Дата публикации: 06.05.2013
Количество просмотров: 3249
Автор: Бахарева Наталья Анатольевна учитель музыкально-теоретических дисциплин высшей категории КГКП ДМШ № 2 г. Караганда , Казахстан
Цель: создание атмосферы творческого праздника, сказки для первоклассников, обучающихся в ДМШ, и их родителей.
Задачи:
Образовательная: обобщение в игровой форме знаний и умений , приобретенных учащимися за начальный период обучения.
Развивающая: активизация творческой деятельности каждого учащегося в ходе участия в различных играх-соревнованиях.
Воспитательная: привитие готовности к творчеству, воспитание уважительного отношения к мировой классической музыке.
Участники: учащиеся первого класса музыкальной школы всех отделений. Количество: от 60.
Персонажи: Королева музыки, Фея , Загадочка, Ноты До, Ми, Соль.
Предварительная подготовка: костюм Королевы музыки, лира, короны с надписью названий нот. Разучивание в учебных классах хора, музыкального инструмента и сольфеджио музыкальных произведений и текстов.
Место проведения: праздник проходит в Концертном зале школы.
Ход
Выходят три ноты: До, Ми, Соль.
Нота До:
Старинных картин золоченые рамы
В это мгновенье напомнили нам:
Мальчики-рыцари. Девочки-дамы.
Зал -и дворец, и театр, и храм!
Под музыку П. Чайковского "Марш солдатиков" из балета "Щелкунчик" в зал входят двумя потоками в праздничных костюмах первоклассники, рассаживаются.
Нота Ми:
Музыка-имя ее, и свеченье
льется в сердца к нам из каждой струны,
Музыка-это о свете ученье,
Будем же музыке света верны!
Нота Соль:
Что же, откинем таинственный полог,
И представление посмотрим сейчас!
Ноты До, Ми, Соль:
Встречайте Королеву Музыки!
Под музыку П. Чайковского "Вальс Цветов" из "Щелкунчика" входит Королева Музыки со скрипичным ключом и дирижерской палочкой.
Королева: Добрый день Вам, ребята! Хотите побывать в сказке? Тогда будьте внимательны. Сегодня мы с вами совершим чудесное путешествие в Королевство музыки. Вот этим ключом мы откроем двери старинных замков: Замка Музыки, Замка Сольфеджио и Замка Хора. А помогать мне будут музыкальные Феи и нотки До, Ми, Соль.
Звучит "Полет шмеля" Н. Римского-Корсакова. Королева взмахивает дирижерской палочкой. Нота До выносит плакат "Музыка".
Королева: Мы с вами вошли в Королевство Музыки. Первый замок на нашем пути- Замок Музыкальных инструментов. Давайте войдем в него и послушаем, какие инструменты там живут. А поможет нам моя внучка Загадочка.
Выходит Загадочка:
Детки, любите загадки?
Ну-ка , по порядку,
Хором отвечайте,
Друг другу помогайте!
1.В лесу вырезана, гладко вытесана,
Поет, заливается. Как называется? (скрипка)
Музыкальный номер: играет скрипка
2. Нвозьмешь- она молчит.
Дунешь -сразу зазвучит (дудка)
Музыкальный номер: играет блок-флейта
3. У какого инструмента есть и струны, и педаль?
Что же это? Несомненно, это звонкий наш …. (рояль)
Музыкальный номер: играет фортепиано
4. Четыре струны. Больше скрипки, но меньше контрабаса.(виолончель)
Музыкальный номер: играет виолончель
5. Он- красивый, современный, золотисто-золотой.
Он играет на эстраде, дискотеке… Кто такой? (саксофон)
Музыкальный номер: играет саксофон
Королева: Молодцы, дети! С первым заданием вы справились: все загадки отгадали, знания нам показали и помогла нам в этом дружба. И, еще, перед вами выступали не просто красивые и обаятельные дети, они еще и способные- любят музыку, сцену, и вполне могли бы стать участниками известной передачи "Утренняя звезда". А пока эти маленькие звездочки показали свои таланты на нашей сцене! Отправляемся дальше.
Звучит "Полет шмеля" Н. Римского-Корсакова.
Нота Ми выносит плакат "Сольфеджио".
Королева: Дети, в какой замок мы попали? Прочитайте. Здесь вас ожидают другие интересные задания. Каждый музыкант знает, что сольфеджио- очень важный предмет, где занимаются развитием слуха, интонацией. А импровизация, сочинение это сложно. Очень важно для музыканта- умение сочинять, импровизировать. Есть ли среди вас, юные музыканты, желающие участвовать в следующем задании? (Выходят желающие). Все вы знаете песню "Паровоз". Давайте споем первый куплет все вместе. (поют)
А теперь задание: сочинить и исполнить импровизацию на тему этой песни. Поможет вам Фея аккомпанемента, а что вы сможете сочинить- проверим через десять минут.
Нота Соль:А пока мы с вами поиграем!(держит в руках ромашку). Видите, на обратной стороне лепестков написаны задания, которые можно выполнить по одному или группой.
Ноты читают по очереди, а первоклассники отвечают:
-Пение с опозданием это -(канон)
-Главные ступени -(Т,S, Д)
-Семь ребят на лесенке заиграли песенки -(ноты)
-Ступени называются -(устойчивые)
-Знак повышения ноты -(диез)
-Ровные шаги в музыке -(метр, пульс)
- Главное слово в музыке - (лад)
Нота До:
Замечательно! Пришло время проверить ваше внимание с помощью игры. Мы будем спрашивать, а вы, если согласны, должны отвечать: "Это я, это я, это все мои друзья!», а если не согласны- то хлопать".
Ноты читают по очереди:
1. Кто ватагою веселой каждый день шагает в школу? (Дети: "Это я….")
2. Кто, хочу у вас узнать, любит петь и танцевать? (Дети: "Это я….")
3. Кто из вас хранит в порядке ноты, ручки и тетрадки? (Дети: "Это я….")
4. Кто из вас приходит в класс с опозданием на час? и(Дети хлопают)
Нота Ми: Молодцы, справились! А теперь послушаем сочинения на тему песни "Паровоз".
Участники расходятся по местам, приготовить стулья.
Фея аккомпанемента еще раз играет мелодию песни "Паровоз". Далее дети играют на эту тему свои вариации (жанровые):
1 Полька.
2. Вальс
3. Мазурка.
4. Марш. Играют или поют.
Нота Ми: Аплодисменты!
Королева: Вам понравилось, дети? Это чудо: обратите внимание, уважаемые родители, как ловко и умело ваши дети превратили песню в польку, затем в вальс, после чего прозвучала польская мазурка, и, в завершение- торжественный марш. И все эти превращения выполнены вашими детьми, которые всего лишь три месяца назад пришли учиться в нашу школу. Это радует.
Звучит "Полет шмеля" Н. Римского-Корсакова.
Королева: Отправляемся дальше. Дети, мы добрались к последнему Замку в Королевстве Музыки. Замку, в котором обитает Хоровое пение.
Нота Соль выносит плакат "Хор"
Нота Ми: Хор-это группа музыкантов, совместно исполняющих музыку.
Участники хора поднимаются на сцену.
Королева: Попросим Фею Хора и Фею аккомпанемента на сцену.
Нота До читает:
В темно-синем лесу,
Где трепещут осины,
В деревянной избе,
Где четыре угла,
Родилась эта песня- музыкальная сказка.
Мы споем для вас хором, отдохните в лесу.
Хор первоклассников исполняет песню "Сказки зимнего леса" (слова и музыка П. Ермолаева)
Нота Ми читает :
Утро, вечер или ночь-
Отгоняйте скуку прочь.
В зале всех друзей не счесть,
Песня есть и дружба есть.
Хор мальчиков исполняет "Песенку друзей"(муз. Ю. Энтина, сл. Г. Гладкова).
Нота Соль читает :
Карусель, карусель начинает рассказ,
Это радость, шутки и веселье.
Карусель, карусель- это праздник для нас!
Прокатись на нашей карусели.
Хор исполняет песню "Карусель" (муз. В. Шаинского)
Королева:
Прекрасное пение! Аплодисменты!
А теперь пойдем мы дальше.
Нужно много нам успеть:
Надо, чтоб увидел каждый
Чудеса, каких не счесть!
Королева:
Что за чудо, что за диво! Зал наряжен так красиво! (подходит к выставочным стендам с работами первоклассников). Ай да дети, молодцы! Потрудились. Сколько чудесных работ изготовили, и за каждой работой я вижу столько фантазии, столько любви, усердия и таланта, что хочется отметить каждого !
Нота До: Работ на конкурс « Я и музыка!» представлено так много, что все их выставить невозможно. И Феи отобрали лучшие работы.
Следует награждение. Нота Ми уходит из зала за приказом.
Королева: Вот вам и второе чудо. Вы только еще начали учиться, а сколько поделок рисунков , творчества! Вижу, в школу в этом году приняты самые талантливые дети. Благодарю участников творческого конкурса!
Нота Ми вбегает с приказом: Ой, еще случилось чудо!
Нота До: « Какое?»
Нота Ми: Да! Директор этой школы подписал такой приказ: кто получит сто пятерок - тем он премии раздаст! Какой необыкновенно добрый, замечательный директор! Я думала, что такой только в сказке встречается!
Нота Ми три раза выключает свет в концертном зале. Нота До выносит цветик - семицветик.
Королева: Глядя на ребят, я припоминаю, как одна девочка загадала желание, оторвала лепесток от волшебного цветика- семицветика. И ее желание сбылось. В сказке совершаются самые невероятные чудеса. Поэтому, дети, загадывайте сейчас свое самое заветное желание и все вместе повторим заклинание:
Лети , лети, лепесток, через запад на восток,
Через север, через юг, возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли- быть по-моему!- вели!
Включают шар (цветомузыка). Громко звучит "Вальс цветов" из "Щелкунчика". На сцену выносят призы с пожеланиями для первоклассников, вручают.
Звучит тихо музыка (Чайковский "Щелкунчик", номер "Фея Драже").
Нота Соль:
Закончилось чудо, закончилась встреча,
Настал расставания час,
Мы все чуть устали, Но нас согревали
Улыбки и блеск ваших глаз!
Нота До: Сегодня праздник не только детей, но и всех, кто учился и учится. В школе учились все: наши дедушки и бабушки, папы и мамы. Получается, что сегодня наш общий праздник . От всей души поздравляем всех присутствующих в зале! Аплодисменты!
Нота Ми:
Нет выше слова , чем Учитель.
Прекрасней слова мир не знал.
И , в честь Учителя, внесите
Цветы в наш милый музыкальный зал!
Вносят цветы. Звучит "Па-де-де" П. Чайковского из "Щелкунчика". Первоклассники дарят цветы преподавателям.
Королева: Ну, что же , дети, мне пора отправляться по своим волшебным делам, а вы, мои помощники, сделайте так, чтобы этот день дети запомнили надолго. Впереди, детки, вас ждет бал. А завершает нашу музыкальную сказку общая песня "Чудо-школа".
Песня "Чудо-школа" (на мотив песни "Чунга-чанга" муз. В. Шаинского)
1. Как мы дружно, весело живем,
Учим ноты, песенки поем.
Школа наша-наш родимый дом,
И без школы мы не проживем!
Припев:
Наша школа-это чудо,
В ней так весело всем людям,
В ней так здорово всем людям.
Пусть будет так!
2. Знает точно каждый ученик,
Что без школы мир тускнеет вмиг.
Любит школу наша детвора,
Школа, школа- лучшая пора.
Припев.
3.Пусть Учитель с нами очень строг-
постараюсь выучить урок.
Я не буду у доски молчать
Пусть поставят мне оценку «пять»!
Нота Ми: Слово для поздравления предоставляется директору школы.
Список использованной литературы
1. Татьяна Кошевая. Школьные праздники, игры и вечера. М., 2008