-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Бабуличка

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) Рецепты_блюд

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 16.01.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 1836


Нескучные Заметки-49: ГЕНЕРАЛЬСКАЯ СВАДЬБА (часть II)

Пятница, 18 Марта 2011 г. 21:37 + в цитатник
Цитата сообщения myparis Нескучные Заметки-49: ГЕНЕРАЛЬСКАЯ СВАДЬБА (часть II)

 (699x614, 282Kb)

«Mio dolce amor, прошу тебя,
приезжай ко мне, чтобы прежде смерти нашей,
мы могли сказать: у нас было столько счастливых дней!
Бонапарт»

(К Жозефине в Милан, 9 часов вечера, 17 июля 1796)


ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ! В ЭТУ ПЯТНИЦУ ЗДЕСЬ, В ПАРИЖЕ, да и по всей Франции отмечается новый юбилей - 140 лет со дня провозглашения Парижской Коммуны (фр. La Commune de Paris). В парижской Мэрии организована специальная фотовыставка, но судя уже только по анонсам этих фотографий, становится ясно, что после тех дней, когда красное знамя развивалось над Парижем, в городе остались только многочисленныя разрушения и руины, самой невосполнимою до наших дней потерей среди которых оказался сожжёный коммунарами Дворец Тюильри... И пока перед Мэрией будут организованы концерты и представления, мы с вами продолжим начатое еще в первой части исследование о том, как в эти первые теплые дни, 9 марта, ровно 215 лет тому назад, в жизни двух, тогда еще не сильно известных, парижан произошло одно событие, которому предстояло оставить свой след не только в сердцах этой пары, но также - и во всемирной истории...





Церемония бракосочетания, что была назначена на 9 марта 1796 года, должна была проходить в Мэрии II-го округа, или как его еще называют в Париже, arrondissement de la Bourse (округ Биржи), - самого маленького среди 20-ти административных городских округов. На небольшой его территории, между тем, собрано немало известных достопримечательностей, о которых мы уже упоминали в НЗ: это Дворец Броньяр (Парижская Биржа), церковь Нотр-Дам-де-Виктуар, огромный кинотеатр «Гран-Рекс», где и сейчас показывают кино, бульвар Капуцинок, где Люмьеры впервые в истории показали кино, галерея Вивьен, улица Четвёртого Сентября и площадь Побед, где не так давно снимали кино с Анджелиной Джоли, а также - площадь Оперы, где тоже снимали кино - многократно.

Примечательно, что нынешняя Мэрия II-го округа сейчас находится в доме № 8 на улице Банка (фр. rue de la Banque), а в то далекое время, 215 лет тому назад, она находилась в доме № 3 на улице д`Антен (фр. rue d'Antin), и в этом прекрасном здании, прекрасно сохранившемся до наших прекрасных дней, в настоящее время находится "BNP Paribas" или "звездный банк", как зовут его парижане, чья эмблема, украшенная летящими звездами, известна даже в России.


 (699x586, 375Kb)
Париж, ул. Антен, 3 (бывш. Мэрия II округа)

 (699x507, 399Kb)
Свадебный маршрут Наполеона Бонапарта


Как видим, свадебный маршрут жениха от отеля "Согласие" до Мэрии II округа не был длинным, и проходил мимо все той же восьмигранной площади Вандом. Сейчас рядом с домом № 3 по улице Антен, где происходила церемония бракосочетания, установлен элегантный шпатель черного чугуна, высотой доходящий до уровня груди - наверняка, вам не раз попадались в Париже такие. Эти прочно вкопанные в землю шпатели (или лопаты), русскому глазу скорее напоминающие весло, содержат исторические справки, иногда в сопровождении рисунка. Стоит сказать, т.к. мало кто в России знает, что всего таких "лопат" в Париже 767 штук, установлены они были в 1992 году возле исторических памятников по всему Парижу, а этот лопаточный дизайн разработал по заказу Столицы Мира сам Филипп Старк (фр. Philippe Starck) - если кто не знает, настоящий Диор в мире промышленного дизайна.


 520x700, 341Kb)
Шпатель Филиппа Старка


Как видно из надписи, это престижное здание, носящее имя "Отель Мондрагон", (кстати, отель - не всегда гостиница, в данном случае русский аналог - особняк), находится на улице Антен с 1720 года, в то время как сама улица была проложена в 1713 году. С 1754 года особняк находится в собственности маркизы де Мондрагон, которая и дала ему свое имя. В этом здании, конфискованном у маркизы в 1793, в период с 1795 по 1833 размещалась Мэрия II-го округа. Здесь 9 марта 1796 года Наполеон Бонапарт взял в жены Жозефину де Богарне. С 1871 года здесь размещается Парижско-Голландский банк, который ныне именуется "BNP Paribas".




Справа и слева от входа установлены беломраморные таблички, на которых золотыми буквами выбито: "Бывшая Мэрия II-го округа. Прославилась 9 марта 1796 свадьбой генерала Бонапарта и Жозефины де Богарне". Вторая табличка чуть поновей и посвящена двухсотлетию этого памятного события: "1796-1996 В ознаменование бракосочетания Наполеона Бонапарта и Жозефины де Богарне. 9 марта 1996, Фонд Наполеона".

И словно благославляя всех брачующихся, вход в здание уже почти три сотни лет украшает маскарон в виде улыбающегося ангела: когда-то этот ангел улыбался и Жозефине с Наполеоном...

 (699x490, 270Kb)


Следует развеять еще один довольно популярный миф, повторить который в ролике не удержался и Радзинский - миф о том, что назначение Наполеона Бонапарта командующим в Итальянскую армию было свадебным подарком Барра. Если говорить о подарках, то Барра действительно сделал Бонапарту подарок, но вовсе не на свадьбу, а значительно раньше ее: тем подарком была та огромная итальянская карта, а также уверение, что в будущем он непременно получит этот пост.

Надо заметить, что будучи всегда расчетливым, Бонапарт заранее выдвигал такое условие Барра, когда тот в гостинице Cadran Bleu, что на улице Юшетт, в Латинском квартале, 5 октября 1795 просил его, как военного, которого он уже видел в Тулонском деле, принять участие в подавлении роялистского восстания 13-го вандемьера, благодаря чему Барра смог удержаться у власти.

Подарив Наполеону старую карту Италии, Барра тем самым символически еще раз подтвердил свое намерение сдержать данное слово: Наполеон мог быть вполне уверен, что Италия уже у него в руках. Однако, на заседании Директории с предложением о назначении Наполеона командующим Барра не выступил, но у Наполеона, как всегда, имелся "запасной аэродром": такое предложение вместо "забывчивого" Барра сделал другой член Директории - Лазар Карно, военный, вместе с которым Наполеон и разрабатывал план итальянского похода. Как и нотариусу Радиго, этим двум господам предстояло испытать на себе силу памяти Бонапарта: как известно, после переворота 18 брюмера, когда уже сам Наполеон пришел к власти и ликвидировал Директорию, Барра был полностью отстранен от всяких дел и сослан в свое имение, в то время как Карно удостоен был должности военного министра.


 (532x650, 56Kb) (519x650, 99Kb)



Тем временем на революционном календаре наступил месяц Вантоз (фр. Ventôse - ветренный) - шестой месяц республиканского календаря, соединявший зиму с весной (19-21 февраля - 19-21 марта), и, словно подгоняемые первыми весенними ветрами, события приняли ускоренный оборот.

Назначение командующего внутренней армией Парижа генерала Бонапарта на должность главнокомандующего итальянской армией (général en chef de l’armée d’Italie) произошло ровно за неделю до свадьбы - в среду, 2-го марта 1796, или по революционному алендарю - 12 вантоза IV года Республики (12 ventôse an IV). При этом важно понимать, что итальянской та армия называлась не потому, что то были вооруженные силы Италии, - это была армия Франции, которой ставилась задача воевать на итальянском фронте, что и дало ей свое название. За эту неделю новому главнокомандующему предстояло завершить не только все приготовления к свадьбе, но также и подготовить свою армию к походу.

Со сменой должности и звания, генерал Бонапарт получил и новую форму, но глядя на эти две старинные гравюры, и вспоминая ворчание нотариуса Радиго про блеск генеральских эполет (les épaulettes d’or), важно разобраться еще в одном запутанном вопросе, а точнее - в эполетах генерала. Как описывает Дюма, в то время "форма генерала республики состояла из синего редингота без эполет, расшитого золотыми лавровыми листьями, замшевых штанов, красного жилета с широкими лацканами и сапогов с отворотами". При всем том, что Дюма - известный сочинитель, описывая генеральскую форму, он исключил эполеты! И действительно, если взглянуть на многочисленные картины, изображающие Наполеона Бонапарта в итальянском походе, золотых эполет мы на нем практически не увидим.

Вместе с тем, довольно трудно представить себе логику, по которой бы лейтенант, выпускник Военной школы, а также гвардейский полковник носили бы эполеты, а генерал был бы их лишен... Подлили масла в огонь слова Радиго, а также эти две гравюры, по-разному изображающие Наполеона: на одной он в генеральской форме и с эполетами на плече, другая же - содержит надпись "главнокомандующий итальянской армией (général en chef de l’armée d’Italie), но на плечах уже ничего нет. В чем же загадка?... Не напутали ли тут художники?.. Как оказалось, истина лежала посредине: конечно же, напутали, - но не все и не во всём...

Логика та была революционная, а значит - чему удивляться?!.. Дело в том, что в 1795-1796 годы французский генералитет обязан был носить форму (образца AN IV), введенную Директорией 10 плювиоза 4-го года Республики: здесь прав Дюма, то были синие мундиры с красной отделкой и галунным золотым шитьем. Бригадный генерал имел один ряд шитых галунов на воротнике, обшлагах и карманных клапанах. У дивизионных генералов к этому добавился еще один ряд шитого галуна на воротнике, а у полных генералов – генерал ан шефов – появился еще и шитый галун по борту мундира. Кроме того, функции знаков отличия выполняли также поясные шарфы и плюмажи (перья) на генеральских шляпах. Таким образом, французские генералы в момент той свадьбы и назначения Наполеона в итальянскую армию эполет не носили. Вместе с тем, на ролике видно, что Наполеон пришел в дом Жозефины уже в форме женераль-ан-шефа, однако же без поясного шарфа и без плюмажа на шляпе. Именно так, без плюмажа, но с уникальной, русской (!) кокардой он и будет покорять Сен-Бернар.

Золотые генеральские эполеты, как и те слова Радиго, появились уже позднее, после постановления 1 вандемьера 12-го года Республики (1803-1804 гг.). Тогда же эполеты и становятся основными отличительными знаками французских генералов: у бригадного генерала на эполетах было по две звездочки, у дивизионного – по три звездочки, а у генерал ан шефа эполеты были вовсе без звезд. Но в то время до их введения во французской армии оставалось еще почти восемь лет...

Это обстоятельство объясняет нам, что когда художник рисовал гравюру справа, Наполеон был уже Первым консулом и собирался стать Императором. В то же время, ретроспективно изображая его в бытность главнокомандующим, художник не учел особенностей формы того времени, изобразив Бонапарта в форме с эполетами, которая была введена как раз в момент создания гравюры. На гравюре что слева, с надписью, Наполеон Бонапарт изображен вовсе не в генеральской форме: этот темно-зеленый сюртук, расшитый золотистыми лавровыми и дубовыми листями, как мы уже помним по моей недавней квадрилогии "Наполеон в Москве", носили в то время (и носят по сей день) "БЕССМЕРТНЫЕ" - академики Института Франции. Им и стал молодой главнокомандующий: генерал Бонапарт был избран членом Института Франции в канун Рождества, 25 декабря 1797 года, всего через три недели после своего триумфального возвращения в Париж из итальянского похода.

Итак, уже получив неделю назад новое назначение, именно в этой самой новенькой форме женераль-ан-шефа итальянской армии (в русской аналогии - командующего итальянским фронтом), в десятом часу вечера, 9-го марта 1796 года Наполеон Бонапарт и вбежал по лестнице Отеля Мондрагон на премьер-этаж (в русской транскрипции он будет вторым), в этот золочёный салон, Salon d`Ore, в котором размещался тогда кабинет Мэра II-го округа Парижа, где и должна была состояться свадьба юного генерала, которому в ту пору было ровно 26 лет, 6 месяцев и 22 дня.

 


 (541x699, 415Kb) 


Ниже - расписные фрески, что вы видите на стенах: слева - аллегория рисования, она скрыта люстрой, а справа - аллегория пения.

 (400x285, 27Kb)       (400x332, 32Kb)


А вот как этот же салон выглядел в столетнюю годовщину их свадьбы, в 1896 году. Любопытно, что этот же самый кабинет сфотографирован с другой стороны, и благодаря двум этим фотографиям, вы сможете составить себе представление о том, как же выглядел этот салон полностью. Немудрено, что в этом зале, что занимает три окна слева от ворот, если смотреть по фасаду, первый директор банка устроил свой кабинет. В настоящее же время здесь располагается кабинет президента Наблюдательного совета банка Paribas.


 (700x506, 68Kb) 


Здесь же хранится и удостоверенная копия со Свидетельства о браке, снятая 17 февраля 1829. Доступ публики к этому документу, как и в сам кабинет директора банка, закрыт для широкой публики, но читатели Нескучных Заметок, по традиции, имеют уникальную возможность увидеть этот эксклюзив: вуаля, та самая копия - перед вами.

 


 (572x600, 280Kb)


Понятно, что вновь принявшему свой пост командующему необходимо было завершить столько дел, - как по подготовке итальянской армии, так и по подготовке своего брака. Тогда Наполеон поверил тем справкам о состоятельности виконтессы Богарне, наводить которые он посылал Дюрока, но позднее, уже на святой Елене, Император в разговоре с генералом Бертраном как-то заметит: «Я женился на Жозефине, думая, что она имеет большое состояние. У нее же не было ничего».

Вопреки уточнениям во многих биографиях Наполеона, брачную церемонию назначили не на 11 утра, а на 20-00 вечера, и не на 8 марта, как уточнил в своем авторитетном труде Альберт Манфред, а на среду, 9 марта 1796 года. Надо сказать, что вся эта церемония была весьма необычна - уже с самого момента своего необычного для брачующихся вечернего назначения.

Ввиду этой необычности здесь вспоминается одна вполне обычная история, относящаяся к недавним временам широкого празднования Русско-Французского Года и рассказанная Радзинским, когда тот приехал на праздничное мероприятие в Большой театр и заметил, что с парковочной стоянки милиционеры эвакуатором грузят "лишние" машины. На его вопросы, а почему мол, машины-то на парковке, ему ответили тихо и кротко: "Приедут!", многозначительно поднимая при этом глаза наверх. Опешивший Радзинский пытался было сказать, что это ж незаконно, на что ему резонно заметили: "Да какой уж тут закон, если приедут!" И снова - глазами вверх... Но любопытно, что вот эта формула, которую Эдвард Станиславович почитает формулой всей русской жизни, является вовсе не русским изобретением, а как и все остальное на Руси, успешно заимствованным из Парижа: именно по этой формуле и прошла свадьба генерала. Тогда там тоже ждали, что приедут.

И в отличии от Большого Театра, - Они действительно приехали. На генеральскую свадьбу в качестве "свадебных генералов", а официально - как свидетели, приехали два уже знакомых вам по первой части высоких официальных лица, правителя тогдашней Франции - граждане Поль Барра и Жан-Ламбер Тальен, - да-да, именно он, а вовсе не его супруга Тереза Тальен, та самая, лепшая подружка Жозефины, как отмечают в своих трудах такие авторитеные светила русского бонапартизма, как Альберт Манфред и Евгений Тарле, не говоря уже о многочисленных киношниках, как это вы видели в ролике. К удивлению Манфреда и Тарле, а также их наивных поклонников, на той генеральской свадьбе, кроме самой невесты, вообще не было ни единой женщины - все происходило в тихом мужском кругу.

То высокое положение, которое занимали оба свидетеля - Барра и Тальен - в русской аналогии они были сродни правящему тандему, - и позволило не только "в порядке исключения" назначить эту церемонию на конец дня, но и провести ее, несмотря на почти двухчасовое (!) опоздание жениха. Его ждали... К тому времени, когда Наполеон наконец, зашел в этот золоченый салон, было около 22-00, уже сильно стемнело - только начался март, и Мэр второго округа, Шарль-Теодор-Франсуа Леклерк (фр. Charles-Théodore-François Leclercq), которому и надлежало провести эту церемонию в присутствии столь высоких гостей, уже час, как ушел домой, отчаявшись ждать молодых, - об этом обстоятельстве мало кто знает!.. Вместо себя Мэр оставил чиновника гражданской службы, ведавшего актами гражданского состояния Мэрии 2-ого округа Парижа, - в русской аналогии - "начальника бюро ЗАГС", гражданина Коллэн-Лакомба (фр. Colin-Lacombe), инвалида, - у него был деревянный протез вместо ноги. Тот задремал в кресле, и это именно его разбудил вбежавший жених.

В то же время, рискну внести свою версию: ту свадьбу вовсе не назначали к какому-то определенному времени, как это делают в русских ЗАГСах, выдавая молодым талончик - вероятнее всего, что тогда из Люксембургского дворца просто прислали гонца с запиской, где было сказано: в среду ждите. И Мэр Леклерк, желавший потрафить столь именитым просителям и лично провести церемонию, и целый день в нетерпении прождал молодых аж до самого конца рабочего дня, и даже сверх того, и лишь в девятом часу вечера отправился домой, полагая, что уже не приедут: ну кто когда женился на ночь глядя?! Прибывшим же сановникам в опустевшей Мэрии удалось застать лишь несчастного одноногого инвалида Коллэна-Лакомба, который ввиду своего увечья не был столь проворным, и по какой-то причине задержался на работе. Его-то и заставили женить... Скромно подчеркну, однако, - что все это не более, чем версия, - хотя и самая правдоподобная из всех...

Наконец, все были в сборе: помимо гражданина Коллэна-Лакомба, Наполеона и Жозефины, на церемонии присутствовали Барра и Тальен, свидетели со стороны невесты, а также свидетели со стороны жениха - адвокат Этьен Кальмеле, - тот самый Calmelle, с показаний которого и составил свою справку Радиго, и адьютант генерала Бонапарта, пришедший вместе с ним на церемонию - Жан Лемарруа. Всего - семеро смелых.

Свидетели, жених и невеста предстали перед гражданином Коллэн-Лакомбом, тот задал им вопросы, которые обычно задают будущим супругам, и они тоже ответили на них согласно принятому обычаю. Затем он, а вовсе не сам лично Мэр, составил от имени Мэра и зачитал присутствующим Свидетельство о браке (фр. Acte de mariage), которое гласило (стиль и орфография сохранены, перевод с французского, в скобках - оригинальные имена, как они были тогда написаны):

«ВЫПИСКА ИЗ РЕЕСТРА БРАКОВ, совершенных в месяце Вантозе IV года Республики, по II-му округу Парижа.

19 Вантоза IV года Республики (Среда, 9 Марта 1796)

составлено настоящее Свидетельство о браке Наполионе Бонапарте (Napolione Bonaparte), генерал-ан-шеф внутренней армии, в возрасте двадцати восьми лет, родился в Аяччо, департамент Корсика, проживающий в Париже, улица Антен (номер пропущен), сын Шарля Бонапарта, рантье (Charles Bonaparte, rentier), и Летиции Рамолино (Laetitia Ramolino), и Мари-Жозеф-Роз де Таше (Marie-Joséph-Rose de Tascher), в возрасте двадцати восьми лет, родившаяся на островах Мартиники (Ветренные острова), проживающая в Париже на улице Шантерен (номер пропущен), дочери Жозефа-Гаспара Таше, (Joseph-Gaspard de Tascher), драгунского капитана, и Розы-Клер де Верже Десануа (Rosé-Claire Des Vergers Desanois), его супруги.

Я, Шарль-Франсуа Леклерк, (Charles-François Leclerq), уполномоченный государством на вершение гражданских дел во втором округе Парижа, после прочтения в присутствии сторон и свидетелей:

1. Свидетельства о рождении Наполионе Бонапарте, которое подтверждает, что он родился пятого февраля одна тысяча семьсот шестьдесят восьмого года в законном браке Шарля Бонапарте и Летиции Ramolino;

2. Свидетельства о рождении Мари-Жозеф-Роз де Таше, которое подтверждает, что она родилась двадцать третьего июня одна тысяча семьсот шестьдесят седьмого года в законном браке Жозефа-Гаспара де Таше и Розы-Клер де Верже Десануа;

осмотрел Свидетельство о смерти Александра-Франсуа-Мари де Богарне, которое подтверждает, что он умер пятого термидора второго года, был женат на Мари-Жозеф-Розе де Таше, осмотрев выдержку из публикации о прекращении брака в сроки, установленные законом, не вызывающую возражений,

и по произнесению Наполионе Бонапарте и Мари-Роз-Жозеф де Таше высокой клятвы взять друг друга в супруги, я провозгласил, что Наполионe Бонапарте и Мари-Роз-Жозеф де Таше соединяются в браке.

В присутствии нижеперечисленных совершеннолених свидетелей, а именно:

Поля Барра, члена Исполнительной Директории, проживающего в Люксембургском дворце,
Жана Лемаруа, адъютанта-капитана, проживающего на улице Капуцинов;
Жан-Ламбера Тальен, член Законодательного Собрания, проживающего в Шайо,
Этьен-Жак-Жерома Кальмеле, адвоката, проживающего на площади Вандом, № 207,

- подписано сторонами, свидетелями и мною после прочтения. Подписи по порядку: Napolione BUONAPARTE; M. J. R. TASCHER; Paul BARRAS; TALLIEN; J. LEMAROIS (младш.); E. CALMELET и LECLERQ, maire.»


 (699x276, 174Kb)


На фото выше - вторая половина того исторического Свидетельства о браке, того первоисточника, который едва ли видели многочисленные авторы наполеаны, и благодаря которому мои читатели теперь знают правды о свадьбе генерала много больше, чем они.

Это Свидетельство, которые вы видели и в ролике, сразу после сцены женитьбы, тогда подписали все шестеро присутствовавших, за исключением самого Коллэн-Лакомба: красными цифрами обозначены подписи: 1 - Жозефина, 2 - Наполеон, 3 - Тальен (на рисунке слева, крупнее - приведена другая подпись Жан-Ламбера Тальена: сравните, они идентичны - это была не Тереза Тальен, его супруга и подружка Жозефины), 4 - Поль Барра, 5 - Лемаруа, 6 - Кальмеле, и в самом конце, последней, меньше всех остальных - Леклерк, мэр. Как видим, его скромная подпись поставлена после всех других подписей: она появится на документе уже на следующее утро, когда Мэр придет на работу. Но внешне все будет выглядеть так, будто бы сам Мэр Леклерк лично проводил эту знаменитую свадьбу: эту тайну, помимо Мэра, во всем мире знало только семь человек. С выходом в свет этой Нескучной Заметки™, узкий круг посвященных увеличится еще на две с лишним тысячи моих ПоЧитателей!...

В многочисленных трудах о Наполеоне не раз можно встретить замечание, которое должно указывать на непревзойденную глубину познаний его автора, что в брачном свидетельстве содержатся два ложных факта: Бонапарт приписал себе полтора года, а Жозефина омолодила себя на четыре. Это замечание довольно популярно, и его не переписывал друг у друга в свой труд только ленивый - вместе с тем, удивительно, что сроки, которыми манипулировали брачующиеся, не у всех авторов одинаковы: как видно в ролике, Радзинский, например, уточнил, что Жозефина была на шесть лет старше Наполеона, в книге же - уточнил, что Жозефина уменьшила свой возраст на 4 года, а Бонапарт помог ей - свой увеличил на год; в фильме французского режиссера Саша Гитри Наполеон русским голосом предлагает Жозефине соврать, что ей на 6 лет меньше, а ему на 3 года больше, чем есть на самом деле, - словом, сколько авторов (и переводчиков!) - столько и мнений, а между тем, как заметил еще фараон, "правда всегда одна". Как оно было на самом деле, можно узнать вовсе не у Радзинского и не у Манфреда, а только лишь в первоисточнике, который перед вами: тот самый безногий служащий уравнял возраст брачующихся, сделав их ровесниками - поставив каждому по 28 лет. В то же время на самом деле Жозефине, когда она выходила замуж, было ровно 32 года, 8 месяцев и 15 дней; точный возраст Наполеона в момент свадьбы я указал чуть выше.

Внимательный анализ этого документа покажет, что в нем сокрыто вовсе не два ложных факта: там их гораздо больше!..

Помимо возраста брачующихся, присутствовавшего Жан-Ламбера Тальена и отсутствовавшего Мэра Леклерка, неточность была еще и в том, что прибывший весте с Наполеоном его молодой адьютант Жан-Леонор-Франсуа Лемаруа, бывший свидетелем на свадьбе, родился 17 марта 1777 и к тому моменту, вопреки указанию в Свидетельстве, не был совершеннолетним по тогдашнему законодательству Франции, а значит - его подпись, как свидетеля, является недействительной. Кстати, Лемаруа служил лейтенантом в Генеральном штабе 1-го дивизиона и говорят, что это именно Лемаруа был на дежурстве в тот день, когда после 13 вандемьера юный Евгений Богарне явился к Бонапарту просить вернуть ему конфискованную саблю отца. Лемаруа ввел его в кабинет генерала и, став причастным к знакомству жениха и невесты, таким образом, стал как бы проводником будущего!..

Наполеон довольно сильно переживал, что Жозефина так "пошутила" тогда насчет возраста - уже ведь одно это делало недействительным их гражданский брак. На острове святой Елены он скажет графу Бертрану: "Я хотел тогда все исправить, но юрист Камбасерес (фр. Cambaceres) сказал мне, что это бесполезно. Мой первый брак фактически не существовал и не имел никакого юридического значения, и было бы достаточно получасового судебного разбирательства, чтобы закрыть это дело."

Ещё ошибки: неверное указание должности Бонапарта - он в то время был уже генерал-ан-шефом итальянской армии; неверное указание его места жительства - он никогда не жил на той же улице, где находится сам отель Мондрагон, как вы уже знаете из первой части, жил он тогда на Новой улице Капуцинок; отсутствие свидетельства о рождении у Жозефины, и думаю, - что и у Бонапарта. Но вместе с тем, все эти вопиющие ошибки не послужили поводом к отказу брачующимся лишь потому, что за их спинами, в буквальном смысле, стояли тогда первые лица государства.

Примечательной особенностью является то, что в этом Свидетельстве Бонапарт назван еще на итальянский манер, как Наполионе Бонапарте, в то время как он подписался Буонапарте - присмотритесь! И если присмотреться не только к переводу, но и к самому оригиналу, то можно убедиться в том, что подписывался Наполеон вовсе не так, как его фамилия была отражена в документе. Кстати, это один из крайне немногих, - а возможно, что и единственный документ, который Наполеон подписал и своим именем, и фамилией!.. В дальнейшем, уже в Итальянской армии, его приказы, да и письма Жозефине (одно из них вынесено в эпиграф) были подписаны только фамилией, но уже на манер французский - Бонапарт. Еще в дальнейшем, уже став Императором, он подписывался уже на манер императорский, - лишь одним именем, а после - так и вообще проставлял лишь одну букву N. Его так и прозвали в одном очень хорошем фильме, - "Monsieur N", - каждому советую посмотреть! Что ж, как говорили древние греки, - sapienti sat...

Еще одним многоспорным моментом, растиражированным в книгах тех мужей, что отличились прежде всего своей ленцой, является фраза про кольцо. Ее можно видеть даже в ролике, и Эдвард Радзинский и тут оказался не одинок, подхватив ея... И если вы внимательно смотрели, там при словах про кольцо камера так ррраз эффектно, - и на кольцо на указательном пальце Жозефины, что на картине Жерара!... Не в счет, что картина появилась спустя лишь пять лет, и не в счет, что палец-то - не брачный... Кто там про это знает?!..

На самом деле никакого кольца там и вовсе не было - без колец поженились, вместо кольца Наполеон подарил Жозефине небольшую подвеску, медальончик или кулончик, будто бы с бирюзовой эмалью, на тоненькой цепочке, и вот на обороте того медальончика и была выгравирована та самая надпись, которую всякий переводит на свой манер: попробуйте же её перевести и вы, чтобы сделать свое собственное открытие, а не быть введенными в туманное заблуждение скверными переводчиками - на медальоне том была надпись "Au destiné!"

Выскажу свою версию, что это не было Моей судьбе, или За судьбу и прочая патетика, которая мнится фантазирующим головам, - вероятнее всего, то был просто незаконченный магазинный шаблон, который надлежало дополнить самому покупателю, дописав туда имя награждаемой... И тогда бы получившаяся фраза имела бы законченный смысл: нечто вроде Предназначено для Жозефины, Моей Жозефине,, etc... Да вот только жутко спешивший тогда Наполеон не успел вписать туда ее имя... Ну что, версия как всегда, наиболее правдоподобна?...))

Итак, брак состоялся, и уже сильно стемнело, когда поздним вечером, на все той же коляске, вымоленной ею у Конвента, запряженной все той же парой венгерских лошадок, вдова де Богарне, к исходу этого вечера ставшая уже мадам Бонапарт, повезла своего второго мужа к себе на улицу Шантерен. В свой двухкомнатный номер в старом отеле на Новой улице Капуцинок, где он проснулся еще этим утром, генерал уже больше никогда не вернется: у бывшего корсиканца наступила поистине новая жизнь!... Генерал Гурго, деливший вместе с Наполеоном его изгнание на острове святой Елены, запишет после в своих мемуарах рассуждения Бонапарта, в которых тот с благодарностью вспомнит мудрые слова Барра: «Брак действительно помог мне в моем продвижении. Благодаря этому браку я стал полностью французом, избавившись от прозвища "корсиканец"».

 (699x606, 55Kb)


На следующий день парижские газеты опубликовали гравюры счастливых новобрачных (фотографии тогда были еще не в моде) и сообщили о состоявшемся бракосочетании:

«Генерал Буона Парте (так, надвое, писал его фамилию Барра! myparis), известный в Европе многочисленными военными подвигами, - до того, как стать генералом Республики, он был клерком на Корсике в Бастии, - решил, прежде чем вернуться в армию и увенчать себя лаврами Марса, собрать миртовый букет Амура. (выражаясь обычным вульгарным языком, - решил жениться. myparis). Амур и Гименей увенчали генерала; он женился на молоденькой вдове сорока двух (!) лет, весьма недурной и даже сохранившей один зуб в прелестнейшем в мире ротике.»

Как видим, и тогда пресса не стремилась к объективности!.. Коль скоро речь пошла о зубах будущей Императрицы Франции и королевы Италии, стоит заметить, что в ролике белоснежная голивудская улыбка Изабеллы Росселини более чем красноречиво иллюстрирует не сильно почтительную фразу Радзинского о том, что "у неё были плохие зубы"... Ведь даже если поверить всеинформированному Эдварду Станиславовичу, что это - как раз именно то, что и отличало Жозефину от других женщин, - то, на мой взгляд, вряд ли это то, о чем стоит рассказать об этой женщине с таких высоких трибун...

Как написал Роже Дюфрес, Император "женился на ней по любви, но через 13 лет (вот число!) отверг ее во имя интересов государства."

И уже послезавтра, в пятницу утром, 11 марта 1796, генерал-ан-шеф итальянской армии Наполеон Бонапарт в сопровождении его адьютанта Жюно (фр. aide de camp Junote) и ординарца Шове (фр. l'ordonnateur en chef Chauvet) отбыл из Парижа в Ниццу, где располагалась штаб-квартира армии Италии.

Если вы когда нибудь побываете в Версале, обратите внимание вот на эту картину, что нарисовал в 1836 художник Себастьян Руиля (фр. Sébastien Rouillard), она весит там в простенке, между двух окон,и я еще не встретил ни одной фотографии, на которой бы она получилась свободной от солнечных бликов. Но возможно, это получится у вас?.. Вспомните тогда эти Нескучные Заметки™!...

 (435x650, 200Kb)

À suivre… / Продолжение следует...

 (526x130, 25Kb)


ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ !!!
Читайте и комментируйте и другие НЕСКУЧНЫЕ ЗАМЕТКИ™ о МОЕМ ПАРИЖЕ:


- часть 49ая: СВАДЬБА ГЕНЕРАЛА - часть II
- часть 48ая: СВАДЬБА ГЕНЕРАЛА - часть I
- часть 47ая: ЮБИЛЕЙ CRAZY HORSE
- часть 46ая: НАПОЛЕОН в МОСКВЕ - часть IV
- часть 45ая: НАПОЛЕОН в МОСКВЕ - часть III
- часть 44ая: НАПОЛЕОН в МОСКВЕ - часть II
- часть 43ая: НАПОЛЕОН в МОСКВЕ - часть I
- часть 42ая: НЕОБЫКНОВЕННОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ
- часть 41ая: LA PAIVA - часть III
- часть 40ая: Бриллианты от LOUIS VUITTON
- часть 39ая: LA PAIVA - часть II
- часть 38ая: ТАЙНА ОСТРОВА КОРСИКА
- часть 37ая: LA PAIVA - часть I
- часть 36ая: ТРОКАДЕРО
- часть 35ая: ЧЕТЫРНАДЦАТОЕ ИЮЛЯ
- часть 34ая: ВОЗВРАЩЕНИЕ СВЯТОГО ЛУИ
- часть 33ая: ГОД
- часть 32ая: NATURE CAPITALE
- часть 31ая: НАЦИОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА РОССИИ
- часть 30ая: МУЗЕЙ АРМИИ: часть III
- часть 29ая: МУЗЕЙ АРМИИ: часть II
- часть 28ая: МУЗЕЙ АРМИИ: часть I
- часть 27ая: МНЕ НРАВИТСЯ...
- часть 26ая: День Рождения БАСТИЛИИ
- часть 25ая: MNE NRAVITSA...
- часть 24ья: Париж: 26 ГИГАпикселей
- часть 23ья: ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА
- часть 22ая: SAINTE RUSSIE-СВЯТАЯ РУСЬ
- часть 21ая: CHAMPS ELYSEES, 70
- часть 20ая: ЕЛИСЕЙСКИЕ ПОЛЯ - часть II
- часть 19ая: НОВОЕ ПЛАТЬЕ КОРОЛЕВЫ
- часть 18ая: ЕЛИСЕЙСКИЕ ПОЛЯ - часть I
- часть 17ая: LES CHANSONS de PARIS - III
- часть 16ая: ЮБИЛЕЙ MOULIN ROUGE: 120 ЛЕТ
- часть 15ая: ПЛОЩАДЬ СОГЛАСИЯ
- часть 14ая: КОРОЛЕВСКАЯ УЛИЦА
- часть 12ая prim: ЮБИЛЕЙ МЕТРО - часть II
- часть 12ая: МОНМАРТР: СТЕНА ЛЮБВИ
- часть 11ая: ЮБИЛЕЙ ПАРИЖСКОГО МЕТРО
- часть 10ая: NAPOLEON: La TRILOGIE ПРЕДИСЛОВИЕ
- часть 7ая (анонс) ИМПЕРАТОР ЧЕМОДАНОВ
- часть 6ая: LES CHANSONS de PARIS-II
- часть 5ая: БАСТИЛИЯ III: N'oubliez jamais...
- часть 4ая: БАСТИЛИЯ II: Мы помним...
- часть 4ая прим: БАСТИЛИЯ I: Ты помнишь...
- часть 3ья прим: LES CHANSONS de PARIS: Tombe la niege
- часть 3ья: ТАЙНЫ ПИРАМИДЫ
- часть 2ая: ТЩЕСЛАВИЕ МИТТЕРРАНА
- часть 1ая: ЛУВР МНЕ ПОНРАВИЛСЯ


Все права защищены © myparis 2009-2011 © Tous droits réservés

тм



Серия сообщений "NAPOLEON":

Часть 1 - Нескучные заметки, ЧАСТЬ 10-я. NAPOLEON: La TRILOGIE
Часть 2 - Астропортрет Наполеона I
...
Часть 30 - Нескучные Заметки-48: ГЕНЕРАЛЬСКАЯ СВАДЬБА (часть I)
Часть 31 - Ирина АЛЛЕГРОВА - ВОЙДИ В МЕНЯ
Часть 32 - Нескучные Заметки-49: ГЕНЕРАЛЬСКАЯ СВАДЬБА (часть II)




Серия сообщений "Кварталы ПАРИЖА...":

Часть 1 - НАШИ В ЛУВРЕ. Комментарии на отчет о Парижской поездке.
Часть 2 - НАШИ В ЛУВРЕ. Комментарии на отчет о Парижской поездке. Часть вторая
...
Часть 50 - СВАДЬБА НАПОЛЕОНА И ЖОЗЕФИНЫ
Часть 51 - Нескучные Заметки-48: ГЕНЕРАЛЬСКАЯ СВАДЬБА (часть I)
Часть 52 - Нескучные Заметки-49: ГЕНЕРАЛЬСКАЯ СВАДЬБА (часть II)




Серия сообщений "Памятные ДАТЫ":

Часть 1 - БАСТИЛИЯ. Ты помнишь, как все начиналось?..
Часть 2 - Нескучные заметки, ЧАСТЬ ПЯТАЯ
...
Часть 22 - СВАДЬБА НАПОЛЕОНА И ЖОЗЕФИНЫ
Часть 23 - Нескучные Заметки-48: ГЕНЕРАЛЬСКАЯ СВАДЬБА (часть I)
Часть 24 - Нескучные Заметки-49: ГЕНЕРАЛЬСКАЯ СВАДЬБА (часть II)


Метки:  

myparis   обратиться по имени Среда, 15 Июля 2015 г. 20:30 (ссылка)
Читайте и смотрите "СВАДЬБА ГЕНЕРАЛА" - мой самый новый роман о Наполеоне, выдержавший в Париже уже два издания: на русском и французском языках!



Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку