Фотоуроки. "Золотое сечение" или просто о гармонии в кадре |
"Золотое сечение" - старинное и популярное сейчас понятие. Увидеть эти слова можно и там и тут, без них не обходится ни один уважающий себя фотообзор.
А кроме того, многие современные фотоаппараты умеют показывать сеточку "золотого сечения" на дисплее и многие графические редакторы имеют специальные функции, которые помогут "отрезать от фотографии "лишнее" по принципу "золотого сечения".
Что же это такое?
Золотое сечение — деление непрерывной величины на две части в таком отношении, при котором меньшая часть так относится к большей, как большая ко всей величине. Такую формулировку можно найти в Википедии.
Золотое сечение в фотографии выглядит примерно так:
![]() |
| Правило третей. Упрощенный вариант "Золотого сечения" |
Изображение условно делится прямыми по вертикали и горизонтали так, чтобы получилось 9 равных прямоугольников. В местах пересечения прямых находятся "золотые точки". Точки - это зрительные центры, участки фотографии, которые приятны глазу. Т.е. если мы будем располагать самый важный объект съемки в этих точках или любой из них, мы получим композицию близкую к правилам "золотого сечения".
"Золотое сечение" - это инструмент, который может помочь сделать фотографию лучше и интереснее, но не сделает ее однозначно хорошей.
Не станем рисовать чертежи и расчерчивать фотографии линиями.
Картинок подобного рода в разных и часто хороших фотоуроках много. Но в них есть один недостаток, обычно это очень однозначные и показательные картинки. А примерив эти многочисленные линии и точки к своей фотографии оказываешься перед фактом, что условных линий и геометрических фигур на ней великое множество. Какие из них считать более значимыми, какие второстепенными? Какую часть крупного объекта поместить в "золотую" точку? И т.д. и т.п.
Однозначных ответов на эти вопросы никто не даст. Восприятие образов - штука тонкая, субъективная. Но можно попробовать самостоятельно их, ответы, нащупать, найти интуитивно, прочувствовать.
А потому, давай-ка вспомним детство и поиграем в кубики!
![]() |
| Объект в центре |
Твое первое впечатление?
Нормально, но как-то не так, скажу я. Самый высокий домик по центру. Но в домиках поменьше какой-то разлад: часть выползла за границы кадра, нет симметрии.
![]() |
| Симметрия |
Чуть-чуть перемещаю фотоаппарат. Теперь по центру фотографии можно провести вертикальную линию и обе половинки будут примерно равны. Правда, приятнее глазу?
Пример немножко другой симметрии:
![]() |
| Симметрия по диагонали |
Проведем прямую воображаемую линию из верхнего левого угла, плавно скатимся с крыши, опустимся на пол рядом с уголком синего квадратика и продолжим путь по прямой в правый нижний угол.
Получившаяся линия делит изорбражение на два равных по диагонали.
А на этой фотографии главный объект как-то очень далеко от центра и золотых точек...
![]() |
| Спираль Архимеда. "Золотое сечение". |
Интересно, правда? :)
Словом, гармония в кадре - это внимание к деталям.
Глазу приятна симметрия, параллельные линии, простые геометрические фигуры и совершенно не важно в каком виде это выражается: явные они или косвенные.
Линия горизонта(любая горизонтальная линия, что делит фото на две части) будет хорошо смотреться, если находится на уровне одной из горизонтальных линий по правилу третей(смотри первый рисунок).
Привыкнуть размещать важные объекты в зрительных центрах - просто. Человек не циклоп и имеет два глаза, которые находятся на некотором расстоянии друг от друга. Им, глазам, собираться в кучку на носу, чтобы рассматривать объект в центре не очень удобно.
Представь, что экран монитора - это видоискатель фотоаппарата. Посмотри на него прямо. Для наглядности можно две ладони ребром поднести к глазам, примерно по центру глаза, и провести ими от глаз до монитора. Точки, в которых они коснуться монитора и будут "золотыми".
Словом, чтобы "нащупать" эти точки в нужный момент, можно просто представить, куда смотрят ваши глаза, мысленно прочертив линии до объекта.
Где и как размешать объекты в кадре - это всецело решение фотографа.
Здесь нет четких правил и строгих "надо". Кроме того, некоторые погрешности и отсутствие фабричной однородности придают уникальность и шарм.
Источник http://ravliki.blogspot.com/2011/08/fotouroki-dlja-rukodelnici-zolotoje.html#more
Серия сообщений "Фотография":
Часть 1 - Ричард Аведон
Часть 2 - Рене-Жак и его Париж
...
Часть 24 - Праздник жизни Luciano Ventrone
Часть 25 - Фотографии дикой природы Майкла Полизы
Часть 26 - Фотоуроки. "Золотое сечение" или просто о гармонии в кадре
Часть 27 - Фоторепортаж из заброшенного города: Боди
Часть 28 - Уилсон Бентли - фотограф снежинок
Часть 29 - Снежинки Кеннета Либбрехта
| Рубрики: | фотографии |
| Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |