-Цитатник

Без заголовка - (1)

Великобритания → Поющее дерево в Барнли Поющее дерево — уникальная скульптура и...

Интересные факты про гитары - (1)

Интересные факты про гитары   Мастера, изготовляющего гитары, называют лють...

Иконки для Ваших блогов, сайтов, форумов (женская серия) - (5)

Иконки для Ваших блогов, сайтов, форумов (женская серия) Представляю Вашему вниманию небольшую ...

Улыбнись! - (1)

Улыбнись!

Как редактировать видео в домашних условиях? Среда, 09 Января 2013 г. 18:07 (ссылка) - (1)

Как редактировать видео в домашних условиях? Приятно иметь архив семейного видео. Это бес...

 -Рубрики

 -Приложения

  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Перейти к приложению Я - фотограф Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • ТоррНАДО - торрент-трекер для блоговТоррНАДО - торрент-трекер для блогов

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии
18:56 02.11.2010
Фотографий: 2
Посмотреть все фотографии серии Цветы Алтая
Цветы Алтая
03:00 01.01.1970
Фотографий: 0
Посмотреть все фотографии серии Цветы Валентины
Цветы Валентины
03:00 01.01.1970
Фотографий: 0

 -Я - фотограф

Осень 2011

Осень 2011

 -

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
[Этот ролик находится на заблокированном домене]

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
В© пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в бландин

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

бересты живопись обработка камней плетение из прута резьба по дереву рукоделие старинные романсы... фотография ювелирное дело

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 31.08.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 2937


Холмогорская резьба.Часть 3.

Суббота, 06 Ноября 2010 г. 17:42 + в цитатник
Цитата сообщения Stephanya Холмогорская резьба.Часть 3.






Северная резная кость.
Часть 3.

Коробка для карточных принадлежностей с вензелем «BYM»

Санкт-Петербург (?) Первая половина XIX века Моржовый клык, дерево, ткань, бумага, щетина. Токарная, ажурная резьба, оклейка 7x2,5x21.ГИМ
С конца XVIII века в карточных наборах предусматривались вкладыши-коробки для колоды карт, фишек четырех карточных мастей. Дорогой набор украшен вензелем владельца



Скульптура «Петр 1 - победитель шведов»

Санкт-Петербург (?). 1780-1790-е Бивень мамонта, черное дерево, дерево, ткань
Объемная, рельефная, токарная резьба, гравировка, оклейка 23x19x12. ГИМ
Петр 1 изображен на поле Полтавской битвы. В посвятительной надписи он назван «Отцом Отечества». Резчик создал свою композицию под влиянием памятника Э. М. Фальконе (1782) на основе гравюры Даниила Голяховского (1709): Изображение заднего плана он поместил внизу на подставке.



Икона «Димитрий, митрополит Ростовский»

Архангельская губерния Середина XVIII века Бивень мамонта Рельефная резьба, гравировка 11,5x9,5x0,5. ГИМ



Картина «Прощание с императором Александром 1»

Архангельская губерния Вторая четверть XIX века Моржовый клык, дерево, фольга, ткань, бумага
Рельефная, ажурная, токарная резьба, гравировка, окраска, оклейка, обивка 36 х 54,5 х 3,5. ГИМ

Картина «Прощание с императором Александром 1» в технике накладного рельефа Выполнена по гравюре А. Афанасьева, Появившейся вскоре после Неожиданной смерти Александра 1 в 1825 году.



Резчик Шубный Яков Иванович

Декоративная пластина «Родословие»

Холмогоры. 1774. Моржовая кость, дерево, ткань Ажурная, рельефная резьба, цветная гравировка, обивка 39x41,0x3,5. ГИМ

На декоративной пластине «Родословие» выполнен 61 портрет. На раме внизу находится подпись резчика, что представляет собой исключительное явление. Изображения военных атрибутом и парусных кораблей напоминают о недавней победе русского флота при Чесме в 1770 году.



Ларец-теремок свадебный

Русский Север. 1770-1780-е. Дерево, моржовый клык, ткань, серебро, бумага.
Ажурная, рельефная, токарная резьба, гравировка, обивка 32x27x22,5. ГИМ

На крышке и стенках свадебного ларца помещены 33 круглых и овальных медальона с изображениями купидонов, аллегорий дружбы, любви и верности. Эти мотивы, а также тексты мастер скопировал из книги «Символы и эмблемы» (1705 год).



Мастерская Верещагина

Ваза «Времена года»

Архангельск, 1790-е. Слоновая кость (?), дерево, шелк
Токарная, ажурная, рельефная резьба,
Оклейка. 31,5x13,5x13,5. ГИМ

В медальонах вазы вырезаны изображения времен года, между которыми из цветочных гирлянд выведены литеры «В», «Л», «О» и «3» (весна, лето, осень, зима). Весь объем разбит на ряд орнаментальных поясов, из которых состоит ваза. Продуманность формы и декора, чистота исполнения свидетельствуют о высоком Профессионализме художника-декоратора, работавшего в стиле раннего классицизма. Виртуозное исполнение резных и токарных работ делало вазу достойной дворцовых интерьеров. По-видимому, в ее изготовлении принимали участие резчики Архангельской мастерской Прокопия Степановича Верещагина — однофамильца или, вероятно, родственника Николая Степановича Верещагина.



Прибор чернильный с вензелями «MZ» «YZ»

Санкт-Петербург Конец XVIII — начало XIX века. Моржовый клык, дерево, фольга, бумага.
Токарная, ажурная, объемная резьба, обивка, гнутье, оклейка 7,5x29x15,8. ГИМ
Кость редко использовали для Изготовления Чернильных принадлежностей, поэтому заказной чернильный набор, Состоящий из подставок для стеклянных флаконов с чернилами и песком, а также из коробочки для перочистки, является по-своему уникальным. Его отличает чистота Выполнения орнаментов, высокое мастерство ажурной резьбы.



Коробка для рукоделия

Санкт-Петербург (?). Конец XVIII века Моржовый клык, дерево, ткань, фольга, металл.
Токарная, ажурная, рельефная резьба 19x31x25. ГИМ

Коробка для рукоделия имеет несколько отделений для хранения наперстков, ножниц и игольников, костяных катушек. Подобные шкатулки предназначались для узкого круга столичных ценителей и отличались Стилистической чистотой исполнения



Икона «Воскресение и 12 праздников»

Архангельская губерния Вторая половина XVIII века Бивень мамонта, черное дерево, дерево Ажурная, рельефная резьба, обивка 55x45. ГИМ



Портрет императрицы Екатерины 2

Архангельская губерния. 1760-е Бивень мамонта, дерево, кожа, металл Ажурная, рельефная резьба, гравировка
Рама:18,2х17,7 Пластина: 15,7 х 15 х 0,5. ГИМ

Желая придать торжественность небольшому портрету императрицы Екатерины II, резчик поместил его в пышную раму из привычных холмогорских завитков-«раковин».



Фишки карточные «Дама и кавалер», «Львы», «Купидон»

Архангельская губерния Вторая половина XVIII века Моржовая кость. Ажурная резьба 4,5x6,2x0,2 4,6x6,2x0,2 2,8x3,2x0,2. ГИМ
Гребень свадебный «Повозка, запряженная павлинами»
Санкт-Петербург Последняя четвертьXVIII века Бивень мамонта Ажурная, рельефная резьба, гравировка 7,4x13,4. ГИМ

Желая придать торжественность небольшому портрету императрицы Екатерины II, резчик поместил его в пышную раму из привычных холмогорских завитков-«раковин».



Бюро-секретер

Архангельская губерния Вторая половина XVIII века Бивень мамонта, моржовый клык, кость, дерево, слюда, бумага, металл Ажурная резьба, цветная гравировка, окраска, оклейка, обивка 29x13x9. ГИМ



18 век – период активного развития промысла. Строительство новой столицы России, Петербурга, сопровождалось заказами на изготовление богатых нарядных вещей для императорского двора.

Резчиком по кости и перламутру начинал великий русский скульптор Федот Шубин. Юношей он поступил в косторезную мастерскую, а потом по примеру своего земляка ушел с рыбным обозом в 1759 году из Холмогор в Петербург. Ломоносову удалось заинтересовать президента Академии художеств талантом юноши, и Федот был принят обучаться скульптуре. Продолжал обучение Шубин в Италии и Франции, был избран почетным членом Болонской академии художеств. По возвращении на родину Федот Шубин приобрел всероссийскую известность.

Начатый Шубиным определенный этап в развитии косторезного искусства завершил Осип Дудин, образованнейший человек, любитель книг. У Дудина не раз покупали резные костяные шахматы для наследника царского престола великого князя Павла Петровича.
В богатых по оформлению ларцах глазковый и растительный орнаменты объединялись с прорезным узором, рисунок которого включал как растительные мотивы, так и варианты пышных завитков, пришедших в холмогорскую резьбу их официальных стилей барокко и рококо.

В ажурный орнамент постепенно вводятся сюжетные изображения, выполненные в технике рельефа. К концу 18 века к традиционным ларцам и коробочкам присоединяются миниатюрные секретеры и бюро, комодики и туалетные шкатулки, табакерки и гребни. Для пышности и яркости фоном ажурному орнаменту служит фольга или шелк.



В начале 19 века сложившиеся уже черты классицизма вносят свои коррективы в работы холмогорских мастеров. Пропорции вещей приобретают строгость и изысканность. Формы становятся лаконичнее. Орнамент миниатюрнее. Тонкие гирлянды на фоне тончайшей ромбовидной сетки говорят о необыкновенном мастерстве исполнения. С особой наглядностью это демонстрируют уникальные вазы и кубки рельефами портретных изображений.

К концу 19 – началу 20 веков холмогорской резьбе характерна механика сквозной резьбы. В этой технике выполнено блюдо, поднесенное великому князю Владимиру Александровичу при посещении Холмогор в 1885 году, выполненное Михаилом Бобрецовым. Блюдо находится в выставочном зале музея Ломоносова.

Однако к началу 20 века искусство холмогорского промысла переживает упадок. Не дает результатов ремесленный класс по подготовке мастеров. Его закрывают. Остается трое мастеров, сохраняющих традиции промысла.



Когда в 1921 году в Архангельске были организованы курсы резчиков по кости, древнее холмогорское мастерство было уже почти забыто.

В 1929 году в Холмогорах открывается учебный пункт косторезного искусства, через год он преобразуется в художественную школу. Ее первые ученики и создали в 1933 году в селе Ломоносово артель, которая стала основой будущей фабрики резьбы по кости имени М.В. Ломоносова.

В первой половине прошлого столетия мастерами была освоена техника гравюры на кости. Известна она стала благодаря мастерам Буторину, Просвирнину, Ватлину.

Начиная с 1960-х годов свои творческие возможности раскрывает новое поколение художников. Их работы освобождаются от излишней сложности и перегрузки предыдущих поколений. Наступает период создания более простых по форме изделий, украшенных орнаментами и сюжетами, которые ориентируются не на трудоемкие приемы резьбы, а на декоративную выразительность. Вновь начинают подкрашивать кость-цевку в зеленый и коричневый цвета.

Мастера находят новые технические решения: склеивают изогнутые пластины, полученные от распила трубчатой кости коровы. Создают вазы, формы которых прежде можно было получить лишь вытачиванием из цельного блока бивня. А искусная ажурная резьба, украшающая такой предмет, заставляет забыть, что удивительная работа выполнена из совершенно простого материала – коровьей кости (цевки).

Характерной чертой 1990-х годов является рост индивидуального начала в творчестве мастеров. Ведущими косторезами сейчас являются Г.Ф. Осипов, В.Н. Хабаров, работы которых экспонируются во многих музеях России и Зарубежья.



В селе Ломоносово фабрика художественной резьбы по кости сейчас закрылась. Мастера дома изготовляют массовые изделия и уникальные тематические вещи из моржовой, мамонтовой и кости-цевки на продажу. В косторезном училище мастера обучают меньше десятка студентов. Многие окончившие училище едут в Санкт-Петербург, как когда-то Федот Шубин, учиться дальше в Академии художеств или в Мухинском училище. Промысел не умирает, но и не процветает. На родине Ломоносова создаются руками умельцев потрясающие вещи, которые находят своего покупателя достаточно сложным путем.









тут





Финифть
Жостовская роспись
Мезенская роспись
Дымковская игрушка
Сучжоуская вышивка
История Гжели
Холмогорская резьба.Часть 1.
Холмогорская резьба.Часть 2.

Серия сообщений "резьба":
Часть 1 - Холмогорская резьба.Часть 2.
Часть 2 - Холмогорская резьба.Часть 3.

Рубрики:  резьба/По дерву,кости
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку