-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Стиль-это_человек

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 27.06.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 622


Москва и Оливье (прогулки по Москве)

Воскресенье, 31 Октября 2010 г. 11:37 + в цитатник
Цитата сообщения Leonsija Москва и Оливье (прогулки по Москве)

"Что может быть отвратительнее музыки! Я никак не могу понять, почему люди, которые жрут блины, не говорят, что они занимаются искусством, а люди, которые жрут музыку, говорят это. Почему вкусовые «вулдыpчики» на языке менее возвышенны, чем барабанные перепонки? Физиология и физиология. Меня никто не убедит, что в гениальной симфонии больше содержания, чем в гениальном салате. Если мы ставим памятник Моцарту, мы обязаны поставить памятник и господину Оливье."

Анатолий Мариенгоф «Циники»

Салат оливье, версия 1860 года

мясо двух отварных рябчиков,
• один отварной телячий язык,
• добавлял около 100 грамм черной паюсной икры,
• 200 грамм свежего салата,
• 25 отварных раков или 1 банка омаров,
• полбанки очень мелких маринованных огурчиков (пикулей),
• полбанки сои кабуль (некая производимая тогда паста из сои),
• два накрошенных свежих огурца,
• 100 грамм каперсов,
• мелко нарубленные пять штук яиц, сваренные вкрутую.

Заправляли весь этот  изыск соусом провансаль, который должен был быть приготовлен на французском уксусе, двух свежих яичных желтках и фунте (400 граммах) прованского оливкового масла.

С революционных пор вариаций на тему оливье появилось столь много, что уже есть сборники с названиями типа «100 рецептов оливье». Большинство «родственников» - седьмая вода на киселе. От салата Люсьена Оливье в них остались разве что картошка, яйца да соус провансаль (правда, уже не домашнего, а заводского приготовления, называемый майонез). Зато добавилось много такого, от чего француз пришел бы в ужас.  А какова же история появления настоящего салата Оливье?

Трубная площадь.
Вид местности, прилегающей к Петровскому бульвару. Фото 1882 г. из альбома Найдёнова.

Площадь на пересечении Бульварного кольца, Цветного бульвара и Неглинной улицы издавна именовалась «Трубой». Столь странное название место получило в XVII веке: здесь неширокая, но своенравная речка Неглинка пересекала кольцо стен Белого города, для чего в толще одной из башен сделали арочное отверстие в виде кирпичной галереи длиной около восьми метров - «Трубу». На выходе она закрывалась решеткой. 

У будочника на Трубной площади среди покупателей были богатый московский купец Яков Пегов и известный в Москве повар-француз Оливье, про которого говорили, что только он единственный в столице может устроить настоящий обед, и которого для устройства парадных обедов приглашали в самые аристократические и богатые дома. Встречаясь у будочника, Пегов и Оливье сговорились совместно приобрести участок земли, на котором стояли эта самая будка и соседнее с ней питейное заведение, известное у окрестных жителей как «Афонькин кабак», и устроить здесь первоклассный ресторан.

В середине 1860-х годов было выстроено здание с белоколонными залами, отдельными кабинетами, сверкавшими зеркалами, люстрами и дворцовой роскошью отделки и меблировки по проекту архитектора Михаила Чичагова. Новое заведение было названо «Трактир «Эрмитаж» Оливье».

Ресторан "Эрмитаж". Фото кон.19 века.

«Эрмитаж» славился изысканным французским шиком, разнообразным меню, богатой картой вин, а также фирменным салатом. Для контраста гостей обслуживали не фрачные официанты, а трактирные половые в белых косоворотках. Перед зданием расположилась «биржа» лихачей, которые платили городу за право стоянки на столь выгодном месте по пятьсот рублей в год. «Эрмитаж» также посещался интеллигенцией, в его залах устраивались торжественные и юбилейные обеды: в 1879 году в честь И.С. Тургенева, в 1880 - в честь Ф.М. Достоевского, в 1899 году в столетие со дня рождения А.С. Пушкина состоялся Пушкинский обед, на котором присутствовали известнейшие тогдашние литераторы. Здесь отмечали различные юбилеи профессора университета, а в Татьянин день веселились студенты, но студенческие пиршества весьма отличались от чинных «профессорских обедов».

Главной достопримечательностью эрмитажной кухни был изобретенный хозяином салат необычайно тонкого вкуса - «Салат Оливье», способ приготовления которого он держал в тайне. Многие повара пытались приготовить этот салат, но ни у кого он не получался. Таким образом, имущественный, а также в некоторой мере социальный ценз во многом определял саму возможность «приобщиться» к знаменитому салату.

Летний зал ресторана "Эрмитаж"

История происхождения знаменитого салата такова. Первоначально француз изобрел для своего ресторана вовсе не салат, а блюдо под названием «Майонез из дичи». Для него отваривали филе рябчиков и куропаток, резали, выкладывали на блюдо вперемежку с кубиками желе из бульона птицы. Рядом изящно располагали вареные раковые шейки и ломтики языка, политые соусом провансаль. А в центре возвышалась горка картофеля с маринованными корнишонами, украшенная ломтиками крутых яиц. По замыслу Оливье, центральная «горка» предназначалась не для еды, а лишь для красоты, как элемент декора блюда.

Вскоре Оливье увидел, что многие русские невежи поданный на стол «Майонез из дичи» сразу перемешивают ложкой как кашу, разрушая тщательно продуманный дизайн, затем раскладывают по своим тарелкам и с удовольствием едят эту смесь. От увиденного он пришел в ужас. Но на следующий день изобретательный француз в знак презрения демонстративно смешал все компоненты, обильно полив их майонезом. В творческом учете русского вкуса Люсьен Оливье оказался прав - успех нового блюда был грандиозен!

Салат стал главной приманкой для посетителей. Его рецепт был тайной, которую Оливье унес с собой в могилу. Но, после недолгого забвения, рецепт был восстановлен в 1904 году по памяти одного из гурманов - завсегдатаев ресторации.  Основная тайна изумительного вкуса салата заключалась в небольшом количестве неких приправ, которые Оливье лично в тайной комнате вводил в свой майонез. Именно состав этих приправ и не удалось достоверно восстановить. Ну, а остальные входившие в салат продукты были у всех на виду, так что особого секрета не представляли.

 

Могила и памятник Люсьену Оливье на Введенском (немецком) кладбище г.Москвы

После смерти Люсьена Оливье владельцем ресторана «Большой Эрмитаж» (так стал называться трактир в начале XX века) было «Товарищество Оливье», состав которого несколько раз менялся. Новые владельцы с еще большим шиком отделали дом, пристроили к нему бани с номерами. Во дворе появилась стеклянная галерея с садом и отдельными кабинетами. В революцию 1917 года ресторан закрылся, в здании размещались различные учреждения, в годы нэпа опять тут был ресторан, а с 1923 года до 1941-го в нем находился «Дом крестьянина».

 

Современный вид здания, где был ресторан "Эрмитаж".  Сегодня в реконструированном главном здании дает спектакли театр «Школа современной пьесы».

Классический оливье советского периода предполагал мясо, причем говядину (на практике частенько заменявшуюся колбасой). Курица, которая больше отвечала оригинальному рецепту с рябчиками, пользовалась несказанно меньшей популярностью. Даже крабы (кальмары, креветки), которыми обернулись те раки, что клали в салат в «Эрмитаже», и то казались народу более «правильными». Незаконнорожденные потомки оливье постепенно обзаводились собственными именами. Как только их нe обзывали: «салат с горошком», «мясной», «зимний», «праздничный» или совсем незамысловато - «наш любимый». Вот такие вот  метаморфозы... может быть действительно когда-нибудь салату оливье будет поставлен памятник, как самомму популярному и самому непредсказуемому.

Рубрики:  Москва

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку