-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Алексей_Раэн

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 27.02.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 155


"Нечетнокрылый Ангел" Павел Челищев

Понедельник, 10 Февраля 2014 г. 18:39 + в цитатник
Цитата сообщения Муромлена "Нечетнокрылый" Павел Челищев

1 августа  2012 г. - 55 лет  со дня смерти  Павла Фёдоровича Челищева
(21 сентября 1898 — 1 августа 1957) — русского художника, основателя мистического сюрреализма за 9 лет до появления этого направления у Дали.

Павел Челищев был открывателем новых путей в живописи в первой половине 20 века. В Европе и Америке его творчеством восхищались и боготворили, называя «русским Дали».

В одном из дягилевских балетов Челищев создал образ ангела с крыльями, растущими из груди. Однажды его спросили: "Почему у вашего ангела растут крылья из груди?".  - "А Вы часто видели ангелов? – усмехнулся он, - для того чтобы лететь в пространство n измерений достаточно одного крыла, преломленного во всех пространствах"

4000579_20201 (300x405, 161Kb)
Павел Челищев. Автопортрет. 1925

Родился в с.Дубровка (ныне д.Дубровка Думиничского района Калужской области). Отец — калужский помещик Федор Сергеевич Челищев (1859, Москва — 1942, Лозовая). Математик по образованию, он ознакомил Павла Челищева с геометрией Лобачевского, которая привела будущего художника к идее «Внутренней мистической перспективы». Видя тягу сына к живописи, выписал журнал «Мир искусства». Ранние пейзажи Дубровки показали Коровину. Тот сказал: «Мне нечему его учить. Он уже художник».

В 1918 году многодетная семья Челищева была погружена на подводу и выселена по личному приказу Ленина. Павел Челищев оказался в Киеве, где брал уроки у Экстер и Мильмана. Был картографом в добровольческой армии Деникина. Вычерчивал укрепления Сивашского перешейка.

В 1919 году Челищев принимает решение окончательно покинуть Россию. Так, в 20 лет обрывается пуповина, связывающая Павла с Отечеством.

Челищев следует сначала в Константинополь, затем в Европу. Начинающий художник отправляется покорять Берлин, Лондон и Париж. Признание и славу ему принесла работа над декорациями к берлинской постановке оперы Римского-Корсакова "Боярская свадьба" (1922). Тогда же в Берлине Челищев познакомился с Сергеем Дягилевым, основателем парижской труппы "Русский балет". Живописная слава его началась с картины "Корзинка с клубникой", которую приобрела  Гертруда Стайн. В 1925 году Челищев впервые попадает в ее салон. В молодом русском художнике Г. Стайн увидела мощный энергетический импульс и он сразу вошел в избранное общество. Вот что пишет Гертруда Стайн в своей знаменитой "Автобиографии Эллис Би Токлас" о Челищеве и неоромантиках: "Этот молодой русский был довольно интересен. Он писал, по крайней мере он так утверждал, цвет который не был цветом и писал три головы в одной. Пикассо уже рисовал три головы в одной. Через некоторое время русский стал писать три фигуры в одной. Был ли он один такой. В каком-то смысле да, хотя у них там была целая группа. Им всем было примерно лет по двадцать шесть. ...Работы этого русского Челищева были самые сильные из всей его группы и самые зрелые и самые интересные".

12~1 (471x652, 92Kb)
Двойная фигура, 1925-26

Вскоре Павла Федоровича заметила другая поэтесса из того же салона Гертруды Стайн - Эдит Ситуэл и тотчас взяла Павла Федоровича к себе в салон. Поначалу Павел был увлечен завораживающей англичанкой, но был готов поддерживать с ней только дружеские отношения. Эдит согласилась на его

_ (700x477, 327Kb)
Эдит Ситуэл, 1928

В 1926 Павел Челищев участвовал в первой выставке группы неогуманистов в галерее Друэ. В 1920-е – 30-е писал портреты и фигуры: Гертруда Стайн, Эдит Ситуэл, "Семья композитора Маркевича", "Жонглер", "Голубой клоун", "Клоунесса".

4000579_20110409_blue_mask (538x700, 45Kb)
Человек в голубой маске

Именно в этот период Челищев использует в работе при создании живописных полотен песок и кофе, с их помощью создавая на холсте своеобразные барельефы, что производит на зрителей удивительное, мистическое впечатление. Монохромный цикл живописи Челищева для многих стал неожиданностью. Художник внезапно отказывается от всех цветов, кроме коричневого, серого и черного. Внешним поводом для этого послужила поездка в Африку.

20110409_Sbor_urojaya (557x700, 42Kb)
Сбор урожая. 1928

4~4 (402x330, 16Kb)
Ассимметричное лицо. 1926

11~1 (471x654, 77Kb)
Испанский танцор.1930

_._1931 (600x421, 23Kb)
В ложе, 1931

__1931 (700x544, 136Kb)
Спящая женщина, 1931

_1932_ (250x312, 23Kb)
Китайская песня, 1932

9~0 (326x465, 49Kb)
Коррида. (1934–35)

4000579_20110409_flowers (527x700, 38Kb)
Натюрморт с цветами

В сентябре 1928 года в галерее Кларидж состоялась персональная выставка Челищева, которую открывала Эдит Ситуэл как покровительница его на долгие годы. В тридцатые годы Эдит почти все время жила в Париже, чтобы быть рядом с Павлом.

_ (270x480, 36Kb)
Сибилла, 1937

Парижскому периоду творчества художника принадлежат выполненный пером портрет Стайн, портреты актрисы Рут Форд, основателя "Балета Нью-Йорка" Линкольна Кирстейна, писателя и поэта Чарльза Генри Форда, с которым Челищев оставался дружен до конца своих дней.

a8dd4b05f133 (396x510, 46Kb)
Портрет Линкольна Кирстена. 1937

6~2 (325x500, 28Kb)
Руфь Форд. 1937

7~2 (283x460, 28Kb)
Джеймс Джойс. Париж, 1937

До начала Второй Мировой войны Челищев принадлежал к "гомосексуальному крылу" авангардного направления в живописи, и большинство его работ, по мнению искусствоведов, полны "психосексуальным конфликтом и гомоэротическим желанием".

41796877 (700x387, 55Kb)
Портрет Эдалжи Диншо. 1940

45997705 (344x542, 42Kb)

649_588654 (170x226, 18Kb)

5~3 (430x600, 29Kb)
Купальщики. 1935  

Андре Бретон, самопровозглашенный основоположник сюрреализма, автор "Манифеста сюрреалиста" и отъявленный гомофоб, с презрением относился к Челищеву и его работам. По мнению Бретона, в творчестве Челищева слишком много внутренностей, что, кстати, является довольно точным описанием гротескной манеры художника, возникшей из восхищения цирковыми "уродцами" и подпитываемой посещениями выставки аномалий развития человека на 14-й улице в Манхэттене.

А вот так называемые Челищевские обманки:

Portrait of My Father_1939 (603x480, 223Kb)
Портрет моего отца (Тигр), 1939

Untitled (Mice)_1939 (628x480, 223Kb)
Без названия (Мышь),1939

Это не сколько сюрреалистические обманки, сколько новое философское зрение "Все во всем".

Предчувствуя наступление фашизма, Челищев покидает Европу. Перед Второй мировой войной он эмигрировал в США, где достиг мировой славы как живописец-сюрреалист

В 1948 уединяется в Италии на вилле Фраскати. Переписывается с сёстрами Варварой Зарудной — кремлевской учительницей литературы, Марией Клименко, репрессированной и вернувшейся из мест заключения, и двоюродным внуком - поэтом Константином Кедровым.

648_70777 (170x158, 13Kb)

Смысл своего творчества он раскрывает в письме из Нью-Йорка к сестре Варваре Федоровне Зарудной (Челищевой). Мистическая перспектива отличается от Леонардовской тем, что мир видим не изнутри вдаль, а одновременно в смешении многих проекций сверху-снизу, изнутри-снаружи.

Позднее этот прием был подхвачен и растиражирован Дали, но лишь в середине 30-х гг. Хотя работы Дали и выполнены с блестящим артистизмом и неистощимой изобретательностью, они не обладали той философской глубиной, которая была присуща произведениям Челищева. И Павла Федоровича очень расстраивало, что его открытие досталось другому.

Челищев утверждает, что ещё в 1920-х годах нашёл универсальный модуль таких проекций и применил их в постановке последнего балета труппы Дягилева в Париже и в Лондоне в 1929 г. Балет «Ода» на музыку Николая Набокова и в постановке Леонида Мясина оформлял по просьбе Дягилева Павел Челищев.

___ (700x525, 107Kb)
Сцена из балета "Ода", 1928.
Челищева вдохновило космогоническое творение Ломоносова "Вечернее размышление о божием величестве". Музыка Николая Набокова, двоюродного брата известного писателя, сопровождалась поэтическим текстом Ломоносова. В постановке были задействованы все мыслимые и немыслимые сценические средства, включая фосфорическое свечение и пиротехнические эффекты. Каждое движение танцоров изменяло конфигурацию пространства.

Главную партию исполнял Сергей Лифарь. Открытие Челищева высоко оценили Гертруда Стайн и Эдит Ситуэлл. Пресса и критика отнеслась к сценическому прозрению скептически. По поводу этого Челищев говорил: "Я Вам открыл дверь в Мироздание, в Вечность, а Вы не захотели туда войти!". Успокаивая своего кумира, верная поклонница таланта Павла Челищева Гертруда Стайн говорила: "Придет время. Все увидят и войдут!".

_ (500x636, 33Kb)

В одном из последних писем из Италии Константину Кедрову Челищев особо отмечает строки начинающего поэта: «Я вышел к себе через-навстречу — от. И ушёл под, воздвигая над»..Художник узнает здесь свою мистическую перспективу.

2~3 (510x586, 60Kb)
Белая лошадь и акробаты. Эскиз театрального занавеса. 1941

Живопись Челищева высоко ценили Дали и Пикассо, но мировая известность началась с картины «Ищущий обрящет» (или «Каш-каш» — прятки).

Художник завершил картину в Нью-Йорке в 1942-ом г под впечатлением вести о рождении своего внучатого племянника Константина Кедрова. Из-за нетрадиционной ориентации Павел Челищев не имел семьи и детей, поэтому он рассматривал рождение двоюродного внука,как счастливую весть о том ,что род продолжается,поскольку в этом же 1942 г. скончался его отец Федор Сергеевич Челищев,а сестры(Мария,Варвара,Александра,Наталья)были бездетны ,кроме Софьи Челищевой-бабушки Константина Кедрова,умершей от тифа в 1919 году после выселения из имения Дубровка Калужской губернии Жиздринского уезда по приказу Ленина. Фигурка,рождающегося младенца-символ продолжения рода Павла Челищева,не имевшего семьи и детей. Через 14 лет Челищев сообщит об этом в переписке со своей сестрой Варварой Зарудной,преподававшей литературу дочери Сталина Светлане Аллилуевой и с вернувшейся из Гулага Марией Федоровной Клименко

4000579_1872 (700x628, 102Kb)
Каш-Каш прятки или Ищущий да обрящет

Около картины в Нью-Йорке зрители простаивали часами. Дети искали там новые фигурки младенцев среди листвы. Рядом висела "Герника" Пикассо и во всех опросах "Каш-каш" опережала "Гернику" по популярности. Это была первая часть задуманного триптиха Чистилище-Ад-Рай. «Чистилище» («Ищущий обрящет», Музей современного искусства — MOMA) — «Ад» («Феномена», ныне в Государственной Третьяковской галерее) — «Рай» (последний цикл «Ангелические портреты»). Чистилище — изображение нутра рождающей материнской утробы, из которой головой вперед-книзу в расширяющейся перспективе из нутра материнской утробы вылетает младенец. Это внучатый племянник художника будущий поэт Константин Кедров.Утроба — одновременно ствол дерева жизни, дорога, по которой движется шагающий андрогин, и рука-нога, где ступня — корни, а кисть руки — крона. В кроне, уходящей в синеву неба — множество листьев-младенческих голов, напоминающих ангелочков Рафаэля в «Сикстинской Мадонне».

04112008991 (700x525, 143Kb)
Феномена

«Феномена» — Ад — выполнена как пирамида с входом, возле которого сидит Гертруда Стайн и вяжет покров Изиды. У подножия пирамиды множество уродцев, внешне напоминающих исторических лиц и знакомых художника. Среди персонажей картины - Леонор Фини в виде девочки со слоновьей кожей, Чарльз Генри Форд - мальчик-паук, композитор и критик Вергилий Томсон - тюлень без плавников,  Алиса Токлас - "маньяк-вязальщик". Страсть Челищева к уродливому вылилась в картине в создание множества поразительных персонажей - артистов цирка: Ноги-плавники, Голова-гриб, Девочка-птица, Человек-лев, Мальчик с двумя грудями и т.д. Сам он в левом углу возле мольберта пишет картину, на которой видны контуры повешенного темнокожего человека. На картине множество исторических персонажей. Младенец с теннисной ракеткой Петр Великий,внизу Игорь Стравинский (Челищев оформлял его оперу "Орфей". Стравинский напишет свои воспоминания о Павле Челищеве, вошедшие в его книгу,изданную на русском языке ещё в СССР.Эту картину по завещанию Челищева в 1962 году привёз и подарил Третьяковке Кирштайн. До середины 1990-х она была спрятана от зрителей и не разу не экспонировалась. В настоящее время экспонируется в зале № 22 Третьяковки на Крымском Валу.

16 (473x600, 92Kb)
Внутренний пейзаж (48). 1944

20110409_fenix (435x700, 345Kb)
Феникс. 1942

14 (586x451, 105Kb)
Солнце.1945

18 (485x600, 94Kb)
Анатомическая живопись. 1946

22 (402x600, 97Kb)
Лабиринт. (1949)


652_183745 (170x280, 29Kb)

«Рай» («Ангелические портреты») состоит из множества прозрачных портретов, где насквозь видно все анатомическое строение. Но постепенно они превращаются в серию сияющих структур и кристаллов. Это тот самый модуль мира, который Челищев искал всю жизнь в себе и в других. Ключевая картина этого цикла «Апофеоз» ныне приобретена частным коллекционером и находится в Москве.

В начале 1950-х годов сюрреализм Челищева на рынке авангардной живописи был потеснен абстрактным экспрессионизмом. Однако поздние работы художника, выполненные в стиле геометрической абстракции, обладали, как и предшествовавшие им "Внутренние пейзажи", некой мистической глубиной, предвещавшей психоделический идеализм шестидесятых. Эти работы хранятся, в основном, в галереях Мура и Майкла Розенфельда в Нью-Йорке

26 (467x600, 106Kb)
Выстрел каштана. 1954

Челищев умер от инфаркта, принятого за воспаление лёгких, и был вначале похоронен на паперти православной обители в Италии во Фраскати. Затем его сестра Александра Заусайлова (Челищева) перезахоронила его прах во Франции на кладбище Пер-Лашез, но первое место захоронение тоже сохранено.

Челищев по праву считается одним из выдающихся художников-символистов двадцатого века - его глубоко личные, чувственные фантастические образы столь же незабываемы, как и образы, созданные его знаменитыми современниками - Пикассо, Матиссом, Лежером. В последние годы интерес к работам Челищева, угасший после его смерти, возродился - во многом благодаря выходу нескольких книг и монографий, посвященных творчеству художника, в том числе книги Линкольна Кирстейна "Челищев".

4000579_Tchelitchew (295x420, 16Kb)

Зимой 2007 года в галерее «Наши художники» на Рублевке состоялась первая выставка Павла Челищева в России. 30 сентября 2008 года в Русском Зарубежье состоятась презентация фильма «Нечетнокрылый Ангел» по сценарию К.Кедрова и Н.Зарецкой, режиссёр Ирина Бессараб, ведущий К.Кедров. С помощью труппы «Кремлевский балет» воссоздана версия балета с оформлением Челищева «Ода», поставленного в 1929 году труппой Дягилева в Париже с участием Мясина и Лифаря.

Ссылки:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D7%E5%EB%E8%F9%E5%E2,_%CF%E0%E2%E5%EB_%D4%B8%E4%EE%F0%EE%E2%E8%F7

http://www.liveinternet.ru/community/1726655/post173254281/

http://www.gay.ru/art/painting/classics/tchelitchew.html

http://photo.nesterova.ru/thumbnails.php?album=54

http://1ben-konst.livejournal.com/33339.html

http://artinvestment.ru/news/exhibitions/20110409_chelischev.html

Серия сообщений "российская живопись":
Часть 1 - Куликов Иван Семенович
Часть 2 - Сухово-Кобылины, часть 4 - Софья Васильевна Сухово-Кобылина
Часть 3 - "Свиньин неугомонный!..."
Часть 4 - "Нечетнокрылый" Павел Челищев
Часть 5 - Больше чем романтизм. Русская и голландская живопись первой половины XIX века

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку