-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Стиль-это_человек

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 27.06.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 622


Три памятника-три истории (Прогулки по Москве)

Воскресенье, 31 Октября 2010 г. 11:46 + в цитатник
Цитата сообщения Leonsija Три памятника-три истории (Прогулки по Москве)

 "События великого прошлого, деяния пред­ков наших предстанут как бы воотчию перед тыся­чами лю­дей, разнесутся молвою по всему обшир­ному Отечеству нашему, перейдут к детям и внукам нашим" - так писали после открытия в Москве в 1883 г.  Исторического музея.

Исторический музей был основан по инициативе видных представителей русской научной интеллигенции, проповедовавших идеи просвещения народа. В 1867 году в Москве проходит этнографическая выставка от Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, а в 1872 году - политехническая выставка того же общества, в процессе подготовки к которой и родилась мысль о создании музея отечественной истории, который России был крайне необходим.

 

После закладки музея в 1874 году была создана специальная ученая комиссия для решения "научных вопросов, связанных с определением облика музея и характера отделки залов, выявления находящихся в распоряжении памятников, отбора экспонатов, обозначения событий, достойных увековечения в произведениях живописи и скульптуры".

К работе в комиссии были привлечены видные ученые - историки того времени: В.О. Ключевский, К.Н. Бестужев-Рюмин, В.Е. Румянцев, родоначальник искусствоведческой науки Ф.И. Буслаев. Непосредственными создателями музея считаются известные историки А.С.Уваров и И.Е.Забелин, которые взяли на себя основную часть работы в ученой и строительной комиссиях.

Строительство музея началось в 1876 году на том самом месте, где столетием раньше в старинном здании Земского приказа помещались первые аудитории основанного Михаилом Ломоносовым Московского университета, переехавшего в свое новое здание на Моховой в 1793 году. Затем здесь были аптека, магистрат, Городская Дума, губернское присутственное место.

Архитектурное строительство второй половины ХIХ века в России тесно связано с развитием капитализма. С художественной точки зрения это было время господства эклектики, когда разбогатевшие российские купцы просили архитекторов строить свои дома, подражая готике, Ренессансу, мавританскому стилю и т.д. Псевдорусский стиль, ставший также разновидностью эклектики, получил распространение "под лозунгом возрождения национальных форм в архитектуре" и был обращен к традициям древнерусского зодчества ХVI - ХVII вв. Основной стереотип такого здания, подчеркивающий значимость России, вырабатывается к концу 80-х годов. Проектируя фасады этих зданий, зодчие стремились подчеркнуть национальное своеобразие архитектуры, воплощая в каждом из них образ самой России.

Именно к этому стремился и архитектор В.О. Шервуд, который строительством Исторического музея положил начало реконструкции центра Москвы, т.к. к 90-м годам здесь возник целый комплекс зданий в псевдорусском стиле - здание Городской Думы (арх. Д.Н.Чичагов, быв. Музей В.И. Ленина) и Верхние торговые ряды (арх. А.Н.Померанцев, ныне - ГУМ). Шатровые завершения, большие и малые башни, шпили и многочисленные узорочья, пришедшие из русского деревянного зодчества ХVI - ХVII вв., разнообразные кокошники, фигурные наличники, множество орнаментов и других мелких деталей декора - все это зодчие пытались разместить на фасадах. Один из современников назвал эти мотивы "мраморными полотенцами и кирпичной вышивкой". Поэтому, глядя на фасад Исторического музея, трудно сказать, какова его этажность, притом, что залы музея просторны и хорошо освещены. Однако Шервуд решил одну из главных задач, удачно вписав этот дробный фасад здания в общий ансамбль Красной площади, украсив его двумя высокими, двумя низкими башнями, большой шатровой крышей и крыльцом, отделанным в древнерусском стиле. Характером силуэта и сложностью объемного построения здание музея перекликается с куполами и шатрами собора Василия Блаженного, а колоритом - с краснокирпичной стеной древнего Кремля.

В.О.Шервуд

Владимир Осипович Шрвуд живописец и скульптор, закончил в 1857 г. Училище живописи и ваяния в Москве, в 1872 г. получил звание академика портретной живописи. В 1873 г. он был привлечен к работе над проектом здания Исторического музея. В поисках архитектурного образа музея Шервуд исходил из программы, в общих чертах разработанной в декабре 1873 г. Ученой комиссией при Управлении музея. В результате дискуссии между А.С. Уваровым, предлагавшим взять за образец суздальские храмы и дворец Андрея Боголюбского, и И.Е. Забелиным, утверждавшим, что прототипом для здания музея русского истории могут служить лишь памятники самобытной национальной архитектуры XVI в., прежде всего такие, как собор Василия Блаженного, было принято решение, обязывающее проектировщиков ориентироваться на особенности русского зодчества XVI столетия.

В мае 1875 г. лучшим был признан проект, поданный под девизом «Отечество» и составленный В.О. Шервудом вместе с инженером А.А. Семеновым, ранее принимавшим участие в устройстве Севастопольского отдела Политехнической выставки. После некоторых изменений 8 августа 1875 г. проект был утвержден императором Александром II. В результате переработки нескольких вариантов проекта Шервуд, используя мотивы древнего зодчества, смог добиться органического вхождения здания музея с его многочисленными островерхими башнями и высокими фигурными кровлями в ансамбль Красной площади. В оформлении фасадов он использовал мотивы убранства памятников русского национального зодчества XVI–XVII вв. 
По собственной инициативе Шервуд выполнил проекты интерьеров Парадных Сеней и будущих экспозиционных залов, при отделке которых предполагал широко использовать произведения современного изобразительного искусства – фресковую живопись и скульптуру.

 

Парадные сени Исторического музея

В настоящее время в Историческом музее представлено более 4,5 млн. предметов и около 15 млн. листов уникального документального архива, отражающих историю и культуру Российского государства с древнейших времен до наших дней.

"Пусть же этот памятник, воздвигнутый благодарными гренадерами своим павшим товарищам, напоминает грядущим поколениям, из года в год, из века в век, как умеют стоять за честь и славу Родины ее верные сыны, когда они воодушевляются святой Православной верой, безграничной любовью к царю и Отечеству", такие вот слова сказал в день открытия еще одного памятника подполковник И.Я.Сокол, построенного по проекту В.О.Шервуда - Памятника Героя Плевны.

Часовня-памятник гренадерам, павшим в бою под Плевной, была построена по инициативе и на добровольные пожертвования оставшихся в живых гренадеров - участников Плевненского сражения. Строительство памятника было поддержано всем русским обществом, воспринимавшим Русско-турецкую войну 1877-1878 годов как свой священный долг защиты братских единоверных народов. Открытие Плевненской часовни состоялось 27 ноября 1887 года, в день десятилетия героической битвы под Плевной. Автором проекта стал известный академик архитектуры В. О. Шервуд. Внутри часовня была украшена богатым керамическим декором, сплошь покрывающим все поверхности. У главных образов - святых Александра Невского, Георгия Победоносца и святителя Николая Чудотворца - горели неугасимые лампады.

Сохранившиеся свидетельства доносят до нас волнующие моменты этого поистине всенародного, всеславянского торжества. Перед освящением часовни состоялся военный парад, в котором приняли участие 12 батальонов различных родов войск и 4 эскадрона Московского гарнизона. Принимал парад генерал-фельдмаршал великий князь Николай Николаевич (старший), главнокомандующий Дунайской армией. На торжествах присутствовали московский генерал-губернатор князь В. А. Долгоруков, в полном составе Городская Дума, представители московского военного сословия. Вся территория вокруг часовни со стороны улиц и сквера была заполнена множеством людей. К моменту освящения к Плевненской часовне была с крестным ходом принесена величайшая московская святыня - Иверская икона Божией Матери. Водосвятный молебен возглавил митрополит Московский Иоанникий, который в сослужении священников всех гренадерских полков и при пении Синодального хора совершил чин освящения. При возглашении "Вечной памяти" погибшим воинам - освободителям Болгарии были помянуты имена императора Александра II - освободителя и герцога Сергея Максимилиановича Лейхтенбергского, погибшего под Плевной. В заключение был оглашен акт о передаче памятной часовни на вечные времена городу Москве с завещанием всегда хранить память о павших воинах и совершать их церковное поминовение в день битвы 28 ноября.

Москвичи всегда торжественно отмечали заповеданный им день памяти погибших гренадеров. Но пришедшее революционное лихолетье смело многое из того, что нам было дорого. Часовня была закрыта и разорена. Ее неоднократно пытались уничтожить по распоряжению ЦК, но она чудом уцелела, напоминая своим обезображенным видом о тех злодеяниях, которым подверглась Русская Церковь. Обезумевшие варвары устроили в ней туалет. Видимо, к этому времени относится надругательство над большим распятием, находившимся в часовне, которое ныне перенесено в храм Воскресения Христова в Кадашах. Чья-то бестрепетная рука в слепой злобе выцарапала глаза у Христа. Теперь этот Крест напоминает нам не только страдания Спасителя, но и те страшные времена гонения на Церковь, о которых мы так быстро забываем.

Часовня в обезображенном виде простояла до середины 40-х годов, пока в обстоятельствах смертельной опасности государство не обратилась за поддержкой к Церкви. К концу войны ее привели в порядок, восстановили крест и позолотили надписи. Но без совершения служб часовня быстро разрушалась. В конце 50-х годов она была полностью покрыта консервирующим составом и приобрела вид так хорошо знакомого москвичам черного чугунного памятника.

3 марта 1990 года, в день праздника Независимости Болгарии митрополитом Ювеналием в сослужении духовенства Болгарского подворья в Москве была отслужена панихида по убиенным воинам, павшим за освобождение Болгарии от османского ига. Надо отдать должное, болгары, испытывая благодарность русскому народу, ежегодно возлагают венки к памятнику в день битвы под Плевной.

Часовня долгое время оставалась не возвращенной Русской Православной Церкви. Инициатором передачи стало Общество Ревнителей Православной Культуры. В декабре 1992 года часовня была наконец передана Церкви и приписана к Николо-Кузнецкому храму.

Еще одно творение архитектора В.О.Шервуда - памятник Н.И.Пирогову. Вклад Н.И. Пирогова в развитие отечественной медицины был огромен: профессор Пирогов стал одним из основоположников военно-полевой хирургии, топографической анатомии и оперативной хирургии, одним из первых начал применять наркоз при операциях, придумал гипсовые повязки и многое другое.

Осенью 1881 года Николай Иванович Пирогов умер от редкостной болезни - рака языка. Через десять лет после его кончины медицинская общественность выступила с предложением о сооружении памятника великому хирургу. На эту просьбу Александр III в январе 1891 года дал разрешение Обществу русских врачей «открыть в память Н.И. Пирогова памятник» и начать сбор пожертвований на его сооружение в Москве.

Н.И.Пирогов

Созданный для этой цели комитет к концу 1894 года собрал 12 тыс. рублей, после чего в январе 1895 года последовало очередное Высочайшее разрешение государя соорудить на собранные деньги памятник по проекту академика В.О. Шервуда.

К чести этого великолепного художника, он много сил и энергии приложил к тому, чтобы памятник был выполнен наилучшим образом, с высоким качеством и недорого. Именно по рекомендации Шервуда были привлечены известные бронзовых дел мастера - братья Вишневские - и отличный мраморщик Н.А. Захаров, согласившиеся взять за свои труды скромное вознаграждение. И работа закипела. Академику Шервуду в его поисках образа во многом помогло и то, что еще при жизни Н.И. Пирогова ему посчастливилось сделать документальный скульптурный портрет, отсюда и высокая достоверность лепки.

Все шло вроде бы хорошо, но несколько измененная облицовка пьедестала, усложнение его конфигурации потребовали дополнительно 1600 руб., которых в распоряжении комитета не было. Ввиду этого обратились к городскому голове князю В.М. Голицыну: «…не найдет ли дума возможным из средств города изыскать недостающую сумму»? В протоколе заседания Московской городской думы от 10 июня 1897 года №17 отмечено, что «памятники замечательных людей служат не только украшением городов, в которых они воздвигнуты, но и средством воспитательного и культурного влияния на городское население»! Протоколом единогласно было постановлено отпустить «…на сооружение памятника Н.И. Пирогову в Москве 1600 рублей на окончательную отделку этого памятника».

Светлым днем в истории науки вообще и медицины в частности стало 3 августа 1897 года, когда в Москве на Девичьем поле в так называемом «клиническом городке» был открыт первый памятник русскому врачу и почетному гражданину столицы. Скульптор В.О. Шервуд не дожил трех недель до этого дня и не смог насладиться успехом своего детища.

Рубрики:  Москва
История

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку