-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ЛетицияОК

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 3) наивный_художник Сообщество_Мандалистов hippie_style
Читатель сообществ (Всего в списке: 2) Мода_и_стиль_с_Сусловым kayros

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.05.2010
Записей: 2037
Комментариев: 39
Написано: 2621


Л.Н.Толстой. Исповедь.

Среда, 24 Августа 2011 г. 04:58 + в цитатник
Цитата сообщения cojihile Л.Н.Толстой. Исповедь.

Л. Н. ТОЛСТОЙ «ИСПОВЕДЬ»

Вступление

А. Кончеев «О Льве Толстом и его «Исповеди»»

Мало кто знает, что Толстой был не столько великий писатель, сколько великий человек. Его воззрения, его мировоззренческие труды, его деятельность в последние 30 лет его жизни, обстоятельства личной жизни на удивление оболганы, а потому, в сущности, и мало кому известны и понятны. Существует массив мифов, вымыслов и просто инсинуаций на его счет. В советские времена велась даже целенаправленная деятельность, по поддержанию и созданию всего этого.
Я как-то наткнулся на книгу, изданную в 30-е годы под названием «Антитолстовская энциклопедия», содержащую выверенную подборку разнообразнейшей лжи про Толстого и его учение. Видимо память о Толстом и его учении еще сохранялась тогда у людей, и коммунистические идеологические охранители приняли превентивные меры.
Еще не старый, знаменитый и всячески преуспевающий писатель Толстой довольно резко пережил глубочайшую духовную трансформацию и стал, в сущности, совершенно другим человеком.
Впоследствии он не раз разъяснял суть и смысл происшедшего с ним. Написал громадное количество статей, трактатов и исследований, освещавших его новое мировоззрение и описывавших приложение этого учения ко всем сторонам жизни.
«Исповедь» первое такое произведение, и одно из самых значительных.
Часто Толстой говорил, что никакого его учения нет, единственное, что он сделал, так это приложил известное с древних времен знание, мудрость к современным условиям. Я бы все-таки добавил, что приложил он это знание, основательно переработав и перебрав, а не все подряд. Другого от Толстого, никогда ничего не принимавшего на веру, и всё всегда опробывавшего на собственном опыте, нельзя и ожидать.
Самое распространенное заблуждение в отношении толстовства то, что оно требует от человека каких-то противоестественных и для нормального человека мало возможных дел. Как это довольно часто бывает в распространенных религиях и духовных системах (монашество, целибат, исповедь, покаяние, разнообразная аскеза и пр.). Отчасти Толстой сам виноват в этом заблуждении. Он, бывало, часто увлекался любимыми частностями и начинал их всячески пропагандировать, забывая оговорить основное то, что, прежде всего, над волей человека не может быть никакого внешнего диктата и руководиться в своих решениях человек должен только голосом совести или, как понимал это Толстой, голосом бога в своей душе.
Как поэта, по словам Пушкина, Аполлон призывает к священной жертве, так и Толстого призвал к жертве и служению его неведомый, кроме одного исключения, бог, проявляющийся в человеке в виде стремления к добру и любви (это и есть то самое исключение). В учении Толстого очень мало мистики и нет никакой догматики. Учение его максимально рационально. Нельзя отрицать и того, что на него довольно большое влияние оказал Шопенгауэр.
Вот в кратцах суть учения. Мир есть, собственно, большая загадка. Кто его создал, как и зачем очевидно не известно и не может быть известно. Единственное, что можно довольно уверенно предположить, что за его конечностью, ограниченностью, скрывается некая бесконечность, которую условно можно назвать богом. Объективно жизнь человека совершенно бессмысленна, а поскольку она сопряжена с разнообразными тяготами и сложностями, то смерть или самоубийство зачастую представляются совершенно законным и правильным решением всех проблем. Последнее рассуждение — ошибочно, потому что исходит из человека изначально находящегося в ложном и бессмысленном положении. Тот, кто находится в правильном, не ошибочном положении всегда будет считать свою жизнь осмысленной и достойной проживания. Что же это за ошибочное положение? По Толстому — это положение паразита, живущего трудами других людей и тем самым нарушающего любовь к ближнему. А к таким относятся почти все философы, поэты, мыслители, интеллигенция, аристократия и т. п. Они, если они не тупы и достаточно честны с собой, обычно и приходят к выводу о бессмысленности жизни, когда задаются вопросом о ее смысле. Рабочий, трудящийся народ, когда он не развращен идеологией паразитизма, всей своей жизнью, тяжелой жизнью, показывает, что видит в ней смысл и умирать вовсе не собирается. Кроме того труд на благо других, очевидно совершается в соответствии с любовью к ближним, которая естественна для человека и, собственно, сама по себе является благом искупающим все переносимые во имя нее трудности. У паразитов же любовь тоже есть, но она, не реализуясь в делах добра, не придает их жизни смысла.
«Исповедь» описывает, собственно первый и главный этап поиска и преобразования Толстого. Этап, на котором он признал себя паразитом, производящим только развлекающие других паразитов книжки, а потому и не имеющего для самого себя никакого смысла. Без смысла Толстой жизни себе не представлял, а потому решил перестать быть паразитом, как он это понимал. Он пилил дрова, пахал, отказался от животной пищи как противоречащей любви к животным, отказался от какой бы то ни было роскоши, отказался от авторских прав на свои сочинения, узнавая о репрессиях в отношении последователей его учения, он писал правителям гневные письма, требуя репрессировать его самого.
Толстого часто упрекали его последователи, что он не ушел от жены, не разделявшей его убеждений, и этим как бы не до конца соблюл собственные принципы. Упреки эти беспочвенны. По Толстому никто не должен ничего делать на показ — «бога обмануть невозможно, обманываешь только себя» — предела у приближения к идеалу нет и потому достаточно делать только то, что можешь сделать, хотя бы это было только честное признание самому себе в собственном бессилии и слабости. Именно поэтому бессмысленно и жестоко кого бы то ни было, в чем бы то ни было упрекать, — каждый сам отвечает только за себя, и только перед богом.
В моем понимании Толстой — великий подвижник духа. Он искренне любил людей, сострадал им. Страдания же людей, социальные беды их, считал он, есть, собственно, следствие их невежества в отношении важнейших вопросов жизни. Став стариком, потеряв способность работать физически, Толстой все свои силы, весь свой талант отдал просветительской, проповеднической деятельности. Правда, «новым» Толстым в этот 30-ти летний период было создано не мало и художественных шедевров, на мой взгляд, даже и превосходящих его старое творчество («Хаджи Мурат», «Смерть Ивана Ильича», «Хозяин и работник», «Воскресение», «Отец Сергий» и др.). Самое поразительное, что очевидное пропагандирование Толстым своего учения, своих идей в художественных произведениях, никак не сказалось на их художественном уровне. Объяснение простое, Толстой всегда целостен и искренен.
Новый Толстой явил себя миру в 1881 году своей «Исповедью». Написал он ее за два года до этого, сразу после «Анны Карениной», в которой уже чувствуется приближающийся кризис. Умер Толстой в 1910 году, прожив последние 30 лет жизни жизнью мудреца и подвижника.

ИСПОВЕДЬ

Серия сообщений "Л.Н.Толстой":
Часть 1 - Лев Толстой. Последнее воскресенье Толстого
Часть 2 - Лев Толстой. Не могу молчать.
...
Часть 7 - Л.Н.Толстой о Павле
Часть 8 - Л.Н.Толстой. О Китайском учении.
Часть 9 - Л.Н.Толстой. Исповедь.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку