатых в розачку обоев, которыми я оклеивала сундук. А потом купила обои-компаньоны, с такой же розачкой, но без полосок. Ими оклеила я боковые стенки и дверь платяного шкафа. (На ней с изнанки такая фанера тоже не комильфошная была. Была мысль поставить туда зеркало, но мы её отринули - дверь сама по себе легкая, а при возвращении на старое крепление может перекоситься на шпилечках этих от тяжести зеркала.)
Деревянные части каркаса, неоклееные обоями, и полоток покрашены белой краской и протерты шкуркой.
Окончание внутренней отделки - палка для плечиков в платяной части и полка над ней, и три новых полки в пенальной части. Полки и палку вырезал наш мебельный бог - крестный.
Полку и вешалку видно выше, где уже фото готового изделия в деталях.
Ну и
внешняя отделка. Что бы сразу пресечь охи и вздохи по поводу несохраненного натурального цвета дерева - еще раз обращу внимание на дверь с замазаными из-под петлей дырами и заплатками на наличнике, а так же замазаными выбоинами замочных скважин и предыдущих ручек-накладок. Из-за множества зашпатлевнных и восстановленых мест пришлость грунтовать несколько плотнее, чем я намеревалась изначально. Краска была акриловая эмаль, белая, наносилась валиком. Я сознательно не пропитывала ею естественные щели в шпоне, поэтому они остались тёмными и четко видными.
Резьбу я тоже прокатала валиком, а её фон потом зачпокала губкой.
Не знаю насколько заметно по фоткам - всё-таки остатки морилки постепенно пропитывают краску. И уже сейчас он не выглядит ослеительно белым. Через годик, думаю, так же как тумбочка пропитается до благородного цвета слоновой кости.
На гранях и тех частях поверхности где ничего не шпаклевалось я потом шкуркой добавила протертостей. Отчасти поэтому у меня столько фотографий рабочего процесса - я боялась, что после окраски я не найду нужные места, где можно шкурить не открывая зашпатлеваных.
Ну а потом уже опять же любимый процЭсс. Лакировать и полировать. 4-5 слоев лака, посушить, пошкурить, снова покрыть. Лаком я покрывала где-то неделю, и сколько там слоев сказать я затрудняюсь.
Ручки все заменены на новые. Старые были латунные и в паршивом таком стоянии и вида, что никакой худ. или исторической ценности не представляли. Я вообще так думаю, что судя по их хлипкости и виду их уже заменяли. (У меня например на старой тумбочке 30-х годов, которую я год назад переделывала, ручки были такого же типа, но стальные и покрепче.) На дверцах ручек не было вообще - там были ключи и латунные накладки. Замки я не выбивала, уж очень хорошо они подогнаны и расковыривать боковину было жалко. Поэтому я замазала дырки и вмятины от накладки только снаружи, а Дима сверлил дырки под новые ручки через то, что осталось внутри.
А да, совсем забыла про верхний козырек - этот полукруглый элемент с букетом, который над дверью широкой части. Раньше он был прибит гвоздями. Гвозди я вырвала, дырки от них замазала, а козырек теперь посажен на клей.
Последней устанвливалась большая дверь. Я хотела восстановить старое крепление двери. Оно там как положено - доисторическое, сейчас такое я встречаю только на кукольной мебели
- когда на дверце в уголках две шпильки, вверху и внизу, а в корпусе - дырочки под них. Эти шпильки, на которые она должна вставляться - верхняя отсутствовала, а нижняя слишком глубоко ушла внутрь двери. Её пришлось выкрутить и выточить по ней новые чуть длиннее. С этим особых проблем не возникло, потому что у моего мужа на работе свое производство со станками и прочей полезной фигней.
Оставалось перенести готовое сокровище на место, и разложить в него все вещи. Перенести тоже задача из серии как у вас с геометрией и оринтацией в пространстве - потому что габариты мебели мягко говоря не совсем соответсвуют современным дверным проемам. Ну мы с этим справились.
И с разбором шмоток тоже вполне справились - хотя предыдущий шкаф-купе по объему был явно больше, влезло всё, ну а в раздел "тряпочек для шитья куколкам" и "тряпочек носить на даче" было отправлено всего по одному пакету.
Почти пять месяцев в пыли, грязи, со шкафом то стоящим, то лежащим на спине посередине большой комнаты; дважы посмотренные "Друзья", один раз "Доктор Хаус", "Спартак", "Спаси меня" и "Сопрано", и немеренное количество раз "Властелин колец" - и ля вуаля! Всё готово.