-Приложения

  • Перейти к приложению Я - фотограф Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Настольные игры онлайнМы предлагаем Вам сразиться в любимые настольные игры со своими друзьями, не отходя от компьютера. У нас вы сможете поиграть в дурака, преферанс, тысячу, нарды, шахматы, шашки, крестики-нолики, точки,
  • Перейти к приложению Битвы БитвыУ кого лучше дизайн ногтей? Кто мужественнее? Кто больше ЭМО? У кого друзья невероятнее отрываются? ЭТО РЕШИТ БИТВА!!
  • Перейти к приложению Смешные цитаты и ICQ статусы Смешные цитаты и ICQ статусыСмешные цитаты и ICQ статусы из социального цитатника basher.ru

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в трава_у_дома

 -Подписка по e-mail

 


Крымские немцы

Воскресенье, 01 Августа 2010 г. 12:42 + в цитатник
Цитата сообщения Краснофлотец Крымские немцы: Гутен Таг
 (328x250, 14Kb)
Первые представители германских племен переселились
в Крым еще в III веке, но, смешавшись с крымскими народами, они потеряли свои национальные особенности. Спустя 1,5 тыс. лет началась вторая волна переселения немцев в Крым. Они приехали
в Россию по приглашению русского царя, построили поселки и, в отличие от своих предшественников, сохранили свои традиции.
 (600x182, 13Kb)
В истории Крыма есть много интересных фактов, связанных с немцами. В середине III века на полуострове обосновались готы - представители союза германских племен, прародиной которых считается Скандинавия. Но они довольно быстро ассимилировались с местным населением, поэтому об их жизни в Крыму историки могут судить только по отрывочным описаниям своих древних коллег и немногочисленным находкам археологов.
О мотивах акции по переселению из Крыма всех христиан, «избавляя от угрожаемого ига и бедствия принятием в вечное подданство Всероссийской империи», до сих пор спорят историки… Якобы это была идея самого генерал-губернатора новороссийского края князя Г.А.Потемкина и якобы она предполагала таким методом ослабить экономику полуострова, не принадлежавшего на ту пору пока еще России, но уже и не турецкого (Турция явно сдавала позиции в регионе).
Крым с 1774г. по Кучук-Кайнарджийскому мирному договору принадлежал татарам, но настолько ослабленным своей внутриполитической борьбой, доходящей порой до гражданской войны, что, в конце концов, вынужденным прибегнуть к поддержке русского оружия. С одной стороны Россия их поддерживает, а с другой стороны в короткие сроки (с мая по сентябрь 1778г.) переселяет в Приазовье и Новороссию 31тыс. христиан, что вызвало буквально ярость крымского хана Шагин Гирея и местной татарской знати (ведь, действительно, сами татары занимались лишь разведением коров и овец). Тогда-то со всеми христианами были переселены (операцией командовал лично А.В.Суворов) также и они – потомки древних германцев-готов-феодоритов, живших в Крыму еще с III тысячелетии.
Однако всего через четыре года, когда, наконец, Императрицей Екатериной II был подписан манифест «О принятии полуострова Крыма, острова Тамань и всей Кубанской стороны под российскую державу» (в 1783 году), практически безлюдная Таврическая область (а с 1802г. – Таврическая губерния) снова начал интенсивно заселяться. Наряду с русскими и украинскими переселенцами, для «всякой полезной государству хозяйственной деятельности и торговли» приглашались иностранцы. Первыми откликнулись немцы из Германии (потомки германцев снова возвращались в Крым). Хорошие работники, рачительные хозяева, дисциплинированные и законопослушные, они всем устраивали российское правительство.

 (445x434, 108Kb)
А после восшествия на престол Александра I, большого любителя всего немецкого, и вовсе переселение немцев в Крым приобрело массовый характер. С 1804 по 1810гг. на полуострове, как грибы выросли немецкие колонии-поселения: Нейзац, Фриденталь, Розенталь и Кроненталь в Симферопольском уезде; Цюрихталь, Гейльбрун, Судак и Герценберг – в Феодосийском.
Прежде всего этому способствовало то, что немцы (в отличие от других переселенцев) были отмечены особым к ним отношением правительства. Посудите сами: чего им было бы не ехать на таких-то условиях? Немцам были определены льготы в податях и повинностях сроком на 10 лет. Каждая немецкая семья, кроме множества единовременных пособий (деньгами, скотом, зерном, земледельческими орудиями), получала в собственность 60-65 десятин земли. Кроме того, немецкие семьи освобождались от натуральной рекрутской повинности, а это значило, что их работников-сыновей не собирались призывать в армию. Немецким колонистам было даже гарантировано право на самоуправление. И лишь с 1910г. прекратилась выдача всех пособий, а земли с этих пор немцы должны были покупать. Во всех крупных анклавах немецких поселений было не только свое управление, но и особая внутренняя юрисдикция с делопроизводством на немецком языке, а также свои немецкие школы и своя церковь с иерархией священнослужителей. Не мудрено, что при таких условиях да при немецком трудолюбии и бережливости уже к середине XIXв. среди немцев явственно проступила значительная прослойка богатых землевладельцев. Численность немецкого населения в Крыму (и на Украине) постоянно увеличивалась. По данным первой всероссийской переписи 1897г., в Крыму проживало 31950 немцев (7% от всего населения) и им принадлежало более 700тыс. десятин земли (!). Немцы стали играть на полуострове одну из ведущих ролей и в экономике, и в социально-политической, и в общественной жизни.
В общем, немцы прижились вполне, одно поколение сменяло другое, но и потомки первых колонистов ревностно сохраняли и собирались сохранять дальше свой быт и свои национальные особенности. По наблюдениям путешественников той поры, селения немцев один в один напоминали деревни, расположенные по берегам Рейна, и очень сильно отличались от других крымских деревень и зажиточностью, и благоустроенностью, и аккуратностью. В домах – чистота, опрятность, а также разнообразие мебели и даже нередко наличие музыкальных инструментов. По вероисповеданию немцы Крыма были частью католиками, но в большинстве – протестантами. Причем из всех протестантских конфессий особым отношением государства была выделена евангелическо-лютеранская, да так, что даже на время была поставлена фактически в один ряд с православной церковью, сделавшись в 1832г. по специальному указу также официальной.
 (300x214, 75Kb)

Немаловажно, что среди немецких колонистов всеми современниками признавался весьма высокий уровень образования. Они и сами очень уважительно относились к грамоте, и стремились, непременно выучить своих детей. Начальные немецкие школы были «семилетки» (причем в них учились не только мальчики, но и девочки); кроме того, были специальные школы для глухонемых детей, а также для сирот. Те, кто хотел и имел возможность продолжить образование, шли после начальной школы в школу высшего порядка и обучались в ней уже с 12 до 20 лет. Таких немецких училищ было в Крыму пять, и все они были на редкость хорошо обеспечены материально (имели даже интернаты для проживания детей во время их учебы). А также отличались хорошо подготовленным преподавательским составом, получившим высшее образование как в России, так и в Европе. К слову сказать, тогда учителя вообще, а особенно у немцев, были весьма уважаемыми людьми, и работа их оценивалась соответственно высоко: в 1тыс. руб. и более (это кроме обеспечения бесплатным жильем, топливом, а также земельными наделами и бесплатным выпасом домашнего скота). В немецких школах обоих ступеней учебники в большинстве своем были на немецком языке, а преподаватели всячески стремились сохранить национальный язык и культуру своего народа. Хотя при этом обязательно изучались и русский язык, и российские история с литературой. При всем том, что немецкие колонисты в Крыму жили довольно обособленно, но вели они себя зачастую как настоящие и достойные сограждане. Так, во время Крымской войны 1853/55гг. многие из них поставляли в русскую армию бесплатно (или за минимальную плату) фураж, продовольствие, подводы и лошадей, а еще – принимали в свои семьи на полное попечение раненых. Было много немцев и в самой армии, защищавшей тогда Севастополь (из них 15 офицеров и генералов немецкого происхождения были награжденными за «Оборону Севастополя» георгиевскими крестами).

 (394x450, 33Kb)

Но вот кончился XIX век – поистине «золотой» для немецких переселенцев. С началом первой мировой войны в печати развернулась активная пропагандистская кампания не только против Германии, но и против немцев, проживающих в России. Дальше – больше. После того, как Германия и Австрия в 1914г. объявили всеобщую мобилизацию, все немцы мужского пола от 18 до 45 лет, проживавшие в Таврической губернии, но не являвшимися ее подданными, были объявлены военнопленными, арестованы и высланы вон. Однако и к российским подданным немецкого происхождения стали относиться с подозрением. За многими установили надзор со стороны полицейских, жандармских и военных органов. Неблагонадежных же с точки зрения местных властей немедленно высылали. Вслед за этим мерами началась экспроприация земель, документально узаконенная российским правительством в начале 1915г. (по этим же земельным законам предполагалось к 1917г. полностью ликвидировать вообще все немецкие, австрийские и венгерские колонии на территории России). В свете этих решений в Крыму было создано специальное губернское правление по экспроприации немецких землевладений, которое экстренно провело изъятие почти 80% земель (!), принадлежавших, прежде всего крупным землевладельцам. И, тем не менее, когда в Крыму был организован другой губернский комитет – по оказанию помощи больным и раненым воинам, в его распоряжение стали поступать значительные средства именно от немецких колонистов (пожертвования немцев не ограничивались деньгами, они собирали вещи, продукты, медикаменты и также передавали их в комитет). Более того, из призванных из Таврической губернии в армию 2500 немцев (как, впрочем, и из остальных областей), до 1917г. не было зафиксировано ни одного факта измены или предательства с их стороны. Наоборот – многие из них были награждены орденами.
Но, как известно, именно с этого года все в России стало круто меняться. Эти изменения докатились и до Крыма. Февральская революция и взявшее в свои руки власть Временное правительство приостанавливает исполнение принятых законов о собственности на землю иностранных выходцев и как будто бы все возвращается на круги своя.

Около ста семей из Швейцарии, Бадена и Баварии поселились в Феодосии, поэтому один из районов города имеет немецкое название - Форштадт, что в переводе означает "пригород".
 (274x300, 94Kb)
Крымские немцы старались сохранить свои традиции, в их поселениях было немало школ, в которых преподавали на немецком языке. До Великой Отечественной войны советские власти относились к немцам вполне лояльно. В Крыму даже создали в 1930 году Биюк-Орланский немецкий район с населением почти 37 тыс. человек. Но с началом войны все изменилось.

Депортация, репрессии и трудовая армия
В августе 1941 года из Крыма выселили 61 тыс. немцев и их родственников других национальностей. В 1944 году, когда советские войска освободили полуостров, выслали еще 2,3 тыс. крымских немцев.
Во время войны всех депортированных немцев в возрасте от 16 до 60 лет направили в трудовую армию, которая практически ничем не отличалась от нацистских концлагерей. Они делали оружие, обмундирование для солдат, валили лес, растили урожай, но при этом их заставляли работать на износ. После окончания войны оставшиеся в живых восстанавливали промышленность. Выжили немногие: за годы репрессий и депортации погибло и пропало без вести 250 тыс. российских немцев.
Из лагерей их освободили только после 13 декабря 1955 года, когда вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР, давший немцам право на свободу. Но полностью свободными их нельзя было назвать: они могли жить только в очень отдаленных уголках страны: Колыме, Дальнем Востоке, Сибири и Средней Азии.
Но и на этом испытания народа не закончились. Миллионы советских людей воспитывали в ненависти к людям немецкой национальности. Фашистами обзывали все немцев без исключения, даже родившихся спустя десятилетия после войны. Официальные документы, средства массовой информации и плакаты наглядной агитации постоянно обвиняли советских немцев в нацизме. Указ, снимавший все обвинения с немецкого народа, вышел 29 августа 1964 года, но ограничения на право выбора места жительства были сняты только 3 ноября 1972 года. После этого многие немцы предпринимали попытки поселиться в Крыму, но почти всем отказывали в прописке. Обосноваться на полуострове удалось лишь единицам: женщинам, вступившим в смешанные браки, и людям, сменившим в документах свою национальность.
В июне 1992 года Совет министров Крыма создал Управление по делам депортированных народов, которое разработало программу возвращения высланных крымчан. Программа была рассчитана на возвращение 14 тыс. немецких семей. Однако многие из крымских немцев предпочли эмигрировать в Германию. Сегодня в Крыму живет менее 4 тыс. немцев.
 (264x250, 8Kb)
Мартинстаг - праздник добра
Каждый год 11 ноября, ровно в 11 часов, 11 минут, и не минутой позже у немцев начинается "Пятое время года" - праздник, который отмечают с языческих времен. Он сопровождается традиционными карнавалами. Откуда появилась традиция связывать карнавалы с числом 11, доподлинно неизвестно. Существует несколько версий. Во-первых, много веков назад в Германии число "11" считалось "числом дураков", все, кто принимает участие в карнавале должны дурачиться. Во-вторых, эта цифра символизирует грех - ведь библейских заповедей всего десять.
 (275x376, 18Kb)

В-третьих, 11 ноября в Германии отмечают день Святого Мартина (Мартинстаг), который совпадает с праздником окончания полевых работ.
Есть легенда, что императорский солдат Мартин однажды зимой въехал в городские ворота на своем резвом скакуне. Было очень холодно. Мартин увидел у ворот нищего, который ужасно мерз. Добрый солдат не смог проехать мимо и разрезал мечом свой теплый плащ напополам. Одну половину он отдал нищему, а другую оставил себе.
Поэтому современные карнавальные процессии всегда возглавляет Мартин на коне и в красном плаще. А вечером дети с фонариками идут по улицам к костру в честь Мартина, который зажигается с наступление темноты. Огонь символизирует тепло, которым добрые люди должны поделиться с другими.
 (350x263, 66Kb)

Мартинстаг - последний католический праздник перед началом самого строгого предрождественского поста. Немцы считают, что в этот день нужно как следует повеселиться, ведь во время поста развлекаться нельзя.
 (288x288, 21Kb)

Традиционным праздничным блюдом Мартинстага считается тушенный гусь.
Автор: Самарина (исп. материалы публикаций А.Герцена – зав.кафедрой истории ТНУ и Э.Терез – профессора этой же кафедры).
Рубрики:  память...
миру мир
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку