-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Алла_Геннадьевна

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 16.12.2010
Записей: 25
Комментариев: 30
Написано: 68





Про личные базовые ценности.

Вторник, 01 Марта 2011 г. 15:41 + в цитатник
Завтра проводим проектировочный семинар по разработке программы развития института. Начнем с согласования личных базовых ценностей, потому что важно, чтобы в предполагаемых изменениях каждый увидел личный смысл, иначе невозможно обеспечить общее движение в русле стратегии развития института. Поэтому для подготовки к семинару я предложили всем сотрудникам ответить на несколько вопросов. Отозвались не все пока, но ответы поступают. Есть уже точки для получения общего знаменателя. я тоже должна ответить на эти же вопросы. только мне некому сдавать анкету)) Размещаю ее тут, чтобы было понятно, что и я тоже выполнила свое задание, и у меня тоже есть личная заинтересованность в развитии института))

1. Зачем Вы здесь? Почему вы пришли работать в институт?
Я пришла в институт в первый раз не очень осознанно, но после защиты диссертации не хотелось заниматься академической наукой, хотелось вернуться к школе. Ушла из института в докторантуру – вздохнула с облегчением: слава Богу, никому не больше не должна и не нужно сделать все срочно, еще вчера. А после защиты докторской – опять заскучала: что такое, никому не нужна и никому не должна. И когда пригласили в институт, и я вернулась, было ощущение вылеченного вывиха – косточка встала на место, я занимаюсь тем, что мне очень интересно – разъяснить то, что сама поняла и выстрадала, то, что может помочь учителю (руководителю) сделать свою жизнь и жизнь детей (подчиненных) чуть интереснее, а значит - легче.

2. К чему лично Вы стремитесь (не обязательно про работу)?
Очень стараюсь, чтобы в моей жизни была гармония между работой и семьей, чтобы я смогла и «бабкин» долг выполнить, и работать на максимуме. Слава Богу, моя семья - все трудоголики и все педагоги, и мою страсть понимают и помогают. Хочется все успевать, жизнь такая короткая, а я многое могу, надо успеть все отдать и все сделать.

3. Чего лично Вы хотите достичь?
Как руководитель – помочь талантливым сотрудникам реализовать свой талант, создать и развивать эффективную команду, играющую на победу и не способную удовлетворяться вторым местом.
Как педагог – чтобы мои ученики (и дети, и взрослые) помнили не меня, а те моменты счастья совместных открытий (на самом деле – не важно, про что эти открытия – про биологию, про педагогику, или про что-то еще, важен факт рождения способности передумывать знакомое и открывать горизонты) и стремились бы в своей жизни удерживать и воссоздавать такие ситуации.
Как мать и бабушка – чтобы мои дети и внуки жили в мире и благополучии, чтобы дом оставался для них местом, где им интересно и спокойно. Пусть за нашим круглым столом, где могут сесть сразу 15 человек, будет не хватать места))
Как жена – поддерживать в муже уверенность, что ему достался Джек-Пот, которым можно гордиться, что такого ни у кого больше нет))

4. Какие два самых больших желания, которые Вы хотите воплотить в жизнь в ближайшие 10 лет (не про работу! И не про институт!) ?
Перестать заниматься административной работой и творить в свободном полете, заниматься реальной педагогикой – больше работать с детьми (в том числе и родными). Управлять могут многие, с этим справятся и без меня, а работать с детьми в период их человеческого становления, когда так легко получить отдачу, но так же легко и упустить возможность – намного важнее и интереснее. В возможность научить других это делать я уже не очень верю. Лучше делать самой – и будь, что будет.

5. Каковы цели Вашей деятельности в институте?
Пусть те, кто приходит к нам за нашими услугами, будут удовлетворены, успокоены, вдохновлены и поддержаны. Пусть они помнят, как хорошо их тут приняли и всем рассказывают, как здорово им тут помогли. Пусть будут уверены, что нигде нет более профессиональной и компетентной команды и более крутых профессионалов. Пусть они хотят к нам возвращаться и знать, что здесь еще неисчерпаемые сокровища, и новые сюрпризы для наших друзей.
Пусть наша команда никогда не делает ничего второй раз так же, как первый. Пусть каждый сотрудник будет способен к открытию дара в себе: «смотрите, что творю!». Пусть больше ни в одном учреждении края не будет таких ученых практиков и таких практикующих ученых.
Пусть идеи, которые родятся в институте, станут управленческими решениями по развитию образования.

6. Что Вы можете изменить в системе образования?
Была уверена, что многое могу – раз я так много знаю и умею, то это могу передать, кому-то разъяснить, кого-то научить, кого-то вдохновить, кого-то поддержать. Чувствую, что многое уходит в песок. Только теперь стала понимать, что КПД у паровоза – 4% - не случайно, 96% должно растратиться в атмосферу, чтобы остальные 4% дали движение. Поэтому теперь не так максималистично, но верю в то, что свои 4 % могу внести: в повышение статуса учителя, в возможность немного терапевтировать учителя условиями взаимодействия с ним, в более разумные политические решения в области образования, в просвещение тех, в чьих руках судьба и настроение учителя (руководителей) и тех, в чьих руках судьба и настроение ребенка. И я точно могу поучаствовать в том, чтобы лицо системы образования края имело свое, особенное и отличное от других выражение, чтобы к нам приезжали перенимать уникальный опыт.


Понравилось: 38 пользователям

Страсти по стандарту

Четверг, 17 Февраля 2011 г. 13:29 + в цитатник
Уважаемые коллеги, я тоже много размышляю над стандартами старшей школы, на днях пришлось дать сразу 3 интервью на эту тему. . Для начала я попыталась разобраться с основаниями, по которым выстраивали свою логику размышлений авторы стандартов. Почитайте внимательно-внимательно концепцию Федеральной целевой программы развития образования России на 11-15 годы (я прикрепила к посту), и внимательно прочитайте проект Минэкономразвития РФ "Инновационная России 2020" www.economy.gov.ru/minec/activity/sectio...7de796f0f7af753c8a7e
многое становится понятным..
Если прочитали, то последовательно попытаемся ответить на вопросы:
1. Если у нас все хорошо, почему наши школьники регулярно занимают в международных исследованиях последние места (рядом с нами Уругвай, после нас - Чили, Таиланд...)? www.rusla.ru/rsba/news/index.php?ELEMENT_ID=3431
2.Может ли система образования и ее сотрудники формировать заказ сама себе?
если мастеру наплевать на мнение заказчика, то получается автоваз. В образовании сейчас - полный автоваз! Потому что нам 50 лет неофициально и 20 лет официально говорят, что знаниевый подход устарел. А мы отвечаем: "А фиг вам от Советской власти!" и продолжаем давать глубокие и прочные... И еще возмущаемся, что-де мол, дети пошли не те - неудобные для нас пошли дети, не хотят глубокие и прочные...
Нормальный мастер для одного материала берет один инструмент, для другого - другой. Дети пошли не те - ну время такое. А инструмент (наши педагогические позиции и технологии) - прежние, трудно от себя этот инструмент оторвать, потому что он часть организма.
В Германии в 2000 году, когда их школьники вместе с нашими были на 29-31 месте в PISA, такая волна общественная в СМИ поднялась - поменять все , почему такой позор. А у нас тишь да благодать, никого из профессионалов и из общественности наши результаты не смущают. Зато как потревожили нас новыми государственными требованиями - так 26 тыс подписей протеста. Почему вы так не возмущались, когда наши 4 раз подряд проваливаются все глубже и глубже? А Шанхай в 2009 году впервые принимал участие в PISA - и сразу первое место!
3. И что же все-таки нам делать, чтобы преодолеть этот национальный позор - показатели компетентности наших школьников на фоне школьников других стран?

А еще: что такое государственные стандарты?
Это механизм перевода государственной стратегии в задачи образовательного ведомства (Е.Коган, бывший министр образования Самарской области)
стоит подумать над государственной стратегией....

Вложение: 3853709_Koncepciya.doc


Люблю учиться, но не люблю, когда учат (почти Черчилль)

Суббота, 29 Января 2011 г. 11:38 + в цитатник
Я вчера поняла, почему дети не любят учиться.
Знать, возможно, знала и раньше, а вот вчера поняла на собственном опыте.
Есть в крае очень хороший человек, очень активный просветитель, готовый предоставить с помощью интернета любую полезную информацию по самым разнообразным вопросам. Это очень активный пользователь всех социальных сервисов, и везде занимается активным просветительством -размещением полезных ссылок из интернета. недавно этот человек зарегистрировался и в Твиттере.
Задумывался этот сервис как сервис коротких сообщений от известных людей с тем, чтобы они были ближе к народу и могли информировать о том, чем занимаются. Но, как всегда бывает, быстро перерос первоначальный замысел, стал более демократичным по составу участников, потому что в интернете чины и должности как-то девальвируются. Вот и мы, смертные, тоже там))) но все равно, главным образом, - "официальные лица и представители" - руководители, политики, журналисты, артисты и пр. И вот от нашего просветителя посыпались ссылки: "как исправить осанку у ребенка", "рекомендации к сочинению "Частицы и их роль в предложении" и пр. и пр. И я впервые почувствовала почти оскорбление: "Да что вы все ко мне лезете меня учить! Я уже большая девочка и сама могу решать, что мне интересно, а что - нет, я сама умею нажимать кнопки и работать с информацией! Кто Вам дал право впихивать мне информацию, которая вам кажется важной!!!"
Более того, к потоку ссылок - ни одного собственного комментария, попытки анализа или хотя бы намека на то, почему это самому просветителю кажется важным для нас. Голая трансляция, техническое перенаправление части информационного потока на того, кто может оказаться под этой струей! - на кого бог пошлет.
Вооот! Вот он момент истины! Вот ровно это же происходит и в школе: ребёнку каждая учительница впихивает свой материал, ставит двойки за сопротивления (я сама сегодня 5 штук поставила), а он сопротивляется - да не надо мне это, да кто вам дал право за меня решать... А мы: "Пригодится!!!" Хотя, вероятно, объяснение тому. что дети все-таки еще учатся, а не покидают массово школы, лежит в том , что учителя, в значительной своей массе, не просто трансляторы, они этот информационный поток пропускают через себя, поэтому информация идет с попытками осмысления и ориентацией на формирующийся жизненный опыт тех, кого учим.
я на собственной шкуре поняла, что насильственное просветительство вызывает очень сильное внутренне сопротивление, более того, даже ощущение посягательства на твое личное пространство, ментальной экспансии, которой хочется дать отпор.
Это при том, что собственно человек, посягающий на твое прайвеси, сам по себе тебе очень симпатичен. Именно поэтому я, не говоря худого слова, просто отписалась от посланий просветителя и теперь могу их не получать
К счастью, Твиттер позволяет нажать кнопочку "unfollow"... В школе детям так не удается, они ищут другие варианты...

Информационное поле

Четверг, 27 Января 2011 г. 23:52 + в цитатник
недавно произошло чудо...Которое, наверное, с точки зрения теории общего информационного поля и не чудо вовсе...
Аспирантка моей мамы, которая после ухода мамы долго приходила в себя и с помощью уже маминой докторантки все-таки доделала работу, вчера блестяще защитилась! Но этой защите предшествовала вот какая история.
Два дня назад они - аспиратнка и докторантка - приехали ко мне посоветоваться по поводу ответов на вопросы на защите. Говорят, что самый опасный вопрос в том, что феномен, который они изучают, в педагогике еще не рассматривался, и даже термина такого в педагогике нет - есть в медицине, в психологии, и даже в автомобильном деле. А в педагогике никто про это не писал, и получаются, что они сами вводят новое понятие в науке, что страшновато для уровня кандидатской. Чтоб не упрекнули в самоуверенности и чем-нибудь подобном...Я не поверила, что нет этого в нашей науке, полезла в интернет... Они говорят: "Да мы уже все смотрели, и тот эксперт, который нас упрекает в превышении научных полномочий, тоже смотрел - нет ничего!" Я не верю, влезаю в гугловский поиск, и на первой же странице нахожу название педагогической статьи по этому феномену: " Это видели?". Общее удивление - нет!! Иду по ссылке - а это статья мамы, опубликованная еще в 2007 году в Сибирском педагогическом журнале! Есть такой термин в педагогике! Вот так - именно накануне защиты подоспело такое нужное послание ушедшего научного руководителя своей аспирантке...
Наши родители - и кровные, и научные, хранят нас и после жизни...

Без заголовка

Пятница, 21 Января 2011 г. 02:13 + в цитатник
Получила от своей бывшей ученицы, с которой постоянно переписываемся, вот такое письмо:
"зато я про себя уже такое надумала, аж горестно...у меня получилось образование ради образования.........вообще какой-то период в жизни неуверенности переживаю. работаю совсем не в той сфере, на которую училась, там где сейчас тружусь очень нравится, это мое, но трудно потому что базовых знаний нет, и там где люди на раз два делают, мне приходится велосипед выдумывать порой, это меня не много и волнует, хотелось бы пойти и получить то образование, в котором нуждаюсь, но возможности пока нет, ищу то что могу найти, читаю, что-то осмысляю.......вот учудила я.......а ведь добрая половина жизни-то пройдена, смогу ли я дальше двигаться в том направлении , которое мне интересно.....стоять то на месте не хочется....а велосипед изобретать каждый раз тоже трудно..........вот оно, образование ради образования....и чего мне не училось в школе других предметов......может когда осилю свое второе образование..ну а нет, сама буду копаться"

Это уже взрослая девочка, дочка которой названа моим именем, что есть вечный укор моей совести...
Мой ответ я тоже размещаю здесь - может быть, мы вместе подумаем про то, как наше слово отзывается...
:
"Девочка, прости, забегалась перед командировкой, не ответила. Сегодня только что с поезда, раздаю долги по всем почтам)))
Я после твоего письма опять думаю про то, к чему периодически возвращаюсь - про роль учителя в судьбе учеников. Когда вы вчетвером в свое время решили поступать на химбиофак, я, честно говоря, испытывала двойственное чувство - с одной стороны, вот он - результат моей деятельности. С другой - но, получается, я повлияла на жизненно важный выбор в хрупкий момент неравновесия, когда нужен только маленький импульс - и выбор сделан... Страшное дело... Я про это думаю всегда, про меру вмешательства в судьбу.. Учитель должен быть ступенью ракеты - поддержал, и отвали..
Я теперь всегда испытываю чувство вины, когда мои ученики решают связать жизнь с биологией)) И рада, даже счастлива, когда просто продолжают со мной общаться, - значит, я не просто как биолог, а как-то еще и по-другому могу пригодиться)))
Я недавно читала материалы сравнительных исследований - оказывается, в нашей стране раньше, чем в других странах, заканчивается обучение в старшей школе - в 17 лет дети уже вынуждены выбирать профессию, и учатся потом 5 лет в вузе. В большинстве стран старшая школа продолжается до 18-19 лет, а профессиональное образование - 3 года, а потом можно еще 2. То есть в более старшем возрасте и более осознанно делается профессиональный выбор. Может, поэтому, у нас 70% выпускников не работают по первой специальности и большой процент людей, получающих второе образование.
А второе образование - оно все равно нужно. Хотя при нынешних возможностях интернета можно все делать и дистанционно, и вообще вне всяких официальных форм... Не помню, но кто-то умный сказал: "При правильном подборе литературы и в туалете можно получить неплохое образование";-)) Так что, образование - это процесс непрерывный... и зря ты по этому поводу испытываешь неуверенность - сегодня так стремительно устаревают знания, что вы в своих компетенциях почти равны с теми людьми, которые получили базовое образование. И ты, начав читать современные источники по своей профессии, быстро заткнешь за пояс тех, кто читал только учебники в вузе)) Дерзай, девочка, какие твои годы! я и то до сих пор учусь))"

вот такая история из жизни к вопросу о любимых учителях...
Я давно уже внутренне уверилась, что надо научиться отпускать - и родителям, и учителям - отпускать ребенка вперед, пусть не оглядывается... Чем меньше мы будем заботиться о том, чтобы в его личности проявиться, тем более шансов, что он вернется к нам не по обязанности и зависимости, а по потребности..

квази-конкурентная среда

Воскресенье, 16 Января 2011 г. 09:26 + в цитатник
много сказано про отсутствие конкурентной среды в образовании в целом и в педагогическом сообществе, в частности. Елена Викторовна Фоменко интересно рассуждает про реализацию этой идеи в пространстве повышения квалификации (в сборнике материалов международной конференции "Инновационный учитель - инновационная экономика"). У меня тоже появилась идея в эту копилку. мы ориентируем наши курсы на продуктивное завершение и во время зачетного занятия проводим защиту этих продуктов. Давайте попробуем объявить, что 5 лучших работ будут размещены на сайте института в "Сетевом трансляторе". Причем эта квота не может быть расширена. Только 5 лучших работа с любого курса. Эксперты - сами слушатели, экспертизу проводят во время защиты по экспертным листам с четкими критериями. Несколько разных таких решений могут помочь сформировать достаточно мягкую, но тонизирующую конкурентную среду. Как вы думаете?

Прием по личным вопросам

Пятница, 14 Января 2011 г. 17:12 + в цитатник
Вероятно, дверь с указанием часов приемов по личным вопросам и общение с помощью приказов и служебных записок - для многих не просто более привычный, но и на самом деле менее напрягающий способ общения с начальством.
В этологии есть описание такого явления: Два лося, встав по разные стороны изгороди, дерутся яростно и бесстрашно. Как только жерди лопнули, соперники замирают в страхе, а затем перебегают к следующему пролету изгороди и возобновляют "бескомпромиссный" поединок. Агрессия и страх нераздельны.
Животные боятся избавиться от агрессии - она им дает жизненные силы, а для ее поддержания им нужен разделяющий их барьер.
А как ведет себя человек, когда барьер убирается? избавляется от агрессии? Или снова строит барьер?...
Нет, есть, конечно, еще вариант Шарикова: "Ну чё, Геннадьевна, пошли пивка хряпнем!"
Но мы его тут не будем рассматривать, как фантастический)))

Правильный ответ...

Среда, 12 Января 2011 г. 15:26 + в цитатник
комментарий в одном из блогов:
"Я в безусловном шоке от всего этого и уже поменял все свои убеждения на Ваши!"

Текст как вызов

Суббота, 08 Января 2011 г. 04:06 + в цитатник
У С.Лукьяненко в "Осенних визитах" нашла:
"Любой текст - вызов каждому умеющему читать. Самим фактом своего существования он требует несогласия. И это правильно, наверное"
Наверное, в этом основа внутреннего приглашения к диалогу письменного текста. Текст, который не содержит этой интенции, неинтересен именно поэтому. Он скользит по поверхности сознания.
Но в то же время я знакома с массой текстов, в которых с удивлением открываешь свои мысли, им подтверждение или объяснение своих затруднений, когда выдохнешь: "так вот оно что!" И это тоже диалог..
возможно, даже более созидательный в плане строительства Человека, его жизненной позиции - эмансипации и борьбизма или сотрудничества и творчества...

Стриптиз...?

Пятница, 07 Января 2011 г. 05:18 + в цитатник
Несколько дней назад получила в личке отзыв на мой блог от своей давней подруги. Она указала мне на две фактические ошибка в моих записях (я их уже исправила - замечания были справедливыми :) ).... А потом разразилась язвительными замечаниями по поводу публичных дневников... Сказать, что она назвала это стриптизом - это очень деликатно литературно перевести текст того письма...
Есть вещи, которые лучше сказать вслух, чем написать - в написанном виде без смягчения выражением хорошо знакомого лица близкого человека это выглядит ужасно... Я даже не смогда дочитать. Надеюсь, если ей настолько неприятно читать чужие мысли, она больше не станет заходить сюда...
Я начала блог вовсе не из желания вывернуть наизнанку себя чужим равнодушным людям... Поверьте, что в изнанке есть еще много чего :)
У многих людей существует внутренняя установка на то, что руководитель - обязательно подлец и дурак, поэтому все его решения направлены специально на то, чтобы осложнить жизнь нормальным людям. Более того, у российской интеллигенции есть непременный атрибут - оппозиция к власти. Если ты не в оппозиции к руководству - ты не настоящий интеллигент. Не обижайтесь, я тоже этим страдаю. Но я с этим работаю.
Если на секундочку предположить, что руководитель - не дурак, и не подлец (ну на секундочку - пусть не все и не всегда...), то, возможно, у его решений окажется некоторое вполне разумное основание... как сделать прозрачными решения руководителя? Не станешь же все время собирать всех и нудно растолковывать - зачем и почему...
Вот поэтому мой блог - это попытка сделать прозрачными управленческие решения (особенно те, которые могут встретить неоднозначную реакцию) для всех желающих понять эти основания и, при необходимости, их оспорить.

В конце письма моя подруга написала: "Ну кто тебе еще, кроме меня, правду скажет? Неужели ты думаешь, что твои сотрудники тебе говорят правду? Не смеши меня!"
Да, думаю.
Знаю, что те, с кем мы работаем давно, уже не боится. А тех, кто боится, возможно, нам удастся успокоить общими усилиями. Зря, что ли я тут 10 лет была? Но если человек боится, тут дело еще и не только во мне, а в его жизненном опыте. Вообще, стараемся в институт приглашать непугливых. И тех, кто различает хамство и правду.
Анна Коровко в свое время зазывала к нам гостей из других регионов: "приезжайте посмотреть на нашу демократию" Она - не боялась)))

Планы на каникулы

Четверг, 30 Декабря 2010 г. 16:31 + в цитатник
Зря я, наверное, написала про трудоголика...
Вчера пришли аспиранты и принесли две диссертации - просят до пятого января поработать с ними, чтобы передавать работы экспертам...
потом пришла сотрудница, просит ее пособие до одиннадцатого посмотреть, написать рецензию и вписать свои материалы...
Потом замминистра собрала и сказала. что пишем срочно программу развития профессионального образования и свои разделы (20 листов аналитики и таблицы с мероприятиями ) сдать семнадцатого...
Ни фига себе каникулы...

Заканчивается год, который был для нас новым...

Среда, 29 Декабря 2010 г. 00:32 + в цитатник
Заканчивается еще один год напряженной работы. Я бы назвала этот год рубежным для деятельности института. В работе каждой организации есть рутина – обязательные регламенты, процедуры и ритуалы. Эта формальная рамка стабилизирует и упорядочивает жизнь организации, делает ее предсказуемой и менее тревожной. И есть другая сторона – развитие, обновление, изменение. Эта сторона может идти внутри формальной рамки – и тогда изменения направляются на декорирование формы: детализацию регламентов, витиеватость путей прохождения документов, усложнение согласований…. Бег, но на месте… Формотворчество, целерациональная деятельность.
Возможно другое развитие – на основе пересмотра оснований своей деятельности, ее назначения – то есть смыслотворчество и ценностнорациональная деятельность. Мне кажется, мы сделали в этом году еще один шаг в направлении содержательного развития.
Еще один признак развивающейся организации – количество субъектов развития, то есть людей, принимающих на себя ответственность за развитие организации. Понятно, когда этим озабочена администрация. Но когда количество субъектов развития больше количества руководящих кадров – это и есть настоящая команда, способная обеспечить движение. В этом году мы можем говорить о существенном увеличении количества субъектов развития – людей, предложивших значимые идеи для того, чтобы наша деятельность не просто совершенствовалась, но обретала новое качество.
И третий момент, который позволяет говорить о рубежном времени для института: ответственность за рожденные идеи. Большинство людей, приходивших с идеями, были заинтересованы в их реализации. Благих пожеланий и раньше было много, а вот готовность их привести к осуществлению собственными силами – это появилось в таком массовом масштабе в этом году. Я бы это явление назвала ответственным новаторством:


Понравилось: 1 пользователю

Итоги года...

Вторник, 28 Декабря 2010 г. 00:49 + в цитатник

Проверенное средство

Вторник, 28 Декабря 2010 г. 00:36 + в цитатник
Получила вчера письмо от нашей сотрудницы, которая уже полгода в Москве на диализе ждет почку.. Перспектива - ждать еще в течение года. Я не знаю, как чувствуют себя люди в таком состоянии, что им можно, а что нельзя делать - читать, думать, работать на компьютере? Мое извращенное сознание трудоголика знает только одно лекарство от болезни, депрессии, хандры - работу. Моя мама скольким людям, которые были преследуемы начальником, или преданы любимым, или зашедшими в тупик в отношениях с детьми, ушедшими в болезнь и пр., говорила:"Девочка, а давайте-ка мы будем писать диссертацию!" И вытаскивала... и защищались диссертации (разные - на троечку, добротные, и даже очень хорошие), и обреталось некая внутренняя опора, которая делала второстепенными разрушающие прежде мысли и события, жизнь разворачивалась теперь помимо этих прежде совершенно удушающих обстоятельств... Кто-нибудь знает, можно ли в таком состоянии человеку думать? работать на компьютере? нам бы пригодились мысли Ларисы, а мы бы ей дали пищу для размышлений...

Отпуск кончился...

Понедельник, 27 Декабря 2010 г. 00:10 + в цитатник
жалко... Но отпускной блог я все-таки буду продолжать...Я буду себя сюда отпускать...

Конкурс как инструмент управления

Четверг, 23 Декабря 2010 г. 13:24 + в цитатник
Сегодня (завтра? в понедельник?) будет много обид.
Объявили конкурс на лучшее учебно-методическое событие года в институте, хорошую премию пообещали... Дьявол в деталях... критерии, которые разработали, и инструмент оценки этих критериев оказался таким, что все критерии - и мелкие и крупные, и формальные, и содержательные. весили одинаково. В итоге победил тот, кто набрал средние баллы по всем критериям. Я наложила вето на результаты конкурса... Не знаю, есть ли у меня такое право...
В свое время, когда я работала организатором в школе, мы так выиграли районный турслет. Дети у меня были несильные, трудный класс. Заниматься с ними ориентированием, вязать узлы и ставить палатку мы начали учиться за неделю до турслета. Вдохнуть в них драйв я смогла, но научить - ну мало времени... На драйве мы заняли третье место по ориентированию, второе по турполосе, но зато я зарядила их на все околотуристические конкурсы - у нас был лучший бивак, лучшая газета, лучшая эмблема, лучшее туристическое блюдо и лучшая инсценированная песня. И вот 62-я школа, где учились почти все члены сборных края по ориентированию и пешеходному туризму - проиграла моим "чайникам"! Благодаря непродуманному выстраиванию системы оценивания конкурсов. Что, вы думаете, стали тренировать участники следующего турслета при подготовке к нему - хоровое пение и кулинарное искусство!
так вот я предложила все-таки вспомнить, что конкурс - есть инструмент управления, а рычаги управления в конкурсе - критерии и их стоимость. Не может одинаково стоить критерий "оформление документов" и "инновационные формы организации". Вообще оформление надо проверять в штатном режиме, когда принимаем УТП на проверку перед курсами, мы не для этого конкурс проводим и 20 тыс премии даем - не для того, чтобы научить писать бумаги. Если мы хотим, чтобы наши курсы стали модульными, с индивидуальной траекторией, с интерактивом и дистантом, с использованием современных средств коммуникации и передовых технологий работы со взрослыми - вот эти критерии и надо заявлять, за них и давать самые большие баллы.
Награждая победителя, мы даем сигнал всему сообществу - вот что поощряется, вот. что востребуется, вот, что актуально. Если мы в этот раз наградим то, что нормально, мы не сдвинем норму, мы ее зафиксируем. Мы должны наградить сверхнормативное, чтобы повысилась планка профессиональной нормы. Иначе на следующий год никаких инициатив ждать не придется, все будут полировать документы.
Поэтому мы завтра разработаем новый экспертный лист, мы примем заявки еще и от тех, кто не успел, и вновь посчитаем результаты.
Вот теперь, если есть убедительные аргументы против, давайте, обижайтесь и рассказываете про свои аргументы...

Драйв нон-стоп!

Четверг, 23 Декабря 2010 г. 01:10 + в цитатник
Вчера состоялся разговор в одном из наших структурных подразделений, которое буквально два года назад было еще системообразующим элементом института, его паровым котлом, в котором все кипело, и который приводил в движение весь организм института. Более того, их энергия и творчество были так велики, что их хватало не только на регион, но и на всю страну - на их события слетались люди из разных уголков страны, их выступления в регионах и в столицах были событием, посещаемость их странички на сайте института зашкаливала...
Всего лишь сменился руководитель... Все постепенно стало съезжать к более стандартным формам работы, к "энергосберегающим" технологиям работы (стремление к минимизации усилий привело к обеднению форм и скукоживанию содержания)...Нет, они все еще не хуже других... Они хуже себя прежних..
Конечно, после огромного федерального проекта люди устали... Но вот пример - стоит позволить себе отдохнуть и драйв исчезает...Безвозвратно?
У нас был сосед, который работал водителем большегрузов на Чукотке. Так вот он рассказывал, что на Севере машины не глушат - так и работают 24 часа в сутки двигатели, даже когда водитель спит отдыхает. Иначе за пару часов так схватится на морозе масло, что уже не отогреть... А холодный запуск двигателя - это очень серьезная штука, его ресурс измеряется числом холодных запусков... ))
Это, конечно, всего лишь полусерьезные аналогии...
Но вот сейчас предстоит холодный запуск двигателя этого интересного и работоспособного коллектива..Уверена, что ресурса еще много... Но вот главный ресурс - заряженность на "инаковость", на то, что мы не такие, как все, что мы можем так, как никто, смотрите, что творим... - вот это пока ушло. В разговоре о причинах: "у нас ушли лидеры...", "нужны креативщики...", " а разве недостаточно честно и добросовестно исполнять свой долг..." - сквозит идеология оправдания, идеология проигравшего - дайте нам лидеров, креативщиков, время для творчества.... Очень опасно, когда человек перестает искать энергию внутри себя....

Без заголовка

Понедельник, 20 Декабря 2010 г. 02:25 + в цитатник
сегодня сверяю ощущения...

У Дины Рубиной:
"Как, в сущности, жалка и мимолетна наша молодость, с ее непобедимой уверенностью в несокрушимости мира - моря, сосен, мерной бесконечности прибоя, гладкости собственных бедер, тонкости рук, густоты кудрей... Смешная и трогальная вера во владетельную уместность твоего существования во всем этом всеохватном бессмертии... Между тем, проходит лето, проходит еще двадцать шесть лет, и вот ты идешь вдоль ломкой ледяной кромки все того же берега, мимо скрипучих чаек, - в теплом свитере, сутулясь, покашливая и думая о том, что надо бы наложить перед сном на лицо питательный крем, а то кожа сохнет..."

вообще-то похоже..))
мой сын в два года твердо заявил: "Вырасту большой, куплю конь. Да."

Вот эту определенность мечт и неопределенность устремлений (гриновский Арвентур) я точно сохранила. И, возможно, именно ощущение конечности земного, сменившее вообще полное отсутсвие заморочек по этому поводу, делает планы все больше и все осуществимее...
Это состояние - когда и знаешь, и можешь, и понимаешь, что от тебя много зависит, возможно, тоже мимолетно, но надо постараться успеть...

Дрессируя мысль...

Воскресенье, 19 Декабря 2010 г. 02:38 + в цитатник
Пока думала, куда зафиксировать мысли про пользу родному институту, пока придумала про блог, пока его нашла и сделала, мысли исчезли… вот так всегда, только обустроишь все для работы, уже работать не хочется… мысль – очень трепетная и капризная скотинка… У Дины Рубиной в «Синдикате» есть про неподотчетных иерусалимских кошек, которые идут по своим делам, не обращая внимания ни на кого.
Как Куклачев дрессирует кошек, так я всю жизнь дрессирую мысль. Может, пора обобщать опыт дрессировщиков?
Степашко Елена Анатольевна, мой научный руководитель, научила меня заставлять мысль работать 24 часа в сутки. Надо забросить в черный ящик проблему, идею, кусок идею – хоть какое-то топливо (черный ящик – так Елена Анатольевна называла голову, изящно указывая на нее наманикюренным даже в 80 лет пальчиком), пусть работает, он так устроен, что ему надо работать. Через какое-то время она начинает выдавать мысли, иногда на удивление толковые.
Только я поняла, что черный ящик собирает мысль из того, что в нем есть. Поэтому в него надо на всякий случай запихивать много и разного. Ему надо давать много исходного материала, чтобы произошла какая-то кристаллизация мысли. Причем, если в это время в черный ящик попадает что-то не по теме, он и это пристроит к делу, используя как топливо для основной работы. Сколько раз оказывалось, что строчка стихотворения, статья из журнала мод, газетная публикация, однажды даже книга про Шантарские острова наводили на какой-то интересный поворот мысли. Когда б Вы знали, из какого сора…
Моя мама дарила мне книги, предварительно прочитав с карандашом. Ее педагогику вдохновляли великий Леонардо и советские генетики, философские работы П.Мамардашвили и экономический трактат П. Минакера…
Кибирев Андрей Александрович лет 15 назад сказал: «Я заметил, когда начинаешь над чем-то работать, сразу литература как-то начинает подходить». Сто раз убедилась в этом. Видимо, и здесь работает черный ящик и установив новый фильтр для информации, он начинает пропускать к тебе то, что нужно. Главное, не закрываться от информации… Настоящее - даровано

Мудрость

Воскресенье, 19 Декабря 2010 г. 01:58 + в цитатник
четвертый день вспоминаю экскурсию в центр буддизма. В этом что-то есть...
экскурсовод - молодая девочка, видимо, поглощенная философией буддизма, очень интересно рассказывает, потрясающая эрудиция. Влюбленного в предмет рассказчика слушать интересно, независимо от того, про что он рассказывает...
каогда выезжали на экскурсию, было 25 градусов тепла, пока доехали, пошел дождь и стало 15... Пар изо рта, наши тоненькие футболочки с коротким рукавом насквозь мокрые, а экскурсия продолжалась 3 часа. Как мы это выдержали? Но никто не пикнул. А потом - даже не чихнули.Впечатлений - море.
самое главное:
На воротах при входе в центр буддизма высоко над головами входящих 2 больших иероглифа:

ПУТЬ ОДИН

На выходе:

НЕ БОЙСЯ ИДИ

- новая серия фотографий в фотоальбоме

Пятница, 17 Декабря 2010 г. 09:45 + в цитатник

Буддийская поговорка

Пятница, 17 Декабря 2010 г. 09:28 + в цитатник
Прошлое забыто, будущее закрыто, настоящее даровано

здесь и теперь... живи настоящим...

но то, как ты живешь в настоящем, ты определяешь либо из прошлого, либо из будущего.
Арсеньев:
"С детерминацией настоящего прошлым, то есть с зависимостью настоящего от прошлого мы все хорошо знакомы. Это – причина, причинная зависимость. А вот с детерминацией настоящего будущим в нашем представлении, представлении современного человека западной цивилизации, дело обстоит несколько хуже. Легко согласиться с тем, что поступки человека определяются будущим, то есть его сознательной целью, но трудно себе представить, что мир вне человека также может быть детерминирован целью как своим собственным будущим. Философское учение и даже просто представление о детерминации целью – телеология (от древнегреческого слова «телос» – цель) трудно принимается сознанием современного европейца, в отличие, скажем, от европейца средневекового, где телеологическое объяснение явлений принималось как совершенно нормальное и понятное. Когда современный европеец будет пытаться объяснить что-то, он будет стараться ответить на вопрос, «почему?», в то время как средневековый европеец в этой же ситуации пытался ответить на вопрос «для чего?».

Люди в средние века были мудрее?

Нужны ли лаборатории в интитуте?

Пятница, 17 Декабря 2010 г. 09:24 + в цитатник
Думала сегодня про наши лаборатории. Лаборатория – это же исследовательская структура? А какую проблему каждая из них решает? Какой результат планируется получить на каждом отрезке работы? А конечный – какой? И сколько лет можно решать одну проблему? Есть ли сроки для исследования? Либо нужен перспективный план исследований, либо лаборатория должна существовать ограниченный отрезок времени. А в каком продукте должны представляться результаты лаборатории? Вообще, надо как-то иначе организовывать их работу, чтобы это действительно были поисковые подразделения, а не художественная самодеятельность. Но поскольку три из 5 лабораторий созданы по инициативе их руководителей, не будет ли это означать, что инициатива наказуема?
Надо будет отдельно собрать руководителей лабораторий и посоветоваться с ними. Интересно, все они помнят про то, что они руководители, ведь большинство лабораторий у нас – общественные структуры. Нужно ли их оформлять институционально? Надо посмотреть индивидуальные отчеты за год…

Зачем этот блог?

Четверг, 16 Декабря 2010 г. 02:19 + в цитатник
Я в отпуске.
Меня как бы нет. Но я как бы есть…
На свободе появляется много мыслей, и, как ни странно, но о работе тоже. А поскольку большое видится на расстоянии, мысли могут быть полезными… Но поскольку отпуск, то уходят также быстро, как и приходят – надо зафиксировать… А куда их потом девать?.. Ждать удобного случая или случаев – потому что мысли про разное и в кучу их не вывалишь?…
Вот и решила – в блог. Тем более, что умный подчиненный хочет знать мысли руководителя, хотя бы из целей самосохранения. Впрочем, это же справедливо и для умного руководителя и из тех же соображений))

Дневник Алла_Геннадьевна

Четверг, 16 Декабря 2010 г. 02:14 + в цитатник
Отпускной блог ректора - чтоб другим служба медом не казалась))


Поиск сообщений в Алла_Геннадьевна
Страницы: [1] Календарь