-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Стиль-это_человек

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 27.06.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 622


Китайский домик и изящный музей (прогулки по Москве)

Воскресенье, 31 Октября 2010 г. 11:44 + в цитатник
Цитата сообщения Leonsija Китайский домик и изящный музей (прогулки по Москве)

Роман Иванович Клейн... его творения так хорошо известны москвичам и гостям столицы, туда именно стараются попасть, приехав в наш город - это известный универмаг "ЦУМ" (Дом торгово-промышленного Товарищества "Мюр и Мерилиз") и следующее здание уже из области культурных мероприятий - Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина...


Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина

Роман Иванович Клейн родился 31 марта 1858 года в многодетной семье. Он был пятым из семи детей московского коммерсанта Ивана Клейна. В его доме на Малой Дмитровке постоянно бывали художники, литераторы, музыканты, в том числе Николай и Антон Рубинштейны. После окончания Московского училища живописи, ваяния и зодчества Клейн поступил в Петербургскую Академию художеств (1878) и закончил ее в 1882 году. Потом два года он проходил стажировку в Италии - в Равенне и Риме, в мастерской Шарля Гарнье, строителя парижской Большой Оперы.

Архитектор Р.И.Клейн

Практическая деятельность зодчего началась в конце 1880-х годов. Одна из первых известных построек Клейна - Средние торговые ряды (1890-1891) - стилизация под древнерусское зодчество. Многие приезжие, да и москвичи тоже, во время экскурсий по Красной площади вряд ли подозревали, что старое здание, что так вольготно раскинулось-распахнулось от угла Варварки, против собора Василия Блаженного, вплоть до ГУМа долгие годы являлось одним из центров военного ведомства страны. Здание это, вернее, целый ком плекс построек, носит старомосковское имя - "Средние торговые ряды" и предназначалось исключительно для мирных целей - развития торговли. С давних пор российские купцы мудро рассудили, что лавки и лабазы лучше располагать в центре города, а удобнее места, чем Красная площадь, не сыскать. Неслучайно именно здесь и сложился самый крупный московский торг. Испокон веков на площади шумели многолюдные базары. Фасад новостройки Клейн, учтя облик стоявшего напротив собора Василия Блаженного, выполнил в более сдержанной манере, нежели у ГУМа. Главный корпус здания представлял неправильный четырехугольн ик, выходящий фасадом на четыре окружавших его улицы, с внутренним двором, где еще находилось 4 корпуса! Эти ряды по грандиозности не уступали ГУМу и были предназначены главным образом для оптовой торговли.

Средние торговые ряды

В 1890-е годы Клейном были построены также Трехгорный пивоваренный завод, стилизованный под средневековье, несколько особняков, учебных заведений, доходный дом Перлова на Мясницкой улице. Фасады и интерьеры его по настоянию заказчика, крупного чаеторговца Перлова, стилизованы Клейном под древнекитайскую пагоду. И хотя сам архитектор позднее критически оценивал свою работу, считал ее аляповатой и надуманной, "чайный домик" сыграл немаловажную роль в формировании творческих принципов архитектора. Китайские мотивы удачно выявляли назначение сооружения. И в дальнейшем Клейн старался выразить в декоре здания его функцию, которая в представлении образованного человека связывалась с тем или иным историческим стилем.

Знаменитый "китайский домик" - доходный дом Перлова (сейчас это самый знаменитый в Москве чайный магазин)

 В числе других крупных архитекторов он был приглашен Цветаевым для участия в конкурсе на проект здания Музея изящных искусств, который был объявлен Академией художеств в августе 1896 года и проведен в начале следующего года.
По условиям конкурса Клейну предстояло спроектировать обширное музейное здание "особо изящной и художественно характерной формы", с колоннадой по главному корпусу, предпочтительно в греческом стиле и расположить его вблизи Кремля, на Волхонке. Создание музея стало для Клейна делом жизни, так же как и для его организатора профессора Цветаева.
При постройке музея Клейн подчас оказывался как бы "между двух огней". С одной стороны, профессор Цветаев требовал соблюдения исторической и научной точности при разработке деталей и оформления залов. С другой стороны, меценат Нечаев-Мальцев мог принять или не принять тот или иной вариант, исходя из своих соображений и расчетов. Затянувшееся на многие годы строительство здания вызывалось не только грандиозностью решаемых научных и художественных задач, но и главным образом финансовой стороной дела. Музей создавался в основном на частные средства так называемых благотворителей. В общей сумме его стоимости, достигшей около 2, 5 миллиона рублей, государственная субсидия составляла только 200 тысяч, а вклад мецената Нечаева-Мальцева превышал 2 миллиона. Музей изящных искусств был завершен в 1912 году. За проект музея Клейну было присвоено звание академика.


В годы завершения строительства Музея изящных искусств Клейн разрабатывал проект здания кинематографа "Колизей" на семьсот человек на Чистых прудах. Он вел также реставрацию усадьбы "Архангельское", возводил там, при участии архитектора Г. Бархина, храм-усыпальницу князей Юсуповых в палладианском стиле.
К 1906 году относится начало строительства Дома торгово-промышленного Товарищества "Мюр и Мерилиз". Этот универсальный магазин европейского типа с фасадом, решенным в англо-готическом стиле, был построен в 1908 году на углу улицы Петровки и Театральной площади, на месте сгоревшего в 1900 году старого торгового дома. При строительстве впервые в России был использован железобетон. Технология была заимствована из Америки, где с ее применением возводились многоэтажные здания. Хотя магазин не был небоскребом, семиэтажный дом по тем временам считался высоким. Новый способ строительства позволил за счет более тонких стен значительно увеличить торговые площади.




 Другим значительным сооружением Клейна этого времени был Бородинский мост (совместно с инженером Н.И. Осколковым, при участии архитектора Бархина). К последним крупным работам мастера, осуществленным в 1914-1916 годы, относится реставрация старого здания Московского университета на Моховой улице, постройка рядом с ним корпуса геологического и минералогического институтов.
За время своей длительной практики Клейн проявил себя и как внимательный педагог и воспитатель. Его помощниками были военный инженер И. Рерберг, архитекторы П. Заруцкий, Г. Шувалов, П. Евланов, позднее построившие в Москве немало замечательных зданий. В последние годы жизни Клейн тяжело болел, но, тем не менее, продолжал напряженно работать до самой смерти 3 мая 1924 года
 

 

                                                                               Панорама Бородинского моста. 1930-е гг. Фото Н.С. Грановского

Подводя итоги своей многолетней практики и педагогической деятельности, Клейн писал в автобиографии:

«При исполнении архитектурных задач я всегда преследовал тесное согласование принципов чистого, строгого искусства с утилитарными современными потребностями и с конструктивностью сооружения, и этот принцип я считаю необходимым проводить в жизнь и в качестве педагога. Мы должны считаться с направлением настоящего времени, мы не можем более действовать в наших произведениях посредством массы и величины в той степени, как это было для строителей прежних художественных периодов…»

Рубрики:  Москва

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку