-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ЛетицияОК

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 3) наивный_художник Сообщество_Мандалистов hippie_style
Читатель сообществ (Всего в списке: 2) Мода_и_стиль_с_Сусловым kayros

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.05.2010
Записей: 2037
Комментариев: 39
Написано: 2621


Вия Артмане

Воскресенье, 21 Августа 2011 г. 04:42 + в цитатник
Цитата сообщения Оксана_Лютова Вия Артмане великая актриса современности.



Любимица миллионов зрителей Вия Фрицевна Артмане (настоящее имя - Алида. Имя Вия она взяла придя на сцену) родилась 21 августа 1929 года в Тукумском уезде (ныне Тукумский район) Латвии.
Ее родители были очень бедными людьми. И в свои детские и юношеские годы пришедшиеся на период довоенной независимой Латвии и Великую Отечественную Войну, будущая великая актриса пасла скот у более богатых соседей. Но тем не менее с детства она мечтала о сцене, не имея физических возможностей там оказаться.
Советская власть, восстановленная в Латвии после Победы дала ей все. Именно благодаря новой власти она смогла окончить актерскую студию при Латвийском Художественном Театре имени Я.Райниса в Риге и с конца 40-х, начала 50-х годов начать играть в этом театре. Тогда же, придя на сцену она взяла сценическое имя Вия.
Художественному Театру она отдала около полувека своей жизни. И лишь в 1999 году перешла в Молодежный театр.

Молодая талантливая Вия Артмане сразу же стала невероятно популярной в Риге. Во время Дней Искусства в 1959 году, когда ей было 30 лет ее рижские поклонники носили ее на руках на королевском троне по всему Старому Городу! (Грустная ремарка. Где сейчас те Дни Искусства... Ушли в прошлое вместе с "проклятым оккупационным режимом" (цитата из местных национал-озабоченных)..)


В середине 50-х годов Вию Артмане начали приглашать в кино. Она сыграла вместе с Донатасом Банионисом в литовском фильме "Никто не хотел умирать", а также в российском фильме "Родная кровь", где она играла с великим Евгением Матвеевым. По этим двум фильмам ее узнал зритель всего Союза.

И с Банионисом и особенно с Матвеевым она дружила до конца своих дней. Досужие писаки позднейших времен даже говорили о любовном романе Артмане и Матвеева. Но все это было ложью и не более того. Они были добрыми друзьями, какими могут быть мужчина и женщина.

Сердце же Вии Фрицевны в середине 50-х годов было уже отдано другому. Она встретила тогда уже известного латышского актера Артура Димитерса (1915-1986) и влюбилась в него всей душой. Они поженились и у них родилось двое детей в 1957 году сын Каспар,а в 1963 году дочь Кристиана. Не смотря на то, что и у Вии и у Артура была плотная программа выступлений, они в отличие от многих современных "супер-старов" и "светских львиц от попсы", не только не сбрасывали своих детей на нянек и воспитательниц,а уделяли им все мыслимое время и воспитали в итоге их очень достойными личностями.

60-е 70-е годы стали вершиной популярности Вии Артмане. Она очень много играла в своем театре. Ее активно приглашали в кино. Снималась она как в фильмах Рижской Киностудии ( "Стрелы Робин Гуда", "Слуги дьяаола" "Театр" (где она сыграла бессмертную роль Джулии Ламберт), так и в фильмах общесоюзного уровня ("Емельян Пугачев" (прекрасная роль Екатерины Великой), "Моонзунд" и т.д..)
Вия Артмане получила большое признание. Она была лауреатом общесоюзных кинофестивалей, получила Орден Ленина. Поднималась она и по партийной и советской линии. Она была кандидатом в члены ЦК Компартии Латвии, возглавляла Союз Театральных Деятелей Латвийской ССР, была членом советского Комитета Защиты Мира.

Была она также депутатом Верховного Совета СССР и неоднократным делегатом патрсъездов. Выступала и на праздничных концертах перед партийной элитой,в том числе и перед Л.И.Брежневым. Эта сторона ее жизни в 90-е годы вызывала бешеную ярость у деятелей "демократически-националистических" партий новой независимой Латвии эти люди (в большинстве своем сами бывшие коммунисты) поливали ее за активное членство в компартии всяческими помоями из которых слово "колаборационист" звучало мягче всего...
Но Вия Фрицевна была выше всех этих шакалов и сейчас ее помнят,а их имена будут вскоре забыты навсегда.

А что же касается ее партийной и советской карьеры, то во-первых это был признак элементарной порядочности, благодарности и признательности. Признательности к той власти, которая повторюсь, дала ей ВСЕ, причем не только ей, но и очень многим.
Во-вторых же, что важно отметить, Вия Артмане не превратилась, как некоторые достигшие партийной и советской карьеры в "человек-портрет", т.е. не возгордилась и не отгородилась от людей. Она была всегда открыта и всегда готова помочь каждому.
В 70-е годы Вия Артмане благословила на творческий путь многих великих латвийских актеров среднего (ныне уже старшего) поколения, таких как Ивар Калниньш, Арнис Лицитис и т.д.

В 1979 году театральный и художественный мир отпраздновал ее 50-летие.
В 1980 году год спустя после юбилея вышел документальный фильм о ней "Разговор с королевой". В нем ее еще раз назвали королевой сцены и фактически короновали как королеву искусства Латвии,а пожалуй и не только Латвии.

В 80-е годы у Вии Фрицевны продолжались успех и популярность как в Латвии, так и на общесоюзном уровне. Она много снималась в кино, много играла в театре.

Но уже начались и потери, которые она как истинная королева переносила стоически.
1 ноября 1986 года она играла в своем любимом Художественном Театре. Играла как всегда прекрасно и на высоте. Зрители как всегда апплодировали. Но как раз в этот день ушел из жизни ее любимый супруг Артур Димитерс,с которым они прожили тридцать лет вместе. Она об этом уже знала, но абсолютно не подала виду, ибо как она абсолютно верно считала зрителям ее личная скорбь не нужна, зрителям она должна дарить радость, как бы сложно ни было.

Ушел из жизни муж, но радовали дети. Сын Каспар Димитерс стал на волне перестройки и атмоды (пробуждение (латышск.) Так именовался расцвет неформальной интеллигенции Латвии, предшествовавший объявлению независимости) бардом, художником и реставратором, музыкантом,дочь Кристиана художником. Но главное - они стали достойными людьми и также достойно воспитывали и своих детей, внуков Вии Фрицевны.

Вскоре же после перестройки и атмоды пришли 90-е. Латвия вновь стала независимой. Вия Артмане, упаси Бог, не была против независимости. Но она была категорически против многих вещей, которые сопутствовали новой независимой Латвии. Она не могла понять, почему из России и русских людей, живущих как в России так и в Латвии, среди которых у нее было великое множество друзей, нужно делать "оккупантов" и "кровавых убийц". Она не могла понять, почему советское прошлое,в котором было очень немало позитивного, нужно предавать проклятию. А главное, она не понимала, почему советский период громче всех предают анафеме те, кто еще недавно на демонстрациях 1 мая и 7 ноября громче всех кричал "Слава КПСС!" Она была глубоко порядочным человеком и ее очень огорчал тот вал непорядочности и абсолютного тотального предательства, который начался в 90-е годы.

В 1993 году произошел новый удар. В Латвии еще в 1991 году был принят закон о реституции, т.е. о возвращении собственности тем ее владельцам и их потомкам, что владели ею до июля 1940 года, т.е. до вхождения Латвии в состав СССР. Вокруг применения этого закона было немало печальных случаев, когда "наследники", прибывшие из-за океана выкидывали всех теперешних жильцов, возвращенных им домов на улицу. Были и противоположные примеры, когда нищий пенсионер получил принадлежавший ему или его родственникам до 1940 года дом и просто не мог его обслуживать. В итоге новый "хозяин" обладал ветхим жильем и страдал вместе с жильцами. Были случаи, когда за "наследников" выдавали себя аферисты, получавшие на незаконно приобретенной и перепроданной недвижимости неплохие барыши.
Но вернемся к Вие Фрицевне. В 1993 году на ее квартиру нашелся хозяин и ей предложили "переехать"...
Сын Вии Артмане Каспар Димитерс перевез тогда свою мать на дачу. Как позднее оказалось она стала жертвой афериста,а не настоящего наследника", но судиться она уже не стала, потому что была выше сутяжничества.
Ролей в театре ей предлагали все меньше. И это было не только потому, что она была из "неудобного прошлого". Просто в 90-е годы из-за перманентного кризиса все искусство было в упадке и многие латвийские актеры играли либо на Западе, либо в России.

Но была и еще одна причина. Начало сдавать здоровье и уже не было столько много сил, чтобы играть.
Но тут опять же поддержкой была семья. Как говорила сама Вия Фрицевна о своих детях и внуках "Мы - маленький муравейник. Посреди бущующего урагана мы хотим сохранить свою стабильность, единение и свои ценности". И так они и жили, воспитывая уже внуков.

Периодически о ней вспоминали латвийские театралы. Так например в 1996 году она получила приз имени Берты Румниеце. Но это были очень редкие воспоминания. Официоз ее старался забыть. Либо же как экс-президент Латвии мадам Вайра Вике-Фрейберга, пришедшая к власти в 1999 году, вспоминал негативно. Так госпожа Фрейберга заявила, что Вия Артмане служила "не тому режиму" и ей надо "покаяться за соучасти в оккупации Латвии" и это мнение для официоза стало определяющим.
В 1999 году Вия Артмане, очень скромно отменившая свое 70 летие, перешла в Рижский Молодежный Театр, где играла, но уже очень мало.
Что же важно отметить, публика,в отличие от официоза продолжала ее любить, как свою королеву, вопреки всему. Причем публика любой национальности и вероисповедания.

В 2000 году в жизни Вии Фрицевны произошло еще одно важное событие. В городе Бауске в храме святого великомученика Георгия Победоносца она перешла из лютеранства в православие и приняла православное имя Елизавета. Сделала она это вслед за своим сыном Каспаром Димитерсом, который среди прочего участвует сейчас в реставрации православных храмов.
Это вновь вызвало в ее адрес обвинение в "нелояльности" со стороны национал-озабоченных. Но все эти "озабоченные" и она были величинами абсолютно несоизмеримыми.
Она часто ездила на Богослужения в Рижский Свято Троице Сергиевский женский монастырь в храм Преподобного Сергия Радонежского. И своим внукам, которых она также приобщала к Богу, она говорила "посмотрите, как красиво поют монахини. Как будто уносишься в Небо"..
В 2000, 2003 и 2004 годах о ней очень тепло вспомнили и в России. Она вновь снялась в небольших ролях в двух российских фильмах. В 2003 году она простилась со своим старым другом Евгением Матвеевым.

А в 2004 году в ознаменование 75 летия со дня рождения она получила Орден Дружбы от тогдашнего Президента России Владимира Владимировича Путина. В 2003 же году она получила и в Латвии высшую награду театрального общества за пожизненный вклад в искусство.
Но вот получение ею российского ордена было воспринято некоторыми официальными лицами примерно так же, как и получение Солженицыным Нобелевской Премии по литературе. Т.е. ее снова начали обвинять в нелояльности..
В том же 2004 году она написала книгу "Зимнестойкие" о себе и о таких как она.
Все начало меняться лишь в 2007 году, когда новым Президентом Латвии стал ее теперешний глава доктор Валдис Затлерс. Доктор Затлерс еще в 90-е годы, будучи хирургом и главой Рижской Травматологической Больницы спас жизнь Вие Фрицевне. К тому же он является одноклассником ее сына Каспара Димитерса, да и просто человеком, не лишенным добрых человеческих чувств.

Так в 2007 году он положительно отреагировал на инициативу о присуждении Вие Артмане высшей награды Латвии Ордена Трех Звезд. Так в 2007 она получила давно заслуженную ею высшую награду своей страны.
В том же 2007 году в России был снят так уж получилось последний документальный фильм о ней "Обидеть Королеву", где она последний раз выступила перед российскими и латвийскими поклонниками.

2008-й год для нее был очень тяжелый. Здоровье начало просто разваливаться. Два инсульта, инфаркт... Королева уходила на глазах. Ее дети и внуки делали все, чтобы этот уход был достойным. Но тем не менее, желтые писаки как латвийские так и российские, пытались выуживать и смаковать тяжелые подробности ее умирания.. Но к сожалению, бессовестное поведение подобных писак - это обычная вещь для сегодняшнего мира.




11 октября 2008 года Вия Фрицевна Артмане или раба Божия Елисавета, преставилась. Произошло это в городке Стренчи Валкского района на севере Латвии.
15 октября 2008 года в Риге в Кафедральном православном соборе Рождества Христова прошло прощание и чин отпевания. На прощание с Королевой пришли десятки если не сотни тысяч людей. Фактически пришла вся Латвия. Были и официальные лица. Прибыл Президент Латвии доктор Валдис Затлерс с супругой, тогдашний мэр Риги доктор Янис Биркс, многие другие официальные лица. Но главное, пришло великое множество простых людей всех национальностей и вероисповеданий, для которых она действительно была Королевой.
Количество людей было так велико, что прощание пришлось продлевать на несколько часов дольше запланированного.
Чин отпевания провел Митрополит Рижский и всея Латвии Владыка Александр.
После отпевания, гроб с ее телом вынесли из собора и погрузили на старенький грузовик ЗИЛ, которые еще можно встретить как в латвийских, так и в российских провинциальных городках и селах. ЗИЛ был машиной молодости Вии Артмане и отправиться на нем в последний путь было ее желанием. После этого похоронная процессия двинулась пешком от Собора к православному Покровскому кладбищу. Главная улица Риги улица Бривибас (свободы (латышск.) была для этой церемонии зарыта для транспорта.
Вию Артмане похоронили на Покровском кладбище, старейшем православном кладбище Риги. В том же 2008 году кинофестиваль Балтийская Жемчужина учредил приз имени Вии Артмане. Сейчас решается вопрос о сооружении ей памятника. Ее помнят и любят как в Латвии, так и за ее пределами.



[/more]

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку