Если пришли отключить вам свет |
Консультация по отключению света
- отключение электроэнергии без предупреждения; - ошибки в расчетах, при которых, к примеру, абонентов из Перевальска заставляют под угрозой отключения электроэнергии ехать в Алчевск для сверки; - сбор показаний счетчика сотрудниками без каких-либо служебных удостоверений и направлений на конкретные районы обслуживания; - непонятные перекрестные проверки; - отключение электроэнергии без предоставления документа об отключении и справки об имеющейся задолженности (часто следуют комментарии: «идите в абонентский отдел для сверки». А, извините, зачем? Дайте бухгалтерский документ, я по нему оплачу задолженность и стоимость работ по подключению… Для тех, кто еще не понял суть проблемы, предлагаю сравнить с работой мобильных операторов «Киевстар» или «УМС» - разница налицо. Там Вам по почтовому адресу высылают отчеты и всегда вежливо относятся. И задолженность не тихо через суд взыскивается, а с предварительным направлением рекомендации погасить долг таким-то путем на такую-то сумму во избежание таких-то санкций и судебных расходов); - отключение электроэнергии на площадке (хотя провода на площадке находятся на балансе АЖЭО либо Перевальских ЖЭКов – и их разрешения на манипуляции с внутридомовой инженерной системой энергоснабжения никто не брал); - фальшивая (неоказанная) услуга подключения (когда рекомендуют подключиться самостоятельно и никто потом не приходит проверить правильность и надежность самостоятельной работы. Кстати, автору сообщали случаи, когда месяцами потом не приходили пломбировать счетчик, после такого самостоятельного подключения с оплатой услуг подключения); Начнем с теории. Правоотношения потребителей и поставщиков услуг по энергоснабжению регулируются в основном следующими нормативно-правовыми актами: ЗУ «О защите прав потребителей»; ЗУ «Об электроэнергетике»; ЗУ «О жилищно-коммунальных услугах»; Правила пользования электрической энергией для населения (Пост. КМУ № 1357 от 26.07.1999 г.); Три закона устанавливают общие принципы оказания услуг по пользованию электрической энергией населением, а также баланс прав и обязанностей потребителей и поставщиков этой услуги. А разработанные Кабинетом Министров Украины Правила пользования электрической энергией для населения устанавливают более детальные нормы взаимоотношений. В данной статье мы решили осветить правовые нормы касающиеся следующих ситуаций: - согласование суммы задолженности за потребленную электроэнергию; - порядок отключения потребителей в связи с задолженностью за потребленную электроэнергию; - обжалование неправомерных действий в связи с отключением электроэнергии; - фиксация нарушений и споры; Начнем с расчетов за потребленную электроэнергию. Согласно п. 20 Правил пользования электрической энергией для населения (ППЭЭН) «Розрахунковим періодом для встановлення розміру оплати спожитої електричної енергії є календарний місяць. Плата за спожиту протягом розрахункового періоду електричну енергію вноситься не пізніше 10 числа наступного місяця, якщо договором не встановлено іншого терміну» Важный вопрос съема показаний счетчика урегулирован следующим образом (согласно п. 21 ППЭЭН): «Знімання показань приладів обліку провадиться споживачем щомісяця. Енергопостачальник має право контролювати правильність знімання показань приладів обліку та оформлення платіжних документів споживачем. За власним рішенням енергопостачальник має право самостійно знімати показання приладів обліку у споживача» Порядок отключения от сети электрической энергии следующий (согласно п. 27 ППЭЭН): «У разі несплати за спожиту електричну енергію протягом 10 днів після терміну, зазначеного у договорі чи платіжному документі, та неотримання енергопостачальником повідомлення про оплату на 20 день споживачу надсилається попередження про відключення електричної енергії. У разі несплати за спожиту електричну енергію на 30 день після отримання споживачем попередження енергопостачальник має право відключити споживача від електричної мережі. Забороняється відключення споживачів перед вихідними та святковими днями» Обратите внимание – никто не имеет право Вас отключить, если Вы не получали по почте предупреждение об отключении электрической энергии. Если Вас отключили, то это самоуправство, подпадающее под признаки деяний ст. 186 КоАП Украины или ст. 356 УК Украины (самоуправство) в зависимости от причиненного такими действиями вреда (в том числе морального). Второй момент – отключить Вас могут за задолженность за потребленную электроэнергию и расчетным убыткам, а не за задолженность по штрафу. Требования на предмет «оплатите штраф, только тогда подключим» - незаконные. ППЭЭН устанавливают исчерпывающий перечень оснований для отключения Вас от сети электрической энергии: «п.35. Енергопостачальник має право відключити споживача у разі: самовільного підключення до електричної мережі; розкрадання електричної енергії, навмисного пошкодження приладу обліку та зриву пломби; порушення термінів сплати за спожиту електричну енергію у порядку, визначеному пунктом 27 цих Правил, або порушення умов договору про реструктуризацію заборгованості; неоплати за встановлення нового приладу обліку відповідно до пункту 17 або інших платежів згідно з цими Правилами; невиконання припису Державної інспекції з енергетичного нагляду за режимами споживання електричної енергії; зниження показників якості електричної енергії з вини споживача». Обратите внимание на сроки и порядок подключения абонента согласно п. 37 ППЭЭН: «Відновлення електропостачання споживача здійснюється протягом 3 днів у містах та 7 днів у сільській місцевості після усунення порушень і оплати споживачем заборгованості, витрат на повторне підключення та збитків, завданих енергопостачальнику. У разі розгляду спірних питань у судовому порядку термін відключення не повинен перевищувати 1 місяця за умови відсутності у споживача заборгованості за спожиту електричну енергію». ППЭЭН устанавливают порядок оформления претензий потребителей к поставщику электрической энергии: «п.49. У разі порушення енергопостачальником умов договору споживач викликає представника енергопостачальника для складання та підписання акта-претензії споживача, в якому зазначаються терміни, види, відхилення показників з надання послуг тощо. 50. Акт-претензія складається споживачем та представником енергопостачальника і скріплюється їхніми підписами. У разі неприбуття представника енергопостачальника протягом 3 днів з дня звернення у містах або 7 днів — у сільській місцевості споживач має право скласти акт-претензію у довільній формі. У разі відмови представника енергопостачальника від підписання акта, акт вважається дійсним, якщо його підписали не менше ніж три споживачі або споживач і виборна особа будинкового, вуличного, квартального чи іншого органу самоврядування. 51. Акт-претензія споживача подається енергопостачальнику, який у десятиденний термін усуває недоліки або надає споживачеві обгрунтовану відмову щодо задоволення його претензій. 52. У разі відмови енергопостачальника провести необхідні заміри параметрів якості електричної енергії споживач має право сам організувати проведення таких замірів. Проводити заміри параметрів якості електроенергії може організація, яка має відповідні повноваження або дозволи. У цьому випадку енергопостачальник повинен відшкодувати витрати споживача». Такие акты жизненно необходимо составлять, если у Вас сгорели бытовые электроприборы или компьютерная техника при скачке напряжения. Так как такой акт будет одним из письменных доказательств для суда. Важно знать порядок фиксации нарушений ППЭЭН энергопоставщиком: «п.53. У разі виявлення представником енергопостачальника порушення споживачем правил користування електричною енергією, у тому числі фактів розкрадання електричної енергії, складається акт, який підписується представником енергопостачальника та споживачем. Один примірник акта вручається споживачу, другий залишається у енергопостачальника. Споживач має право внести до акта свої зауваження. У разі відмови споживача від підпису в акті робиться позначка про відмову. Акт вважається дійсним, якщо його підписали три представники енергопостачальника. На підставі акта енергопостачальник має право відключити споживача від електропостачання (у випадках, передбачених пунктом 35 цих Правил), а також визначити величину збитків, завданих йому протиправними діями споживача. Розмір завданих енергопостачальнику збитків розраховується відповідно до оформленого акта про виявлення порушення за добовою величиною розрахункового споживання електричної енергії за кількістю днів з дня останнього контрольного зняття представником енергопостачальника показань чи технічної перевірки приладу обліку до моменту усунення порушення за тарифами (цінами) для населення, що діяли у період, за який нараховується розмір збитків, але не більше терміну позовної давності». Если Вы не согласны с составленным актом – сразу обжалуйте его в суде. Потому, что только суд может в порядке мер обеспечения запретить отключать Вас от сети электроэнергии до рассмотрения вашего спора по существу. Такое Ваше требование в порядке ст. 153 ГПК Украины суд может рассмотреть в день подачи иска либо заявления об обеспечении иска до его подачи. Почему необходимо упредить действия энергопоставщика по отключению Вас от сети энергоснабжения? Потому, что жить без электрической энергии в квартире сложно. Поэтому отключение от сети энергоснабжения часто используется как шантаж – хочешь спорить, сиди пока без света. Что вынуждает наших граждан соглашаться с незаконными либо ошибочными актами. А в безошибочность контролеров может верить только сумасшедший. Еще один нюанс, касающийся документов. Первое – у всех контролеров (и еще кого угодно из сотрудников ЛЭО) должны быть служебные удостоверения, с указанием фамилии-имени-отчества, должности, данных кто выдал или заверил удостоверение, фотографии скрепленной печатью. Причем печатью с указанием наименования предприятия либо его структурного подразделения и кода ЕГРПОУ – потому, что только на изготовление таких печатей необходимо брать разрешение в органах МВД. Простые штампы «Для удостоверений» и тому подобных можно изготовить в принципе самостоятельно. Второе – требуйте направление на проверку либо съемку показаний счетчика. Иначе Вы можете стать жертвой мошенника-контролера, который ходит вне закрепленной за ним территории и «улаживает вопросы» за небольшие презенты. Организация энергоснабжения должна информировать его документом, что именно это должностное лицо уполномочено на такие-то действия от имени организации. В направлении по адресу (к примеру, территория улицы такой-то), либо по данным абонента (ФИО либо лицевой счет) должно быть видно, что это должностное лицо уполномочено проверить Вас или снять у Вас показания счетчика. Обращайте внимание и на даты. Вполне возможно, что хамовитых и юридически безграмотных контролеров, требование о предъявлении направлений будет толкать на отключение света или составление акта о недопуске для проверки. Предлагайте компромисс: телефоны ЛЭО известны либо могут быть установлены звонком в справочную службу. Пусть их должностные лица по телефону подтвердят, что контролеры Пупкин и Редькина имеют право Вас проверить. Звоните при них. Если не будет вразумительного ответа – не допускайте к проверке. Если свет Вам из-за такого недопуска отключат – Вы сможете взыскать большую компенсацию морального вреда. Так как неправомерность таких действий, при отсутствии направления и невозможности проверить полномочия контролеров по телефону, для справедливого и независимого суда очевидны. А если не требовать исполнение Закона, то сотрудники энергоснабжающих организаций не будут его исполнять (так ведь проще да и шансы сбить «презент» либо «оплату дополнительных услуг» с абонента выше). Надеемся, что эта статья улучшит взаимоотношения потребителя и поставщика такой жизненно необходимой услуги, как электрическое энергоснабжение. Ведь правовое просвещение потребителей служит именно этому. Б. Бондаренко P.S. Возможно, что изложенные в статьи примеры нарушения прав потребителей были единичными. И речь не идет об их массовости. Тогда предлагаем ЛЭО и его структурным подразделениям в доказательство этого предоставить редакции: - копии реестров почтовых отправлений предупреждений об отключении электрической энергии; - копии ранее выданных направлений на проверку; - копии разрешений АЖЭО и Перевальских ЖЭКов на отключение абонентов Алчевска и Перевальска на лестничных клетках (естественно не общие, а конкретные – ведь нельзя же разрешать делать «когда угодно, где угодно и что угодно»); - иные документы, подтверждающие соблюдение ЛЭО действующего законодательства и применения цивилизованной деловой практики. Редакция готова провести расследование и авторитетно подтвердить либо опровергнуть законность и прозрачность действий природного монополиста негосударственной формы собственности. Все заинтересованные лица могут получить в редакции формы актов и выписки из Законов Украины, упоминающиеся в тексте. |
|
- | http://pressinfo.lg.ua/example/info.php?id=330 |
«Прессинфо - информационный портал» | - | http://pressinfo.lg.ua/example/info.php |
Рубрики: | Помощь людямПомощь |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |