-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ЛетицияОК

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 3) наивный_художник Сообщество_Мандалистов hippie_style
Читатель сообществ (Всего в списке: 2) Мода_и_стиль_с_Сусловым kayros

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.05.2010
Записей: 2037
Комментариев: 39
Написано: 2621


"Вселенная - Малер" часть 9

Суббота, 13 Августа 2011 г. 18:37 + в цитатник
Цитата сообщения Тангейзер "Вселенная - Малер" часть 9 Симфония N6

4000491_maler (336x401, 26Kb)

Тангейзер: Дорогие друзья! Сегодня у нас Шестая симфония Густава Малера...Ее еще называют Трагической- по названию подзаголовка.Его дал сам Малер.Но позже он отказался от него.Она очень продолжительная по звучанию...80 минут).Значительно увеличен состав оркестра(8 валторн 6 труб 4 тромбона).Но это первая симфония Малера написанная в традиционной 4-х частной форме.Это очень безысходное по музыке произведение.Его биографы считают...он в нем оплакивал все человечество...Единая тональность - ля-минор тому свидетельство...Совсем мало светлых эпизодов и в большом финале.Он звучит почти 30 минут.Здесь биографы подразумевают автобиографичность и универсальность...Герой идет вперед...и трижды падает под ударами судьбы...Малер вводит в партитуру удары молота...Все или ничего...Час победы близок...Но падает молот и вместе с этим звучит тема "судьбы"...тромбоны и трубы...

4000491_ALMA0 (285x508, 25Kb)

Почему столь трагическое произведение родилось именно в это время? Давайте обратимся к биографии Малера этих лет...

4000491_ALMA1 (500x553, 33Kb)

Позади женитьба на Альме Марии Шидлер...молодой красавице.Малер был влюблен в нее по настоящему.Но он был сложным человеком и непростым мужем...

4000491_ALMA_I_MALER (600x390, 76Kb)

Вот как сам Малер писал о своих взглядах на супружество своей жене:

"Ты должна понять что я бы не смог терпеть вида неопрятной женщины с растрепанными волосами не заботящейся о своей внешности.Должен признаться что мне необходимо одиночество когда я сочиняю как художник я требую этого безоговорочно.Моей жене пришлось бы согласиться с тем что жить я буду отдельно от нее может быть через несколько комнат и что у меня будет отдельный вход.Ей пришлось бы согласиться проводить со мной время лишь в определенные часы установленные заранее и тогда мне хотелось бы надеяться что во всем в том числе и одежде она будет абсолютно безупречной.Наконец она не должна обижаться или считать это проявление равнодушия безразличия или пренебрежения если иногда у меня не будет желания видеться с ней.Словом от нее потребовались бы качества которыми не обладают даже самые лучшие и самые преданные женщины".

4000491_ALMA3 (264x367, 35Kb)

Сама Альма позже писала:"Он так долго держал власть в своих руках со всех сторон встречая только смиренную покорность что его обособленность превратилась в одиночество"

4000491_ALMA_3 (470x331, 81Kb)

Но сам Малер был абсолютно честен в своем "мужском шовинизме" и не скрывал свои недостатки.

4000491_MALER_EGO_DOM_I_DOMIK (558x198, 37Kb)

Дом и домик Малера где он работал

 

В Альму до ее замужества влюблялось много мужчин.В т.ч и довольно известных в то время.Одним из них был архитектор Вальтер Гропиус за которого она вышла замуж после смерти Малера после мучительной любовной истории приведшей Малера в полное отчаяние и принесшей ему столько тяжелых переживаний в последний год его жизни. Альма была уже беременна когда они с Малером поженились 9 марта 1902 года.Первый год был счатливым.Свой медовый месяц они провели в России.Малер дал в Петербурге три концерта.Альма присутствовала и видела как дирижирует ее муж...Работа для Малера была всем...Все житейские заботы и воспитание детей легли на плечи Альмы.

4000491_ALMA_S_ANNOI_1_ (441x550, 122Kb)

Альма с дочерью Анной

Осенью 1903 года Альма снова забеременела и 15 июня 1904 года родилась вторая дочь Анна.

4000491_ALMA_I_DOChERI (477x700, 53Kb)

В это время Малер жил как с расправленными крыльями много работал.

4000491_MALER_S_DOChERMI (700x500, 124Kb)

Закончил 6 симфонию и начал работать над  7-ой.Но уже в это время дурные предчувствия не оставляли  композитора...

4000491_MALER_6_S_ALMOI (500x405, 63Kb)

Рождение второго ребенка неуверенность в любви Альмы сомнения в своей сексуальной полноценности и чувство ревности - все это он старался передать в своей музыке.В ней он рисует портрет своей Альмы(вторая тема первой части...взмывающие ввысь мелодии скрипок и далее валторны...)...

4000491_maler_6_tr_afisha (470x468, 143Kb)

Сама Альма писала: "Это произведение как ни одна из его работ было написано кровью сердца.В тот день мы оба плакали.Музыка и то что она предсказывала тронули нас до глубины души..."...Это было предсказание собственной жизни...Через год после премьеры Малера постигли три жестоких удара судьбы:он вынужден был уйти с поста руководителя Венской оперы.Любимая его дочь Мария умерла в возрасте 4-х с половиной лет.Через несколько дней его врач обнаружил у него порок сердца...От него он в конечном счете и умер...

 

Почитайте профессиональный разбор произведения послушайте несколько ключевых фрагментов из него.И даже не прослушав полностью всю симфонию вы почувствуете(надеюсь) все его величие и трагичность...

Примечание: большая просьба извинить меня за отсутствие некоторой пунктуации...Моя клава выходит из строя и отказывется полностью подчиняться...) До встречи...

4000491_maler_6_tr1 (500x447, 121Kb)

Симфония № 6

ля минор (1903-1904)

Шестая симфония создавалась на протяжении двух летних каникул - 1903 и 1904 годов. В это время Малер - директор венской Королевской оперы, муж первой венской красавицы и отец крошечной дочери (в 1904-м - уже двух дочерей). Его музыка по-прежнему находит признание только у немногих знатоков. Но он верит, что его время придет и продолжает писать, как только находит для этого время.

4000491_maler_6_tr2_gorod_reka (550x470, 51Kb)

В первые годы XX века им создаются песни на стихи поэта Ф. Рнжкерта - единственного, кто близок ему духовно, кто вдохновляет его на творчество. Это цикл "Песни об умерших детях" - пять песен на стихи, созданные поэтом после смерти его детей, и еще пять песен на стихи того же поэта. Вокальные миниатюры можно было писать "между прочим", но симфония требовала сосредоточенности. А это было возможно только во время летнего отдыха, когда композитор уединялся где-нибудь в глуши, далеко от забот театра и большого города. Последние годы это был Майерниг. Летом 1904 года он пишет оттуда своему младшему коллеге, будущему великому дирижеру и страстному пропагандисту его произведений Бруно Вальтеру: "Моя Шестая готова. Думаю, что я смог!"

4000491_trag1 (624x448, 61Kb)

Новая симфония по своей структуре традиционна - классический четырехчастный цикл. Однако для Малера это не шаг назад, а новый этап поисков. На этот раз художник хочет воплотить волнующие его мысли в сложившейся еще у Бетховена и отшлифованной десятилетиями творчества разных композиторов форме. Как правило, замыслы его всегда очень конкретны. Но если раньше композитор давал слушателям путеводную мысль, то теперь он категорически отказывается от этого. Причину Малер раскрывает в одном из писем: "Название... было попыткой как раз дать немузыкантам отправную точку и путеводитель для восприятия. Что это мне не удалось (как я ни старался) и только привело ко всяким кривотолкам, стало мне, увы, ясно слишком скоро... Отныне я окончательно отказываюсь комментировать свои сочинения, анализировать их или давать какие-либо подсказки".

4000491_trag3 (570x364, 69Kb)

Но и без авторских пояснений содержание симфонии, не случайно получившей наименование Трагической, "вычитывается" из музыки. Замечательный дирижер, один из лучших интерпретаторов малеровской музыки Биллем Менгельберг писал о Шестой: "В ней передана потрясающая драма в звуках, борьба героя, гибнущего в страшной катастрофе". Малер ответил Менгельбергу: "Сердечно благодарю Вас за Ваше любезное письмо... Большое утешение -услышать слова подлинного и глубокого понимания..." Несмотря на трагизм, музыка симфонии не пессимистична. Поэтому финал вызывает ассоциации с траурными частями бетховенских симфоний, полными суровой мощи и скорбного величия. Симфония была впервые исполнена 26 мая 1906 года в Эссене под управлением автора.

4000491_trag4 (466x700, 191Kb)

Первая часть - типичное для Малера широко развернутое полотно, богатое контрастными образами. Начало ее - четкое движение марша. На фоне железного ритма, словно стиснутые его жесткими рамками, взлетают вверх и ниспадают выразительные мелодии скрипок и деревянных духовых. Широко и мужественно звучат напевы медных духовых инструментов. Затухает, будто растворяется главная партия. Под барабанную дробь и громкие удары литавр трубы интонируют мажорное трезвучие, которое переходит в минорное, словно не в силах удержаться, сползает, омрачается. Это своеобразный лейтмотив, "девиз" симфонии, который проходит через все части как стержень, скрепляющий их единой мыслью. Спокойный отрешенный хорал с господствующим тембром деревянных - небольшая передышка. И вот уже захлестнул поток экспрессивной мелодии побочной партии в гибком переплетении различных оркестровых голосов. Временами прорывается ритм марша. Но вновь все затухает. Дальнейшее развитие первой части основано на материале экспозиции. В нем есть и лирические эпизоды, моменты просветления, созерцания, но в основном это бурное, насыщенное драматизмом действие.

4000491_trag5 (600x400, 77Kb)

Вторая часть - мощное скерцо. Многочисленные темы рисуют огромную гротесковую картину. Первая тема скерцо -тупая, однообразная, с нарочитыми подчеркиваниями сильных долей такта, с бесконечными повторами. В начале второй темы в партитуре ремарка композитора: "Altfaeterisch" - старомодно. И тут же соло гобоя - "рассудительно, степенно". Безнадежной сытой ограниченностью веет от этой музыки. Временами, когда разрастается звучность, делается страшно. Кажется, что перед нами огромное болото благополучного мещанского существования, болото, которое в силах засосать, похоронить в себе высокие стремления. В конце части несколько раз звучит лейтмотив симфонии - чередование мажорного и минорного аккордов у медных инструментов.

4000491_trag6 (590x444, 32Kb)

Третья часть, очень небольшая по размерам, является лирико-философским центром симфонии. Скрипки запевают нежную и выразительную мелодию. Ее подхватывает гобой, потом она вновь переходит к скрипкам. За ними вступают деревянные духовые. Гибка и прозрачна оркестровка, точно кружево плетется из тончайших линий. Следующий эпизод -пасторальный. Спокойно, безмятежно, как голоса природы, звучат наигрыши гобоя, кларнета, валторны. Но недолго. Лишь какой-то момент длится спокойствие. Его вновь сменяет эмоционально напряженный эпизод. На чередовании экстатических взлетов и затуханий построена вся эта часть.

4000491_trag (700x432, 220Kb)

Финал - монументальный, почти равный по протяженности всем остальным частям, являет собою картину борьбы. Это огромная, новаторски решенная сонатная форма, в которой все привычные разделы условны и многозначны. Звучит аккордовый лейтмотив симфонии. Патетична тема скрипок, мрачны и зловещи отрывки той же мелодии в низком регистре - у трубы, бас-кларнета, фаготов. Вот у валторны прозвучала более протяженная и более четко собранная мелодия, но растворилась в колеблющемся, мерцающем фоне. Траурным хоралом вступает духовая группа. Еще раз слышится лейтмотив. Очень медленно идет собирание сил, нарастание движения; подготавливается мощный решительный марш - первая, но далеко еще не высшая кульминация финала. Спадает волна. За ней накатывается следующая, затем еще и еще... Грациозные светлые эпизоды чередуются с взволнованной лирикой, патетические возгласы - с четким маршевым ритмом. В кульминациях напряжение таково, что его трудно выдержать. Заключение симфонии мрачно. Удары литавр, лейтмотив. Тяжело звучит тема у перекликающихся тромбонов и тубы. Все медленнее и медленнее движение. И в последний раз - мрачный аккорд на фоне траурных ударов.

4000491_trag0_1_ (313x400, 18Kb)


ДК

 

 

 


 


 



Серия сообщений "Любите ли вы Брамса?":
Часть 1 - Вместо вступления
Часть 2 - Poco Allegretto
...
Часть 98 - "Вселенная - Малер" часть 7 Симфония N4
Часть 99 - "Вселенная - Малер" часть 8 Симфония N5
Часть 100 - Роберт Шуман родился 8 июня 1810 г.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку