Цитата сообщения Yamborko
Художник Г. Г. Мясоедов
Родился этот замечательный русский живописец 7 апреля 1834 года в небольшом селе Паньково Орловской губернии. Отец мальчика был дворянином, хозяином небольшого поместья. Он видел, проявлявшийся у сына, дар к изобразительному искусству и всячески это поощрял. Первые азы живописи Мясоедов получил в Орловский гимназии, где преподавателем рисования был профессиональный живописец И. Волков.
В 1853 году будущий художник Мясоедов Григорий Григорьевич уехал из родных мест в Петербург и успешно сдал экзамены в Академию Художеств.
В стенах этого учебного заведения художник провел десять лет. В эти годы Академия Художеств переживала сложный период, вылившийся в 1863 году в "бунт четырнадцати". Правда, события этого "бунта" были известны Мясоедову лишь понаслышке — к этому времени художник уже закончил обучение и был отправлен за счет АХ за границу, где он пробыл до 1868 года, посетив Париж, Брюссель, Берлин, много городов Испании и Италии.
Еще будучи студентом Академии, Мясоедов написал жанровое полотно "Поздравление молодых в доме помещика" и картину с историческим сюжетом "Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе", расцененное В. Стасовым, как первый шаг в направлении создания реалистических картин исторической тематики. В течение всего творчества историческая тема постоянно будет присутствовать в работах художника, параллельно с жанровой тематикой.
Творческая деятельность Мясоедова тесно переплеталась с деятельностью общественной — именно Мясоедов был автором идеи создания ТПХВ — организации художников-передвижников, которая и была успешно основана в 1870 году.
Картины Григория Григорьевича Мясоедова неоднократно становились экспонатами передвижнических выставок. На первой такой выставке (1871) было представлено полотно "Дедушка русского флота (Ботик Петра Первого)", в которой историческая тема решается в бытовом плане.
Через год, на второй выставке ТПХВ Мясоедов представил свою другую, пожалуй, самую замечательную свою работу "Земство обедает". В этой картине художник остро показывает разницу между господами и простыми крестьянами, сравнивая их обеденную трапезу — роскошный стол богачей и скромный ужин, состоящий из хлеба, лука и соли, крестьянской бедноты.
Другое фундаментальное произведение художника — "Чтение манифеста 19 февраля 1861 года" — было написано им в 1873 году. Картина рассказывает о реакции крестьян на принятый в те годы закон об отмене крепостного права. Образы простых мужиков, слушающих мальчика, читающего манифест, не выражают особых эмоций по поводу принятия этого указа, но в них чувствуется внутренне напряжение, связанное с недоверием к происходящему. В этом заключается простая крестьянская мудрость и недюжинная мужественность.
В начале 1880-х творчество Мясоедова ознаменовалось новым этапом. Его пейзаж "Дорога во ржи", написанный в 1881 году, поражает зрителя незатейливостью и огромной выразительностью сюжета: художник открывает новый способ решения жанровых полотен, делая его монументальным.
Тоже самое относится и к "Косцам" (1887), где автором воспевается радость повседневного бытия, выраженная в красоте труда крестьян, его слаженном и гармоничном ритме. Этот стиль полностью уводит художника от передвижнического обличительного начала, являвшегося в те годы основным принципом в русской живописи.
В конце своей творческой деятельности художник оказался одним из некоторых представителей ТПХВ, которые не захотели в 1880-х — 1990-х годах видеть в числе своих коллег по товариществу молодых талантливых художников, наполненных свежими идеями восприятия искусства живописи.
Последние годы его жизни, к сожалению, не ознаменовались каким-либо важными вехами в его творчестве.