Верхотурье. Актай. Живоносный Источник |
На заимке Актай, вблизи Верхотурья, стоит храм в честь Иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник».
У этого укромного лесного уголка в восьми верстах от Верхотурья в разные времена были разные названия: заимка, скит, дом отдыха, госпиталь для бойцов, раненных на фронтах Великой Отечественной войны (о чем свидетельствует табличка на одном из корпусов), снова дом отдыха, детский оздоровительный лагерь.
Небольшой поселок Актай ничем особенным не удивляет: немного типового жилья, двухэтажного и одноэтажного, плюс обыкновенные деревенские избы.
А вот за невысоким деревянным забором открывается иной мир, от которого веет чем-то давним, спокойным, гармоничным.
Здесь можно выпить вкусный чай и насладиться горячими ароматными пирожками с пылу с жару
Неиссякаемый родник, с чистой прозрачной водой, сохранился до наших дней. В 1920-х богоборческая власть закрыла скитский храм: на заимке устроили дом отдыха. В те годы из источника возили воду бочками для нужд отдыхающих. А во время Великой Отечественной святая вода помогала выздоравливать раненым бойцам: дом отдыха "Актай" превратили в госпиталь.
Такое же умиротворяющее впечатление Актай произвел летом 1914 года на журналиста газеты «Зауральский край» В. Чекина, который писал: «Еще несколько минут, и сквозь деревья замелькали чистенькие, уютные домики за аккуратным прочным забором. Выглянула маленькая скитская церковь, вышка с колоколами. В темную раму соснового леса словно вставлена картина, написанная светлыми, жизнерадостными красками — зеленая трава, аккуратные желтые дорожки, цветущие черемухи, яблони, сирень».
Нынешняя картина напоминает прежнюю. Хочется вписать в нее еще и пушистые молодые кедры, растущие вблизи жилья, кое-где выстроившиеся в правильные аллеи. Известно, что кедр — дерево гордое, прихотливое. Его не то что «построить», но и вырастить непросто. Как удалось это на Актае? «С молитвой посажены», — подскажет знающий человек.
Рядом с храмом - родник, также освященный в честь этого Богородичного образа.
Полторы сотни лет назад Пермское губернское правление отвело здесь около девяти десятин земли Верхотурскому Свято-Николаевскому мужскому монастырю. Число паломников, которые искали здесь временный привал, возрастало, и милосердные православные отцы решили устроить божьим странникам приют, в 1879 году был срублен большой деревянный дом с кухней в нижнем этаже. Потом и второй дом поднялся — с нижним этажом для паломников и верхним — для монастырской братии.
Богомольцы просили устроить здесь часовню во имя праведного Симеона, и на добровольные пожертвования она была сооружена. Так же именовали обустроенный рядом целебный источник.
Наличие в большой часовне резного кедрового иконостаса располагало к тому, чтобы обратить постройку из часовни в церковь. Наконец епископ Екатеринбургский и Ирбитский преосвященный Афанасий благословил освятить храм на Актае в честь иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный источник». Так называется чудотворная икона Божией Матери, явившаяся людям близ города Константинополя у источника, творившего чудеса исцеления: сама Богородица указала людям животворящий родник.
С XVIII века этот образ получил широкое распространение на Руси. На нем изображена Богоматерь с младенцем, сидящие в большой купели. По сторонам выписаны три святителя — Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. Они черпают воду из источника и раздают ее страждущим. А сам источник — это деревянный колодец, из которого бьет водяная струя.
Вот такой колодец — неиссякаемый, с чистой прозрачной водой — и утвердился на Актае, составив нерасторжимое единство с церковью. Жив он и по сей день.
До революции на заимке Октай селились иноки, жаждущие уединения. Строили себе кельи в отдалении, чтобы меньше общаться с миром. Но мир шел к ним — за советом, утешением, просьбой помолиться.
Особенно известен был старец Макарий. Местное окружение с усмешкой называло его «птичьим святым» — за любовь к курам, которых он разводил во множестве. А вот гости дальние, столичные ценили его как прозорливого человека, умевшего видеть на несколько дней и несколько лет вперед. К Макарию приезжала жена поэта Максимилиана Волошина Маргарита Сабашникова, фрейлина последней русской императрицы Анна Вырубова. Со светскими дамами хозяин обращался сурово: заставлял делать черную домашнюю работу, ночлег предоставлял на полу. На сохранившихся снимках старец Макарий запечатлен с духовником царской семьи епископом Полтавским Феофаном, с Григорием Распутиным.
Гражданская война взорвала тишину уединенной обители. Осенью 1918 года сюда явился отряд красногвардейцев. Скит и церковь разграбили. Монахов Иоакинфа и Каллиста, пытавшихся защитить монастырское имущество, обвинили в шпионаже, увезли на станцию Карелино и там расстреляли. Недавно они канонизированы Русской Православной церковью как преподобномученики…
Разместившийся на Актае дом отдыха источником не пренебрег: сначала воду из него возили в бочках, потом провели водопровод. Неиссякаемая животворная влага помогла многим бойцам Великой Отечественной поскорее встать в строй.
В начале
«Екатеринбургская епархия не отступится от тех строений, которые принадлежали церкви, и даже если вы все купите за несколько миллионов, то вам придется все равно вернуть древние постройки Русской Православной церкви безвозмездно. Смотрите, не останьтесь внакладе, господа коммерсанты!
Верхотурье было церковным городом, и оно обязательно будет таким, ибо для чего мы оставляем дома свои, жен, родителей, близких, друзей и уходим в монастырь, навсегда связав себя невозвратными обетами, данными нами Господу Богу? Мы хотим возродить святыни верхотурские, поднять духовность».
Сейчас колодец заключен в аккуратный деревянный сруб. Сруб, в свою очередь, находится в деревянном домике - крытой купальне, увенчанной куполом и крестом.
После купели мы зашли в маленькую деревянную церковь. Здесь так тихо и спокойно, что даже уходить не хотелось...
Возвращаемся в гостиницу
Очень понравился колодец с лебедями, я и его прихватила)
И нас встречают купола Крестовоздвиженского собора
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |