-Музыка

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Газета_Эспрессо

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 08.05.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 663


Как у коломенского автора украли диссертацию.

Среда, 23 Июня 2010 г. 14:31 + в цитатник
Имел я ваше право.

О том, как господин А. сделал Г. в городе К., читайте в расследовании «Эспрессо».

Инна Савинская
Графика: Ирина Пенькова

Кандидатская диссертация – не школьное сочинение. Это интеллектуальная собственность, которая если и не защищается, то регистрируется. Ее просто так не спишешь. В 2007 году ВАК (Высшая аттестационная комиссия) для большей тщательности проверки авторства даже запустил проект «Антиплагиат» с базой данных более 2 млн источников. Но если некорректное заимствование чужих научных трудов при написании своего все же не новость, то взять чужую защищенную диссертацию и на ее основе издать под своим именем книгу – серьезный прецедент.

БЕЗЗАЩИТНАЯ ДИССЕРТАЦИЯ

Евгений Ломако, автор диссертации и книги «Русский провинциальный город Екатерининской
эпохи.
Коломна второй половины XVIII века»:
– В августе 2009 года через знакомых на меня вышел господин А. (соблюдая российские законы, мы не делаем выводов и не называем имен до решения суда –
прим. ред.), который от имени московского издательства «СТ-Принт» предложил издать монографию, написанную на основе моей диссертации. За счет издательства, тиражом 2,5 тысячи экземпляров. Весь тираж, за исключением 50 авторских экземпляров, должен был остаться в издательстве. Другие условия, в том числе и заинтересованность А. как посредника, не оговаривались. Он сразу сказал, что мы обойдемся без договора. Меня это не насторожило, ведь речь шла о защищенной диссертации, которая прошла все проверки. Ее автореферат размещен на сайте www.avtoref.mgou.ru, информация о самой диссертации также есть в Интернете. Рукопись монографии в ближайшее время должна была уйти в Российский гуманитарный научный фонд (я работал по гранту РГНФ). Я с легкостью передал представителю издательства рукопись – редактору для ознакомления.

ТЕАТР ОДНОГО АКТЕРА
Евгений Ломако выдвинул господину А. единственное условие: верстка и предпечатная подготовка книги будут выполнены в коломенском издательстве, с которым автор уже имеет опыт работы. 20 января этого года автор заключил с издательством соответствующий договор. Совместная подготовка книги двумя полиграфическими компаниями –
обычная практика. Господин А. вплотную работал с автором и коломенским издательством, от имени «СТ-Принта» озвучивал технические задания и требования к макету.
В установленный срок, 23 апреля, электронная версия макета книги, ее контрольная постраничная распечатка и весь обязательный пакет документов были переданы Евгению Ломако и господину А. Последний пообещал, что в ближайшие дни сообщит о передаче книги в печать и подпишет все необходимые документы. Буквально через два дня Евгений с удивлением обнаружил, что его книга уже напечатана. Но не в издательстве «СТ-Принт», а в издательстве «Век».
И не только под его фамилией, а в соавторстве с господином А. (причем имя господина А. стояло на первом месте). Книга вышла на основе первоначальной редакции текста, той, которую автор предоставлял для ознакомления в «СТ-Принт». Вместо жесткого переплета – мягкий; вместо 384 страниц – 375; вместо 40 страниц красочных иллюстраций – черно-белая ризография. Вместо посвящения семье Евгения Ломако – посвящение отцу господина А. Активно «сотрудничая» с автором и издательским домом, господин А. параллельно договорился о самостоятельной (читай – контрафактной) публикации книги в одной из коломенских типографий. Спектакль удался. Занавес.

НА ДНЕ
С момента выхода книги господин А. не идет на контакт ни с автором монографии, ни с представителями коломенского издательства. Мы тоже пытались с ним связаться. Это было тем более интересно, что господин А. оказался «соавтором» не только монографии Евгения Ломако, но и ряда других книг (доказывается одним кликом в Яндексе). Причем тематика их настолько разнообразна, что невольно напрашивается вывод: российской исторической науке явлен новый энциклопедист. Человек, похоже, гениальный. Но, увы, так же, как другой российский гений Григорий Перельман, он глухо ушел на дно.

НАПЕРЕГОНКИ С ТЕНЬЮ
Город остался без монографии, в которой были заинтересованы конкретные организации и жители. Тем временем контрафактная книга уже поступает в библиотеки, информация о ней появилась в Интернете, научные журналы публикуют на нее рецензии за
подписью известных ученых (которые, как выясняется, не имеют к этим рецензиям никакого отношения). Автору приходится вести колоссальную работу: отзывать книгу из библиотек, выступать с обращениями в СМИ, отслеживать и по возможности предотвращать появление псевдорецензий. По сути, он борется с собственной книгой. Точнее, с ее тенью.

ЧТО В ИТОГЕ
С заявлением о нарушении авторских прав Евгений Ломако обратится в правоохранительные органы. 17 июня коломенский ОБЭП должен закончить проверку и передать дело в прокуратуру, где определят его статус. Защищать свои права собирается не только автор, но и коломенское издательство, которому были переданы эксклюзивные права на подготовку книги.
мнение экспертов
Павел Михеев, ведущий специалист центра правовой поддержки «Паритетъ»:
– У пострадавшего автора есть ряд очевидных преимуществ. Во-первых, в основу книги легла защищенная диссертация. Во-вторых, она, в соответствии с требованиями ВАК, выложена на специальном интернет-ресурсе в общем каталоге российских диссертаций. Для того чтобы установить факт нарушения авторских прав, необходимо провести экспертизу книги, содержание которой идентично тексту диссертации. Это можно сделать в специализированных экспертных организациях. Кроме того, необходимо установить лицо, нарушившее авторское право. Для этого нужно сделать запрос в типографию, напечатавшую книгу (где должно быть разрешение на публикацию от автора или его доверенного лица). Имея на руках доказательства нарушенных прав, автор может обратиться в суд с требованием об их восстановлении. С нарушителя он вправе потребовать компенсацию за упущенную выгоду и нанесенный моральный ущерб.

Алексей Мазуров, ректор МГОСГИ, ответственный редактор книги «Русский провинциальный город Екатерининской эпохи.
Коломна второй половины XVIII века»:
– Мотивы поступка А. мне непонятны. Он не получает коммерческой выгоды, так как бесплатно распространяет свои экземпляры книги. Наоборот, он потратился на то, чтобы ее издать. Наличие научных публикаций обычно нужно для того, чтобы защитить научную работу или получить звание доцента или профессора. Но здесь, насколько я понимаю, об этом речь не идет. Тем более что темы работ, соавтором которых является наш «герой», лежат настолько в разных плоскостях, что их не объединишь. И это уже настораживает: серьезный ученый не может разрабатывать одновременно столько тем. Построить таким образом научную карьеру нельзя. Я знаю случаи, когда люди, уличенные в плагиате, подвергались бойкоту со стороны научного сообщества из-за двух-трех страниц текста без ссылки на автора. Это пятно на репутацию, изгнание на всю жизнь. Плагиат – это научная формулировка. По обычному разумению – это воровство, вызванное каким-то невероятным тщеславием. И это отвратительно.
 (700x655, 58Kb)
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку